Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что Россия является крупной лесной державой. Она обладает одной четвертью мировых лесных ресурсов, большая часть которых представлена высоколиквидными древесными породами, имеющими устойчивые позиции на мировых рынках. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. м3 На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Использование расчетной лесосеки (635 млн. м3.) составило в 2007 году 29,4%. Россия в целом и её субъекты располагают объемами древесного сырья, достаточными для перспективного наращивания объемов лесопользования, развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств.
Введение
Глава I. Теоретико-правовые основы тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
1.1. Современное состояние таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
1.2. Особенности леса и лесоматериалов как объектов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
Глава 2. Анализ мер таможенного регулирования и таможенного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
2.1. Структура и объемы перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.2. Общая характеристика таможенного контроля за перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.3. Вопросы таможенного оформления леса и лесоматериалов при перемещении через таможенную границу и уплаты таможенных платежей
Глава 3. Совершенствованием мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
Заключение
Список использованной литературы
Такая политика вызвала перераспределение в структуре экспорта стоимостных и количественных величин лесоматериалов обработанных и необработанных: увеличились объемы экспорта лесоматериалов обработанных и сократились объемы экспорта лесоматериалов необработанных. Количество экспортируемых обработанных лесоматериалов группы 4407 увеличилось с 2007 по 2010 год с 17,5 % до 42,7%, а необработанных группы 4403 уменьшилось с 82,5 % до 57,3%. Казалось бы, это косвенно свидетельствует о реализации российскими предпринимателями и экспортерами мер, направленных на создание и развитие глубокой переработки древесины на территории России, в том числе благодаря мерам таможенно-тарифного регулирования. Однако до настоящего времени ввоз технологического оборудования для переработки древесины незначителен и носит единичный характер.
По мнению некоторых специалистов, «влияние таможенно-тарифных мер в ближайшие годы должно значительно снизиться. В связи с присоединением России к ВТО Правительство намерено сохранить некоторое время тот же уровень вывозных таможенных пошлин, которые в течение нескольких лет будут уменьшены»15.
Целью контроля номинальных размеров пиломатериалов является предотвращение декларирования пиломатериалов с занижением их фактических размеров. В таможенной декларации должен указываться фактический объем пиломатериалов, включающий в себя номинальные размеры пиломатериалов с учетом предельных припусков по длине, ширине, толщине и величину усушки.
Для измерения круглых лесоматериалов могут применяться следующие методы: групповой геометрический- предусматривает определении объема круглых лесоматериалов в складочной мере отдельно для каждого штабеля в партии; поштучного измерения-применяется при определении объема круглых лесоматериалов; концевых сечений-при определении объема бревна по измерениям диаметра верхнего , нижнего торцев и длины бревна и весовой метод -проводят для штабелей бревен, составляющих вагонную, судовую или автомобильную партию. Декларант вправе выбрать любую из четырех аттестованных методик измерения. Если результаты контрольных измерений таможенных органов по выбранной декларантом методике имеют расхождение с его результатами, таможенные органы проводят измерения объема партии бревен с использованием другой, более точной МВИ (с оформлением протокола выполнения измерений). В Сибирском таможенном управлении на базе и Иркутской таможни проводился эксперимент электронного поштучного учета лесоматериалов. Научно-методическое руководство по разработке системы учета круглых лесоматериалов осуществляла экспертно-криминалистическая служба.
К общим нормативным правовым документам, регулирующим отношения, связанные с заготовкой и использованием лесоматериалов, можно отнести:
Вывоз лесоматериалов
за пределы Российской Федерации
осуществляется в общем порядке
в соответствии с действующим
законодательством путем
Кроме того, имеет свои особенности лицензирование экспорта и импорта леса и лесоматериалов как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом леса и лесоматериалов, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства. В условиях продолжающегося спада в экономике Российской Федерации, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке, использование наряду с таможенно-тарифными средствами методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования экспорта и импорта отдельных товаров, таких как лес и лесоматериалы, ставит целью регулирование экспорта материальных ресурсов, защиту внутреннего рынка от бесконтрольного вывоза сырьевых товаров, контроль за поступлением валютной выручки. Лицензирование может применяться и как предупредительная мера в отношении недобросовестных конкурентов. Эта мера осуществляются на базе общепринятых в мировой практике механизмов, включая соответствующие положения Всемирной торговой организации и Соглашения об импортном лицензировании.
