Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:42, курсовая работа
Цельюᅠ исследованияㅤявляетсяᅠ рассмотрение организационно-экономическогоᅠ механизмаㅤобязательногоᅠ страхованияㅤᅠ гражданскойᅠ ответственностиㅤвладельцевᅠ транспортных средств, выезжающих в страныㅤсистемыᅠ «Зеленая карта».ㅤᅠ
Цель исследованияㅤобусловила и решение следующихㅤосновных задач:ㅤᅠ
- выявление сущности страхования ответственности, как экономическогоㅤэлемента рыночной экономики и инструмента рационального хозяйствования;ㅤᅠ
- рассмотреныᅠ истории созданияᅠи механизмаᅠ функционированияㅤсистемыᅠ «Зеленая карта»;ㅤᅠ
- исследованиеᅠ юридических основᅠ проведенияㅤстрахованияᅠгражданской ответственностиᅠ владельцевㅤ транспортныхᅠ средств;ㅤᅠ
- определениеㅤᅠ местаᅠ РоссийскойㅤФедерацииᅠ в системеᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»;ㅤᅠ
ᅠ
Введение.................................................................................................................2ᅠ
Глава 1. Страхование ответственностиㅤᅠ и его роль в экономике...................6ㅤᅠ
1.1. Понятие, сущностьㅤᅠ и рольᅠ страхованияᅠ ответственностиㅤᅠ в системеㅤᅠ экономическихᅠ отношений....................................................................................6ᅠ
1.2. Системаㅤᅠ "Зеленая карта".............................................................................10ᅠ
1.3. Историяㅤᅠ развитияㅤ страхованияㅤᅠ ответственности............................16ㅤᅠ
1.4. Видыㅤᅠ страхованияᅠ ответственности.......................................................19ㅤᅠ
Главаᅠ 2. Анализᅠ региональногоᅠ рынкаᅠ страховыхᅠ услугᅠ на примереᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"...........................................22ᅠ
2.1. Общаяᅠ характеристика предприятия............................................................ᅠ2222
2.2. Особенностиᅠ маркетинговойᅠ деятельностиᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"....................................................................................................26ᅠ
2.3. Swot-анаᅠ деятельности страховойᅠ компании ОООᅠ "Северная казна".......31
2.4. Разработкаᅠ стратегииᅠ развитияᅠ страховойᅠ компанииᅠ ОООᅠ "Севернаᅠя казна"............................................................................................................................ᅠ4343
Глава 3. Пути повышенияᅠ эффективности страховойᅠ защиты приᅠ осуществлении обязательногоᅠ страхования гражданскойᅠ ответственности владельцевᅠ транспортных средств.............................................. ...........................................48
3.1. Рекомендацииᅠ по совершенствованиюᅠ условий страховойᅠ защиты........ᅠ48
3.2. Направленияᅠ совершенствования действующегоᅠ законодательства обᅠ обязательном страхованииᅠ гражданской ответственностиᅠ владельцев транспортныхᅠ средств...................................................ᅠ................................................................49
Заключение.............................................................................................................61
Список использованныхᅠ источников..........................ᅠ ........................................65
Приложения...........................................................................................................
