Страхование жизни: действующая практика и перспективы развития (на примере РДУСП «Стравита»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические основы страхования жизни, проанализировать действующую практику его осуществления в Республике Беларусь, оценить зарубежный опыт страхования жизни, на основе полученных данных разработать пути по совершенствованию данной сферы в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, относительных величин, графический, табличный.
Исследования и разработки: изучены сущность и принципы осуществления страхования жизни, проведен анализ современного состояния национального рынка, дана характеристика деятельности РДУСП «Стравита».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1 Страхование жизни: его экономическое содержание и назначение……….
1.1 Сущность и роль страхования жизни на современном этапе…………….
1.2 Особенности организации страхования жизни в Республике Беларусь…
2 Действующая практика осуществления страхования жизни в Республике Беларусь (на примере РДУСП «Стравита»)……………………………………
2.1 Анализ рынка страхования жизни в Республике Беларусь……………..
2.2 Оценка деятельности РДУСП «Стравита» по страхованию жизни……...
3 Основные направления совершенствования страхования жизни в Республике Беларусь……..…………………………………………………….
3.1 Международная практика страхования жизни………………………….
3.2 Перспективы развития страхования жизни в Республике Беларусь…..
Заключение……………………………………………………….………………
Список использованных источников ………………………………………….
Приложение А. Отдельные статистические показатели деятельности страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни по состоянию на 1 января 2012 года…………………………..
Приложение Б. Рейтинг страховых компаний Республики Беларусь в разрезе поступивших страховых премий по состоянию на 01.01.2012г. ………………………………………………….
Приложение В. Данные об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности РДУСП «Стравита» за 2010-2011 гг. …………………………………………………….….

Файлы: 1 файл

Диплом Страхование жизни.docx

— 451.40 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время страхование жизни в  Республике Беларусь осуществляют 4 страховые  компании: РДУСП «Стравита», ОАО  «Белорусский народный страховой пенсионный фонд», УСП «Седьмая линия» и ОАСО «Пенсионные гарантии», специализирующееся на страховании дополнительной пенсии.

Наибольший  удельный вес в сумме полученных страховых взносов по видам, относящимся  к страхованию жизни, занимает РДУСП  «Стравита» -- 69,71%. Основным конкурентом  РДУСП «Стравита» на рынке индивидуального  страхования жизни является ОАО  «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» (14,68% в общем объеме поступлений  взносов по страхованию жизни  по итогам 2011 года).

Поступления страховых взносов УСП «Седьмая линия» составляют 13,94% от общего объема поступлений страховых взносов  по видам страхования, относящимся  к страхованию жизни. Наименьшую долю на рынке занимает  ОАСО   «Пенсионные  гарантии»  (всего 1,80 млрд  руб.  страховых 

взносов за 2011 год).

Уровень  выплат по страховым  организациям,  осуществляющим  виды

страхования, относящиеся к страхованию жизни, составляет 32,76%. Максимальный уровень  выплат среди организаций на данном рынке принадлежит УСП «Седьмая линия» и достигает 71,01% по результатам 2011 года.

В период с 2009 по 2011 гг. в страховании жизни  наблюдалась положительная динамика поступления страховых взносов. Поступления по страхованию жизни  в 2011 году достигли максимальной цифры  за период 2008-2011гг., однако частично это  обусловлено высокими темпами инфляции. Однако частично за 2011 год удалось  увеличить поступления взносов  за счет введения новых более привлекательных  форм страхования жизни.

Таким образом, на страховом рынке Республики Беларусь можно наблюдать положительные  тенденции сбора страховых премий по видам страхования, относящимся  к страхованию жизни. За период 2009-2011гг. взносы по добровольному страхованию  жизни возросли в 3 раза, а по добровольному  страхованию дополнительной пенсии – в 1,6 раза.  Большая часть  сборов в данном сегменте остается за страхованием дополнительной пенсии ( 86,8 млрд руб. в 2011 году против 66,5 млрд в 2010 году).

В 2011 году по добровольному страхованию  жизни и дополнительной пенсии было произведено  выплат на сумму 35,3 млрд руб. Уровень выплат составил 32,7% (18,8% в 2010 году) .

В настоящее время "Стравита" - единственное государственное страховое предприятие, осуществляющее добровольное страхование жизни и добровольное страхование дополнительной пенсии. В рейтинге белорусских страховых компаний РДУСП «Стравита» занимает лидирующую позицию среди предприятий, работающих на рынке страхования жизни, 8 место среди всех страховщиков Республики Беларусь.

В  2011  году  сумма  собранных  предприятием  страховых  взносов  составила 75,2 млрд рублей, что по сравнению  с 2010 годом на 16,3 млрд рублей  больше,  что  обеспечило  темп  роста  равный 127,6%. 

