Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:33, контрольная работа
Малое бизнес России, насчитывающее 870 тыс. субъектов хозяйствования и представляет уже сейчас мощную социально-экономическую и политическую силу. В настоящее время 38-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс -- основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
Введение
1. Занятость в малом бизнесе
2 Структура занятости, создание рабочих мест и их использование в малом бизнесе
2.1 Структура занятости
2.2 Структура занятости на МП по основным категориям персонала
2.3 Годовое изменение занятости (в период с 2005 г. по 2006 г.)
2.4 Причины сокращения занятости
Заключение
Список литературы
При этих условиях сектор малого предпринимательства начнет стремительно развиваться; допускаем, что темпы его развития приблизятся к тем, что наблюдались в начале 1990-х годов, когда численность малых предприятий от года к году примерно удваивалась. Пытаясь оценить возможные масштабы развития малого бизнеса при максимально благоприятном варианте социально-экономической ситуации в России, мы исходим из следующих гипотез. Во-первых, социологические исследования, проводившиеся в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют, что доля потенциальных предпринимателей обычно составляет в обществе около 4--6 % взрослого населения. Аналогичные исследования, проводившиеся в последние годы в России, в целом подтверждают, что таков же порядок этой оценки и в российском обществе. Таким образом, при реализации оптимистического сценария практически все потенциальные предприниматели могли бы осуществить свои предпринимательские наклонности (причем подавляющее большинство из них, разумеется, именно в малом бизнесе), что довело бы число действующих малых предприятий до 2,8--3 млн, а численность занятых в малом бизнесе только на постоянной основе -- до 18--24 млн человек. Во-вторых, реструктуризация крупных предприятий и санация финансовой системы страны неизбежно приведет к значительному высвобождению рабочей силы. Следовательно, не может не возрасти и численность самозанятых, а также малых предпринимателей «поневоле». Если в конце 1990-х годов их доля среди опрашиваемых малых предпринимателей составляла около 10 %, то в таких условиях она неминуемо возрастет. Предположительно, в 2005--2006 гг. число зарегистрированных малых предприятий в России могло бы возрасти в первом приближении до 4 млн, численность занятых -- до 32--35 млн, а вклад в ВВП -- увеличиться с нынешних 10--12 % как минимум до 35 %.
Пессимистический вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы. При этом лозунги «поддержки малого предпринимательства» на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистрационно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе -- хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, -- но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве.
Реалистический сценарий -- примерно посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий). Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ничьей -- частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов. Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер (малому бизнесу помогают, во-первых, в определенных «приоритетных» сферах, исходя из «социальной значимости» определенных видов товаров и услуг, во-вторых, механизмом такой помощи становятся льготные кредиты, выдаваемые напрямую государственными или полугосударственными специализированными кредитными учреждениями за счет бюджетных средств, как это уже отчасти было в 1993--1995 гг.).
При таких условиях возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5--2 раза по сравнению с нынешним скромным уровнем, т.е. до 1,5--2 млн малых предприятий и 12--15 млн постоянно занятых, доля же его в ВВП может возрасти до 18--20 %.
На каких путях возможен прорыв?
Системная трансформация в России при всех зигзагах, ошибках и проволочках все же неотделима от движения к рыночному хозяйству. Следовательно, стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, переводящих этот процесс в режим развития на собственной основе, т. е. в режим самовоспроизводства.
Для достижения данной цели экономическая политика государства должна быть, как минимум, нейтральной для формирующихся субъектов рыночной экономики, которые и являются мотором рыночного хозяйства -- частных предпринимателей. Еще лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка. Но достаточно было бы и некоего минимума:
1) налоговая реформа с целью не только и не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;
2) создание системы гарантий прав собственности, но также и экономических стимулов к перераспределению неэффективно используемой собственности в пользу более эффективных хозяев (в том числе и главным образом, малых предпринимателей);
3) отказ власти от убеждения в том, что малый бизнес -- «рычаг» в руках мудрых правителей, позволяющий им «решать вопросы»; переход к системе цивилизованного партнерства;
4) открытие «шлюзов» для самоорганизации самих малых предпринимателей в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки в обозримом будущем помочь им, по большому счету, не смогут.
Разумеется, и для того, чтобы реализовать этот минимум, потребуется поменять саму идеологию экономической политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики, сформулировал еще в середине нынешнего века немецкий экономист Вальтер Ойкен. [Ойкен 1995, с. 335--378].
Основной принцип, по Ойкену, -- комплексность механизма регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерий того, насколько этот принцип реализуется, -- дееспособность механизма конкурентных цен. Становление механизма конкурентного ценообразования в секторе малого бизнеса идет полным ходом. В своем ценообразовании они гораздо больше, чем, например, крупные промышленные предприятия, руководствуются ценами конкурентов и спросом, нежели собственными издержками. Следовательно, содействуя развитию малого предпринимательства, государство способствовало бы укреплению конкурентных начал в экономике в целом -- разве не это является наилучшим показателем успешности рыночных реформ?
Второй принцип экономической политики, благоприятствующей развитию частного, в том числе малого предпринимательства, -- принцип валютного стабилизатора, т. е. определенной стабильности стоимости денег.
