Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:33, контрольная работа
Малое бизнес России, насчитывающее 870 тыс. субъектов хозяйствования и представляет уже сейчас мощную социально-экономическую и политическую силу. В настоящее время 38-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс -- основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
Введение
1. Занятость в малом бизнесе
2 Структура занятости, создание рабочих мест и их использование в малом бизнесе
2.1 Структура занятости
2.2 Структура занятости на МП по основным категориям персонала
2.3 Годовое изменение занятости (в период с 2005 г. по 2006 г.)
2.4 Причины сокращения занятости
Заключение
Список литературы
4. Разработаны критерии отнесения предприятий к разряду малых с позиций установления фактической занятости на малых предприятиях;
5. Предложена методика оценки занятости при создании системы микрокредитования, в том числе с эффектом мультипликатора занятости. При этом, определено значение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в увеличении занятости.
Полученные результаты имеют теоретическое и прикладное значение и могут быть использованы на территориальном и федеральном уровне.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в семи статьях, опубликованных в научных сборниках Иркутской государственной экономической академии и областной экономической газете «Экономика. Право. Менеджмент»; в том числе в сборнике, посвященном проведению в Иркутске Байкальского международного экономического форума.
Результаты диссертационного исследования были представлены в докладах и обсуждались на ряде научно-практических конференций областного и регионального уровня, состоявшихся в Иркутске, по проблемам трансформации трудовых отношений, стабилизации рынка труда через малый бизнес, подготовки кадров для сферы малого предпринимательства. Основные положения и выводы диссертации были положены в основу регионального семинара «Найди свое дело» для молодых предпринимателей, организованного Иркутской государственной экономической академией совместно с областным департаментом Федеральной службы занятости населения.
Заключение:
Заключение
Полученные результаты в диссертационной работе можно резюмировать следующим образом:
1. На развитие занятости в сфере малого предпринимательства большое влияние оказывают как внутренние факторы, обусловленные политикой занятости проводимой непосредственно самими руководителями малых предприятий, так и внешние, среди которых основными являются несовершенство критериальной оценки отнесения предприятия к разряду малых, отсутствие гибкости в системе налогообложения малых предприятий, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы.
2. Анализ выявленных автором внутренних факторов, сдерживающих развитие занятости на малых предприятиях, позволяет определить два основных направления в политике занятости применяемой предпринимателями. Во-первых, отсутствие на большинстве малых предприятий цивилизованных социально-трудовых отношений между работником и работодателем (отсутствие трудового договора и трудовой книжки, полная или частичная оплата отпусков и больничных листов работников и т. д.). Во-вторых, также на большинстве малых предприятий руководитель применяет различные стратегии гибкой занятости. Она бывает трех видов: численная, функциональная и финансовая. Каждая из видов применяется в зависимости от спроса на продукцию предприятия.
3. Анализ внешних факторов, влияющих на увеличение занятости на малых предприятиях показывает, что именно эта группа факторов (а не внутренних) оказывают значительное воздействие на сдерживание уровня роста занятости в малом бизнесе.
Во-первых, анализ деятельности малых предприятий убедительно доказывает, что при росте совокупного дохода малых предприятий наблюдается снижение численности работающих. По мнению автора, это вызвано ограничением в количественном критерии отнесения предприятия к разряду малых. Этот вывод позволяет вести речь о изменении в подходе критериальных оценок субъектов малого предпринимательства. Возникает необходимость в создании комбинированного подхода: уже существующий количественный критерий необходимо увеличить, и при этом следует ввести экономический показатель определения субъектов малого предпринимательства. На наш взгляд, это позволит установить фактическую, открытую занятость на малых предприятиях, что приведет к созданию более реалистичных прогнозов и рекомендательных мер по регулированию уровня занятости.
Во-вторых, существующая система налогообложения также подталкивает предпринимателей скрывать фактическую занятость. Действующая на сегодняшний момент система государственной поддержки малого предпринимательства в области увеличения занятости, не является достаточно эффективной, в первую очередь в связи с нехваткой бюджетных средств. В следствие этого возникает необходимость создания системы микрокредитования, которая в первую очередь должна быть направлена на увеличение численности работающих в малом предпринимательстве. Микрокредиты могут предоставлять как государственные, так и коммерческие фонды. При предоставлении микрокредитов коммерческими организациями, в частности банками, государственные власти должны взять на себя обязательства по выплате некоторой части процентов по микрокредиту. При этом следует определить трехуровневую систему микрокредитования, где каждый уровень будет иметь финансовые ограничения и требования к переходу на более высокий уровень.
4. Сложившаяся ситуация в инвестиционной среде малого бизнеса подтверждает вывод о том, что в первую очередь финансовые вложения осуществляются на основе анализа экономической деятельности малых предприятий. Социальная значимость инвестиционных проектов носит второстепенный и необязательный характер, что негативно сказывается на вопросах занятости и социально-трудовых отношений на предприятии. В связи с этим, возникает необходимость в разработке методики и проведении экспертного отбора инвестиционных проектов с учетом социальной значимости, где на первом плане должны быть обозначены прогнозные оценки изменения занятости и улучшение социальных условий работников.
5. Анализ социально-трудовой сферы малого предпринимательства показал, что нормы трудового законодательства являются обременительные для малых предприятий и, в большинстве случаев, не выполняются. Основной рамочный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - носит декларативный характер, провозглашая принцип социального партнерства между малым бизнесом и государством. На деле же государство в своей реальной политике, а еще больше - в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед малыми предприятиями, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.
Неразвитость социально-трудовых отношений в малом предпринимательстве, главным образом объясняется отсутствием системы социального партнерства, и как следствие отсутствие профсоюзных организаций. Создание такой организации явится эффективным инструментом в регулировании уровня занятости на малых предприятиях, и обеспечит целый ряд преимуществ для каждой из сторон социального партнерства: трудового коллектива в лице профсоюза, работодателя, государственных органов.
В результате диссертационного исследования автором были выявлены предпосылки необходимости создания и развития широкомасштабной государственной программы по обеспечению занятости в малом предпринимательстве. Реализация вышеперечисленных проблем позволит в достаточной степени решить проблемы безработицы за счет увеличения численности работающих в секторе малого предпринимательства.
Список литературы:
1. Федеральный Закон от 14.06.95 г. № 88-фЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 12 мая 1995 года).
2. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
3. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. X» 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства».
4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
5. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. «О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства».
6. Федеральный Закон РФ от 11.03.92 "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.95 № 176-ФЗ.
7. Федеральный Закон РФ от 6.08.93 "Основы законодательства РФ об охране труда" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.95 №109-ФЗ.
8. Федеральный Закон от 23.11.95 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
9. Федеральный закон от 12.01.96 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
10. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
11. Закон Иркутской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области» от 29.12.95 г. №354 (принятпостановлением Законодательного собрания Иркутской области от 13 декабря 1995 года№ 16/10-ЗС).
12. Закон Иркутской области «О применении на территории Иркутской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 13 ноября 1996 г. № 48-оз.
13. Постановление главы администрации Иркутской области от 6 декабря 1993 г. № 396 «Положение о фонде поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».
14. Постановление главы администрации Иркутской области от 22 мая 1996 г. № 138-и «О создании совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе области».
15. Агеев А. Предпринимательство: Пробл. собственности и культуры, М.: Наука, 1991, с.112.
16. Азроянц Э.Н., Ерзкян Б.А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Кн.1.- М., 1992, с.90.
17. Американская экономика: Человек, технический прогресс и предпринимательство / РАН. Ин-т США и Канады. М., Наука, 1993, 240с.
18. Андреев В. К. Основы предпринимательской деятельности. М., 1995, 159с.
19. Андреев В. К. Основы предпринимательского права России. М., Менатеп-Информ, 1992, 80с.
20. Анохин В. С. Защита прав предпринимателей в арбитражном суде. Воронеж, Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1994, 125с.
21. Аристер Н. И., Артюхов В. Г., Балабанов В. С. Толковый словарь предпринимателя. М., Финансы и статистика, 1993, 18
Актуальность темы исследования.
Проблема занятости в сфере малого предпринимательства в современных условиях рыночного хозяйствования, ее изучение и исследование обусловлены новыми направлениями трансформации экономики России.
Малое предпринимательство включает в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.
Предпринимательский сектор является основой системы новых рыночных отношений, но при этом продолжает испытывать трудности в своем становлении. Препятствия, связанные с развитием малого предпринимательства, не позволяют ему привлечь новых работников и решить вопрос о занятости, как на общегосударственном, так и на региональном уровне.
Решение проблемы занятости предусматривает меры по стимулированию притока в регионы частных отечественных и иностранных инвестиций, расширению программ переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также по формированию рынка жилья, как условия перемещения рабочей силы.
Велика роль малого предпринимательства в обеспечении экономической и социальной стабильности регионов, они способствуют решению целого ряда социально-экономических вопросов, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, малые предприятия создают более благоприятные условия для регулирования экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.
Особенно важно аккумулировать региональные ресурсы для поддержки малого бизнеса. Однако создание механизмов стимулирования и регулирования занятости в сфере малого предпринимательства очень неоднозначно, поэтому проведение исследования в этой сфере на территории регионов особенно актуально.
Степень разработанности проблемы
Проблемам малого предпринимательства и занятости посвящено немало специальных исследований отечественных и зарубежных экономистов. Теория и методология занятости и ее регулирования раскрываются в трудах классиков политической экономики А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса.
Вопросы развития теории занятости рассматривали в своих работах российские ученые: Боровик B.C., Буланов B.C., Волгин H.A., Карташов С.А., Кашепов А. В., Котляр А.Э., Одегов Ю.Г., Плакся В.И., Ракитский Б.В., А.Е., Щербаков А.И. и другие.
Тенденции развития малого предпринимательства рассматривали в своих работах Виленский A.B., Еваленко М.А., Половинкин П.Д., Яковлев В.М. и другие ученые.
Однако и сегодня малым предпринимательством в России заняты всего 10-12%, тогда как в мире 50%, что говорит о еще слабой разработанности данной проблемы в отечественной экономической науке, особенно, в региональном разрезе. В частности, необходима разработка целостного механизма формирования и регулирования занятости в регионе, научно обоснованных предложений по перспективам расширения занятости малым предпринимательством в Сахалинской области.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении проблем занятости в сфере малого предпринимательства и выявлении социально-экономических факторов ее стимулирования и регулирования, определении экономической и социальной функции малого предпринимательства как необходимого элемента содействия оптимальной занятости, выявление тенденции его развития и его влияние на занятость в регионе, разработки программ содействия занятости в сфере малого предпринимательства.