Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:33, контрольная работа
Малое бизнес России, насчитывающее 870 тыс. субъектов хозяйствования и представляет уже сейчас мощную социально-экономическую и политическую силу. В настоящее время 38-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс -- основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
Введение
1. Занятость в малом бизнесе
2 Структура занятости, создание рабочих мест и их использование в малом бизнесе
2.1 Структура занятости
2.2 Структура занятости на МП по основным категориям персонала
2.3 Годовое изменение занятости (в период с 2005 г. по 2006 г.)
2.4 Причины сокращения занятости
Заключение
Список литературы
Сейчас все больше компаний разворачивают свою деятельность в предоставлении услуг малому предпринимательству. Например, компании, работающие в сфере предоставления услуг в области высоких технологий, с усилением конкуренции на рынке IT - услуг начинают серьезно относиться к малым и средним предприятиям. Исходя из принципа «курочка по зернышку клюет», многие IT - компании стараются адаптировать свои услуги именно под запросы мелкого клиента. «Корпоративный сегмент на IT - рынке всегда считался лакомым куском, - говорит Тигран Погосян, директор по коммерческому развитию компании "Синтерра". - Но если раньше всех в первую очередь интересовали крупные клиенты с большими доходами, то сейчас находить таких все сложнее. Поэтому IT - компании стали активно работать с малыми корпоративными клиентами» [10,с 118].
. Чепуренко
В статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» данного сектора российской экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Сформулированы сценарии возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем. В контексте рассмотренных проблем определены основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса [1] .
Сектор частного малого бизнеса в России -- ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство -- дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы [2] (табл. 1).
Таблица 1. СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого бизнеса
Слабые стороны малого бизнеса
Возможности малого бизнеса
Угрозы существованию малого бизнеса
1. Небольшой стартовый капитал
Ограниченный (локально) рынок
Рост до уровня «большого» бизнеса
Быстрота полного разорения
2. Высокая эффективность
Ограниченные перспективы роста
Сбалансированное развитие
Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры
Прочная ниша на «своем» рынке
Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность
Отсутствие влиятельной поддержки
Творческая самореализация
Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»
Из табл. 1 явствует, что жизнь малого предпринимателя -- это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).
Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесе работает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к чужой собственности, законопослушность, не складываются гражданское общество с его институтами, медленно формируется средний класс как оплот социальной стабильности [Средний класс 1999…] [3] ?
Малый бизнес. Данные статистики и социологических опросов
Малое предпринимательство, зародившись в недрах перестроечных кооперативов, пережило период бурного роста в 1990--1993 гг. Однако к середине 1990-х годов темпы его развития стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада (табл. 2).
Таблица 2. Данные о развитии малого и среднего предпринимательства в середине 90-х годов
Количество малых и средних предприятий (тыс.)
Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей
Занятость на малых и средних предприятий (млн. чел.)
Доля малых и средних предприятий в общей занятости (%)
Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%)
Великобритания
2630
46
13,6
49
50-53
Германия
2290
37
18,5
46
50-52
Италия
3920
68
16,8
73
57-60
Франция
1980
35
15,2
54
55-62
ЕС в целом
15770
45
68
72
63-67
США
19300
74,2
70,2
54
50-52
Япония
6450
49,6
39,5
78
52-55
РОССИЯ
844
5,65
8,3
13
10-11
Источник: веб-сайт Ресурсного центра малого предпринимательства
Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик -- ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв -- и он не в пользу «малой экономики». Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим -- по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.
Тем не менее, нельзя не признать, что за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы занято более 13,5 млн человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25--27 млн россиян. Это, конечно, очень значительное достижение -- ведь во времена СССР одной из отличительных черт народнохозяйственного комплекса было преобладание в нем крупных, неповоротливых «флагманов социалистической индустрии». Теперь картина существенно изменилась.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса за годы реформ практически осталась та же. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Это вполне объяснимо: в малом предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Причем такая ситуация вполне соответствует общемировой тенденции доминирования в малом бизнесе нематериальной сферы над производственной.
