Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;
стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС
8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС
28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза
28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе
34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС
39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России
57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
75
- создание общих для
государств-членов
- организация информационного
взаимодействия органов
- информационное обеспечение
контроля международного
- обеспечение возможности
реализации механизмов
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
- обеспечение информационного
взаимодействия на основе
- обеспечение органов,
осуществляющих
- обеспечение персональной
идентификации и разграничения
доступа к информации на
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.3
В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Таким образом, Система позволит вести обмен информацией не только таможенного, но и других видов государственного контроля, что не только упростит и ускорит совершение таможенных операций и таможенный контроль для участников ВЭД, занимающихся деятельностью на территории двух или трех государств-членов, но и будет сопутствовать более тесной экономической интеграции таможенных служб, налоговых и других, что, в свою очередь, приведет к неявной цели создания Единого экономического пространства (ЕЭП), а именно не только экономической, но и политической интеграции трех государств СНГ - России, Казахстана, Белоруссии.
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
- Система не должна
подменять национальные
- Система не должна
требовать от государств-
- архитектура Системы
должна предусматривать
- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации и обмена данными и электронными документами о внешней и взаимной торговле;
- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких, как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом.
Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данными. Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры с использованием различных технологий, в том числе:
- удаленного WEB-доступа
пользователей к
- WEB-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической
модели поддерживается формирование и
использование следующих
- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
- нормативно-правовая информация Таможенного союза;
- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней. В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям: таможенный, налоговый, фитосанитарный, транспортный и другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.4
Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемой в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям:
- таможенный контроль;
- налоговый контроль;
- фито-санитарный контроль;
- ветеринарный контроль;
- санитарно-карантинный контроль;
- транспортный контроль;
- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации
применяемых организационных и
технических решений при
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить комплекс следующих мероприятий:
1) разработка положений
о структурном подразделении
в составе Секретариата
2) разработка технико-
3) разработка соглашений,
порядка и правил обеспечения
информационной безопасности
4) создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
5) создание сетевых
сегментов межгосударственного
и межведомственного
6) разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта Системы.
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:
Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":
1. разработка положений
о структурном подразделении
в составе Секретариата
2. разработка технико-
3. создание информационно-
4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;
5. создание подсистемы
нормативно-справочной
6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
7. разработка и согласование
форм документов, сообщений, форматов
данных, регламентов, стандартов
и правил, определяющих интерфейсы
информационного
8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
9. создание сетевых
сегментов межгосударственного
и межведомственного
Второй этап: "Создание второй очереди ИИСВВТ":
10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ;
11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ;
12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
13. развитие сетевых
сегментов межгосударственного
и межведомственного
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
Контроль использования
и защита Системы от несанкционированных
действий должны обеспечиваться на основе
создания комплексной системы
Субъектами юридически
значимого информационного
Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза