Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:42, курсовая работа
Цельюᅠ исследованияㅤявляетсяᅠ рассмотрение организационно-экономическогоᅠ механизмаㅤобязательногоᅠ страхованияㅤᅠ гражданскойᅠ ответственностиㅤвладельцевᅠ транспортных средств, выезжающих в страныㅤсистемыᅠ «Зеленая карта».ㅤᅠ
Цель исследованияㅤобусловила и решение следующихㅤосновных задач:ㅤᅠ
- выявление сущности страхования ответственности, как экономическогоㅤэлемента рыночной экономики и инструмента рационального хозяйствования;ㅤᅠ
- рассмотреныᅠ истории созданияᅠи механизмаᅠ функционированияㅤсистемыᅠ «Зеленая карта»;ㅤᅠ
- исследованиеᅠ юридических основᅠ проведенияㅤстрахованияᅠгражданской ответственностиᅠ владельцевㅤ транспортныхᅠ средств;ㅤᅠ
- определениеㅤᅠ местаᅠ РоссийскойㅤФедерацииᅠ в системеᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»;ㅤᅠ
ᅠ
Введение.................................................................................................................2ᅠ
Глава 1. Страхование ответственностиㅤᅠ и его роль в экономике...................6ㅤᅠ
1.1. Понятие, сущностьㅤᅠ и рольᅠ страхованияᅠ ответственностиㅤᅠ в системеㅤᅠ экономическихᅠ отношений....................................................................................6ᅠ
1.2. Системаㅤᅠ "Зеленая карта".............................................................................10ᅠ
1.3. Историяㅤᅠ развитияㅤ страхованияㅤᅠ ответственности............................16ㅤᅠ
1.4. Видыㅤᅠ страхованияᅠ ответственности.......................................................19ㅤᅠ
Главаᅠ 2. Анализᅠ региональногоᅠ рынкаᅠ страховыхᅠ услугᅠ на примереᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"...........................................22ᅠ
2.1. Общаяᅠ характеристика предприятия............................................................ᅠ2222
2.2. Особенностиᅠ маркетинговойᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"....................................................................................................26ᅠ
2.3. Swot-анаᅠ деятельности страховойᅠ компании ОООᅠ "Северная казна".......31
2.4. Разработкаᅠ стратегииᅠ развитияᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"............................................................................................................................ᅠ4343
Глава 3. Пути повышенияᅠ эффективности страховойᅠ защиты приᅠ осуществлении обязательногоᅠ страхования гражданскойᅠ ответственности владельцевᅠ транспортных средств.............................................. ...........................................48
3.1. Рекомендацииᅠ по совершенствованиюᅠ условий страховойᅠ защиты........ᅠ48
3.2. Направленияᅠ совершенствования действующегоᅠ законодательства обᅠ обязательном страхованииᅠ гражданской ответственностиᅠ владельцев транспортныхᅠ средств...................................................ᅠ................................................................49
Заключение.............................................................................................................61
Список использованныхᅠ источников..........................ᅠ ........................................65
Приложения...........................................................................................................
Дипломнаяᅠ работаㅤᅠ
На тему: "Страхование гражданскойㅤᅠ ответственности владельцевㅤᅠ транспортных средств. Система "зелёнаяᅠ карта" перспективыㅤᅠ развития"ㅤᅠ
Введение......................
Глава 1. Страхование ответственностиㅤᅠ и его роль в экономике...................6ㅤ
1.1. Понятие, сущностьㅤᅠ и рольᅠ страхованияᅠ ответственностиㅤᅠ в системеㅤᅠ экономическихᅠ отношений.....................
1.2. Системаㅤᅠ "Зеленая
карта"........................
1.3. Историяㅤᅠ развитияㅤ
страхованияㅤᅠ ответственности...............
1.4. Видыㅤᅠ страхованияᅠ ответственности...............
Главаᅠ 2. Анализᅠ региональногоᅠ рынкаᅠ страховыхᅠ услугᅠ на примереᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"........................
2.1. Общаяᅠ характеристика
предприятия...................
2.2. Особенностиᅠ маркетинговойᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"........................
2.3. Swot-анаᅠ деятельности страховойᅠ компании ОООᅠ "Северная казна".......31
2.4. Разработкаᅠ стратегииᅠ развитияᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"........................
Глава 3. Пути повышенияᅠ эффективности
страховойᅠ защиты приᅠ осуществлении обязательногоᅠ страхования гражданскойᅠ ответственности
владельцевᅠ транспортных
средств.......................
3.1. Рекомендацииᅠ по совершенствованиюᅠ условий страховойᅠ защиты........ᅠ48
3.2. Направленияᅠ совершенствования
действующегоᅠ законодательства
обᅠ обязательном страхованииᅠ гражданской ответственностиᅠ владельцев транспортныхᅠ средств.......................
Заключение....................
Список использованныхᅠ источников....................
Приложения....................
Введениеㅤᅠ
Многиеㅤ видыㅤㅤᅠ деятельности, необходимыеㅤㅤᅠ дляㅤ нормальногоㅤㅤᅠ функционированияㅤ общества, таятㅤ в себеㅤ одновременноㅤㅤᅠ угрозуㅤ безопасностиㅤㅤᅠ и здоровьюㅤㅤᅠ граждан, вероятностьㅤㅤᅠ нанесенияㅤ ущербаㅤㅤᅠ третьимㅤ лицам.ㅤㅤᅠ
Актуальность. В условияхㅤ переходаㅤᅠ Российскойㅤ Федерацииㅤᅠ к эффективнойㅤᅠ рыночнойㅤ экономикеㅤᅠ нарядуㅤ с решениемㅤ социально-экономических, организационныхㅤ и иныхㅤ проблемㅤᅠ большоеㅤ значениеㅤᅠ приобретаютㅤ проблемыㅤᅠ правовогоㅤ регулированияㅤᅠ обязательногоㅤ страхованияㅤᅠ гражданскойㅤ ответственностиㅤᅠ владельцевㅤ транспортныхㅤᅠ средств, ибоㅤᅠ ониㅤ имеютㅤᅠ не толькоㅤᅠ внутригосударственное, но и международноеㅤᅠ значение.ㅤᅠ
Дорожно-транспортныᅠ происшествияㅤㅤᅠ могутᅠ иметьㅤㅤᅠ довольноᅠ серьезныеㅤㅤᅠ последствияᅠ с точкиᅠ зренияㅤㅤᅠ причиненияᅠ материальногоㅤㅤᅠ ущерба.ᅠ
При этомᅠ страховательㅤㅤ полностьюᅠ свободенㅤㅤ в выбореㅤㅤ страховойᅠ компании. Главное, что должноᅠ бытьㅤㅤ в наличии, - это страховойᅠ полис.ㅤㅤᅠ
Масштабыㅤ ущерба, которыйㅤ приносятㅤㅤᅠ сегодняㅤ обществуㅤㅤᅠ дорожно-транспортныㅤ происшествия, простоㅤ удручают. Толькоㅤ в 2011 годуㅤㅤᅠ числоㅤ погибшихㅤㅤᅠ на дорогахㅤㅤᅠ Россииㅤ составилоㅤㅤᅠ примерноㅤ 30 тысячㅤ человек, а раненыхㅤㅤᅠ — болееㅤㅤᅠ 182 тысячㅤㅤᅠ человек. Околоㅤㅤᅠ 10% потерпевшихㅤㅤᅠ — дети. Врядㅤ ли итогиㅤ 2012 годаㅤ будутㅤㅤᅠ болееㅤ отрадными. Суммуㅤ ущерба, причиняемогоㅤ имуществу, из-за отсутствияㅤㅤᅠ единойㅤ статистикиㅤㅤᅠ точноㅤ определитьㅤㅤᅠ невозможно. Но по экспертнымㅤㅤᅠ оценкам, основаннымㅤㅤᅠ на многолетнихㅤㅤᅠ наблюдениях, суммаㅤㅤᅠ подлежащегоㅤ возмещениюㅤㅤᅠ имущественногоㅤ вредаㅤㅤᅠ достигаетㅤ 6 млрд. рублейㅤㅤᅠ в год. Однакоㅤ законодательствоㅤㅤᅠ страныㅤ не содержитㅤ техㅤᅠ правовыхㅤ положений, которыеㅤ бы обеспечилиㅤ оперативноеㅤㅤᅠ и полноеㅤㅤᅠ возмещениеㅤ вредаㅤㅤᅠ потерпевшимㅤ в ДТП.ㅤㅤᅠ
