Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад

Описание работы

Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель

Файлы: 1 файл

Банкротство.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

нивается в литературе3.

Таким образом, наблюдение, по сути, ォоткрываетサ дело о бан-

кротстве, является его  первой стадией, нейтральной с точки  зре-

ния уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для

выбора участниками  производства варианта дальнейшего  движения

дела: либо это будет  попытка восстановить финансы предпринима-

теля-должника, что повлечет введение финансового оздоровления

или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвида-

ции бизнеса, что будет  поводом к открытию конкурсного  произ-

водства.

Меры, применяемые к  должнику в процедуре наблюдения. Очер-

тим круг мер, применяемых  к должнику в процедуре наблюдения.

Уже цитированное нами законодательное определение этой про-

цедуры банкротства  позволяет заключить, что это, во-первых, ме-

ры по сохранности  имущества должника, во-вторых, меры по ус-

тановлению истинного  финансового состояния должника,

в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требова-

ний и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кре-

диторов.

Меры по сохранности  имущества должника в период наблюде-

ния включают:

установление возможности  предъявления имущественных пре-

тензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; при-

остановление исполнения исполнительных документов по имуще-

ственным взысканиям с должника, а также приостановление  про-

изводств в судах  по искам о взыскании денег;

введение запрета удовлетворять  требования о выделе доли

(пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его

участников (п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности);

установление запретов органам управления наблюдаемого

юридического лица совершать  определенные сделки без согласия

временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона), принимать на-

званные в законе решения (п. 3 ст. 64 Закона);

отстранение арбитражным  судом руководителя должника от

должности в случае нарушения  им банкротного законодательства

(ст. 69 Закона) и др.

Меры по установлению истинного финансового состояния  долж-

ника представляют собой  анализ корпоративных финансов должни-

ка (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, струк-

туры затрат, генерации  денежного потока, налогового долга, воз-

можности снижения затрат на обслуживание полученных

банковских кредитов и т. д.). Это входит в обязанности  времен-

ного управляющего (п. 1 ст. 67, ст. 70 Закона) и главным обра-

зом направлено на решение  вопроса, в состоянии ли должник

восстановить в будущем  свою платежеспособность.

Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения. Закон

предписывает, что не позднее чем за десять дней до даты оконча-

ния процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено

первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 72). Организует и проводит

собрание временный  управляющий, обязанный проделать  до это-

го времени всю подготовительную работу: выявить известных

и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведо-

мить их о введении наблюдения, проанализировать корпоратив-

ные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подго-

товить и провести рассылку приглашений к участию.

От круга вопросов, выносимых на разрешение участников

первого собрания, зависит  дальнейшее движение дела о банкрот-

стве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая

процедура будет введена  в последующем: финансовое оздоровле-

ние, внешнее управление, конкурсное производство или, быть

может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же вы-

ясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести

соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требова-

ния к управляющему, который  будет назначен на последующей

стадии процесса, а  также выбирают саморегулируемую организа-

цию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участ-

ники собрания принимают решение о формировании комитета

кредиторов (ст. 73, 74 Закона).

Решение собрания представляется в суд, который обязан под-

чиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении фи-

нансового оздоровления или внешнего управления, и назначить

соответствующую процедуру. То же правило действует и в отно-

шении конкурсного производства (п. 1 ст. 75 Закона). Исключе-

ние предусмотрено для  случая, когда кредиторы ходатайствуют

перед судом о введении внешнего управления или конкурсного

производства, а учредители должника или собственник его иму-

щества настаивают на введении финансового оздоровления. Если

последние представляют банковскую гарантию, покрывающую

риски кредиторов не получить должное, суд может проигнориро-

вать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоров-

ления (п. 3 ст. 75 Закона).

III. Финансовое оздоровление. В соответствии со ст. 2 Закона

о несостоятельности  финансовое оздоровление — это процедура  бан-

кротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его

платежеспособности и погашения задолженности в соответствии

с графиком погашения  задолженности. По своей направленности

оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного

(реорганизационного), а  не ликвидационного характера.  Макси-

мальный срок, на который  может быть введено финансовое оздо-

ровление, — два года (п. 6 ст. 80 Закона).

Появление рассматриваемой  процедуры банкротства в Законе

о банкротстве было одной  из принципиальнейших новаций

в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее

действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже

о его ォпредшественникеサ — законодательном  акте, регулировав-

шем отношения в связи  с несостоятельностью в период с 1992 по

1998 г., ничего подобного  не содержал.

Процедура финансового  оздоровления как самостоятельный

институт несостоятельности  неизвестна иностранным законода-

тельствам и представляет собой специфику исключительно  рос-

сийского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в  литера-

туре отмечается, что  финансовое оздоровление имеет некоторое

сходство с германской моделью самоуправления1.

По замыслу законодателя, предназначение финансового оздо-

ровления может быть сведено к следующему. В отличие  от внеш-

него управления —  процедуры, наиболее близкой к рассматривае-

мой и также направленной на восстановление платежеспособно-

сти должника, финансовое оздоровление подразумевает, что

восстанавливать платежеспособность будет сам должник (едино-

лично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному  пла-

ну, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредито-

ры) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота,

которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные  кор-

поративные финансы  из кризисного состояния. При этом долж-

ник берет на себя и  тот риск, который проистекает  из его само-

стоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не уда-

стся, кредиторы получат  причитающееся им из предоставленного

должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее

не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое  и в си-

лу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредито-

ров (п. 1 ст. 79 Закона).

Иными словами, идея состоит  в использовании неоспоримых

качеств собственников  должника, — они являются субъектами,

наиболее сведующими в той отрасли экономики, в  которой дей-

ствует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способ-

ны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. Ес-

ли поменять команду  менеджеров, а законодатель ориентирует

участников дела на это, как бы ォнамекаяサ, что смена  главного

должностного лица компании может стать полезным шагом (п. 2

ст. 77 Закона), получить дополнительные стимулы в виде угрозы

потери предоставленного обеспечения и ォнависающегоサ графика

расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в  опре-

деленных случаях будет более эффективна, нежели внешнее

управление или мировая  сделка.

В мировой сделке также можно проследить определенные сход-

ства между этими  процедурами. И в финансовом оздоровлении,

и в мировом соглашении должник имеет возможность с  согласия

кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платеж-

ных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить

управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями.

Однако в отличие  от мирового соглашения производство по делу

о несостоятельности  должника с введением финансового оздоров-

ления не прекращается1.

Порядок введения финансового  оздоровления. Инициатива во

введении рассматриваемой  процедуры может исходить либо от

должника, либо от третьего лица (третьих лиц). Если вести речь

о первом случае, то закон в этой части четко предписывает, что

волеобразующим органом  со стороны должника выступает его

высший орган управления (в зависимости от организационно-пра-

вовой формы это может  быть общее собрание акционеров, общее

собрание участников и т. д.) или собственник имущества должни-

ка — унитарного предприятия (п. 1 ст. 77 Закона о несостоятель-

ности). Третьи лица могут  вмешаться в банкротный процесс  толь-

ко с согласия должника (п. 1 ст. 78 Закона). В отличие от ситуа-

ции с инициативой  должника, где воля последнего образуется и

изъявляется его участниками (учредителями), вопрос согласия на

вступление в дело третьего лица от имени должника уполномочен

решать руководитель; согласия собрания участников (учредителей)

или собственника имущества  не требуется1.

В обоих случаях инициатива оформляется в виде обращения

к первому собранию кредиторов. Обязательной частью обращения

выступает информация о  предлагаемом обеспечении исполнения

должником его обязательств2, план финансового оздоровления,

график погашения задолженности.

По общему правилу  финансовое оздоровление вводится арбит-

ражным судом, если с  необходимостью его введения согласились

кредиторы (п. 1 ст. 75 Закона). Однако Закон знает два случая ис-

ключений из данного  правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено су-

дом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения

о дальнейшей, следующей  за наблюдением процедуре банкротства

(п. 2 этой же статьи). Условием в данном случае является  то, что

инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собствен-

ную инициативу и предоставили необходимое обеспечение3.

Во-вторых, даже если кредиторы  ходатайствуют о введении внеш-

него управления или  открытии конкурсного производства, то и в

этом случае финансовое оздоровление может быть введено против

Информация о работе Банкротство