Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
нивается в литературе3.
Таким образом, наблюдение, по сути, ォоткрываетサ дело о бан-
кротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зре-
ния уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для
выбора участниками производства варианта дальнейшего движения
дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринима-
теля-должника, что повлечет введение финансового оздоровления
или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвида-
ции бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного произ-
водства.
Меры, применяемые к должнику в процедуре наблюдения. Очер-
тим круг мер, применяемых к должнику в процедуре наблюдения.
Уже цитированное нами законодательное определение этой про-
цедуры банкротства позволяет заключить, что это, во-первых, ме-
ры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по ус-
тановлению истинного
финансового состояния
в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требова-
ний и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кре-
диторов.
Меры по сохранности имущества должника в период наблюде-
ния включают:
установление возможности предъявления имущественных пре-
тензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; при-
остановление исполнения исполнительных документов по имуще-
ственным взысканиям с должника, а также приостановление про-
изводств в судах по искам о взыскании денег;
введение запрета
(пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его
участников (п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности);
установление запретов органам управления наблюдаемого
юридического лица совершать определенные сделки без согласия
временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона), принимать на-
званные в законе решения (п. 3 ст. 64 Закона);
отстранение арбитражным судом руководителя должника от
должности в случае нарушения им банкротного законодательства
(ст. 69 Закона) и др.
Меры по установлению
истинного финансового
ника представляют собой анализ корпоративных финансов должни-
ка (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, струк-
туры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, воз-
можности снижения затрат на обслуживание полученных
банковских кредитов и т. д.). Это входит в обязанности времен-
ного управляющего (п. 1 ст. 67, ст. 70 Закона) и главным обра-
зом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник
восстановить в будущем свою платежеспособность.
Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения. Закон
предписывает, что не позднее чем за десять дней до даты оконча-
ния процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено
первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 72). Организует и проводит
собрание временный управляющий, обязанный проделать до это-
го времени всю
и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведо-
мить их о введении наблюдения, проанализировать корпоратив-
ные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подго-
товить и провести рассылку приглашений к участию.
От круга вопросов, выносимых на разрешение участников
первого собрания, зависит дальнейшее движение дела о банкрот-
стве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая
процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровле-
ние, внешнее управление, конкурсное производство или, быть
может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же вы-
ясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести
соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требова-
ния к управляющему, который будет назначен на последующей
стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организа-
цию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участ-
ники собрания принимают решение о формировании комитета
кредиторов (ст. 73, 74 Закона).
Решение собрания представляется в суд, который обязан под-
чиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении фи-
нансового оздоровления или внешнего управления, и назначить
соответствующую процедуру. То же правило действует и в отно-
шении конкурсного производства (п. 1 ст. 75 Закона). Исключе-
ние предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют
перед судом о введении внешнего управления или конкурсного
производства, а учредители должника или собственник его иму-
щества настаивают на введении финансового оздоровления. Если
последние представляют банковскую гарантию, покрывающую
риски кредиторов не получить должное, суд может проигнориро-
вать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоров-
ления (п. 3 ст. 75 Закона).
III. Финансовое оздоровление. В соответствии со ст. 2 Закона
о несостоятельности финансовое оздоровление — это процедура бан-
кротства, применяемая к должнику в целях восстановления его
платежеспособности и погашения задолженности в соответствии
с графиком погашения задолженности. По своей направленности
оздоровление представляет
собой процедуру
(реорганизационного), а не ликвидационного характера. Макси-
мальный срок, на который может быть введено финансовое оздо-
ровление, — два года (п. 6 ст. 80 Закона).
Появление рассматриваемой процедуры банкротства в Законе
о банкротстве было одной из принципиальнейших новаций
в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее
действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже
о его ォпредшественникеサ — законодательном акте, регулировав-
шем отношения в связи с несостоятельностью в период с 1992 по
1998 г., ничего подобного не содержал.
Процедура финансового оздоровления как самостоятельный
институт несостоятельности неизвестна иностранным законода-
тельствам и представляет собой специфику исключительно рос-
сийского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литера-
туре отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое
сходство с германской моделью самоуправления1.
По замыслу законодателя, предназначение финансового оздо-
ровления может быть сведено к следующему. В отличие от внеш-
него управления — процедуры, наиболее близкой к рассматривае-
мой и также направленной на восстановление платежеспособно-
сти должника, финансовое оздоровление подразумевает, что
восстанавливать платежеспособность будет сам должник (едино-
лично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному пла-
ну, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредито-
ры) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота,
которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные кор-
поративные финансы из кризисного состояния. При этом долж-
ник берет на себя и тот риск, который проистекает из его само-
стоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не уда-
стся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного
должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее
не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в си-
лу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредито-
ров (п. 1 ст. 79 Закона).
Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых
качеств собственников должника, — они являются субъектами,
наиболее сведующими в той отрасли экономики, в которой дей-
ствует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способ-
ны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. Ес-
ли поменять команду менеджеров, а законодатель ориентирует
участников дела на это, как бы ォнамекаяサ, что смена главного
должностного лица компании может стать полезным шагом (п. 2
ст. 77 Закона), получить дополнительные стимулы в виде угрозы
потери предоставленного обеспечения и ォнависающегоサ графика
расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в опре-
деленных случаях будет более эффективна, нежели внешнее
управление или мировая сделка.
В мировой сделке также можно проследить определенные сход-
ства между этими процедурами. И в финансовом оздоровлении,
и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия
кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платеж-
ных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить
управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями.
Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу
о несостоятельности должника с введением финансового оздоров-
ления не прекращается1.
Порядок введения финансового оздоровления. Инициатива во
введении рассматриваемой процедуры может исходить либо от
должника, либо от третьего лица (третьих лиц). Если вести речь
о первом случае, то закон в этой части четко предписывает, что
волеобразующим органом со стороны должника выступает его
высший орган управления (в зависимости от организационно-пра-
вовой формы это может быть общее собрание акционеров, общее
собрание участников и т. д.) или собственник имущества должни-
ка — унитарного предприятия (п. 1 ст. 77 Закона о несостоятель-
ности). Третьи лица могут вмешаться в банкротный процесс толь-
ко с согласия должника (п. 1 ст. 78 Закона). В отличие от ситуа-
ции с инициативой должника, где воля последнего образуется и
изъявляется его участниками (учредителями), вопрос согласия на
вступление в дело третьего лица от имени должника уполномочен
решать руководитель; согласия собрания участников (учредителей)
или собственника имущества не требуется1.
В обоих случаях инициатива оформляется в виде обращения
к первому собранию кредиторов. Обязательной частью обращения
выступает информация о предлагаемом обеспечении исполнения
должником его обязательств2, план финансового оздоровления,
график погашения задолженности.
По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбит-
ражным судом, если с необходимостью его введения согласились
кредиторы (п. 1 ст. 75 Закона). Однако Закон знает два случая ис-
ключений из данного правила.
Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено су-
дом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения
о дальнейшей, следующей
за наблюдением процедуре
(п. 2 этой же статьи).
Условием в данном случае
инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собствен-
ную инициативу и предоставили необходимое обеспечение3.
Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внеш-
него управления или открытии конкурсного производства, то и в
этом случае финансовое оздоровление может быть введено против