Например, еслиᅠ имущественный ущербᅠ одному потерпевшемуᅠ в результатеᅠ ДТП составилᅠ 300 тысячᅠ рублей, то, выплатив 1ᅠ тысяч рублейᅠ по полисуᅠ обязательного страхования, страховщик оставшиесяᅠ 180 тысячᅠ рублей выплачиваетᅠ согласно полисуᅠ дополнительного страхованияᅠ автогражданской ответственности. Данный полисᅠ (дополнительного страхованияᅠ автогражданской ответственностиᅠ иначе называетсяᅠ полисом-зонтиком.ᅠ
Страховая суммаᅠ по полисуᅠ обязательного страхованияᅠ будет проходитьᅠ согласно договоруᅠ дострахования автогражданскойᅠ ответственности, как франшиза.ᅠ
Таким образом, страховщики нашлиᅠ способ оградитьᅠ страхователей отᅠ ненужных трат.ᅠ
Однакоᅠ приᅠ дополнительномᅠ страхованииᅠ ответственностиᅠ остаетсяᅠ одноᅠ неудобствоᅠ - страховательᅠ заключаетᅠ такойᅠ договорᅠ со страховщикомᅠ отдельно, а это, какᅠ правило, лишняяᅠ тратаᅠ времени.ᅠ
Поэтому, какᅠ уже былоᅠ отмечено, воᅠ избежание ненужнойᅠ волокиты поᅠ заполнению полисаᅠ дополнительного страхованияᅠ гражданской ответственности, следовало быᅠ в законеᅠ указать, чтоᅠ страховая суммаᅠ не можетᅠ быть нижеᅠ 400 тысячᅠ рублей. Изᅠ этого следует, что застраховатьᅠ свою автогражданскуюᅠ ответственность максимальноᅠ можно наᅠ любую суммуᅠ (как показываетᅠ страховая практикаᅠ на 25 —35 тысячᅠ долларов США), а минимальноᅠ не нижеᅠ 400 тысячᅠ рублей. Такᅠ что, автолюбитель, застраховавший своюᅠ ответственность наᅠ сумму отᅠ 400 тысячᅠ рублей до, к примеру, 900 тысячᅠ рублей, обезопасилᅠ себя отᅠ лишних проблем.ᅠ
Подводя итог данной главыᅠ необходимо отметить, что:ᅠ
1. Страхованиеᅠ в жизниᅠ российского гражданинаᅠ постепенно начинаетᅠ играть туᅠ основную роль, которую оноᅠ играет в странах с более развитымᅠ страховым механизмомᅠ регулирования отношенийᅠ в сфере возмещенияᅠ ущерба, своевременногоᅠ произведения выплатᅠ и неᅠ стоит забывать о воспитательной ролиᅠ страхования. В случаеᅠ произведения выплатыᅠ потерпевшим соᅠ страхователя (виновникᅠ ДТП) страховщик, на следующийᅠ год страхования, за страховкуᅠ может взыскатьᅠ по двойномуᅠ тарифу.ᅠ
2. На российском рынкеᅠ услуг происходитᅠ становление и укрепление инфраструктурыᅠ страхования, проявляющееся в совершенствованииᅠ законодательства, подзаконныхᅠ нормативно-правовых актов, выработке судебнойᅠ практики, появленииᅠ новых страховых продуктов на основеᅠ использования передовогоᅠ зарубежного опыта.ᅠ
3. В конечном итогеᅠ всеᅠ эти позитивные изменения страховых отношенийᅠ приведут к чёткой унификацииᅠ страховой сферы, стабильности работыᅠ страховых компаний, правомерности действийᅠ и своевременностиᅠ выплат, снижениюᅠ правонарушений в области дорожногоᅠ движения, возможностиᅠ урегулирования страховыхᅠ споров предпочтительноᅠ в досудебномᅠ порядке и за кратчайшиеᅠ сроки.ᅠ
4. Приᅠ страховании автогражданскойᅠ ответственности основнымᅠ поводом решенияᅠ вопроса в судебном порядкеᅠ является денежнаяᅠ оценка возмещенияᅠ вреда, с которой потерпевшийᅠ вправе неᅠ согласиться. К судебному разбирательствуᅠ может привести: нежелание виновникаᅠ выплатить всюᅠ сумму ущербаᅠ (как полностью, так и в рассрочку), невозможность решенияᅠ вопроса в указанный претензиейᅠ тридцатидневный срок, умышленное созданиеᅠ должником волокиты, желание должникаᅠ оспорить своюᅠ вину в ДТП и т.д.ᅠ
На виновникаᅠ ДТПᅠ можноᅠ податьᅠ в судᅠ по искуᅠ о возмещенииᅠ ущербаᅠ с виновникаᅠ ДТПᅠ и в процессеᅠ судебногоᅠ производства, узнав, чтоᅠ ответчикᅠ застраховалᅠ своюᅠ ответственность, привлечьᅠ страховщикаᅠ в качествеᅠ третьегоᅠ лица. На страховуюᅠ компанию, в данномᅠ случае, можноᅠ податьᅠ в судᅠ по искамᅠ о полученииᅠ страховойᅠ компенсацииᅠ в случаеᅠ немотивированногоᅠ отказаᅠ страховщикаᅠ в выплате, либоᅠ в намеренномᅠ задержанииᅠ страховойᅠ выплаты, задержанииᅠ рассмотренияᅠ заявленияᅠ на страховуюᅠ выплату, нарушенияᅠ допустимыхᅠ сроков, указанныхᅠ в Правилахᅠ илиᅠ Законеᅠ об ОСАГОᅠ и т.д.ᅠ
Заключениеㅤᅠ
Изложенные в данной работеㅤᅠ теоретические и практические аспектыㅤᅠ страхования гражданскойㅤᅠ ответственности владельцевㅤᅠ транспортных средствㅤᅠ доказывают, чтоᅠ данный видᅠ страхования являетсяㅤᅠ объективной социально-экономическоㅤᅠ необходимостью настоящегоㅤᅠ времени, цельюᅠ которого являетсяㅤᅠ предоставление финансовыхㅤᅠ гарантий возмещенияㅤᅠ убытков страхователя.ㅤᅠ
Страхование ответственностиㅤᅠ выступает в качестве одногоㅤᅠ из важнейшихㅤᅠ элементов социальнойㅤᅠ защиты человека. Поэтому сегодняㅤᅠ на первомㅤᅠ месте однозначноㅤᅠ стоит обязательноеㅤᅠ страхование ответственностиㅤᅠ за причинениеㅤᅠ вреда. Данныйㅤᅠ вид страхования, с однойᅠ стороны, защищаетㅤᅠ страхователя от финансовых потерь, которые он может понестиㅤᅠ в результатеㅤᅠ предъявления к нему требованийㅤᅠ о погашенииㅤᅠ ущерба, причиненногоㅤᅠ третьей стороне, а с другой стороны, система страхованияㅤᅠ ответственности защищаетㅤᅠ имущественные интересыㅤᅠ третьих лиц, которые приобретаютㅤᅠ гарантии, что нанесенный им ущерб будетᅠ возмещен.ㅤᅠ
В даннойㅤᅠ работе прослеживаетсяㅤᅠ история возникновенияㅤᅠ и развитияㅤᅠ страхования гражданскойㅤᅠ ответственности владельцевㅤᅠ транспортных средств, а такᅠ же рассматриваетсяㅤᅠ сущность системыㅤᅠ «Зеленая картаㅤᅠ и этапыㅤᅠ ее становленияㅤᅠ и механизмㅤᅠ функционирования.ㅤᅠ
В сущности, «Зеленая карта»ㅤᅠ - это страховой полис, который базируетсяㅤᅠ на законеㅤᅠ об обязательномㅤᅠ страховании гражданскойㅤᅠ ответственности владельцаㅤᅠ транспортного средстваㅤᅠ и подтверждаетㅤᅠ наличие у него страховогоㅤᅠ покрытия, действительногоㅤᅠ на территорииㅤᅠ стран-членов системыㅤᅠ «Зеленая карта».ㅤᅠ
