Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
числа членов которой будет избран арбитражный управляющий,
и передает ей соответствующий запрос. После получения запроса
о представлении кандидатур управляющего саморегулируемая ор-
ганизация составляет список своих членов, изъявивших согласие
быть утвержденными судом в качестве арбитражного управляю-
щего и в наибольшей
степени удовлетворяющих
к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в за-
просе. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов)
вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих,
указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утвер-
ждается арбитражным судом.
Данный порядок в действующем законе изложен применитель-
но к первой из вводимых процедур банкротства — наблюдению и
соответственно касается назначения временного управляющего.
Однако он является единым для всех разновидностей рассматри-
ваемого участника дела о банкротстве. Законодатель, используя из-
вестный прием нормотворческой техники, не прибегает к подроб-
ному изложению
к назначению административного, внешнего и конкурсного управ-
ляющего, а допускает отсылочную норму, указывающую на необхо-
димость применения ст. 45 Закона о несостоятельности (ст. 83, 96,
127). Отличие в данном случае только одно. Если при введении
наблюдения саморегулируемая организация указывается кредито-
ром — инициатором дела о банкротстве, то в последующих проце-
дурах организацию выбирает уже собрание кредиторов (п. 1 ст. 73
Закона о несостоятельности).
Обязанности и функции арбитражного управляющего. В Руково-
дстве ЮНСИТРАЛ названы
следующие обязанности и
управляющего в банкротном деле, которые реализуются независи-
мо от типа введенной процедуры банкротства:
а) взятие под свой контроль активов, образующих имущест-
венную массу, и коммерческой документации должника;
б) выполнение функций
представителя имущественной
в) привлечение финансирования после открытия производства;
г) осуществление прав
в интересах имущественной
в рамках возбужденных судебных, арбитражных или администра-
тивных процедур;
д) получение информации, касающейся должника, его акти-
вов, обязательств и ранее заключенных сделок (особенно сделок,
заключенных в течение подозрительного периода);
е) принятие мер для защиты и сохранения активов имущест-
венной массы и коммерческого предприятия должника;
ж) регистрация прав имущественной массы (когда регистра-
ция необходима для формализации прав имущественной массы
в отношении добросовестных приобретателей), а также ряд др.1
Конечно, ряд из перечисленных функций реализуется на оп-
ределенных стадиях условно или опосредованно, но в целом за-
кон ориентирует любого управляющего на следование таким зада-
чам. Помимо этого в зависимости от избранной процедуры бан-
кротства арбитражный управляющий может выполнять более
узкие, специфически направленные функции, в частности, при
попытке восстановления бизнеса и платежеспособности должни-
ка — разработку плана санации (финансового оздоровления) пред-
приятия, его последующее претворение в жизнь, а при ликвида-
ции — реализацию активов имущественной массы.
Российский закон о
несостоятельности в целом
денциям развитых систем несостоятельности (ст. 67, п. 3 ст. 83,
ст. 99, 129).
IV. Арбитражный суд как участник правоотношений несостоя-
тельности (банкротстве). Подведомственность дел о банкротстве.
Зарубежная практика знает различные варианты структурирования
законов о несостоятельности с точки зрения решения вопроса,
какой орган будет являться компетентным для разрешения бан-
кротных дел. В Англии и США созданы специальные суды по де-
лам о несостоятельности,
во Франции — это сфера
коммерческих судов, в Германии действуют специальные коммер-
ческие палаты судов общей юрисдикции.
В дореволюционной России данный вопрос решался дуали-
стично: делами о торговой несостоятельности ведали коммерче-
ские суды, делами о неторговой — суды общие1.
В соответствии со ст. 33 АПК и ст. 32, 33 Закона о несостоя-
тельности все без исключения дела о несостоятельности юридиче-
ских лиц и граждан
подведомственны арбитражным
решение законодателя, последствия принятия которого отложены
на неопределенное время2, хотя и нарушает генеральную линию,
проведенную им же (законодателем) при разграничении подве-
домственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдик-
ции3, но все же в современных правовых условиях является пра-
вильным, тем более что банкротство в данном контексте не стоит
особняком (к ведению арбитражных судов отнесены, к примеру,
и акционерные споры, когда акционер — это физическое лицо, не об-
ладающее статусом индивидуального предпринимателя). В силу
прямого указания закона (п. 3 ст. 33 Закона о несостоятельности)
дела о банкротстве
не может рассматривать и
Роль и положение суда в деле о банкротстве. Роль и положение
арбитражного суда в конкурсном процессе предопределены особым
характером (спецификой) производства по делам о несостоятельно-
сти, осуществляемого судебными органами1. В чем же состоит этот
особый характер? В банкротном процессе господствует так назы-
ваемый следственно-
(арбитражном) процессе — состязательное начало. Господство след-
ственно-ревизионного принципа означает, что к частноправовому
отношению присоединяется
элемент общественно-публичный
рушение платежной дисциплины, на которой построен экономический
оборот и без которой
последний в современных
вершенно невозможен) и в силу этого охраняемый государством, за-
интересованным в определенном положении дел. Интерес общест-
ва и государства в данном случае выражается в том, чтобы пред-
приниматели в отношениях между собой и с потребителями не
допускали просрочки или неисполнения своих обязательств, а если
уж таковые и произошли, то компенсация пострадавшим произво-
дилась бы на основе начала справедливости.
Напротив, объектом судебного исследования в гражданском (ар-
битражном) деле ォот начала и до конца служит единственно част-
ное гражданско-правовое отношениеサ2. Иными словами, обычный
исковой порядок защиты нарушенных прав нацелен на обслужива-
ние интереса частных лиц, не связан с нарушениями, масштаб ко-
торых был бы способен подорвать экономические устои общества.
К примеру, нарушение условий поставки продукции в каком-то
конкретном случае, безусловно,
заслуживает юридической
но в силу его отдельности, в частности государство не должно вме-
шиваться в
будет всецело зависеть от кредитора. А вот если неисполнение обя-
зательств должником становится массовым, касается всех или зна-
чительной части его кредиторов, что объясняется финансовыми за-
труднениями их контрагента, способными привести к несправедли-
вому распределению его имущества в пользу его бывших партнеров,
требующих должного, то здесь правовосстановительное производство
требует помощи и вмешательства государства3.__
В законодательстве Российской Федерации следственно-реви-
зионное начало проявляется и во введении фигуры арбитражно-
го управляющего', и
в отстранении действующих
ника от управления делами последнего, и во многом другом. Но
в первую очередь оно выражается именно в деятельности арбит-
ражного суда. Анализируя действующие законоположения, в ко-
торых говорится о полномочиях суда при производстве по делу
о несостоятельности, можно выделить следующие его основные
функции:
1. Функция определения наличия или отсутствия признаков не-
состоятельности у должника
и его процессуального
битражный суд единолично решает вопрос именно о признаках
несостоятельности, будучи в то же время стесненным в решении
вопроса о юридической судьбе должника, обладающего таковыми
(признаками банкротства), так как он не может принять решение
об объявлении должника банкротом при наличии решения перво-
го собрания кредиторов о введении процедуры финансового оздо-
ровления или процедуры внешнего управления (п. 1 ст. 75 Зако-
на о несостоятельности). Также при определенных обстоятельст-
вах его воля в данном вопросе может быть стеснена и другими
лицами: акционерами (участниками) организации-должника, соб-
ственником ее имущества, третьими лицами (п. 2, 3 ст. 75 Зако-
на о несостоятельности). Вместе с тем и в вопросе определения
юридической судьбы должника суд в некоторых случаях может
и даже обязан проявить самостоятельность.
2. Функция ォапелляционной
битражный суд в соответствии со ст. 60 Закона о несостоятельно-
сти реагирует на заявления
арбитражных управляющих о
ших разногласиях с другими лицами и органами, участвующими
в применении процедур банкротства, а также на жалобы кредито-
ров и обращения иных уполномоченных лиц и органов.
3. Ревизионно-наблюдательная функция. Выполняя эту функцию,
арбитражный суд, так же как и при рассмотрении заявлений и жа-
лоб, дает оценку действиям и решениям других участников кон-
курсного процесса, но здесь суд действует уже по своему усмотре-
нию либо в силу прямого указания закона, т. е. без заявления или
жалобы с чьей-либо стороны. Ревизионно-наблюдательная функ-
ция арбитражного суда проявляется, например, в выборе и назна-
чении арбитражного управляющего (п. 4 ст. 45, п. 1 ст. 83, ст. 96
и др. Закона о несостоятельности), в решении вопроса об его от-
странении (ст. 98, 145 Закона о несостоятельности), в осуществле-__
нии контроля за своевременностью утверждения плана внешнего
управления (п. 4, 5 ст. 107 Закона о несостоятельности), за свое-
временностью рассмотрения кредиторами отчета внешнего управ-
ляющего по итогам внешнего управления п. 7 ст. 119 Закона
о несостоятельности), за своевременностью расчетов с кредиторами
(п. 3 ст. 120 Закона о несостоятельности), в праве арбитражного
суда требовать от конкурсного управляющего представления всех
сведений, касающихся конкурсного производства (п. 3 ст. 143 За-
кона о несостоятельности) и в др.
Как представляется, именно этой функцией можно объяснить
и правило ныне действующего закона, согласно которому вклю-
чение требований кредиторов в соответствующий реестр, что фак-
тически означает признание за ними права участия в разделе