Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
Роль и права кредиторов в конкурсном процессе. Руководство
ЮНСИТРАЛ выделяет следующие формы участия кредиторов
в банкротном процессе2:
(а) ォПраво быть заслушаннымサ3. Если национальный режим
процедур банкротства основывается на этой модели, то кредито-
ры наделены исключительно минимумом прав в рамках конкурс-
ного дела. Основной объем полномочий передается управляюще-
му, назначаемому судом. Как правило, кредиторы могут высказы-
вать свое мнение перед судом и управляющим, причем,
возможно, только консолидировано, т. е. предварительно достиг-
нув договоренности по пунктам выступления и определив упол-
номоченного их представителя. Но серьезного правового значения
их позиция может не иметь. В данном варианте контрагенты
должника лишены права определять тип вводимой процедуры,
участвовать в назначении управляющего, обжаловать его действия
и т. д. В целом такой подход признается наименее сбалансиро-
ванным, поскольку ォв качестве стороны, наибольшим образом
экономически заинтересованной в исходе производства, кредито-
ры могут утратить доверие к производству, в рамках которого
ключевые решения принимаются без консультаций с нимиサ4;
(б) ォОбщая консультативная функцияサ. Здесь кредиторы игра-
ют уже более заметную роль, в частности, образуя свои постоян-
но действующие органы (собрание, комитет), они могут консуль-
тировать управляющего, который, однако, не обязан следовать
предлагаемой ему позиции. Вместе с тем ォсдерживающимサ для
него фактором будет служить либо обязанность согласовывать
собственные значимые шаги с судом, либо возможность кредито-
ров обжаловать акты игнорирования их консультаций.
(в) ォАктивная рольサ. Данная форма подразумевает участие
кредиторов во введении той или иной процедуры банкротства,
в выборе и назначении управляющего, в его смещении, в кон-
троле и даже прямом согласовании существенных сделок с иму-
ществом должника и т. д. Иными словами, роль кредиторов
весьма значима, однако при всех соответствующих плюсах, вле-
кущих широкое распространение рассматриваемой модели в ми-
ре, чрезмерное увлечение ею на уровне законодателя может при-
вести и к отрицательным последствиям. ォЕсли такой надзор или
необходимость утверждения лишь усложняют управление имуще-
ственной массой в деле о несостоятельности, то это может в ко-
нечном счете сказаться на стоимости и эффективности админи-
стративных процедурサ1.
Российский Закон о
несостоятельности
третьего варианта. Кредиторы оказывают существенное влияние
на ход производства по делу о несостоятельности, причем как по
отдельности, так и, что более значимо, образовав соответствую-
щие органы (собрание и комитет): принимают решения о введе-
нии процедур банкротства, определяют требования к арбитражно-
му управляющему, обжалуют его действия, инициируют отстране-
ние от занимаемой должности, оспаривают сделки должника,
совершенные в преддверии
несостоятельности и
вывод активов, и т. д. (ср. ст. 12, 98, 103, 145 Закона о несостоя-
тельности).
III. Правовой статус арбитражного управляющего. Управляю-
щий в деле о банкротстве: мировой подход. В законах разных
стран о банкротстве используются различные термины для
обозначения лица, несущего ответственность за управление
производством по делу о несостоятельности, в том числе та-
кие, как ォадминистраторыサ, ォдоверенные лицаサ, ォликвидато-
рыサ, ォконтролерыサ, ォуправляющие имущественной массойサ,
ォкураторыサ, ォофициальные или судебные управляющиеサ или
ォкомиссарыサ.
Управляющий в деле о несостоятельности может быть физи-
ческим лицом или, как это имеет место в некоторых правовых
системах, корпорацией, или другим самостоятельным юридиче-
ским лицом. Независимо от способа назначения управляющий
в деле о несостоятельности играет центральную роль в обеспече-
нии эффективного и действенного выполнения законодательства
о несостоятельности, обладает определенными полномочиями
в отношении должников и их активов, несет обязанность по за-
щите активов и их стоимости, а также интересов кредиторов
и работников, и обеспечивает эффективное и беспристрастное
применение закона. Поэтому крайне важно, чтобы управляющий
в деле о несостоятельности имел соответствующую квалифика-
цию и обладал знаниями, опытом и личными качествами, кото-
рые бы обеспечивали не только эффективное и действенное ве-
дение производства, но также и доверие к режиму несостоятель-
ности.
Таковы требования развитых правопорядков, обобщенные
в Руководстве ЮНСИТРАЛ1. Рассмотрим, насколько данный под-
ход был учтен при разработке и принятии российского Закона
о несостоятельности.