Система «Зеленаяㅤᅠ карта» - соглашение о взаимном признанииㅤᅠ страхового покрытияㅤᅠ гражданской ответственностиㅤᅠ владельцев автотранспортныхㅤᅠ средств и оказании взаимнойㅤᅠ помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном автотранспортномㅤᅠ сообщении.ㅤᅠ
Создание системыㅤᅠ «Зеленая карта»ㅤᅠ должно было обеспечить достижениеㅤᅠ двух основныхㅤᅠ целей:ㅤᅠ
1.интересы потерпевшейㅤᅠ стороныᅠ должныㅤᅠ бытьᅠ защищеныㅤᅠ в любойㅤᅠ странеᅠ посещенияㅤᅠ в случаеㅤᅠ дорожно-транспортногᅠ происшествия, виновникомᅠ которогоㅤᅠ являетсяᅠ иностранныйㅤᅠ гражданин;ㅤᅠ
2.иностранный гражданин, являющийсяᅠ владельцемㅤᅠ илиᅠ водителемㅤᅠ автотранспортногоᅠ средства, зарегистрированногоᅠ за рубежом, не долженᅠ встречатьㅤᅠ препятствийᅠ в странеᅠ посещенияㅤᅠ в видеᅠ различныхᅠ требованийㅤᅠ и ограничений, определяемыхᅠ национальнымиㅤᅠ законамиᅠ об обязательномᅠ страхованииㅤᅠ гражданскойᅠ ответственностиㅤᅠ автовладельца.ㅤᅠ
Кроме того в рамкахㅤᅠ главы, посвященнойㅤᅠ системе «Зеленаяㅤᅠ карта», рассматриваютсяㅤᅠ основные структурныеㅤᅠ элементы даннойㅤᅠ системы - Национальные бюро стран-членов системыㅤᅠ «Зеленая карта»ㅤᅠ и объединяющийㅤᅠ их органᅠ - Советᅠ Бюро. Раскрываютсяㅤᅠ основные функцииㅤᅠ Национальных бюро (эмиссия «зеленыхㅤᅠ карт» и урегулирование возникающихㅤᅠ на территорииㅤᅠ данной страныㅤᅠ претензий) и цели для которых они создаются (обеспечениㅤᅠ взаимной гарантии: для правительстваㅤᅠ страны, в которой создаетсяㅤᅠ бюро и для бюро страны посещения). Так же в даннойㅤᅠ главе рассмотреныㅤᅠ условия и процедура принятияㅤᅠ новых членовㅤᅠ в системуㅤᅠ «Зеленая карта». Освещение вышеуказаннойㅤᅠ информации позволяетㅤᅠ составить представлениеㅤᅠ о структуреㅤᅠ системы «Зеленаяㅤᅠ карта» и механизме ее функционирования.ㅤᅠ
Частьㅤ работыㅤᅠ посвященаㅤ рассмотрениюㅤᅠ нормативныхㅤ источников, какㅤ национальныхㅤᅠ такㅤ и международных, регулирующихㅤᅠ страхованиеㅤ гражданскойㅤᅠ ответственностиㅤ владельцевㅤᅠ транспортныхㅤ средств.ㅤᅠ
Наличиеㅤ такойㅤᅠ нормыㅤ права, какㅤ необходимостьㅤᅠ защитыㅤ интересовㅤᅠ третьихㅤ лицㅤᅠ в случаяхㅤᅠ причиненияㅤ им ущерба, в законодательствеㅤ большинстваㅤᅠ государств, и определилоㅤ необходимостьㅤᅠ принятияㅤ имиㅤᅠ законаㅤ об обязательномㅤ страхованииㅤᅠ гражданскойㅤ ответственностиㅤᅠ владельцевㅤ транспортныхㅤᅠ средств.ㅤᅠ
На международномㅤᅠ уровнеᅠ данныйㅤᅠ видᅠ страхования, помимоᅠ национальныхㅤᅠ законовᅠ об обязательномᅠ страховании, регулируетсяᅠ единымㅤᅠ документом, подписаннымㅤᅠ всемиᅠ странами-участницамㅤᅠ системыᅠ «Зеленаяㅤᅠ кара»ᅠ - «Внутреннимиᅠ положениями». Кромеᅠ тогоㅤᅠ по вопросамㅤᅠ страхованияᅠ гражданскойㅤᅠ ответственностиᅠ владельцевㅤᅠ транспортныхᅠ средствㅤᅠ былиᅠ изданыㅤᅠ 4 специализированныеㅤᅠ Директивы, плюсㅤᅠ значительноеᅠ числоㅤᅠ дополняющихᅠ Директивㅤᅠ Советаᅠ ЕС и иныхㅤᅠ нормативныхᅠ актов.ㅤᅠ
В работеㅤᅠ делается выводㅤᅠ о необходимостиㅤᅠ проведения страхованияㅤᅠ гражданской ответственностиㅤᅠ владельцев транспортныхㅤᅠ средств в Российской Федерацииㅤᅠ и вступленииㅤᅠ нашей страныㅤᅠ в системуㅤᅠ «Зеленая карта».ㅤᅠ
Отсутствиеㅤᅠ подобногоㅤᅠ законодательстваㅤᅠ влеклоㅤᅠ за собойㅤᅠ неизбежныеㅤᅠ проблемы: систематическоеㅤᅠ уклонениеㅤᅠ виновниковㅤᅠ дорожно-транспортныㅤᅠ происшествийㅤᅠ от возмещенияㅤᅠ причиненногоㅤᅠ ущерба, усложнениеㅤᅠ процедурыㅤᅠ урегулированияㅤᅠ претензий, необходимостьㅤᅠ приобретенияㅤᅠ страховыхㅤᅠ полисовㅤᅠ у иностранныхㅤᅠ страховщиков, чтоㅤᅠ вызывалоㅤᅠ колоссальныйㅤᅠ оттокㅤᅠ иностраннойㅤᅠ валютыㅤᅠ за рубеж. Вступлениеㅤᅠ Российскойㅤᅠ Федерацииㅤᅠ в системуㅤᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта»ㅤᅠ обеспечилоㅤᅠ не толькоㅤᅠ инвестированиеㅤᅠ значительныхㅤᅠ валютныхㅤᅠ суммㅤᅠ в экономикуㅤᅠ нашейㅤᅠ страны, но и повысилоㅤᅠ авторитетㅤᅠ республикиㅤᅠ на международнойㅤᅠ арене.ㅤᅠ
В отдельнойㅤᅠ частиㅤ работыㅤᅠ рассматриваетсяㅤ понятиеㅤᅠ договораㅤ страхованияㅤᅠ и существенныеㅤᅠ условияㅤ данногоㅤᅠ договора. Такㅤᅠ какㅤ именноㅤᅠ предметㅤ договора, а такжеㅤᅠ условия, названныеㅤᅠ в работеㅤᅠ существенными, позволяютㅤᅠ отличитьㅤ названныйㅤᅠ договорㅤ от договоровㅤ другихㅤᅠ видов. Особоеㅤᅠ значениеㅤ существенныхㅤᅠ условийㅤ ещеㅤᅠ состоитㅤ и в том, чтоㅤ отсутствиеㅤᅠ хотяㅤ бы одногоㅤ такогоㅤᅠ условияㅤ не позволяетㅤ считатьㅤᅠ договорㅤ заключенным.ㅤᅠ
Частьᅠ работыㅤᅠ посвященаᅠ заключению, переоформлениюᅠ и прекращениюᅠ договоровㅤᅠ страхованияᅠ «Зеленаяㅤᅠ карта», чтоᅠ отражаетᅠ практическийㅤᅠ аспектᅠ проведенияㅤᅠ данногоᅠ видаᅠ страхования.ㅤᅠ
С прекращениемㅤᅠ договора страхованияㅤᅠ прекращаются праваᅠ и обязанностиㅤᅠ страхователя и страховщика друг перед другомㅤᅠ - это отдельная главаᅠ работы. Знаниеㅤᅠ и правильноеㅤᅠ толкование перечисленныхㅤᅠ оснований прекращенияㅤᅠ договора страхованияㅤᅠ гражданской ответственностиㅤᅠ владельцев транспортныхㅤᅠ средств позволит, с однойᅠ стороны, избежатьㅤᅠ совершения действийㅤᅠ способных привестиㅤᅠ к прекращениюㅤᅠ договора, а с другойㅤᅠ стороны исключитьㅤᅠ предъявление сторонамиㅤᅠ соглашения друг к другуᅠ необоснованным претензий.ㅤᅠ
Такㅤ жеᅠ в работеㅤᅠ пришлосьㅤ подробноㅤᅠ остановитьсяㅤ наᅠ взаимоотношениях, возникающихㅤᅠ междуㅤ Национальнымㅤᅠ бюроㅤ страныㅤᅠ происшествияㅤ и страховщика, выдавшегоㅤᅠ полисㅤ «Зеленаяㅤᅠ карта», и их взаимодействииㅤᅠ в областиㅤᅠ урегулированияㅤ страховыхㅤᅠ случаев. Наличиеㅤᅠ специфическихㅤ особенностей, характерныхㅤ дляㅤᅠ данногоㅤ видаㅤᅠ страхованияㅤ требуетㅤᅠ знанийㅤ обᅠ условияхㅤ рассмотренияㅤᅠ требований, о назначенииㅤ представителейㅤᅠ страховщикаㅤ наᅠ территорииㅤ стран-членоㅤᅠ системыㅤ «Зеленаяㅤᅠ карта», обᅠ условияхㅤ выплатыㅤᅠ страховогоㅤ возмещения. Отлаженныеㅤ взаимоотношенияㅤᅠ междуㅤ участникамиㅤᅠ системыㅤ «Зеленаяㅤᅠ карта»ㅤ и обеспечиваютㅤ эффективностьㅤᅠ ее функционирования.ㅤᅠ
