Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
имущества банкрота, производится только судебным актом п. 6
ст. 16 и др. Закона о несостоятельности). Законодатель исходил
из того, что судебный орган не должен быть только апелляцион-
ной инстанцией в этом вопросе, реагируя на споры кредиторов,
должника и управляющего. Он должен полностью контролировать
этот процесс, непосредственно участвуя в нем, дабы исключить
возможные споры и злоупотребления, последствия которых могут
быть крайне существенными с точки зрения охраны обществен-
ного интереса.
Вместе с тем отметим, что мировая практика знает разные
подходы к решению этого вопроса с позиции вида судебных уч-
реждений, компетентных рассматривать требования о включении
в реестр кредиторов. Так, английская и американская практика
строятся на традиции рассмотрения этих дел в том же суде, кото-
рый ведет дело о банкротстве (подход, аналогичный российской мо-
дели), в то время как в Германии споры о признании конкурсным
кредитором разрешаются не в судах, компетентных вести кон-
курсные процессы — специальных коммерческих палатах судов
общей юрисдикции, а в общих судах непосредственно1.
Проявления ォследственно-
смотрении дел о несостоятельности, известные теории и практике
конкурсного процесса, выражаются также в открытии несостоя-
тельности по инициативе суда, игнорирование отказа кредито-
ра-заявителя от поддержания заявления о признании должника
банкротом.
ァ 3. Процедуры несостоятельности (банкротства)
I. Процедура несостоятельности (банкротства): понятие, цели
и основания введения. Понятие процедуры банкротства. Законода-
тель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму от-
ношениям, складывающимся между должником и его кредитора-
ми в связи с
помещенные в Закон о
процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвя-
щенные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим про-
цедурам. Вместе с тем, используя понятие ォпроцедура (процеду-
ры) банкротстваサ, основной нормативно-правовой акт в рассмат-
риваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым
перечислением этих процедур.
Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так
и именуется — ォПроцедуры
смотрении дела о банкротстве должника — юридического лица
применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение,
финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное про-
изводство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит
перечисление процедур, но только применяемых в отношении
должника-гражданина: конкурсное производство, мировое согла-
шение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.
Процедура банкротства — это в первую очередь порядок осу-
ществления, применения чего-либо в отношении неисправного
должника, воздействия на последнего. Но что конкретно реализу-
ется в рамках этого порядка? Можно утверждать, что практически
все дозволенные законом варианты воздействия на должника ук-
ладываются в понятие ォмеры (мероприятия), применяемые к долж-
никуサ. Все многообразие отношений в сфере банкротства можно
свести к трем группам:
а) определение того, имеются ли основания для ォпомещенияサ
субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности,
или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;
б) при наличии последних — применение к нему определен-
ных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имуще-
ства, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа
и раздел его активов и т. д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка
арбитражных управляющих, координация деятельности государст-
венных органов, уполномоченных представлять публично-правовые об-
разования в конкурсных процессах, и т. п.).
Воздействие на должника на разных этапах производства по
делу о его банкротстве
связано с применением
строго установленных (допускаемых) законом мер. При возбужде-
нии производства по делу — это первоначальные охранительные__
и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество долж-
ника, отстранение его от управления активами, введение сторон-
него наблюдателя, установление истинного финансово-экономи-
ческого положения и т. д.), при наличии вывода о возможности
восстановления
лению платежеспособности (те, что перечислены в ст. 109 Закона
о несостоятельности, плюс мораторий на удовлетворение требова-
ний кредиторов, плюс возможность отказаться от убыточных или
низкорентабельных договоров должника' и признать недействи-
тельными часть его сделок), наконец, при принятии решения
о признании должника банкротом — ликвидационные меры (выяв-
ление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои
требования в конкурс, меры по формированию, реализации
и разделу конкурсной массы, прекращение юридического ли-
ца — банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и дру-
гих мер в отношении должника происходит во взаимодействии
участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его
контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц,
перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.
