Занятость в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Малое бизнес России, насчитывающее 870 тыс. субъектов хозяйствования и представляет уже сейчас мощную социально-экономическую и политическую силу. В настоящее время 38-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс -- основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.

Содержание работы

Введение

1. Занятость в малом бизнесе

2 Структура занятости, создание рабочих мест и их использование в малом бизнесе

2.1 Структура занятости

2.2 Структура занятости на МП по основным категориям персонала

2.3 Годовое изменение занятости (в период с 2005 г. по 2006 г.)

2.4 Причины сокращения занятости

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Занятость в малом бизнесе.doc

— 541.58 Кб (Скачать файл)

 

Самыми стабильными в кадровом отношении оказались стартующие предприятия, здесь же было зафиксировано и максимальное число вновь нанятых. Таким образом, рост занятости в секторе малого бизнеса происходит в основном за счет приема новых работников на стартующие предприятия. В отраслевом аспекте наименьшая ротация кадров наблюдалась в сфере бизнес-услуг, максимальная -- в производственной сфере, наиболее «крупной» по численности занятых.

 

Социально-трудовые проблемы

 

Социально-трудовые проблемы на большинстве обследованных малых предприятий не оказывают существенного влияния на их развитие. Более заметно, по мнению опрошенных, развитию бизнеса препятствуют высокая стоимость внешнего обучения и, как следствие, недостаток необходимых знаний и квалификации у работников, причем, в основном, у специалистов, служащих, менеджеров. Среднее воздействие на развитие малых предприятий оказывают проблемы слабой мотивации к труду, низкого интереса к работе. Традиционные для бывшей плановой экономики низкая дисциплина труда (прогулы по неуважительным причинам и др.), высокая текучесть кадров и нехватка работников ныне совсем не актуальны. Исключение составляет четверть малых предприятий, на которых изредка возникал дефицит отдельных специалистов.

 

Большинство малых предпринимателей считают, что именно они обязаны обеспечивать работникам своевременность выплаты и приемлемый уровень заработной платы, охрану и безопасные условия труда (что, как мы видели, далеко не всегда соблюдается на практике), сохранение занятости и соблюдение законов о труде. При этом пенсионное и медицинское страхование, по их мнению, должно гарантироваться государством, а повышение квалификации является прерогативой самих наемных работников. Причем в отношении этих трех гарантий (особенно в отношении повышения квалификации) предприниматели продемонстрировали относительно высокую готовность выступить в роли софинансирующей стороны. Что касается профсоюзов, то, по мнению предпринимателей, в целом их роль в обеспечении работников социальными гарантиями весьма незначительна.

 

Высокий уровень социальной ответственности руководителей малого бизнеса за персонал своих предприятий (правда, на уровне декларирования намерений) объясняется как господствующим патернализмом («фирма -- семья»), так и вполне рациональными экономическими мотивами. Во-первых, сама система приема на малые предприятия родственников, друзей, знакомых, или третьих лиц по их протекции накладывает определенный отпечаток патриархальности на всю систему трудовых отношений в российском малом бизнесе, особенно на микрофирмах. Во-вторых, традиционно на российских предприятиях предоставление работникам социальных гарантий считалось эффективным средством формирования стабильного и сплоченного трудового коллектива, что рассматривается иногда даже как более значимый фактор закрепления персонала, чем размер заработной платы. Важно, что владельцы малых предприятий осознают свою роль потенциально главного социального партнера; таким образом, для выработки рамочного законодательства в области социального партнерства в секторе малого бизнеса имеется хороший социально-психологический фундамент.

 

При более детальном рассмотрении взгляды на социальную ответственность предпринимателей оказываются вполне предсказуемыми: руководители реального сектора (промышленности и особенно строительства) чаще других возлагают бремя решения большинства социальных вопросов (кроме повышения квалификации) на предпринимателей. Повышение квалификации при содействии фирмы оказалось более популярно в интеллектуальном бизнесе. Гарантия охраны труда со стороны предпринимателя поддерживается чаще на фирмах с относительно безопасными условиями труда (торговые предприятия). Далее, чем старше и крупнее фирма, тем чаще его руководители стремятся найти внутренние возможности для обеспечения гарантий своим работникам. И, наконец, большую готовность в обеспечении гарантий обнаруживают руководители растущих предприятий, нежели убыточных или стабильных.

 

Таким образом, трудовые отношения в российском малом бизнесе в значительной мере находятся вне правового регулирования, диалог между нанимателем и нанимаемыми пронизан личностными моментами, условия труда довольно жесткие, но работники с этим мирятся. Очевидно, потребуется еще немало времени, чтобы в эту сферу могли прийти отношения цивилизованного трипартизма, а социальные гарантии работников перестали бы зависеть от воли «доброго» хозяина.

 

Основные внешние факторы и проблемы малого предпринимательства в России

 

Правовая база развития и налогообложение малого бизнеса

 

За годы реформ создан целый ряд законов, указов Президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов Федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле российского малого бизнеса. Важнейшим среди них является закон «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации», принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий по-прежнему остается численность занятых:

 

в промышленности, строительстве и на транспорте -- до 100 чел.;

 

в сельском хозяйстве и науке -- до 60 чел.;

 

в оптовой торговле и легкой промышленности -- до 50 чел.;

 

в розничной торговле и услугах для населения -- до 30 чел.

 

Кроме того, в уставном капитале малых предприятий доля государства или третьих лиц, не являющихся в свою очередь малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются в законодательстве стран Евросоюза.) Далее, в этом законе определены допустимые формы государственной поддержки малого бизнаса, пределы бюджетных средств на эти цели, перечень и соподчиненность участвующих в осуществлении государственной политики поддержки малого бизнеса структур и институтов, процедура принятия соответствующих государственных программ и т. п.

 

Другим документом, который взбудоражил -- и продолжает беспокоить -- предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для малых предприятий с числом занятых до 15 чел. в некоторых сферах деятельности (торговля, строительство, услуги и др.); при этом конкретный механизм расчета вмененного дохода, исходя из местоположения и занимаемой предприятием площади, численности занятых и т. д. оставлен на усмотрение субъектов Федерации.

 

В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день не принят ряд важных законов, -- например, закон о кредитных союзах малого бизнеса, о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешах в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса -- как крупного, так и малого, -- иначе этот перечень продлился бы весьма значительно). Неурегулированы вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «микропредприятие», «среднее предприятие».

 

Далее, многие законы являются лишь рамочными, включая и базовый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», что означает, что их действие либо зависит от других законодательных актов, которые иногда не появляются годами, либо от подзаконных актов исполнительной власти, которые подчас искажают идею законодателя до неузнаваемости.

 

Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) -- в нем были определены правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т. п. Гражданский кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999 г.).

 

В целом правовое поле российского малого бизнеса за последние годы существенно изменилось, но не всегда -- в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением. В частности, введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99 г. продолжило тенденцию «вымывания» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. Принцип «социальной налоговой справедливости» унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на «малые» и «большие» предпринимательские структуры. Статья 56 налогового кодекса РФ прямо указывает, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер». При этом понятие «малое предприятие» как особая категория налогоплательщика в налоговом кодексе РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной власти для малого бизнеса. Согласно новым налоговым правилам предпринимателю придется отдавать с рубля дохода 60 коп. в качестве налогов. Тогда как в странах, где малый бизнес гораздо прочнее стоит на ногах (в тех же США или Турции), совокупная доля налоговых изъятий с 1 долл. дохода составляет 20--30 центов!

 

Государство во имя абстрактной налоговой справедливости уравняло всех налогоплательщиков. Но ведь -- во имя той же социальной справедливости -- субъектам малого бизнеса необходимо помочь уравнять стартовые позиции на рынке инвестиций и заказов со средними и крупными предпринимательскими структурами. Введенный с 01.01.2000 г. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) также не сулит радужных перспектив, фактически закрывая возможности для использования бюджетных средств на прямую имущественную поддержку малого бизнеса. И в этом он противоречит положениям действующего Федерального Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Например, ст. 2 предусматривает финансирование не менее 50 % разработки и реализации программ развития и поддержки малых предприятий за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам малых предприятий необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

 

Выше вкратце обрисованы тенденции ужесточения законодательства со стороны федеральных властей. Но угнетающую роль играют также многочисленные нестыковки в законах, принятых в разное время, а также рассогласование между законами и ведомственными нормативными документами, во множестве «производимыми» российскими министерствами, комитетами, службами и агентствами.

 

Опыт Евросоюза, США, Японии показывает, что с момента появления первых законодательных актов о государственной поддержке малого предпринимательства до создания комплексной правовой системы проходит 18--20 лет. Например, в США закон о мелком бизнесе был принят в 1953 г., закон об инвестициях в малую экономику -- в 1958 г., а закон о реформе, направленной на развитие возможностей предпринимательства, -- только в 1986 г. (правда, в указанные законы постоянно вносились прогрессивные поправки и издавались дополнительные законодательные акты о защите прав и создании условий для развития малых предприятий).

 

Очевидно, настало время разработки и принятия (подобно США) закона о реформе малой экономики, а также изменения форм, методов и условий антикризисного управления государственной поддержкой и развитием малого (а затем и среднего) бизнеса.

 

На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой для его функционирования. К тому же государство в своей реальной политике, а также в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед малыми предприятиями, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.

 

Государственное регулирование как барьер развития малого предпринимательства

 

Государственное регулирование -- необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя -- от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования -- в силу слабости как самого государства, так и гражданского общества -- выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий.

 

Наиболее очевидным образом административные барьеры на пути предпринимательства проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Внесенный правительством в Думу (после ожесточенных подковерных схваток между представителями различных ведомств) так называемый антибюрократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю малых предприятий, поскольку становится возможной система «единого окна» (когда предприниматель сможет получить весь пакет необходимых разрешений и согласований в одном-единственном ведомстве -- плохо только, что этим ведомством окажется фискальное...), а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Ведь любая проверка отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим. О том, как часто малым предприятиям приходится отвлекаться от текущих дел и привечать работников многочисленных инспекций и контрольных органов, свидетельствуют данные табл. 4.

 

Таблица 4. Как часто Ваше предприятие посещают представители следующих контрольных органов (в % от опрошенных)?

  

Реже, чем 1 раз в год 

Информация о работе Занятость в малом бизнесе