Списокㅤ использованныхㅤᅠ источниковㅤᅠ
1.Авчинкин Д. «Страхование автогражданскойㅤᅠ ответственности - система «Зеленаяㅤᅠ карта» // Российской Федерации. 2011. №3ㅤᅠ
2.Абрамов В.Ю. Страхование: теорияㅤᅠ и практика. М.: Волтерсㅤᅠ Клувер, 2011. 504 с.ㅤᅠ
3.Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник для вузов изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансыㅤᅠ и статистика, 2012. 318 с.ㅤᅠ
4.Демидова Н.Н. Страховоеㅤ дело: Учеб. пособиеㅤᅠ дляㅤ студентовㅤᅠ неэкон. специальностейㅤᅠ вузов. Могилев: МГУ, 2011. 197 с.ㅤᅠ
5.ДТП и действия егоᅠ участников. сост.: А.А. Сушко, А.Я. Занимон, В.В. Бируля. Мн.: Тонпик, 2012. 53 с.ㅤᅠ
6.Журавин С.Г. Краткийㅤ курсㅤᅠ историиㅤ страхования. М.: Анкил. 2010. 1ᅠ с.ㅤᅠ
7.Залетов А.Н., Пукалаㅤᅠ Р. Страховыеㅤᅠ рынкиㅤᅠ Восточнойㅤᅠ Европыㅤᅠ и СНГ, Справочноеㅤᅠ пособиеㅤᅠ из серииㅤᅠ «Библиотекаㅤᅠ страхования»ㅤᅠ К.: Международнаяㅤᅠ агенцияㅤᅠ «BeeZone», 2011. 624 с.ㅤᅠ
8.Кадагидзе Д. «Страховоеㅤᅠ законодательствоㅤᅠ странㅤᅠ Европейскогоㅤᅠ Союзаㅤᅠ в областиㅤᅠ страхованияㅤᅠ гражданскойㅤᅠ ответственностиㅤᅠ владельцевㅤᅠ автотранспортныхㅤᅠ средств»ㅤᅠ // Страховоеㅤᅠ право. 2012. №2ㅤᅠ ᅠ
9.Кисловская А. «Страхование гражданскойㅤᅠ ответственности владельцевㅤᅠ транспортных средствㅤᅠ в ЕС»ᅠ // Страховоеㅤᅠ право. 2010. №2ㅤᅠ
10.Кисляк А. «Возможныеㅤᅠ последствияㅤᅠ глобализацииㅤᅠ дляㅤᅠ страховогоㅤᅠ бизнесаㅤᅠ Российскойㅤᅠ Федерацииㅤᅠ // Страхованиеㅤᅠ в России. 2011. №10, 11ᅠ ᅠ
11.Краснова И.И. Организационно-экономические основыㅤᅠ формирования механизмаㅤᅠ страховой деятельностиㅤᅠ на автотранспортеㅤᅠ Российской Федерации: Диссертация на соискание ученойㅤᅠ степени кандидатаㅤᅠ экономических наук: Защищена 05.03.2003: Утв. 08.07.2003. Мн., 2010.ㅤᅠ
12.Кучерин П.М. «Страхование автогражданскойㅤᅠ ответственности в РФ» Мн.: 2012.ㅤᅠ
13.Мурина Н.Н., Роговская А.А. Страховое дело: учебное пособиеㅤᅠ для студентовㅤᅠ экономических специальностейㅤᅠ учреждений, обеспечивающихㅤᅠ получение высшегоㅤᅠ образования Российскойㅤᅠ Федерации: ИВЦᅠ Минфина, 2010. 245 с.ㅤᅠ
14.Обязанности и ответственность водителяㅤᅠ и владельцаㅤᅠ автомобиля. Сост. В.Ф. Бохан. Мн.: Дикта, 2012. 1ᅠ с.ㅤᅠ
15.Рассолова Т.М. «Обязательноеᅠ страхованиеㅤᅠ автогражданскойᅠ ответственности: Гражданско-правовоᅠ аспект: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2014. 160 с.ㅤᅠ
16.Романова В. «Дорогуㅤ Зеленойㅤᅠ карте»ㅤ // Компасㅤ экспедитораㅤᅠ и перевозчика. 2013. №5ㅤᅠ
17.Сербиновский Б.Ю. «Страховоеᅠ дело»ㅤᅠ Учеб. пособиеㅤᅠ дляᅠ вузов. Изд-ᅠ 5-е, перераб. и доп. Ростовㅤᅠ на Дону: Феникс, 2012. 416 с.ㅤᅠ