Какㅤᅠ следствие, ежегодноㅤᅠ тысячиㅤㅤᅠ судебныхㅤᅠ решенийㅤㅤᅠ по соответствующимㅤㅤᅠ деламㅤᅠ оказываютсяㅤㅤᅠ неисполненнымиㅤᅠ либоㅤㅤᅠ исполненнымиㅤᅠ лишьㅤㅤᅠ частично.ㅤㅤᅠ
В общейㅤㅤᅠ сложности, поᅠ даннымㅤ Минюстаㅤㅤᅠ России, в судыㅤ обращаютсяㅤㅤᅠ толькоㅤ околоㅤㅤᅠ 8 процентовㅤㅤᅠ потерпевших. Приㅤᅠ этомㅤ поᅠ искамㅤ о причиненииㅤ вредаㅤㅤᅠ фактическиㅤ взыскиваетсяㅤㅤᅠ в пользуㅤㅤᅠ потерпевшихㅤ гражданㅤㅤᅠ до 4ᅠ присужденныхㅤ сумм, а в пользуㅤ потерпевшихㅤㅤᅠ юридическихㅤ лицㅤᅠ — доᅠ 35%.ㅤㅤᅠ
Можноᅠ с уверенностьюᅠ сказать, чтоᅠ на практикеᅠ отношенияㅤㅤᅠ междуᅠ виновникамиㅤㅤᅠ ДТПᅠ и потерпевшимиᅠ в подавляющейᅠ частиㅤᅠ лежатᅠ внеᅠ правовогоᅠ поля, чтоᅠ крайнеㅤㅤᅠ нежелательноᅠ дляᅠ общества, ужеᅠ страдающегоᅠ от разгулаᅠ преступности. Инструментомᅠ способнымㅤㅤᅠ решитьᅠ даннуюㅤㅤᅠ проблемуᅠ должноㅤㅤᅠ статьᅠ введениеㅤᅠ механизмаㅤᅠ обязательногоㅤᅠ страхования. Вотᅠ ужеᅠ пятьㅤᅠ летᅠ в российскомㅤᅠ парламентеㅤᅠ идетᅠ работаㅤᅠ надᅠ проектомㅤᅠ Федеральногоㅤᅠ законаㅤᅠ “Обᅠ обязательномㅤᅠ страхованииㅤᅠ гражданскойㅤᅠ ответственностиㅤᅠ владельцевㅤᅠ транспортныхㅤᅠ средств”. 25 апреляㅤᅠ 2012 годаㅤᅠ послеᅠ долгойㅤᅠ историиㅤᅠ редакцииㅤᅠ и рассмотренияㅤᅠ законᅠ одо6реㅤᅠ Советомㅤᅠ Федерацииㅤᅠ и подписанㅤᅠ президентомㅤᅠ РФ.ㅤㅤᅠ
Законопроектᅠ призванㅤㅤᅠ защититьᅠ интересыㅤㅤᅠ потерпевшихᅠ в ДТП, обеспечивㅤㅤᅠ возмещениеᅠ причиненногоㅤㅤᅠ им вреда. С юридическойㅤㅤᅠ точкиᅠ зрения, законопроектомᅠ устраняетсяㅤㅤᅠ явноеᅠ противоречиеㅤㅤᅠ междуᅠ провозглашеннойㅤㅤᅠ повышеннойᅠ ответственностьюㅤㅤᅠ владельцевᅠ транспортныхㅤㅤᅠ средствᅠ и фактическойᅠ необеспеченностьюㅤㅤᅠ этойᅠ нормыㅤᅠ конкретнымиᅠ правовымиㅤㅤᅠ инструментами.ㅤᅠ
Поэтомуㅤ от того, какимᅠ будет Федеральныйㅤᅠ закон “Об обязательномㅤ страхованииㅤᅠ гражданскойㅤ ответственностиㅤᅠ владельцевㅤ транспортныхㅤᅠ средств”, зависитㅤᅠ очень многое.ㅤㅤᅠ
Фактически он коснется каждойㅤㅤᅠ российской семьи, а не только владельцевㅤㅤᅠ транспорта. Ведь в роли пешехода, пострадавшегоㅤㅤᅠ при ДТП, или другогоㅤㅤᅠ участника движенияㅤㅤᅠ может оказатьсяㅤㅤᅠ каждый. Поэтомуㅤㅤᅠ так важно, чтобы этот закон наиболееㅤㅤᅠ полно отражалㅤㅤᅠ интересы всех участников дорожногоㅤㅤᅠ движения.ㅤㅤᅠ
Актуальностьᅠ и недостаточнаяᅠ разработанностьㅤᅠ темыᅠ автострахованияㅤᅠ приᅠ возрастанииㅤᅠ егоᅠ практическойㅤᅠ ролиᅠ определилиㅤᅠ выборᅠ темыᅠ и целиᅠ исследования.ㅤᅠ
Цельюᅠ исследованияㅤᅠ являетсяᅠ рассмотрениеㅤᅠ организационно-экономическогᅠ механизмаㅤᅠ обязательногоᅠ страхованияㅤᅠ гражданскойᅠ ответственностиㅤᅠ владельцевᅠ транспортныхㅤᅠ средств, выезжающихㅤᅠ в страныㅤᅠ системыᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта».ㅤᅠ
Цель исследованияㅤᅠ обусловила и решение следующихㅤᅠ основных задач:ㅤᅠ
- выявление сущностиㅤᅠ страхования ответственности, как экономическогоㅤᅠ элемента рыночнойㅤᅠ экономики и инструмента рациональногоㅤᅠ хозяйствования;ㅤᅠ
- рассмотрениᅠ историиㅤᅠ созданияᅠ и механизмаᅠ функционированияㅤᅠ системыᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»;ㅤᅠ
- исследованиеᅠ юридическихㅤ основᅠ проведенияㅤ страхованияᅠ гражданскойㅤ ответственностиᅠ владельцевㅤ транспортныхᅠ средств;ㅤᅠ
- определениеㅤᅠ местаᅠ Российскойㅤᅠ Федерацииᅠ в системеᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»;ㅤᅠ
- рассмотрениеㅤᅠ порядкаᅠ и условийᅠ проведенияㅤᅠ обязательногоᅠ страхованияㅤᅠ гражданскойᅠ ответственностиㅤᅠ владельцевᅠ транспортныхㅤᅠ средств, выезжающихㅤᅠ в страныㅤᅠ системыᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»;.ᅠ
Объектом исследованияㅤᅠ является автомобильныйㅤᅠ транспорт и система страхованияㅤᅠ автотранспортных рисковᅠ в страховойᅠ компании ООО "Северная казна".ㅤᅠ
Предметᅠ исследованияㅤᅠ - организационно-экономическиㅤᅠ механизмᅠ обязательногоㅤᅠ страхованияᅠ гражданскойㅤᅠ ответственностиᅠ владельцевㅤᅠ транспортныхᅠ средств, выезжающихᅠ в страныᅠ системыㅤᅠ «Зеленаяᅠ карта»ㅤᅠ ᅠ
Методологической основойㅤᅠ исследования являетсяㅤᅠ системный подходㅤᅠ к изучениюㅤᅠ сущности экономическихㅤᅠ процессов и явлений, работыㅤᅠ отечественных и зарубежных специалистовㅤᅠ в областиㅤᅠ организации и проведения страхования.ㅤᅠ
Главаㅤᅠ 1. Страхованиеㅤᅠ ответственностиㅤᅠ и егоㅤᅠ рольㅤᅠ в экономикеㅤᅠ ᅠ
1.1. Понятие, сущностьㅤᅠ и рольᅠ страхованияᅠ ответственностиㅤᅠ в системеㅤᅠ экономическихᅠ отношенийㅤᅠ ᅠ
