Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)


Реферат

Выпускная квалификационная работа состоит из 74 страниц машинописного  текста, 31 литературного источника.

Структура работы включает в себя введение, три  главы, заключение, список использованных нормативно-правовых актов и литературы.

ЕДИНАЯ СРЕДА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, «ЕДИНОЕ ОКНО», ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ. 

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.

В работе рассмотрен современный принцип «единого окна», Концепция создания ИИСВВТ, взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза, решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС, правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза.

Полученные результаты использованы при подготовке выводов о необходимости развития единой информационной среды Таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

6

1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ  ТС 

 

 

8

1.1.  Современный принцип «единого окна»

8

1.2. Концепция создания ИИСВВТ

10

1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ

23

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ  ТС

 

28

2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

 

28

2.2. Характеристика недостатков  при совершении таможенных операций  и проведении таможенного и  иных видов контроля в Таможенном  союзе

 

 

34

2.3. Решение задач надежной  интеграции информационных систем  в рамках ТС

 

39

3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ  СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В  РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

57

3.1. Потенциальные проблемы  создания и функционирования «единого окна» в России

 

57

3.2. Правовые аспекты  создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

 

64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

 

75


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

ВТО/ГАТТ - Всемирная торговая организация

ЕврАзЭС – Европейско- Азиатское экономическое сообщество

ЕС – Европейское сообщество

ЕТН ВЭД ТС – Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

ИИСВВТ – Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли ТС

ИСО – Международный стандарт

КТС – Комиссия таможенного союза

МИАИС – Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система

НСИ – нормативно-справочная информация

ООН – Организация объединенных наций

РФ  –   Российская Федерация

СИБ – Централизованная подсистема информационной безопасности

ТК ТС – Таможенный кодекс Таможенного союза

ТЭО – технико-экономическое обоснование

ФЗ – Федеральный закон

ФТС – Федеральная таможенная служба

ЭЦП – электронная цифровая подпись

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Действующая в государствах - членах ЕврАзЭС система администрирования внешнеторговых процедур носит нескоординированный характер, как на межгосударственном уровне, так и на межведомственном. Основой для работы в этом направлении может выступить разрабатываемая в рамках Таможенного союза информационная система внешней и взаимной торговли. Но в тоже время задачи гармонизации и унификации торговых процедур в рамках всего сообщества по-прежнему остаются актуальными.

В настоящий момент фактически отсутствует межгосударственная база данных об участниках ВЭД, что приводит к дублированию числа требуемых документов, дополнительных затрат времени по регистрации и постановке на учет в уполномоченных организациях. Сокращение числа процедур, предусматривающих личный контакт участника ВЭД с представителем уполномоченного органа по оформлению разрешительных документов для экспортно-импортных операций, позволит сократить объем транзакционных издержек участников ВЭД и предпосылок для развития коррупции.

Внедрение системы «единого окна» позволит на межведомственном уровне устранить разнородность толкования нормативной базы. Уполномоченные органы, ответственные за выпуск/впуск товара/транспортных средств, должны на межведомственном уровне согласовать требования по данным и количеству необходимых документов для принятия соответствующего решения о разрешении экспортно-импортных операций. Поэтому, разработка темы данной работы является актуальной.

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

‒ раскрыть современный  принцип «единого окна»;

‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;

‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;

‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;

‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;

‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

‒ обозначить правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза.

В современных условиях функционирования Таможенного союза  вопросы интеграции процессов внешней  и взаимной торговли государств-членов Таможенного союза становятся особенно актуальными. Все издержки и несогласованности на наднациональном и ведомственном уровне отрицательно сказываются на практических проектах организации перевозок, экспортно-импортных операций, обеспечивающих процессов.

Эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в ЕврАзЭС возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов Сообщества, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

Внедрение электронного обмена данными позволяет не только повысить конкурентоспособность, но и  значительно упростить внутренние процедуры на стадии оформления экспортно-импортных операций.