В настоящее время лицензированию подлежит только древесина ценных пород. Так, в соответствии с письмами ФТС России от 16 июля 2008 г. № 0111/28567 «О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения»16 и от 15 февраля 2007 года № 01-06/681 «О лицензировании экспорта лесоматериалов из ясеня»17, к лицензируемой древесине ценных пород отнесены:
а) лесоматериалы необработанные, окоренные или неокоренные, начерно брусованные или небрусованные:
б) древесина бондарная; бревна расколотые; сваи и колья из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; древесина лущеная и аналогичная:
в) лесоматериалы, распиленные вдоль или расколотые, строганные или лущеные, обтесанные или необтесанные, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие соединения в шип, толщиной более 6 мм:
г) листы однослойной фанеры и шпона для клееной фанеры (склеенные или несклеенные) и прочая древесина, распиленная вдоль, разрезанная на части или лущеная, строганная или нестроганная, шлифованная или нешлифованная, имеющая или не имеющая соединения в шип, толщиной не более 6 мм:
д) пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профанированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок или плоскостей, строганные или нестроганные, шлифованные или нешлифованные, соединенные или не соединенные в шип:
В настоящее время компетенцией оформления и выдачи экспортных лицензий обладает Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также его территориальные подразделения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 438 «Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».
Среди нарушений
таможенного законодательства встречаются
факты, когда для уменьшения таможенно-тарифного
обложения и расходов, связанных
с получением лицензии, и сокрытия
каналов приобретения нелегальных
лесоматериалов товары ценных пород
древесины и пород, запрещенных
к рубке, декларируются как
Кроме того, согласно номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, отдельные виды лесоматериалов входят в перечень товаров с высоким фитосанитарным риском, на которые требуется оформление фитосанитарных сертификатов18, например к подкарантийной продукции с высоким фитосанитарным риском относятся: лесоматериалы необработанные,с удаленной или не удаленной корой или заболонью или грубо брусованные или не брусованные.
Фитосанитарный сертификат (ФСС или Fitosanitary sertificate) – это международный документ, который подтверждает соответствие продукции фитосанитарным нормам. Этот сертификат выдается в стране-экспортере и отвечает за осуществление карантинного надзора и защиты растений. Сертификат прилагается к прочим документам, сопровождающим груз при перевозке в другую страну.
Фитосанитарный сертификат выдается только на одну партию товара и на каждую транспортную единицу, выдается местным территориальным Управлением Россельхознадзора после проведенных исследований, которые проводятся либо на месте лесозаготовок или отгрузке, либо уже непосредственно после карантинных осмотров перед вывозом.
В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию, особое внимание вызывают вопросы квотирования и лицензирования хвойных необработанных лесоматериалов.
Постановлением от
30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на
отдельные виды лесоматериалов хвойных
пород, вывозимых за пределы территории
Российской Федерации и территории государств
– участников соглашений о Таможенном
союзе»19 установлены тарифные
квоты на отдельные виды лесоматериалов
хвойных пород, вывозимых за пределы территории
Российской Федерации и территории государств
– участников соглашений о Таможенном
союзе. Этим документом также утверждены
правила распределения тарифных квот,
которые находятся в ведении Минпромторга
Российской Федерации. Данные Правила
определяют порядок распределения между
участниками внешнеэкономической деятельности
тарифных квот в отношении ели обыкновенной
или пихты белой европейской
(коды ТН ВЭД ТС 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной
(коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390) (далее - ель
и сосна обыкновенная), вывозимых за пределы
территории Российской Федерации и территории
государств - участников соглашений о
Таможенном союзе в Европейский союз
(далее - тарифные квоты).
Распределение тарифных
квот осуществляется в порядке, предусмотренном
международным договором
Обратим внимание,
что под квотированием
Квотирование во внешней торговле является мерой оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая:
- накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну;
- вводится на
определенный срок
- выступает в качестве: нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, а также регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, и ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д.
Цель квотирования
леса и лесоматериалов заключается
в том, что предприятия, испытывающие
потребность в ограничении
При этом законодательством установлено, что в рамках квоты вывозная пошлина лесоматериалов необработанных будет взиматься в размере от 13% до 15% от таможенной стоимости, а на объемы экспортируемых лесоматериалов, которые не входят в рамки квотирования - в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за м³.
В настоящее время на официальном информационном сайте Минпромторга РФ опубликован перечень около 900 организаций-лесоэкспортеров Иркутской области, наделенных различными объемами тарифной квоты на экспорт необработанных хвойных лесоматериалов (сосна, ель, пихта)20.
Объемы ели и сосны
обыкновенной между участниками
ВЭД, вывозившими такие
Квоты распределяются ежегодно до 1 октября года, предшествующего тому, на который установлена тарифная квота.
Лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., с учетом особенностей.