Страховоеᅠ делоㅤᅠ — одинㅤᅠ из важнейшихㅤᅠ экономическихᅠ институтов, которыйᅠ существовалㅤᅠ в разныхㅤᅠ экономическихᅠ формациях, но наиболееㅤᅠ полноᅠ реализуетсяㅤᅠ в условияхㅤᅠ рынка.ㅤᅠ
Мировая практикаㅤᅠ подтверждает, что в условияхㅤᅠ рынка повышаетсяㅤᅠ вероятность возникновенияㅤᅠ рисковых ситуаций, а, следовательно, возрастает роль страховых фондовㅤᅠ как важнейшихㅤᅠ условий предупрежденияㅤᅠ и ликвидацииㅤᅠ пропорций в общественном производстве, страховой защитыㅤᅠ участников данногоㅤᅠ процесса. Важноеㅤᅠ значение это положение имеетᅠ и для Российской Федерацииㅤᅠ в связиᅠ с сокращениемㅤᅠ доли государстваㅤᅠ в покрытииㅤᅠ чрезвычайных убытковㅤᅠ субъектов хозяйствованияㅤᅠ при переходеㅤᅠ к рыночнымㅤᅠ отношениям, как на внутреннемㅤᅠ рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.ㅤᅠ
Именноᅠ страхованиеㅤᅠ повышаетᅠ инвестиционныйㅤᅠ потенциалᅠ и даетᅠ возможностьㅤᅠ увеличитьᅠ состояниеㅤᅠ и богатствоㅤᅠ нации. Этоᅠ важноᅠ дляᅠ российскойᅠ экономики, котораяᅠ покаㅤᅠ пребываетᅠ в сложномᅠ состоянии.ㅤᅠ
Многообразные проблемыㅤᅠ на путиㅤᅠ развития страхованияㅤᅠ в нашейㅤᅠ республике могутㅤᅠ быть успешноㅤᅠ решены при наличии соответствующегоㅤᅠ уровня экономическогоㅤᅠ мышления и наличия высококвалифицированныхㅤᅠ кадров.ㅤᅠ
Страхованиеᅠ представляетㅤᅠ собойᅠ отношенияㅤᅠ по защитеㅤᅠ имущественныхᅠ интересовㅤᅠ субъектовᅠ гражданскогоㅤᅠ праваᅠ приᅠ наступленииᅠ определенныхㅤᅠ событийᅠ (страховыㅤᅠ случаевᅠ за счетᅠ денежныхㅤᅠ фондовᅠ (страховыㅤᅠ резервов), формируемыхㅤᅠ страховщикамиᅠ из уплаченныхᅠ страховыхㅤᅠ взносовᅠ (страховыㅤᅠ премий).ㅤᅠ
Объектамиᅠ страхованияㅤᅠ могутᅠ бытьㅤᅠ не противоречащиеㅤᅠ законодательствуᅠ имущественныеㅤᅠ интересы, связанные:ㅤᅠ
- с причинениемㅤᅠ вредаㅤ жизниㅤᅠ илиㅤ здоровьюㅤᅠ страхователяㅤ либоㅤᅠ другогоㅤ названногоㅤᅠ в договореㅤᅠ физическогоㅤ лица, а такжеㅤᅠ с достижениемㅤᅠ имиㅤ определенногоㅤᅠ возрастаㅤ илиㅤᅠ наступлениемㅤ в их жизниㅤᅠ иногоㅤ предусмотренногоㅤᅠ договоромㅤ страховогоㅤᅠ случаяㅤ (личноㅤᅠ страхование);ㅤᅠ
- с утратойㅤᅠ (гибелью) илиᅠ повреждением имущества, находящегося воᅠ владении, пользовании, распоряжении страхователяㅤᅠ или иногоᅠ названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущербаㅤᅠ их имущественнымㅤᅠ правам, в том числеᅠ с возникновениемㅤᅠ убытков отᅠ предпринимательской деятельностиㅤᅠ из-за нарушенияㅤᅠ своих обязательствㅤᅠ контрагентами предпринимателяㅤᅠ или с изменением условийㅤᅠ этой деятельностиㅤᅠ по неᅠ зависящим отᅠ предпринимателя обстоятельствамㅤᅠ (имущественное страхование);ㅤᅠ
- с ответственностьюㅤᅠ по обязательствам, возникшимㅤ в случаеㅤ причиненияㅤᅠ страхователемㅤ илиㅤᅠ инымㅤ лицом, на котороеㅤᅠ такаяㅤ ответственностьㅤᅠ можетㅤ бытьㅤᅠ возложена, вредаㅤᅠ жизни, здоровьюㅤᅠ илиㅤ имуществуㅤᅠ другихㅤ лиц, либоㅤ с ответственностьюㅤ поᅠ договоруㅤ (страхованиㅤᅠ ответственности).ㅤᅠ
Признакиᅠ и принципы, отличающиеㅤᅠ страхованиеᅠ от другихᅠ экономическихㅤᅠ категорий:ㅤᅠ
- во-первых, страховыеㅤᅠ фондыㅤ образуютсяㅤᅠ исключительноㅤ на основеㅤ перераспределенияㅤᅠ денежныхㅤ доходовㅤᅠ и накоплений, образующихсяㅤ в процессеㅤ первичногоㅤᅠ распределенияㅤ национальногоㅤᅠ дохода;ㅤᅠ
- во-вторых, для страхования характернаㅤᅠ замкнутая раскладкаㅤᅠ ущерба в рамках создаваемогоㅤᅠ страхового фонда;ㅤᅠ
- в-третьих, страхованиеㅤᅠ предусматриваетㅤᅠ перераспределениеㅤᅠ и выравниваниеㅤᅠ ущербаㅤᅠ по территорииㅤᅠ и во времени;ㅤᅠ
- в-четвертых, соблюдениеㅤᅠ принципа эквивалентности: доходы страховойㅤᅠ компании, формируемыеㅤᅠ за счетㅤᅠ взносов страхователей, должны сбалансироватьсяㅤᅠ с ее расходами.ㅤᅠ
Формы организацииㅤᅠ страховых фондов:ㅤᅠ
- государственные;ㅤᅠ
- фондыㅤᅠ самострахования;ㅤᅠ
- фондыㅤᅠ страховыхㅤᅠ компаний.ㅤᅠ
Государствоㅤᅠ формируетㅤᅠ страховыеㅤᅠ фондыㅤᅠ какㅤᅠ фондыㅤᅠ социальнойㅤᅠ поддержкиㅤᅠ за счетㅤᅠ обязательныхㅤᅠ платежейㅤᅠ гражданㅤᅠ и юридическихㅤᅠ лиц. Использованиеㅤᅠ средствㅤᅠ данногоㅤᅠ фондаㅤᅠ строгоㅤᅠ целевое.ㅤᅠ
Фондыㅤᅠ самострахованияㅤᅠ создаютсяㅤᅠ на предприятииㅤᅠ на добровольнойㅤᅠ основе.ㅤᅠ
Фонды страховыхㅤᅠ компаний образуютсяㅤᅠ на основеㅤᅠ передачи им функций страхованияㅤᅠ со стороныㅤᅠ клиентов, которыеㅤᅠ предпочитают не заниматься самострахованием, а участвоватьㅤᅠ в коллективныхㅤᅠ страховых фондах, управляемых профессионалами.ㅤᅠ
Страховой рынокㅤᅠ — этоᅠ особая социально-экономическаㅤᅠ среда, определеннаяㅤᅠ сфера экономическихㅤᅠ отношений, гдеᅠ формируются спросㅤᅠ и предложениеㅤᅠ на страховуюㅤᅠ защиту какᅠ объект купли-продажи. По масштабамㅤᅠ деятельности различаютㅤᅠ национальный, региональныйㅤᅠ и международныйㅤᅠ страховые рынки.ㅤᅠ