Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

3. Инвестирование на основе операций лизинга (ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)") представляет собой один из видов инвестирования в форме капитальных вложений (в средства производства), при котором инвестор сохраняет право собственности на инвестируемое имущество (в некоторых случаях право собственности переходит к лизингополучателю в срок, предусмотренный договором) и не приобретает прав на участие в управлении организацией лизингополучателя (как при инвестировании на основании учредительного договора).

4. Инвестирование на основе договора участия в долевом строительстве (ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ) осуществляется путем привлечением денежных средств инвесторов - граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с возникновением у инвесторов права собственности на объекты долевого строительства [7] .

5. Одним из видов инвестиционных  отношений с участием государства  является инвестирование в поиск, разведку и добычу минерального сырья, которое осуществляется на основании ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Правовой формой закрепления обязательств субъектов данного вида инвестиционной деятельности является соглашение о разделе продукции, являющееся договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашением определяются также условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

6. ФЗ "О концессионных соглашениях" регулирует отношения участников еще одной формы инвестиционной деятельности с участием публичных образований. Суть ее в том, что инвестор (по концессионному соглашению – концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, принадлежащее концеденту. За это он приобретает права владения и пользования данным объектом для осуществления указанной в соглашении деятельности на определенный срок. Право собственности же на этот объект остается принадлежащим концеденту.

По российскому законодательству концедентом могут быть только РФ, ее субъекты и муниципальные образования. Спецификой обладает и объект концессионного соглашения: они имеют особое общественное значение, это объекты транспортной инрфраструктуры, социально-культурного назначения и т.п.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государственные гарантии инвесторам

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности включает правовое регулирование соответствующих  отношений, в том числе установление гарантий инвесторам, государственная  поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности, а также контроль и  надзор в этой сфере.

К специальным правовым гарантиям следует отнести:

1. Включение в законодательство  об инвестиционной деятельности  оговорки о неприменения норм права, ухудшающих положение субъектов инвестиционных правоотношений в определенный период времени (стабилизационная или «дедушкина» оговорка) (ст. 14 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", п.2,3 ст. 15 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений");

2. Защита инвестиций, в  том числе от национализации  и реквизиции (за исключением  случаев, предусмотренных законодательством,  а при реквизиции - при наличии  надлежащей компенсации);.

3. Закрепление перечня  оснований для прекращения или  приостановления инвестиционной  деятельности, в том числе по  решению уполномоченных государственных  органов. 

4. Введение обязательного  страхования отдельных видов  инвестиций, которые должны быть  определены законным путем. 

Контрольные и надзорные функции государства реализуются при проведении экспертизы инвестиционных проектов с точки зрения соответствия объектов экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Порядок государственной  экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Инвестиционные проекты целевых  комплексных программ наиболее важных и крупных объектов федерального и республиканского значения после  их экспертизы независимыми экспертными  комиссиями обсуждаются по решению  местных органов власти населением территорий, чьи интересы затрагиваются  при их реализации. Независимые экспертные комиссии создаются по решению Правительства  РФ, в их состав включаются представители  соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций, а также могут привлекаться иностранные  специалисты.

 

 

[1] Подробнее об этом см.: Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // "Законодательство", 2005. N 3.

[2] Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.

[3] Черепанов Н.С. Основы правового регулирования инвестиционной деятельности/Предпринимательское право в рыночной экономике (Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно). - М.: Новая Правовая культура, 2004.

[4] Подробнее об этом см.: Ерков А. Стадии инвестиционного процесса//"Финансовая газета", 2005. N 43.

[5] См., в частности, ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"; ст. 4 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; ст.2, раздел II ФЗ "О рынке ценных бумаг".

[6] Обзор точек зрения об этом см.: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). - М.: "Волтерс Клувер", 2007.

[7] См.: Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 24 апреля, 13 мая 2008 г.); ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (с изменениями от 16 октября 2006 г.).

 

 

 

 

 

Тема 22. Правовые основы инновационной деятельности.

Понятие и виды инноваций, инновационной  деятельности

Понятия "инновация", "инновационная  деятельность" в законах не определяются.

В науке термин "инновации" определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической, в том числе предпринимательской деятельности" [1] .

Аналогичное по содержанию определение давалось в Концепции  инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832. В соответствии с этой же Концепцией под инновационной деятельностью понимался процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемой в практической деятельности, а также в связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки инновация (нововведение) [2] .

Правовые формы создания и реализации инноваций 

В правоотношениях по созданию и реализации инноваций участвуют  их авторы, владельцы инноваций, посредники в процессе внедрения инноваций (фонды венчурного капитала, консалтинговые фирмы), субъекты, оформляющие права  на них (патентные поверенные, патентно-лицензионные службы). Отношения между ними строятся на основе различных договоров:

1. договоры на создание  и передачу инноваций (договор  на выполнение проектных и  изыскательских работ, договор  на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и технологических работ);

2. договоры о передаче  уже созданных инноваций и  их использовании (договор об  отчуждении исключительного права,  лицензионный договор, договор  коммерческой концессии);

3. договоры об оказании  научных, научно-технических, инженерно-консультационных  услуг; 

4. договоры о совместной  научной, научно-технической деятельности.

Государственное регулирование инновационной  деятельности

Регулирование инновационной  деятельности осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и включает:

1. Создание и совершенствование  нормативной правовой базы научной  и инновационной деятельности, правовых  основ интеллектуальной собственности.  Федеральное законодательство в этой сфере представлено ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ч. IV ГК РФ.

2. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности. На федеральном уровне приняты следующие программные документы:  

  • Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576;  
  • Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613;  
  • Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7;  
  • Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 1764-р

Прогнозирование и планирование инновационной деятельности осуществляется и на уровне субъектов РФ (см., например, Областной закон Ростовской области от 28 ноября 2006 г. N 592-ЗС "Об Областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы").

3. Бюджетное финансирование  инновационной деятельности, в том  числе ее поддержка с помощью  системы государственного заказа  в сфере научных исследований  и разработок, льготного кредитования  и др.;

4. Создание системы экономических  и организационных стимулов, для  развития частной инновационной  активности. К ним относятся такие меры косвенного характера, как снижение налогового бремени для субъектов инновационной деятельности (например, освобождение от НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), установления для них иных налоговых льгот (например, возможности применения инвестиционного налогового кредита); закрепление возможности применять ускоренную амортизацию в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности и др.

5. Обеспечение оформления  и защита интеллектуальных прав  обладателей инноваций. 

Федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции  является Федеральное агентство  по науке и инновациям [3] .  

[1] Ершова И.В. Предпринимательское право: Учеб. для вузов. - М., 2005. - С. 320.

[2] Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"

[3] См.: Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 23. Правовые основы аудиторской деятельности.

Понятие аудиторской деятельности

В соответствии с п.1 ст. 1 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"