Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:33, контрольная работа
Малое бизнес России, насчитывающее 870 тыс. субъектов хозяйствования и представляет уже сейчас мощную социально-экономическую и политическую силу. В настоящее время 38-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс -- основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
Введение
1. Занятость в малом бизнесе
2 Структура занятости, создание рабочих мест и их использование в малом бизнесе
2.1 Структура занятости
2.2 Структура занятости на МП по основным категориям персонала
2.3 Годовое изменение занятости (в период с 2005 г. по 2006 г.)
2.4 Причины сокращения занятости
Заключение
Список литературы
Разработчики программы исходили из того, что до конца 2001 г. в рамках различных мероприятий Программы поддержку в той или иной форме получат до 200--250 тыс. малых предприятий (т.е. примерно 20--25 %от общего числа), причем количество рабочих мест в малом бизнесе возрастет на 1 млн чел., достигнув примерно 8,5 млн. А вклад малого предпринимательства в ВВП страны по итогам реализации программы составит... все те же 12 % [Ведомости 2000], что и во второй половине 1990-х годов. Иными словами, планка ожидаемых достижений существенно снижена -- по-видимому, в результате некоторого отрезвления чиновников в оценке эффективности «благотворного» влияния государства на малое предпринимательство: стоит напомнить, что в рамках предыдущей программы, судьба которой оказалась весьма незавидной, предполагалось в результате активности государства увеличить численность работников малых предприятий в 1,5 раза, а вклад малого бизнеса в ВВП довести до 15--17 %. Сегодня о столь значительных достижениях -- при том, что согласно всем официальным прогнозам правительственных и околоправительственных структур в среднесрочной перспективе Россию ожидает только рост -- никто не помышляет. И это симптоматично: вероятно, на малый бизнес как на локомотив экономики в государственных сферах никто не рассчитывает. Об этом говорят, например, цифры о масштабах государственной поддержки малых предприятий: если разделить те примерно 330 млн рублей, на которые может рассчитывать малый бизнес, на 200--250 тыс. малых фирм, которые предполагается в различной форме вовлечь в данную программу, то получится... 1,5 тыс. рублей за два года.
Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются «крайние проявления»: коммерциализация превращает систему государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства (в частности, эта тенденция имеет место в деятельности государственных фондов поддержки малого предпринимательства и других субъектов инфраструктуры, не имеющих притока бюджетных денежных средств). Другая крайность, когда государственные структуры пытаются усилить прямое влияние на текущую деятельность предпринимателей, что возвращает нас к преж-ней системе государственной плановой экономики.
Мнения предпринимателей о государственной поддержке малого бизнеса
Не удивительно, что сами предприниматели выражают к проводимой государством политике либо насмешливо-презрительное, либо негодующее отношение. Вот что поведали сами представители малого бизнеса о государственной поддержке в ходе все того же опроса РНИСиНП (июнь 1999 г.).
Как видно из табл. 6, основные «помощники» малого бизнеса -- их коммерческие партнеры (зачастую -- материнские фирмы) и местные власти. Роль всех остальных государственных, общественных и иностранных институтов в поддержке малого предпринимательства незначительна. Чаще всего поддержку со стороны федерального правительства получали «старые», созданные в ходе приватизации, микрофирмы, а также те, у которых в кризисном втором полугодии 1998 г. выросли объемы реализации. В отраслевом сопоставлении наиболее значительная доля утвердительных ответов (почти четверть!) -- по группе сельскохозяйственных малых предприятий; довольно высоко оценили помощь федерального правительства также малые предприятия научного профиля.
Таблица 6. Кто оказывает Вам помощь и поддержку?
Федеральное правительство
2,7
Региональные администрации
4,4
Местные власти
17,6
Фонды поддержки малого предпринимательства
5,1
Агентства поддержки малого предпринимательства
2,0
Международные организации
1,4
Отечественные фирмы-партнеры
20,2
Зарубежные партнеры
5,7
Общественные организации
3,1
Примечание: в таблице указан процент от общего числа респондентов, причем 49 % опрошенных вообще не ответили на данный вопрос.
А вот у региональных властей приоритеты были несколько другими: «старые», приватизированные и созданные в ходе реструктуризации, но преимущественно относительно крупные (свыше 50 занятых); те, у которых основные финансово-экономические показатели во втором полугодии 1998 г. были стабильными, в отраслевом отношении -- преимущественно сельскохозяйственные, а также предприятия в сфере науки и интеллектуальных услуг. Региональные власти, судя по ответам предпринимателей, поддерживали главным образом -- приватизированные малые предприятия с числом занятых свыше 50 чел. со стабильными показателями финансовой деятельности во втором полугодии 1998 г., в отраслевом отношении -- строительные фирмы.