Удельный  вес страховых взносов, полученных от физических лиц, в общем объеме страховых взносов возрос до 12,5%, против 7% - за прошлый год. Почти в 6 раз по сравнению с 2008 годом увеличилась сумма произведенных предприятием страховых выплат. Общая сумма выплат в 2011 году составила 19,0 млрд руб. (в 2010 году – 9,24 млрд руб.).

На основе проведенного анализа  рынка страхования жизни можно  сделать следующие выводы:

1.  сегмент рынка страховых  услуг, относящихся к страхованию  жизни, 

имеет тенденцию к расширению. Такое  изменение происходит в основном за счет коллективных форм страхования;

2.  в настоящее время страховые  компании Республики Беларусь  предлагают ограниченный перечень  договоров страхования жизни;

3.  невысоким остается финансовый  потенциал страховщиков по страхованию  жизни за счет ограниченности  их собственного капитала;

4.  наличие  монопольных   тенденций  на  рынке  страхования   жизни 

препятствует  появлению новых страховщиков и  развитию конкуренции;

5.  сдерживающим фактором при  заключении договоров страхования  жизни с физическими лицами  является отсутствие налоговых  льгот;

6. полный объем гарантий, льгот и преференций со стороны государства предоставляется только страховым организациям государственной формы собственности.

 

 

 

3 Основные направления  совершенствования страхования жизни в Республике Беларусь

 

3.1 Международная практика страхования жизни

 

Долгосрочное страхование жизни  представляет собой один из основных элементов социально-экономической защиты граждан от целого ряда возможных рисков. Разнообразие страховых продуктов позволяет выбрать оптимальный вид страхования для любого возраста и социального статута страхователя. Страховые программы долгосрочного страхования жизни учитывают такие риски, как риск достижения пенсионного возраста, риск потери кормильца, риск временной или постоянной потери трудоспособности, риск дожития до определенного события (вступление в брак, поступление в учебные заведения и др.). Долгосрочное страхование жизни предусматривает наличие накопительного и защитного механизмов, которые определяются временным договором, в течение которого страхователь должен регулярно вносить суммы страховых взносов.

Уровень развития отрасли страхования  жизни определяют такие показатели, как доля рынка страхования жизни  в структуре ВВП и доля долгосрочного страхования жизни в общем объеме страхования. Динамика развития данных показателей имеет нисходящую тенденцию. Так, в 2007 г. доля исследуемого рынка в структуре ВВП Российской Федерации составляла 0,07 %, в 2008 г. - 0,05 %, в 2009 г. — 0,04 % (по итогам 2009 г. в Великобритании эта доля составляла 11 %, во Франции - 7%) [18, c.64].

Оценивая степень развития российского  рынка долгосрочного страхования  жизни, следует отметить, что его доля на протяжении последних лет составляет около 3 % от общего объема страхования, тогда как доля данного вида страхования в европейских странах колеблется от 8 до 40%.

Сохранение доли рынка долгосрочного  страхования жизни на низком уровне на протяжении последних семи лет свидетельствует о недоверии населения Российской Федерации к долгосрочным инвестициям и финансовым институтам, низкой привлекательности рынка для потенциальных клиентов. Здесь еще следует обратить внимание на то, что российские граждане в основном являются потенциальными, а не реальными страхователями. Безусловно, на это оказывают влияние низкая платежеспособность населения, отсутствие опыта долгосрочного финансового планирования. Кроме того, потенциальные клиенты очень слабо осведомлены о таком продукте, как долгосрочное страхование жизни.

Однако, несмотря на это, рынок является перспективным для ведущих страховых  компаний. Ежегодно повышается степень  концентрации рынка за счет роста  числа игроков, предлагающих различные программы долгосрочного страхования жизни. По итогам 2008 г. десять крупнейших компаний, работающих в этой сфере, контролировали более 75% рынка. Несмотря на это, потенциал развития рынка долгосрочного страхования жизни в России задействован еще в малой степени. Судить о его перспективном развитии можно лишь при условии совершенствования законодательной, нормативной и налоговой политики [18, c.66].

Таким образом, рынок долгосрочного  страхования жизни в Российской Федерации на данный момент довольно слабо развит. Для его оживления, вероятно, может потребоваться несколько лет. Поэтому необходимо учитывать все факторы, влияющие как на страховые компании, так и на потребительский спрос и предпочтения, напрямую влияющие на объемы продаж страховщиков. Однако в европейских странах ситуация в этом вопросе гораздо лучше, что обеспечивает гораздо большие перспективы для развития страховой отрасли/

В настоящее время система долгосрочного  страхования жизни в европейских  странах проявляется в решении социальных проблем общества. Она представляет собой проверенный и актуальный инструмент, обеспечивающий определенный уровень социальных гарантий населению, которые предоставляют страховщики наряду с государством[14, с. 47].

Учитывая низкий потенциал российского  страхового рынка, представляет интерес изучение опыта развития страхования жизни других стран. Обстоятельства и факторы, заставляющие обратить особое внимание на опыт Германии, Франции и Италии по развитию страхового рынка в части долгосрочного страхования жизни, весьма существенны для перспективного формирования страхового сектора экономики Российской Федерации.

