Лекции по "Общей и таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.

План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики

Файлы: 20 файлов

Тема 1.Таможенная статистика как научная дисциплина.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики.doc

— 524.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Индексный метод в таможенной статистике.doc

— 193.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Характеристика информационных потоков Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Основные напрвления повышения информационного содержания статистических данн.DOC

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Тема 14. Основные направления повышения информационного содержания статистических данных.

 

План:

1.Достоверность данных статистики внешней и взаимной торговли.

2. Проблемы сопоставимости  данных статистического учета  экспортно-импортных операций.

3. Методики корректировки объемов экспорта и импорт, полученных по данным таможенной статистики.

4. Анализ расхождений данных во внешней торговле России со странами- контрагентами.

 

1.Достоверность  данных статистики внешней и  взаимной торговли

 

В условиях формирования таможенной статистики внешней торговли программа статистического наблюдения воплощается в едином документе строго определенной формы – декларации на товары, которая содержит перечень признаков единицы наблюдения.

ДТ является основным источником данных статистики внешней торговли. Она позволяет получить оперативную информацию о перемещаемых через государственную границу РФ грузах.

Таможенное декларирование один из способов регулирования внешнеэкономической  деятельности. Декларирование производится участниками внешнеэкономических связей, а таможенные учреждения осуществляют государственный контроль, как за процессом декларирования, так и за достоверностью задекларированного в ДТ вида товара. Сведения, содержащиеся в декларации на товары, являются официальными для ведения статистики внешнеторгового оборота.

Федеральная таможенная служба стала единственным органом формирования, ведения и официальной публикации данных статистики внешней торговли страны.

Значимость полномасштабного использования достоверных данных статистики внешней торговли, ответственность всей таможенной системы за её ведение несоизмеримо возросли.

 Говоря о целях  и задачах ведения внешнеторговой  статистики, необходимо подчеркнуть,  что для принятия управленческих решений в области экономической политики (особенно в части, касающейся регулирования внешнеэкономической деятельности) высшим органам государственной власти нужна четкая и достоверная информация о состоянии внешней торговли. Именно такой информацией и являются данные таможенной статистики.

Для достижения этих целей  подразделения таможенной статистики таможенных постов, таможен, региональных управлений, Управление таможенной статистики и анализа ФТС ведут на постоянной основе ведут работу по контролю за достоверностью сведений, заявленных в ДТ, необходимых для формирования данных таможенной статистики внешней торговли.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

- контроль статистической  стоимости;

- ценовой контроль (контроль  индекса таможенной стоимости- ИТС. Это отношение статистической стоимости к весу для однородных (идентичных) товаров);

- контроль правильности  определения субъекта РФ (поля ОКАТО), по которому ведется таможенная статистика по регионам;

- контроль за правильностью  определения отчетного периода;

- контроль за правильностью определения страны - партнера для формирования данных по странам;

- контроль за правильностью  формирования кода товара по  ТНВЭД ТС для формирования  данных по товарным группам.

В результате такой работы получаем достоверную информацию о состоянии внешней торговли.

 

2. Проблемы  сопоставимости данных статистического  учета экспортно-импортных операций.

Наличие расхождений  в данных о торговле государств - членов Таможенного союза с другими  странами может быть вызвано различными причинами:

1) используемой системой учета торговли;

2) особенностями  стоимостной оценки экспорта  и импорта товаров;

3) применяемыми  критериями определения стран-партнеров;

4) различием  в моменте учета товаров;

5) различием  в подходах к кодированию товаров;

6) используемыми  принципами учета конфиденциальных данных;

7) существованием  различных порогов статистического  наблюдения;

8) особенностями  учета отдельных товаров;

9) наличием фактов  недостоверного декларирования  товаров.

 

 В целях  обеспечения достоверности данных  таможенной статистики внешней торговли государства - члена Таможенного союза с третьими странами, а также статистики взаимной торговли государства - члена Таможенного союза уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза проводят работы по сопоставительному анализу результатов торговли и выявлению на основе сопоставительного анализа причин возможных расхождений.

 

4. Методики корректировки объемов экспорта и импорт, полученных по данным таможенной статистики.

 

Корректировка общих  объемов экспорта и импорта, полученных по данным таможенной статистики, производится ФСГС России с целью уточнения его объема за счет товаров: 1

a. Не полностью учитываемых  таможенной статистикой (только  по экспорту);

b. Совсем не учитываемых  таможенной статистикой (по экспорту  и импорту).

 

A. Корректировка объема экспорта за счет товаров, не полностью учитываемых таможенной статистикой, производится по товарным позициям:

• рыба и морепродукты (код ТН ВЭД 03);

• нефть сырая (код  ТН ВЭД 2709);

• газ природный (код  ТН ВЭД 271121).

Таможенная статистика практически не учитывает экспорт рыбы и морепродуктов. Около 90% рыбы и морепродуктов продается в открытом море или иностранных портах, т.е. не происходит пересечения границы России.

Затруднен учет нефти  и природного газа грузовыми таможенными декларациями, что связано со спецификой трубопроводного транспорта. Корректировка данных таможенной статистики по экспорту указанных товаров производится ФСГС России на основании данных по экспорту этих товаров, полученных по данным федерального государственного статистического наблюдения.

Методика  корректировки.

1.Определяется суммарная  разница между данными ФСГС  России  по экспорту указанных  товаров и данными ФТС России:

 

Таблица 1.

Показатели

Данные

ФТС России

Данные ФСГС России

Разница

(данные ФСТС минус данные ФТС России)

рыба и морепродукты

ХХХ

ХХХ

ХХХ

нефть сырая

ХХХ

ХХХ

ХХХ

газ природный

ХХХ

ХХХ

ХХХ

Сумма

-

-

ХХХ


 

2. Определяется скорректированный  объем экспорта:

(Объем экспорта по  данным ГТК России) +/- (суммарная  разница) = скорректированный объем экспорта.

 

Б. Корректировка объемов экспорта и импорта за счет товаров, совсем не учитываемых таможенной статистикой.

Производится по следующим показателям:

• объемы экспорта и импорта  с государствами-членами Таможенного  союза, с которыми отменено декларирование товаров;

• объемы экспорта и импорта  по “неорганизованной” торговле;

• данные о бункерном  топливе, горючем, продовольствии и материалах, проданных для иностранных судов, самолетов и автомобилей, соответственно купленных для отечественных судов самолетов и автомобилей за границей.

Корректировка производится Госкомстатом России на основании данных федерального государственного статистического наблюдения и методики оценки объемов неорганизованной торговли.

Методика  корректировки.

Определяется суммарный объем экспорта (импорта) по вышеуказанным показателям:

Таблица 2.

Показатели

Данные ФСГС России

Экспорт (импорт) товаров  в государства члены Таможенного союза

ХХХ

Экспорт (импорт) бункерного топлива и т.д.

ХХХ

Экспорт (импорт) товаров по неорганизованной торговле

ХХХ

Сумма

ХХХ


 

2. Определяется скорректированный  объем экспорта (импорта):

(Объем экспорта по  данным ГТК России) + (суммарный  объем)== скорректированный объем  экспорта.

Корректировка производится по стоимости в миллионах долларах США отдельно по зарубежным странам (без стран СНГ) и по странам СНГ.

 

4. Анализ расхождений данных во внешней торговле России со странами- контрагентами

 

Наличие расхождений  в данных по взаимной торговле России со странами-контрагентами значительно затрудняет их использование в практической работе, а также их анализ.

Проблема сопоставимости данных взаимной торговли всегда привлекала повышенное внимание российских и международных организаций, особенно Международного валютного фонда и Статистического департамента Секретариата ООН.

Сравнительный анализ данных статистики внешней торговли Российской Федерации и стран – основных торговых партнеров осуществляется в первую очередь на основе следующих официальных изданий: “Таможенная статистика внешней торговли российской Федерации” (сборник, ежегодно издаваемый ФТС России); “Direction of Trade Statistics”, Yearbook (сборник

по статистике внешней  торговли, ежегодно издаваемый Международным  валютным фондом). Этот сборник включает обобщенные данные из 184 стран мира, около 140 из которых являются внешнеторговыми партнерами России).

В статистике внешней торговли при  анализе расхождений используются как абсолютные, так и относительные значения расхождений.

Абсолютные значения расхождений данных при экспорте определяются как данные по экспорту страны в страны-контрагенты минус данные по импорту стран-контрагентов из этой страны. Аналогично определяются абсолютные значения расхождений по импорту страны.

Значения расхождений  могут выражаться также относительными величинами: расхождение по экспорту страны относится к экспорту страны; расхождение по импорту относится в процентах к импорту страны.

Не смотря на то, что  большинство стран формируют  данные на основе общепринятых в международной практике методологических положений, отклонение от этих положений либо различный подход к отдельным методологическим принципам являются основными причинами расхождений в данных стран–экспортеров и импортеров.

Наличие расхождений в данных о взаимной торговле стран-контрагентов – обычное явление в статистике внешней торговли, и основной задачей при их анализе является выявление и объяснение причин этих расхождений.

При анализе расхождений  данных взаимной торговли России со странами-контрагентами  необходимо учитывать следующие  факторы:

1. Стоимость российского экспорта оценивается на базе цены ФОБ на границе России, в то время как страны-партнеры оценивают стоимость своего импорта на границе на основе стоимости груза, его страхования и перевозки (по цене СИФ). Для корректного сопоставления необходимо осуществлять пересчет импорта в сторону уменьшения к ценам ФОБ (т.е. в том виде, в каком соответствующие показатели должны быть записаны в платежном балансе). Для пересчета используется среднемировое соотношение стоимости СИФ/ФОБ, которое по оценке МВФ равно 1,06 (хотя по отдельным странам этот коэффициент может составлять 1,15 – 1,20).

2. В таможенной статистике  внешней торговли не учитываются поставки рыбы и других морских продуктов, продаваемых с отечественных судов в зарубежных портах или на борт иностранных судов в международных водах, т.к. в ходе этой торговли товары не пересекают таможенную границу (импортеры включают эти данные в свою статистику).

3. В таможенной статистике  в силу её специфики не учитываются  данные о закупках российскими  судами и самолетами топлива за рубежом.

4. Немаловажную роль  в расхождениях играют различия  в определении даты учета экспорта  и импорта, т.к. момент перемещения  товара через таможенные границы  стран – контрагентов может фиксироваться в различные периоды времени.

5. Расхождение статистических  данных о взаимной торговле могут возникать в случае применения странами – контрагентами различных систем учета внешнеторгового оборота. Использование “специальной” или “общей” систем торговли предопределяет различие в категориях товаров, включаемых в экспорт и импорт стран, применяющих различные системы.

Тема 15. Правовая и нормативная база специальной статистики.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16.Статистика декларирования.doc

— 235.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Статистика таможенных платежей.doc

— 205.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.doc

— 136.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Статистика таможенных правонарушений.doc

— 114.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Становление и развитие таможенной статистики в России..doc

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц.doc

— 62.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Задачи и организация таможенной статистики.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Единая методология таможенной статистики внешней и взаимной торговли.doc

— 116.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Виды деклараций и особенности декларирования товаров.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6.Таможенная статистика взаимной торговли со странами членами ТС.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7.Статистический учет количества и стоимости товаров во внешней и взаимной торго.DOC

— 443.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Система показателей и признаков в таможенной статистике.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Статистическое изучение динамики ВЭД на основе данных таможенной статистики.doc

— 563.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"