Фонды поддержки малого предпринимательства помогали преимущественно «молодым» и «зрелым» малым предприятиям, как правило, возникшим в ходе приватизации или изменения своего организационно-правового статуса. Агентства поддерживали чаще «молодые», созданные путем реструктуризации микрофирмы и фирмы с числом занятых от 11 до 50 чел. Международные организации преимущественно оказывали содействие стартующим, впервые зарегистрированным фирмам, у которых объем реализации и прибыль в кризисном втором полугодии 1998 г. как минимум не снижались; в основном -- малым предприятиям с числом занятых свыше 50 чел.
Отечественные фирмы-партнеры несколько чаще помогали стартующим, впервые зарегистрированным малым предприятиям, с числом занятых свыше 50 чел. Зарубежные партнеры явно не благоволили к стартующим фирмам. Отраслевые приоритеты иностранных партнеров очевидны -- наука, интеллектуальные услуги, туризм, здравоохранение.
Что выяснилось в ходе опроса? Во-первых, реже всего поддержка оказывается тем, кто в ней больше всего нуждается -- стартующим малым предприятиям, микрофирмам. Во-вторых, власти всех уровней отдают предпочтение бывшим государственным предприятиям (приватизированным и созданным в ходе реструктуризации), «не замечая» новый частный сектор. В-третьих, вызывает удивление, что поддержке «своих» целевых групп -- инновационного бизнеса и стартующих малых предприятий -- так мало внимания уделяют фонды и агентства. Поистине государственный подход проявляют международные организации, а также более крупный отечественный и зарубежный бизнес.
Из табл. 7 явствует, в каких направлениях оказывалась поддержка малому бизнесу. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наиболее заметной является информационная поддержка, далее с небольшим отрывом следует финансовая помощь в различных формах, затем -- помощь в сбыте, аренде и приобретении сырья и оборудования. Остальные виды и направления поддержки выражены значительно слабее.
Таблица 7. В какой области Вы ощущаете поддержку?
Финансовой (кредиты, залог, лизинг)
15,8
Налоговой (льготы)
7,6
Повышение квалификации персонала
4,2
Информационной (маркетинг, реклама)
16,7
Нахождении покупателей (сбыт)
11,6
Нахождении зарубежных партнеров
3,4
Аренде помещений
11,6
Приобретении сырья, оборудования
11,6
Правовых консультациях, защите
8,2
Примечание: число не ответивших на этот вопрос превысило 52 % опрошенных.
Как следует из табл. 8, приоритеты поддержки, по мнению самих предпринимателей, должны быть иными, нежели складывающиеся на практике. Высоко оценивается лишь финансовая и информационная поддержка (причем потребность в ней, по-видимому, несопоставима с масштабами реально предоставляемой финансовой помощи), а также аренда.
Таблица 8. Какая поддержка желательна?
Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит)
22,4
Налоговые льготы
47,9
Предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков
7,6
Содействие в получении необходимого оборудования
6,1
Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности
17,0
Привлечение к выполнению госзаказов
17,8
Облегчение доступа к неиспользуемым производственным площадям
9,4
Содействие в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями
4,5
Информационная поддержка
9,2
Упрощение налогообложения
37,2
Общее снижение налоговых ставок
35,8
Отмена (упрощение) лицензирования
7,3
Обучение ведению бизнеса, учета и т. д.
3,3
Защита прав собственности, улучшение работы суда
7,1
Ничего не надо, пусть хотя бы не мешают
14,5
Иное
1,9
Примечание: общее число ответов превышает число опрошенных, так как было возможно до 3-х ответов.
Низкой является, по мнению предпринимателей, значимость тех форм поддержки, на которые делался упор в последних федеральных и региональных программах поддержки малого предпринимательства. Это доступ к неиспользуемым производственным площадям, содействие в получении необходимого оборудования и установлении кооперационных связей с крупными предприятиями. Довольно часто предприниматели отмечали, что самой эффективной формой помощи со стороны нынешнего российского государства была бы ситуация, когда власти хотя бы просто не мешали вести нормальную хозяйственную деятельность.