На начало 2000 г. на малых предприятиях в России преобладала занятость на постоянной основе (около 75 %). В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям -- 7 человек. И эти цифры не представляют ничего необычного -- и в экономике развитых стран подавляющее число малых фирм имеет столь же скромную численность персонала, а в США вообще едва превышает 3 чел.
По территории Российской Федерации малые предприятия распределены крайне неравномерно. Почти треть из них сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве -- примерно 20--21 %, а в Санкт-Петербурге -- 10--12 %. Этот факт является самым убедительным свидетельством территориального различия в темпах и даже направленности экономических преобразований. Ведь мизерная доля малого бизнеса -- это свидетельство отсутствия структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, проистекающего из высоких барьеров для входа на рынок для начинающих частных предпринимателей, недружественной политики властей, отсутствия свободных денежных накоплений у населения (даже у инициативной и предприимчивой его части) и платежеспособного спроса со стороны более широких слоев населения на товары и услуги, которые может предложить малое предпринимательство. Причем складывается своего рода порочный круг: отсутствие сколько-нибудь значимой прослойки малого бизнеса делает его поддержку в глазах местных властей «нерентабельной» как в социально-экономическом, так и в политическом плане. А отсутствие такой поддержки, особенно необходимой для стартового предпринимательства, зачастую делает невозможным или невыгодным обращение к предпринимательской деятельности -- во всяком случае, в легальной экономике. При сохранении сложившейся ситуации, когда с точки зрения развития частного предпринимательства приходится говорить о «России двух скоростей», и без того существенные различия в уровне социально-экономического развития между двумя-тремя центрами и остальной периферией грозят приобрести необратимый характер.
Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна. Почти треть всех работающих на российских малых предприятиях сосредоточены в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11 %), Урал и Поволжье (по 9 %).
По основным показателям развития малого бизнеса большинство россий-ских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель составляет 16 малых предприятий на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения малого бизнеса приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации -- Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 малых предприятий.
Нельзя не видеть очевидного -- именно в тех странах Восточной Европы, где малый бизнес расцветает, темпы роста, при всех трудностях трансформационного периода, достаточно высоки и устойчивы, что позволяет правительствам этих стран ставить уже не задачи выживания, но догоняющего развития за счет иного качества роста и на базе консенсуса в обществе, подпитываемого растущим благосостоянием населения.
Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса 1998 г. Как отмечается в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2000--2001 гг., после августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий прекратили свою деятельность. В наиболее сложном положении оказались малые фирмы производственного профиля, не выдерживающие конкуренции с более крупными производителями. Не случайно, по данным Госкомстата, за 9 мес. 1999 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд руб. -- вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем в январе-сентябре 1998 г., т.е. до кризиса [Бережная 2000, с. 55].
Более детальную картину состояния российского малого бизнеса, которая существенно изменилась и осложнилась после августовского кризиса, можно получить из материалов выборочных опросов малых предпринимателей [Авилова и др. 1998; Барсукова 1999]. Показательны в этом отношении результаты анкетного опроса малых предприятий, который проводился Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в июне 1999 г. в 9 регионах России и в столице, и на данные которого мы будем часто ссылаться [4] .
Кризис оказал весьма серьезное негативное воздействие на российский малый бизнес: если до него соотношение «развивающихся» и «стремящихся выжить» малых предприятий составляло примерно 7:2, то после кризиса оно изменилось почти на противоположное. Влияние финансового кризиса на характер и степень остроты проблем текущей деятельности малых предприятий показано в табл. 3.
Таблица 3. Имелись ли у Вас проблемы в решении следующих вопросов текущей деятельности фирмы до и после начала финансового кризиса (в % от опрошенных)?
До финансового кризиса
После финансового кризиса
Проблем не было
Проблемы были
Проблем не было
Проблемы были
Поиск оборотных средств
47,1
45,2
27,7
68,9
Организация сбыта
55,6
35,0
37,4
57,6
Инвестиции
56,2
30,3
48,0
41,8
Набор квалифицированных кадров
67,5
24,8
71,6
24,2
Получение лицензии
74,4
15,7
76,7
17,0
Уплата налогов
64,6
28,5
55,3
41,3
Аренда помещения
71,5
20,1
66,2
29,3
Приобретение необходимого оборудования