 

 

1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС

1.1. Современный  принцип «единого окна»

Современный принцип  «единого окна» - это в первую очередь реализация интегральных технологических схем обработки данных, создание единого информационно – технологического пространства процессов внешней и взаимной торговли. Решению этой задачи на территории стран - членов ТС мешает отсутствие комплексных национальных и наднациональных нормативно-правовых основ работы транспортной логистики и, как следствие, отсутствие скоординированного, эффективно работающего механизма управления комплексными транспортно-логистическими ресурсами. Именно на такое нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения, в рамках которых решаются вопросы технической поддержки и информационного обеспечения. В отличие от ряда других стран, в государствах ТС отсутствуют механизмы лицензирования и сертификации транспортно-экспедиторских услуги, и, как следствие, строгая регламентация деятельности организаторов транспортно-логистических процессов, логистических провайдеров, экспедиторских компаний. Тем не менее, задачу создания единой информационной среды, «единого окна» обслуживающего интегральные логистические потоки можно решить, создав единые корпоративные правила работы, опирающиеся на существующее отечественное и международное законодательство и научно-методический потенциал, не противоречащие им, но эффективно их дополняющие. На это нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения - взаимные договора, соглашения, технологические модели, регламенты, корпоративные стандарты, процедуры взаимодействия участников и пр. Идеологией создания единой информационной среды автоматизируемых бизнес-процессов управления внешней и взаимной торговли является принцип цельного рассмотрения всех логистических потоков сопровождающих функционирование интегральной системы, материальных, финансовых, документальных и информационных.

Типичное для существующих ведомственных систем, раздельное понимание  и изучение компонент и потоков  в каждой из функциональных областей приводит к тому, что документальные потоки и, как следствие, данные или  сведения в них, которые формируют информационные потоки, рассматриваются также раздельно, без их взаимосвязи и истории. Только цельное и централизованно выполненное описание потоков дает возможность создать единую информационную среду, дающую возможность реализовать информационные сервисы в режиме «одного окна». Иные варианты ведут к многочисленным нестыковкам, необходимости применения дополнительных регламентов, документов, к разработке специальных информационных интерфейсов и пр. Именно в такой идеологии обеспечения единой среды информационно-технологического взаимодействия ведомственных ИС стран, членов ТС, должна создаваться интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ).1

Единая информационная среда – это электронная версия информационного поля, поддерживаемая совокупностью программно-технических средств. Основу среды составляют стандартизованные форматы данных и электронных документов, унифицированные протоколы информационного взаимодействия, описания бизнес-процессов в предметных областях в новых условиях (с учетом широкого информационного взаимодействия) опирающиеся на международные стандарты в области транспорта и внешней торговли. В первую очередь – именно описания бизнес-процессов.

Единая информационная среда – это также специальные регламенты, упрощающие формальности транспортных перевозок по территории стран Таможенного союза, процедуры информационного взаимодействия участников транспортного процесса.

Инновационный способ управления транспортными ресурсами логистических субъектов на территории ТС, должен базироваться на оперативном получении информации со всех сегментов национальных транспортных комплексов, участников транспортных процессов, министерств и ведомств, занятых в их реализации контроле, международных транспортных организаций. Анализ этой информации даст возможность управленцам принимать правильные и своевременные решения, контролировать их реализацию, формировать перспективное нормативно-правовое поле внешней и взаимной торговли. Принцип интеграции информационно-технологических ресурсов, принцип управления в режиме «одного окна» направлен на ускорение процессов экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и создание благоприятных условий деятельности их субъектов хозяйствования.

С его помощью становится возможным осуществление эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, оптимизация таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля.

 

1.2. Концепция создания ИИСВВТ

В рамках Таможенного  союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования  торговли товарами с третьими странами. Высшим органом Таможенного союза являются Межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств.

Для того чтобы не допустить  появления "серых зон", необходимо обеспечить оперативное информирование Комиссии Таможенного союза о  недостатках, пробелах или двойственностях  толкования нормативных актов. Это, в свою очередь, требует развитой информационно-технической базы.

Кроме информационной системы  совершенствования законодательной  базы и практической реализации необходимо также внедрять ряд других информационных систем:

- Система обмена информацией,  необходимой для определения  и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- Автоматизированная  система таможенной статистики;

- Интегрированная информационная  система внешней и взаимной  торговли;

- Специальный информационный  орган (интернет-портал) Комиссии Таможенного союза.

Концепция создания Интегрированной  информационной системы внешней  и взаимной торговли Таможенного  союза, учитывая мировой опыт и сложившуюся  практику обеспечения унификации и  стандартизации процессов информационного  взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами, раскрывает общее видение процесса создания Системы.2

Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения  выгод и экономических интересов  всех государств - членов Таможенного  союза.

Целями создания Системы  являются:

- создание благоприятных  условий субъектам хозяйствования  государств сторон;

- обеспечение эффективного  регулирования внешней и взаимной  торговли на таможенной территории  Таможенного союза;

- осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий;

- обеспечение процессов  экономической интеграции и др.

Указанные цели достигаются решением следующих задач:

- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

- формирование интегрированной  информационной структуры межгосударственного  обмена данными и электронными  документами на таможенной территории  Таможенного союза;

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза