Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад

Описание работы

Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель

Файлы: 1 файл

Банкротство.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

имущества банкрота, производится только судебным актом п. 6

ст. 16 и др. Закона о  несостоятельности). Законодатель исходил

из того, что судебный орган не должен быть только апелляцион-

ной инстанцией в этом вопросе, реагируя на споры кредиторов,

должника и управляющего. Он должен полностью контролировать

этот процесс, непосредственно  участвуя в нем, дабы исключить

возможные споры и  злоупотребления, последствия которых  могут

быть крайне существенными  с точки зрения охраны обществен-

ного интереса.

Вместе с тем отметим, что мировая практика знает разные

подходы к решению  этого вопроса с позиции вида судебных уч-

реждений, компетентных рассматривать требования о включении

в реестр кредиторов. Так, английская и американская практика

строятся на традиции рассмотрения этих дел в том же суде, кото-

рый ведет дело о банкротстве (подход, аналогичный российской мо-

дели), в то время как в Германии споры о признании конкурсным

кредитором разрешаются  не в судах, компетентных вести кон-

курсные процессы — специальных  коммерческих палатах судов

общей юрисдикции, а в общих судах  непосредственно1.

Проявления ォследственно-ревизионного принципаサ при рас-

смотрении дел о несостоятельности, известные теории и практике

конкурсного процесса, выражаются также  в открытии несостоя-

тельности по инициативе суда, игнорирование  отказа кредито-

ра-заявителя от поддержания заявления  о признании должника

банкротом.

ァ 3. Процедуры несостоятельности (банкротства)

I. Процедура несостоятельности  (банкротства): понятие, цели

и основания введения. Понятие процедуры  банкротства. Законода-

тель, реализуя попытку придать  адекватную правовую форму от-

ношениям, складывающимся между должником  и его кредитора-

ми в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы,

помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения

процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвя-

щенные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим про-

цедурам. Вместе с тем, используя  понятие ォпроцедура (процеду-

ры) банкротстваサ, основной нормативно-правовой акт в рассмат-

риваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым

перечислением этих процедур.

Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так

и именуется — ォПроцедуры банкротстваサ, закрепляет, что при рас-

смотрении дела о банкротстве должника — юридического лица

применяются следующие  процедуры банкротства: наблюдение,

финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное про-

изводство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит

перечисление процедур, но только применяемых в отношении

должника-гражданина: конкурсное производство, мировое согла-

шение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.

Процедура банкротства  — это в первую очередь порядок осу-

ществления, применения чего-либо в отношении неисправного

должника, воздействия  на последнего. Но что конкретно  реализу-

ется в рамках этого порядка? Можно утверждать, что практически

все дозволенные законом  варианты воздействия на должника ук-

ладываются в понятие ォмеры (мероприятия), применяемые  к долж-

никуサ. Все многообразие отношений в сфере банкротства можно

свести к трем группам:

а) определение того, имеются ли основания для ォпомещенияサ

субъекта в сферу  действия законодательства о несостоятельности,

или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;

б) при наличии последних  — применение к нему определен-

ных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имуще-

ства, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа

и раздел его активов  и т. д.);

в) решение вопросов организационного характера (подготовка

арбитражных управляющих, координация деятельности государст-

венных органов, уполномоченных представлять публично-правовые об-

разования в конкурсных процессах, и т. п.).

Воздействие на должника на разных этапах производства по

делу о его банкротстве  связано с применением определенных,

строго установленных (допускаемых) законом мер. При возбужде-

нии производства по делу — это первоначальные охранительные__

и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество  долж-

ника, отстранение его  от управления активами, введение сторон-

него наблюдателя, установление истинного финансово-экономи-

ческого положения и  т. д.), при наличии вывода о возможности

восстановления платежеспособности — мероприятия по восстанов-

лению платежеспособности (те, что перечислены в ст. 109 Закона

о несостоятельности, плюс мораторий на удовлетворение требова-

ний кредиторов, плюс возможность  отказаться от убыточных или

низкорентабельных договоров  должника' и признать недействи-

тельными часть его  сделок), наконец, при принятии решения

о признании должника банкротом — ликвидационные меры (выяв-

ление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои

требования в конкурс, меры по формированию, реализации

и разделу конкурсной массы, прекращение юридического ли-

ца — банкрота как  субъекта права и др.). Реализация этих и дру-

гих мер в отношении должника происходит во взаимодействии

участников конкурсного  процесса: кредиторов, должника, его

контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц,

перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.

Таким образом, процедура банкротства — это установленный

правовыми актами порядок  применения допустимых законода-

тельством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или

официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать,

что соотношение процедур банкротства и мер, применяемых

к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содер-

жания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет

фактическое содержание правоотношений, имеющих место в  свя-

зи с открытием конкурсного  процесса. Процедуры банкротства,

по сути, являются правовыми формами организации и примене-

ния мер к должнику.

Цели и основания  введения процедур банкротства. Цель введе-

ния той или иной процедуры  банкротства — упорядочить, орга-

низовать применение тех или иных мер к неисправному долж-

нику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику

возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности

(ст. 67, 69, 70, 109), а также  определяет, на достижение какой

цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84). А такая тради-

ционная процедура, как  конкурсное производство, подразумевает

стандартный, исторически  сложившийся набор осуществляемых

мероприятий: составление  актива (конкурсной массы), пассива

(обязательств), погашение  в определенной очередности требова-

ний кредиторов и ликвидация юридического лица — банкрота.

Отсюда участники конкурсного  процесса (должник, кредиторы

и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем

самым предлагают реализовать  комплекс ォнаполняющихサ ее мер.

Другими словами, выражение ォприменить (применение) проце-

дуру банкротстваサ (абз. 11 — 15 ст. 2 Закона) может восприни-

маться как применение сопровождающих ее введение (открытие)

мероприятий. Последние  же применяются в строго определен-

ных целях, например, перепрофилирование производства, взы-

скание дебиторской  задолженности и уступка прав требования

при проведении внешнего управления — в целях восстановления

платежеспособности должника.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно

выделить формальные и материальные основания. Формальным

основанием для введения той или иной процедуры банкротства

является решение (определение, заявление, объявление) установ-

ленного законом субъекта (органа), а материальным основани-

ем — факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и по-

зволяет принять такое  решение. В частности, для введения про-

цедуры внешнего управления формальными основаниями яв-

ляются решение первого  собрания кредиторов и (или) определе-

ние арбитражного суда (ст. 75 Закона), а материальным

основанием — реальная возможность восстановления платежеспо-

собности, подтвержденная решением первого собрания кредито-

ров или наличием оснований  полагать это, выявленных арбит-

ражным судом самостоятельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).

II. Наблюдение. Понятие  наблюдения. ォНейтральностьサ процеду-

ры. Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности,

представляет собой  процедуру банкротства, применяемую  к долж-

нику в целях обеспечения  сохранности имущества должника,

проведения анализа  финансового состояния должника, составле-

ния реестра требований кредиторов и проведения первого собра-

ния кредиторов. Данная процедура  длится не белее чем семь ме-

сяцев с даты поступления  заявления, открывающего дело (п. 3

ст. 62, ст. 51 Закона).

Мировой опыт построения национальных систем регулирова-

ния банкротства признает несколько вариантов (стандартов) от-

крытия конкурсного  процесса. Как указывается в Руководстве

ЮНСИТРАЛ, ォв законодательстве некоторых  стран стандарт от-

крытия производства устанавливает основу для открытия либо ре-

организационного, либо ликвидационного производства. Если за-

явление об открытии ликвидационного  производства подается

кредитором, законодательство о несостоятельности может разре-

онного производства в реорганизационное. В соответствии с за-

конодательством других стран, где предпочтение отдается реорга-

низации, должно возбуждаться реорганизационное производство,

однако оно может  быть преобразовано в ликвидационное, если

будет доказано, что предприятие  должника не может быть реорга-

низовано. Согласно еще  одному подходу предусматриваются еди-

нообразные последствия  подачи заявления и выбор между  реорга-

низацией и ликвидацией  будет сделан лишь по истечении опре-

деленного срока, в течение  которого оценивается финансовое

положение должникаサ1.

Российский Закон о  несостоятельности предусматривает, что

открытие судебного  производства по делу о несостоятельности

как юридического лица, так  и гражданина2 влечет по общему

правилу введение единой предусмотренной законом процедуры,

а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник,

ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявле-

ния о банкротстве  настаивать на открытии и дальнейшем течении

конкурсного процесса в  русле определенной избранной ими  про-

цедуры, что позволяет  отнести наш закон к третьей  модели пра-

вового регулирования открытия дела о банкротстве. Данное об-

стоятельство, как можно  понять, с положительной стороны  оце-

Информация о работе Банкротство