Понятие и виды арбитражных управляющих по российскому зако-
ну. Статья 2 Закона о несостоятельности определяет арбитражного
управляющего как гражданина Российской Федерации, утверждае-
мого арбитражным судом для проведения процедур банкротства
и осуществления иных установленных этим законом полномочий и
являющегося членом одной из саморегулируемых организаций.
При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, полномочия
арбитражного управляющего в деле о банкротстве в значительной
степени носят публично-правовой характер, что означает действие
управляющего в интересах должника, кредиторов и общества в це-
лом2. Это, в свою очередь, позволяет определить его как фигуру,
на первостепенной основе подчиняющуюся предписаниям публич-
ного права, что, однако,
не исключает наличия обязательств
но-правовой природы в его деятельности3.
Законодатель выделил
следующие разновидности
управляющих:
а) временный управляющий — арбитражный управляющий, ут-
вержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;
б) административный управляющий — арбитражный управляю-
щий, утвержденный арбитражным судом для проведения финан-
сового оздоровления;
в) внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвер-
жденный арбитражным судом для проведения внешнего управления;
г) конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, ут-
вержденный арбитражным судом для проведения конкурсного
производства.
Таким образом, Закон
о несостоятельности
ет, что назначение для каждой из ォосновныхサ процедур бан-
кротства отдельного арбитражного управляющего, функции
и объем правомочий которого существенно различаются. Не-
зависимо от процедуры любой управляющий реализует ряд
ォуниверсальныхサ, не зависящих от стадии конкурсного про-
цесса задач.
Выбор арбитражного управляющего. В данном вопросе необхо-
димо выделить два положения: а) каковы требования к кандидату
на этот пост и б) как строится процедура назначения.
В законодательстве о несостоятельности используются различ-
ные подходы к решению первого положения. Управляющий
в банкротном процессе может выбираться из числа представите-
лей различных профессиональных групп, например предпринима-
тельского сообщества, служащих какого-либо специализированно-
го правительственного учреждения или из какой-либо частной
коллегии квалифицированных специалистов (как правило, юри-
стов, бухгалтеров). В некоторых правовых системах законодатель-
ство о несостоятельности предусматривает, что по всем конкурс-
ным делам или по некоторым категориям этих дел автоматически
назначается конкретное должностное лицо. Во многих государст-
вах управляющий в деле о несостоятельности должен быть физи-
ческим лицом, однако в ряде стран допускается назначение и
юридического лица при соблюдении определенных требований,
например, чтобы лица,
которые будут выполнять
щую работу от имени юридического лица, обладали надлежащей
квалификацией, а деятельность самого юридического лица подпа-
дала под регулирование'.
Российский закон также предъявляет к кандидату в арбитраж-
ные управляющие определенные требования. В соответствии со
ст. 20 Закона о несостоятельности арбитражным управляющим
может быть гражданин, который:
1) зарегистрирован в
качестве индивидуального
теля;
2) имеет высшее образование;
3) имеет стаж руководящей работы не менее чем два года
в совокупности;
4) сдал теоретический
экзамен по программе
битражных управляющих;
5) прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в ка-
честве помощника арбитражного управляющего;
6) не имеет судимости
за преступления в сфере
также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие
преступления;
7) является членом одной из саморегулируемых организаций.
Конституционность последнего требования была поставлена под
сомнение, но Конституционный Суд РФ высказался в пользу со-
ответствия данной нормы Основному закону1.
Что же касается процедуры назначения арбитражного управ-
ляющего, то здесь необходимо отметить следующее.
Во многих правовых системах управляющий в деле о несо-
стоятельности выбирается и назначается судом, который также
осуществляет надзор за его деятельностью. Выбор может произво-
диться по усмотрению суда из списка специалистов, обладающих
надлежащей квалификацией, а также может осуществляться с по-
мощью использования реестра специалистов, или на основе рота-
ции, или же каким-либо другим способом, например по рекомен-
дации кредиторов или должника.
В некоторых государствах выбор управляющего осуществляет-
ся по поручению суда
специальным органом или
на которое возложены функции по общему регулированию дея-
тельности всех управляющих в делах о несостоятельности.
Еще один подход позволяет кредиторам играть определенную
роль в представлении кандидатур и выборе управляющего в деле
о несостоятельности, который может быть назначен при условии,
что он отвечает квалификационным требованиям для работы в
этом качестве в рамках конкретного дела.
Наконец, четвертый вариант позволяет должнику назначить
управляющего в деле о несостоятельности в тех случаях, когда,
например, реорганизационное производство (восстановительная
процедура банкротства: финансовое оздоровление или внешнее управ-
ление) было открыто по инициативе должника2.
В соответствии со ст. 39, 42 и 45 Закона о несостоятельности
суд на основании заявления кредитора, инициирующего дело
о банкротстве, определяет саморегулируемую организацию, из