Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
их воли. Условие в этой части — предоставление не любого до-
пустимого обеспечения, а его строго определенной формы — бан-
ковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем
известным кредиторам минимум на 20% (п. 3 этой же статьи).
Единственное, что здесь остается отметить — процедура фи-
нансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда
обеспечение исполнения должником требований кредиторов не
представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается
на такой вариант1.
Управление должником в период финансового оздоровления.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника
хотя и сохраняют свою роль, ибо в этом и состоит один из ос-
новных принципов
ществляют свои полномочия с определенными ограничениями.
Они таковы.
Во-первых, должник не вправе без согласия собрания кредито-
ров или комитета кредиторов совершать сделки, в которых у него
имеется заинтересованность или которые:
а) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью
отчуждения его имущества, балансовая стоимость которого со-
ставляет более 5% балансовой стоимости активов должника;
б) влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручи-
тельств и гарантий, а также учреждение доверительного управле-
ния имуществом должника.
Во-вторых, должник не вправе без согласия собрания кредито-
ров или комитета кредиторов и лица или лиц, предоставивших
обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии,
присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
В-третьих, в случае, если размер денежных обязательств
должника, возникших после введения финансового оздоровления,
составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных
в реестр требований кредиторов, все сделки, влекущие за собой
возникновение новых обязательств должника, могут совершаться
исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета креди-
торов).
В-четвертых, должник не вправе без согласия административ-
ного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязан-
ных сделок, которые:
а) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности
должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, вклю-
ченных в реестр требований кредиторов;
б) связаны с приобретением, отчуждением или возможно-
стью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за
исключением реализации имущества должника, являющегося го-
товой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реа-
лизуемой должником в процессе обычной хозяйственной дея-
тельности;
в) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
г) влекут за собой получение займов (кредитов).
Как видим, ограничения достаточно существенные, но они
вполне оправданны, поскольку, несмотря на то что кредиторы,
согласившиеся на введение данной процедуры, получают допол-
нительную ォгарантиюサ в виде предоставленного обеспечения, за-
бывать о том, что должник находится в процедурах банкротства
и расчеты с его контрагентами не завершены, не следует. В ко-
нечном счете график расчетов может быть сорван, обеспечение —
утрачена или снижена привлекательность, поэтому контроль не-
обходим.
IV. Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего
управления. Внешнее управление — это процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспо-
собности (ст. 2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление
вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть
продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев
(ст. 93 Закона).
Цель введения процедуры внешнего управления прямо обо-
значена в самом законодательном определении — организовать
применение к неисправному должнику тех мер, которые привели
бы к ォизлечениюサ финансовой составляющей его деятельности,
восстановили бы его положение на рынке и привели бы к пога-
шению требований всех кредиторов.
Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансо-
вого оздоровления, представляет собой разновидность реабилита-
ционных (реорганизационных) процедур банкротства, направлен-
ных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию1.
Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на во-
прос, кто, какой субъект будет выступать организующим финан-
совую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансо-
вым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать
сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой про-
цедурой это будут ォвнешниеサ субъекты: кредиторы и, главным
образом, внешний управляющий1.
Как говорилось выше, формальными основаниями для введе-
ния процедуры внешнего управления являются решение первого
собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда
(ст. 75 Закона). Материальное
основание выражается в
возможности восстановления платежеспособности, подтвержден-
ной решением первого собрания кредиторов или наличием осно-
ваний полагать это, выявленных арбитражным судом самостоя-
тельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Наряду с от-
странением действующего руководства должника от ведения делами,
о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным
последствием введения внешнего управления является мораторий на
удовлетворение требований кредиторов. По своей правовой природе
мораторий — один из типичных и в то же время наиболее остро
проявляющихся выразителей
публично-правового
стноправовые отношения2, каковое (вмешательство), как было пока-
зано в начале настоящей
главы, буквально ォнапитываетサ
состоятельности, включая и стадию внешнего управления. Послед-
няя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в
гражданско-правовые связи'.
В соответствии со ст. 95 Закона о несостоятельности морато-
рий на удовлетворение требований кредиторов распространяется
на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки ис-
полнения которых наступили до введения внешнего управления.
При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санк-
ции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных
обязательств и обязательных платежей не начисляются. Опреде-
ленной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предпи-
сание закона о начислении на ォмораторныеサ суммы процентов по
ставке рефинансирования, установленной Центральным бан-
ком РФ. С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым
обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как
указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже
15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноцен-
ный, ибо пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 став-
ки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75
НК). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не
распространяется на требования о взыскании задолженности по
заработной плате, выплате вознаграждений по авторским догово-
рам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью,
о возмещении морального вреда.
В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда
он может ォспокойноサ рассчитать и выполнить финансовый план
выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предна-
значение института моратория состоит в том, чтобы определен-
ным образом стабилизировать финансовое положение санируемо-
го предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам воз-
можность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать
ход восстановления платежеспособности.
План внешнего управления. Меры по восстановлению платеже-
способности должника. Согласно ст. 106 Закона о несостоятельно-
сти не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внеш-
ний управляющий обязан разработать план внешнего управления
и представить его собранию кредиторов для утверждения. План
внешнего управления должен предусматривать меры по восста-
новлению платежеспособности должника, условия и порядок реа-
лизации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расхо-
ды должника.
Вопрос об утверждении плана внешнего управления относит-
ся к исключительной компетенции собрания кредиторов. План
внешнего управления должен быть рассмотрен не позднее чем
через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.
Соответственно в эти же, а точнее, в более сжатые (с учетом
верстки, рассылки и срока на ознакомление) сроки он должен
быть и разработан (п. 1 и 2 ст. 107 Закона). Утвержденный соб-
ранием кредиторов план внешнего управления представляется
в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через
пять дней с даты проведения собрания кредиторов (п. 4 ст. 107
Закона).
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены сле-
дующие меры по восстановлению платежеспособности должника
(ст. 109 Закона):
а) перепрофилирование производства (когда, например, вы-
пуск прежней продуктовой линейки является неконкурентоспо-
собным, но имеется техническая возможность наладить изготов-
ление и сбыт другой продукции);
б) закрытие нерентабельных производств (зачастую это отно-
сится к обслуживающим производствам, например, литейному
производству на машиностроительных заводах, когда заказы на
литье выгоднее размещать ォна сторонеサ);
в) взыскание дебиторской задолженности (этот шаг во всех
случаях является необходимым, так как со всей очевидностью
приводит к ォчистомуサ приросту денежной массы, находящейся
в распоряжении должника);
г) продажа части имущества должника (возможна в случае,
когда единовременный доход от продажи более эффективен, чем
сдача в аренду или собственная эксплуатация с целью извлечения
дохода);
д) уступка прав требования должника (поскольку таковая, как
правило, подразумевает дисконт (скидку с номинала), каждый раз
необходимо анализировать, будет ли цессия долга выгодной
в сравнении с затратами на его реальное истребование);
е) исполнение обязательств должника собственником имуще-
ства должника, учредителями (участниками) должника либо
третьим лицом или третьими лицами;
ж) увеличение уставного капитала должника за счет взносов
участников и третьих лиц;
з) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
и) продажа предприятия должника (причем продан может
быть только один из действующих бизнесов, например один из
заводов, принадлежащих должнику);
к) замещение активов должника и, как указывает закон,