Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций
Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.
План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики
Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.
План:
1. Предмет и
содержание таможенной
Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение. Первоначально при помощи статистики характеризовали состояние государства.
В научный обиход термин «статистика»1 ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:
Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.
Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики.
В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.
2. Объект таможенной статистики
Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ, взаимная торговля в рамках таможенного союза и деятельность таможенных органов.
В таможенный союз
в настоящее время в полном
объеме входят 3 государства – Российская
Федерация, Беларусь и Казахстан. Торговля
между этими государствами
Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и стран таможенного союза, взаимной торговле стран в рамках таможенного союза и о деятельности таможенных органов.
3. Разделы таможенной статистики
Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней и взаимной торговли и специальная таможенная статистика (см. рис. 1).
Рис. 1. Разделы и подразделы таможенной статистики
Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК), новая редакция которого введена в действие с 1 января 2010 года. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
В условиях расширения и развития внешнеэкономических связей и интеграции России в мировую экономику не только повышается заинтересованность в надежных статистических данных о внешней торговле, но и ставятся задачи анализа взаимосвязей показателей внешней торговли России с другими социально-экономическими показателями внутри страны и с показателями конъюнктуры мировых рынков. Это необходимо для разработки государственной внешнеэкономической и таможенной политики, а также поиска управленческих решений.
Особую роль
приобретает внешнеторговая статистика
в связи с созданием таможенног
Таможенная статистика внешней
торговли, являясь составной частью
внешнеторговой статистики, в рамках
таможенного союза включает таможенную
статистику внешней торговли с третьими
странами и статистику взаимной торговли
государств-членов таможенного союза. Она призвана обеспечить
полный и достоверный учет данных о внешней
и взаимной торговле товарами и предназначена
для информационного обеспечения органов
законодательной и исполнительной власти
государств – членов Таможенного союза
в целях решения следующих задач.
4.Задачи таможенной статистики
Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:
Анализ таможенной статистики является мощным инструментом выявления макроэкономических процессов, протекающих в национальной экономике. На основе данных таможенной статистики происходит расчёт основных макроэкономических показателей России, среди которых:
Мониторинг рыночной ситуации и конкурентная разведка - основные причины, по которым таможенная статистика активно используется маркетологами и аналитиками частных предприятий. Бизнес интересуют не столько глобальные процессы, сколько более детальная картина профильного рынка: динамика поставок предприятий-конкурентов, колебания цен, транспортные потоки, конкретные примеры декларирования товара у конкурирующих фирм. Оперируя таможенной статистикой, можно получить такие характеристики рынка, как:
-перечень всех импортёров или экспортёров по конкретному товару;
-рейтинг поставщиков по объемам и количеству поставок;
-структура поставок в разрезе стран отправителей/получателей;
-рейтинг таможенных постов по оформлению или пропуску товара через границу;
-средние цены на товар по поставщикам и таможенным постам;
-доли, занимаемые при импорте или экспорте производителями или торговыми марками товара.
При подготовке маркетинговых исследований таможенная статистика, наряду со статистикой внутреннего производства, является основным "сырьём" для анализа рынка и выработки эффективных бизнес - решений.
В условиях расширения и развития внешнеэкономических связей и интеграции России в мировую экономику не только повышается заинтересованность в надежных статистических данных о внешней торговле, но и ставятся задачи анализа взаимосвязей показателей внешней торговли России с другими социально-экономическими показателями внутри страны и с показателями конъюнктуры мировых рынков. Это необходимо для разработки государственной внешнеэкономической и таможенной политики, а также поиска управленческих решений.
Особую роль приобретает внешнеторговая статистика в связи с созданием таможенного союза, так как являясь важным исходным материалом для принятия решений на государственном уровне, помогает в работе соответствующих федеральных органов государств-членов таможенного союза по подготовке к двух- и многосторонним переговорам по выработке и проведению единой согласованной политики, помогает оценить прогресс, достигнутый на внутреннем рынке, а также степень интеграции экономических систем таможенного союза.
5. Правовая и нормативная база таможенной статистики:
1.Таможенный кодекс Таможенного союза
(гл.5).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О
таможенном регулировании в Российской
Федерации» (гл.8).
3. Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза (принято решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 № 2).
4. Единая методология ведения
таможенной статистики внешней
торговли и статистики
5. Протокол о порядке
передачи данных статистики внешней торговли
и статистики взаимной торговли (принят
решением Межгосударственного совета
Евразийского экономического сообщества
от 11.12.2009 № 31).
6. Решение Комиссии таможенного союза
от 18.10.2011 №837 «Инструкция о порядке формирования
данных таможенной статистики внешней
торговли и статистики взаимной торговли
государств – членов таможенного союза».
7. Постановление
Правительства от 29.01.2011 №40 «Об организации
ведения статистики взаимной торговли
РФ с государствами-членами таможенного
союза в рамках ЕВРАЗЭС» (в ред. ПП РФ от
05.03.2011 №151, от 31.03.2011 №231, от 26.05.2011№414).
8. Федеральный закон от 10.12.2003. № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном
контроле».
9. Уголовный кодекс Российской Федерации
(глава 22).
10. Кодекс об административных правонарушениях
(глава 16).
11. Ежегодный приказ ФТС России «Об отчетности
таможенных органов по основным направлениям
деятельности перед ФТС России».
12. Приказ
ФТС России от 18.07.2011 № 1470 «Об утверждении
Порядка ведедния таможенной статистики
внешней торговли РФ по субъектам РФ»
(Выделены самые основные)
В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.
Непосредственное
руководство осуществляется Федеральной
таможенной службой (ФТС) России, являющейся
центральным органом
Контрольные вопросы к семинару
Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"