Сформировавшийся в последнее  десятилетие тренд страхового рынка  Германии имеет устойчивый темп развития. Ежегодный прирост объема поступлений страховых платежей составляет около 10%. Общий объем страховых премий немецких страховых компаний от операций во всех странах мира в 2009 г. составил 187 млрд долл., в том числе по долгосрочному страхованию жизни — 26,18 млрд долл. Страхование жизни в структуре национального страхового рынка Германии по некоторым оценкам составляет около 24%. При этом более 55% семей Германии имеют один иди несколько договоров страхования жизни, в то время как в России только лишь 2,7% населения пользуются данной услугой.

В последнее время рынку страхования жизни Германии присуши определенные особенности. Одной из них является ценовая конкуренция, которая проявляется в завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни. Так, с 2000 г. доходность по договорам страхования жизни имеет устойчивую тенденцию к уменьшению. Если в период с 2000 по 2005 г. доходность составляла 8 %, то в 2008 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса она составила 5 - 6% (6% - по старым договорам и 5,25 % - по новым).

Следующая особенность – это трансформация системы пенсионного страхования жизни, обусловленная общеевропейскими тенденциями снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Если в 2001 г. на 100 чел. в трудоспособном возрасте (20 - 59 лет) приходилось 44 чел. в возрасте 60 лет и старше, то к 2050 г. этот показатель увеличится до 78 чел.

Пенсионное страхование жизни  в Германии было сформировано в 1889 г. и на протяжении своего существования обеспечивало высокодоходный уровень жизни населению в стране. Размер взносов пенсионного страхования составляет 19,5 % от ежемесячной заработной платы, не превышающей 5 000 евро. Из этих отчислений половину вносит работодатель, другую – наемный работник. В этом случае стандартная пенсия после 45 лет успешного осуществления взносов от средней заработной платы составляет примерно 70% дохода. Однако и настоящее время пенсионное страхование требует кардинальных изменений, обусловленных уменьшением численности работоспособного населения, уплачивающего взносы в течение 45 лет. Ввиду этого за последние годы правительство Германии предприняло усилия по реформированию пенсионного страхования, чтобы не допустить чрезмерного роста размера платежей для наемных работников и работодателей за счет внедрения прямых дотаций и налоговых льгот [18, c.64].

Необходимо отметить, что развитием  рынка долгосрочного страхования  жизни в Германии занимаются и  специальные организации, которые  входят в ассоциацию страховщиков Германии. В целях снижения риска, возникновения  убытков клиентов страховых компаний в системе долгосрочного страхования жизни, а также в случае банкротства страховых компаний по согласованию с ассоциацией страховщиков Германии было создано специальное общество по страхованию жизни, которое принимает на себя обязательства страховщиков-банкротов в соответствии с договорами страхования, тем самым предотвращая убытки клиентов. Это стало одним из механизмов государственного регулирования данного вида страхования.

Особый интерес для Российской Федерации в развитии отрасли  страхования занимает опыт государственного регулирования и планирования долгосрочного  страхования жизни во Франции. Страховой  рынок Франции является одним  из наиболее развитых в Европе и  наряду с Германией занимает пятое  место в мире по суммарным показателям всех отраслей страхования. Актуальными видами страхования для данной отрасли экономики являются:

- автострахование (с долей рынка в 12%)

- страхование жизни (с долей рынка в 36%).

В 2009г. общий объем страховых  премий в области страхования жизни у французских страховых компаний, а также их зарубежных филиалов составил 174,6 млрд долл.

Для страхового рынка Франции характерна высокая степень государственного регулирования, которая была сформирована с помощью страхового законодательства, которое осуществляет регулирование договоров страхования, а также с помощью специального законодательства, которое регулирует степень государственного вмешательства в деятельность страховых организаций. Указанные факты можно отнести к числу основных особенностей французского страхового рынка. Необходимо отметить, что во Франции со стороны государства особое внимание уделяется налоговой политике страховой деятельности. Налогообложение страховых операций во Франции включает в себя:

- налог на прибыль от страховой деятельности в размере 33 %;

- налог на страховые премии, уплачиваемые страховщиками в размере 0,33%;

- налог на увеличение стоимости активов по долгосрочным инвестициям в размере 19%;

- налог на полученные страховые премии.

Положительным моментом в системе  налогообложения деятельности страховых организаций является освобождение страховых операций от уплаты налога на добавленную стоимость.

Благодаря совершенствованию системы  налогообложения (особенно в области страхования жизни) в 90-е гг. был сделан значительный рывок в развитии данного вида страхования, который вывел французский страховой рынок на лидирующие позиции в мире (после США, Японии и Великобритании) к середине 2000-х гг [18, c. 66].

Информация о работе Страхование жизни: действующая практика и перспективы развития (на примере РДУСП «Стравита»)