Таким образом, процедура банкротства — это установленный
правовыми актами порядок применения допустимых законода-
тельством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или
официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать,
что соотношение процедур банкротства и мер, применяемых
к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содер-
жания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет
фактическое содержание правоотношений, имеющих место в свя-
зи с открытием конкурсного процесса. Процедуры банкротства,
по сути, являются правовыми формами организации и примене-
ния мер к должнику.
Цели и основания введения процедур банкротства. Цель введе-
ния той или иной процедуры банкротства — упорядочить, орга-
низовать применение тех или иных мер к неисправному долж-
нику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику
возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности
(ст. 67, 69, 70, 109), а также определяет, на достижение какой
цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84). А такая тради-
ционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает
стандартный, исторически
сложившийся набор
мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива
(обязательств), погашение
в определенной очередности
ний кредиторов и ликвидация юридического лица — банкрота.
Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы
и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем
самым предлагают реализовать комплекс ォнаполняющихサ ее мер.
Другими словами, выражение ォприменить (применение) проце-
дуру банкротстваサ (абз. 11 — 15 ст. 2 Закона) может восприни-
маться как применение сопровождающих ее введение (открытие)
мероприятий. Последние же применяются в строго определен-
ных целях, например, перепрофилирование производства, взы-
скание дебиторской задолженности и уступка прав требования
при проведении внешнего управления — в целях восстановления
платежеспособности должника.
Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно
выделить формальные и материальные основания. Формальным
основанием для введения той или иной процедуры банкротства
является решение (определение, заявление, объявление) установ-
ленного законом субъекта (органа), а материальным основани-
ем — факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и по-
зволяет принять такое решение. В частности, для введения про-
цедуры внешнего управления формальными основаниями яв-
ляются решение первого собрания кредиторов и (или) определе-
ние арбитражного суда (ст. 75 Закона), а материальным
основанием — реальная возможность восстановления платежеспо-
собности, подтвержденная решением первого собрания кредито-
ров или наличием оснований полагать это, выявленных арбит-
ражным судом самостоятельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).
II. Наблюдение. Понятие наблюдения. ォНейтральностьサ процеду-
ры. Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности,
представляет собой процедуру банкротства, применяемую к долж-
нику в целях обеспечения
сохранности имущества
проведения анализа
финансового состояния
ния реестра требований кредиторов и проведения первого собра-
ния кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь ме-
сяцев с даты поступления заявления, открывающего дело (п. 3
ст. 62, ст. 51 Закона).
Мировой опыт построения национальных систем регулирова-
ния банкротства признает несколько вариантов (стандартов) от-
крытия конкурсного процесса. Как указывается в Руководстве
ЮНСИТРАЛ, ォв законодательстве некоторых стран стандарт от-
крытия производства устанавливает основу для открытия либо ре-
организационного, либо ликвидационного производства. Если за-
явление об открытии ликвидационного производства подается
кредитором, законодательство
о несостоятельности может
онного производства в реорганизационное. В соответствии с за-
конодательством других стран, где предпочтение отдается реорга-
низации, должно возбуждаться
реорганизационное
однако оно может
быть преобразовано в
будет доказано, что предприятие должника не может быть реорга-
низовано. Согласно еще одному подходу предусматриваются еди-
нообразные последствия подачи заявления и выбор между реорга-
низацией и ликвидацией будет сделан лишь по истечении опре-
деленного срока, в течение которого оценивается финансовое
положение должникаサ1.
Российский Закон о
несостоятельности предусматрив
открытие судебного производства по делу о несостоятельности
как юридического лица, так и гражданина2 влечет по общему
правилу введение единой
предусмотренной законом
а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник,
ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявле-
ния о банкротстве настаивать на открытии и дальнейшем течении
конкурсного процесса в русле определенной избранной ими про-
цедуры, что позволяет отнести наш закон к третьей модели пра-
вового регулирования открытия дела о банкротстве. Данное об-
стоятельство, как можно понять, с положительной стороны оце-