В условиях высокой инфляции (1992--1995 гг.) предприниматели просто не могли просчитать эффективность инвестиций. Финансовые институты зарабатывали деньги на обслуживании государственных займов и программ, а также на высокодоходных спекулятивных операциях, они были не готовы к тому, чтобы «поднимать» капитал для частнопредпринимательских структур и нести связанные с этим риски. Инфляция в 1996--1997 гг. была приглушена, но не подавлена, а переведена из открытой в скрытую форму (задолженность по зарплате и т. п.). Это со всей очевидностью обнаружилось, когда осенью 1998 г. острейший финансовый кризис отбросил Россию на несколько лет назад с точки зрения развития денежно-финансовой системы. В результате у малых предприятий вновь исчезла возможность просчитывать свои финансовые и инвестиционные действия наперед, резко сократились возможности одних потенциальных инвесторов (банков, населения), в страхе бежали с рынка другие инвесторы (иностранные), до предела сузился горизонт деловой инициативы. Поэтому предсказуемость политики денежных властей и динамики курса национальной валюты (вовсе не обязательно -- ее стабильность) являются важным направлением поддержки малого предпринимательства.
Третий важнейший принцип, по Ойкену, -- открытые рынки. Он означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды. Борьба против внутренних границ и таможен, против чиновничьих рогаток и попыток монопольного диктата не требует значительных финансовых затрат, а предполагает только наличие политической воли и слаженность усилий соответствующих ветвей власти и государственных структур. В то же время такая борьба в условиях России могла бы серьезно улучшить предпринимательский климат.
Четвертый принцип прорыночной хозяйственной политики -- незыблемость частной собственности. Для малого бизнеса это тем более важно, что в современной экономике классическая частная собственность, не «замутненная» корпоративными и др. коллективными формами, существует только в этом секторе народного хозяйства. Завершившийся в основном к началу 1997 г. этап массовой приватизации способствовал разгосударствлению экономики. И все же говорить о том, что институт частной собственности в России окончательно оформился, пока не приходится. Отсутствует эффективный механизм контроля со стороны собственника за действиями наемных управляющих, нет должной правовой защиты интересов мелких акционеров, целый ряд важнейших ресурсов (например, земля) все еще не является в полной мере предметом частной собственности. Отсюда -- невозможность осуществления залога недвижимости, ипотечных операций, что сдерживает развитие кредитного финансирования предпринимательских проектов в реальном секторе.
Это особенно ощутимо влияет на малых предпринимателей, поскольку отсутствие возможности передать в залог или ипотеку имеющихся в их распоряжении квартир, автомобилей, дачных участков приводит к практическому закрытию для них легальных рынков кредитных ресурсов. Конечно, в одночасье здесь трудно что-либо изменить -- законотворческий процесс имеет определенную инерцию. Но если, например, наконец заработает лизинг, то механизм поддержки малого предпринимательства даже в отсутствие многих необходимых для обеспечения прав собственности звеньев, начнет давать реальную отдачу, причем на саморасширяющейся основе.
Пятый принцип, по Ойкену, -- свобода заключения договоров. Его реализация предполагает эффективную конкуренцию, возможность выбора как для покупателя, так и для продавца. Нужно сказать, что соблюдение данного принципа хозяйственной политики в условиях переходной экономики -- с высокой монополизацией народного хозяйства и большой долей ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет и региональные бюджеты, -- предполагает, в первую очередь, структурную реформу естественных монополий, реструктуризацию предприятий, а также внедрение конкурсных начал при формировании государственного заказа, в том числе с участием малого бизнеса, в рамках различного рода целевых программ. Реализация этих мер может способствовать преодолению ситуации ценового и внешнеэкономического диктата в отношениях между государством и крупными монополиями, с одной стороны, и малым бизнесом, с другой.
Шестой важный принцип -- хозяйственная ответственность: тот, кто принимает оперативные решения, должен нести за них имущественную ответственность. Российская модель приватизации в 1992-1996 гг. предполагала быстрое разгосударствление, освобождение государства от непосильной нагрузки по управлению гигантским имущественным комплексом и финансовыми ресурсами. Сложилась во многом «ничья» собственность, чему в немалой степени способствовало распространение такой организационно-правовой формы, как закрытое акционерное общество.
Поэтому важным направлением экономической политики, направленным на стимулирование предпринимательства, должны быть институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности -- выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий. Нарушение на каждом шагу прав собственности малого бизнеса со стороны властей (вроде массового принудительного «переселения» множества московских малых предприятий на задворки без реальной компенсации в связи с отчуждением территории вдоль проектируемой трассы третьего автомобильного кольца в столице) -- вещь обыденная, не воспринимающаяся как ЧП.
Малый бизнес особенно уязвим, ибо не имеет столь мощных оборонительных редутов, как собственная юридическая служба и служба безопасности, которые отчасти помогают минимизировать издержки правового беспредела крупным предпринимательским структурам. Значит, и здесь не обойтись без усиления государственных гарантий прав собственности.
Последний, седьмой принцип -- неизменность экономической политики, необходимая для того, чтобы предприниматель в своей хозяйственной деятельности мог руководствоваться долгосрочными, а не сиюминутными соображениями.
Угнетающе действует на предпринимательскую активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг (налог с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное -- для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково -- и олигархами, и «челноками».
Необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести «инвентаризацию» ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.