По оценкам предпринимателей, совершенствование правовой системы, включая обеспечение безопасности и защиту прав собственности, также не относится к числу наиболее острых проблем (в этом проявляется либо неверие в то, что здесь государство может навести порядок, либо иллюзия о том, что правовые рамки хозяйственной деятельности полезны, но не первостепенны по своей значимости). Малочисленны и те, кто высказались за гарантийную поддержку по кредитам коммерческих банков.
Наиболее желательными, абсолютно доминирующими в ответах предпринимателей являются различные виды поддержки, связанные с облегчением налогообложения. По сути, малый бизнес настаивает, во-первых, на налоговых льготах, во-вторых, на упрощении действующего налогового законодательства, в-третьих, на снижении общего налогового бремени.
О возможностях государственной поддержки малого предпринимательства
Даже если бы исполнительная власть захотела что-либо улучшить, в ее запасе -- при сохранении посылки о том, что в паре «государство -- малый бизнес» за первым партнером навечно закреплен статус старшего, который предписывает малому бизнесу отрасли и формы развития -- на сегодня недостаточно средств и возможностей для этого.
В самом деле, что может сделать государство, используя апробированные рычаги? Для того, чтобы создать условия для выхода малых предприятий из «теневой» экономики, необходимо снизить налоговое бремя. Но это весьма не просто сделать в условиях, когда в бюджете хронически не хватает средств для финансирования первоочередных расходов. Пересмотреть структуру и порядок взимания платежей и сборов с субъектов малых предприятий (имея в виду не только налоговое законодательство, но и подзаконные нормативно-правовые акты федерального правительства и инструкции федеральных ведомств)? Но это едва ли возможно в условиях, когда Налоговый кодекс отрицает саму возможность предоставления каких-либо преференций отдельным категориям налогоплательщиков. Перераспределить пропорции налоговых поступлений между центром, регионами и местным самоуправлением в пользу последнего? Это едва ли реалистично в нынешних условиях, ибо местное самоуправление в России -- под нажимом региональных администраций и при попустительстве федерального центра -- по-прежнему находится в стадии зарождения и не имеет ни четкой правовой базы, ни традиций.
Может быть, побудить малые фирмы выводить свой оборот из «тени», перенеся центр тяжести социальных налогов и отчислений с предприятий на работников и одновременно снизив совокупные размеры этих отчислений (за счет лучшей собираемости эти потери могли бы быть покрыты)? При этом, разумеется, следовало бы обеспечить ощутимый рост заработной платы. Нет рычагов и политической воли, да и профсоюзы возразят.
Ввести налоговые каникулы по прибыли для стартующих малых предприятий, дабы увеличить долю начинающих предпринимателей с ничтожных долей процента до приемлемой величины (а за счет этого несколько ослабить напряжение на рынке труда)? Опять-таки, камнем преткновения становится Налоговый кодекс.
А проблемы миллионов индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица -- челноков, ремесленников? Как решать их, если законопроект о ремесленничестве уже который год разрабатывается….
Опросы владельцев малых предприятий показали, что финансовые услуги государства практически незаметны для подавляющей массы собственников, испытывающих острую потребность в заемных ресурсах, а также гарантийно-залоговом обеспечении.
Начавшееся снижение административных препон на пути малого бизнеса -- сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение процедуры регистрации, введение в какие-то рамки вакханалии различного рода «проверок»? Но можно ли всерьез рассчитывать, что мздоимцы, коррупционеры, вымогатели смирятся с утратой гарантированных «левых» доходов? Да и можно ли полагать, что власть, социальной базой которой является только чиновничество, пойдет войной на интересы значительной части этой касты?
Одним словом, вопросов и сомнений возникает слишком много. Пожалуй, сложившаяся более или менее стихийно политика государства в области малого предпринимательства себя исчерпала. Но что может прийти ей на смену?
Возможные сценарии развития российского малого бизнеса в обозримой перспективе
По всей видимости, в развитии российского малого бизнеса на ближайшую перспективу возможны три основных сценария -- оптимистический, пессимистический и реалистический.
Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам -- реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией (мы имеем в виду не столько репрессии против отдельных чиновников, сколько ликвидацию многочисленных пробелов в законодательстве и всевластия ведомственных инструкций, зачастую полностью извращающих благие намерения законодателей), снижению административных барьеров при входе на рынок (сегодня регистрация нового малого предприятия занимает в среднем 2,5--3 мес. и стоит несколько тысяч долларов), укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю. Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка «лежачих» крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки -- сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспорт-ные товары России (нефть и газ), перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны.