Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

- создание общих для  государств-членов интегрирующих  элементов и пополняемых централизованных  информационных ресурсов;

- организация информационного  взаимодействия органов государств-членов  для обеспечения полноты собираемости  таможенных платежей, налогов и сборов;

- информационное обеспечение  контроля международного таможенного  транзита;

- обеспечение возможности  реализации механизмов предварительного  информирования и электронного  декларирования;

- организация информационного  взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

- обеспечение информационного  взаимодействия на основе межгосударственных  и межведомственных соглашений;

- обеспечение органов,  осуществляющих государственный  контроль, информацией, необходимой  и достаточной для осуществления  всех видов государственного  контроля при перемещении товаров  через таможенную границу Таможенного  союза;

- обеспечение персональной  идентификации и разграничения  доступа к информации на принципах  унификации;

- обеспечение доступа  к нормативным правовым актам  государств - членов Таможенного  союза в области внешней и  взаимной торговли.

В настоящее время  таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.3

В этой связи эффективное  решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

Таким образом, Система  позволит вести обмен информацией  не только таможенного, но и других видов государственного контроля, что не только упростит и ускорит совершение таможенных операций и таможенный контроль для участников ВЭД, занимающихся деятельностью на территории двух или трех государств-членов, но и будет сопутствовать более тесной экономической интеграции таможенных служб, налоговых и других, что, в свою очередь, приведет к неявной цели создания Единого экономического пространства (ЕЭП), а именно не только экономической, но и политической интеграции трех государств СНГ - России, Казахстана, Белоруссии.

Система является организационной  совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных  органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Основные требования к построению Системы:

- Система не должна  подменять национальные системы  государств-членов;

- Система не должна  требовать от государств-членов  внесения изменений в средства  обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

- архитектура Системы  должна предусматривать возможность  информационного взаимодействия  с внешними информационными системами;

- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации и обмена данными и электронными документами о внешней и взаимной торговле;

- Система должна обеспечивать  соблюдение требований, предъявляемых  к документам, таких, как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом.

Создаваемая Система  должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).

Взаимодействие между  всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования  интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы  передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов  Системы.

Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и  межведомственных информационных систем при обмене данными. Интеграция услуг  и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры с использованием различных технологий, в том числе:

- удаленного WEB-доступа  пользователей к централизованным  информационным ресурсам;

- WEB-служб и маршрутизации  сообщений для взаимодействия прикладных процессов.

Архитектура Системы  представляет собой совокупность иерархической  и сетевой моделей.

В рамках иерархической  модели поддерживается формирование и  использование следующих централизованных информационных ресурсов:

- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;

- нормативно-правовая  информация Таможенного союза;

- хранилище данных, предназначенное  для обеспечения деятельности  Комиссии.

Хранилище данных - интегрированный  информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней. В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям: таможенный, налоговый, фитосанитарный, транспортный и другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.4

Под термином "общие  процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством  Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемой в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.

В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих  процессов Таможенного союза" по следующим направлениям:

- таможенный контроль;

- налоговый контроль;

- фито-санитарный контроль;

- ветеринарный контроль;

- санитарно-карантинный  контроль;

- транспортный контроль;

- другие виды государственного  контроля в области внешней  и взаимной торговли.

Для обеспечения унификации применяемых организационных и  технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых  технических нормативных правовых актов. Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган - Главное управление информационных технологий.

Для создания Интегрированной  информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить комплекс следующих мероприятий:

1) разработка положений  о структурном подразделении  в составе Секретариата Комиссии  и нормативных правовых и методических  документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;

2) разработка технико-экономического  обоснования и эскизного проекта  по созданию Системы;

3) разработка соглашений, порядка и правил обеспечения  информационной безопасности Системы;

4) создание автоматизированной  системы статистики внешней и  взаимной торговли Таможенного  союза;

5) создание сетевых  сегментов межгосударственного  и межведомственного информационного  взаимодействия в рамках Таможенного  союза;

6) разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта Системы.

Для создания Интегрированной  информационной системы внешней  и взаимной торговли Таможенного  союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":

1. разработка положений  о структурном подразделении  в составе Секретариата Комиссии  и нормативных правовых и методических  документов его взаимодействия  с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;

2. разработка технико-экономического  обоснования и эскизного проекта  по созданию ИИСВВТ;

3. создание информационно-телекоммуникационной  и вычислительной инфраструктуры  Комиссии;

4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;

5. создание подсистемы  нормативно-справочной информации  и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных  документов;

6. создание автоматизированной  системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

7. разработка и согласование  форм документов, сообщений, форматов  данных, регламентов, стандартов  и правил, определяющих интерфейсы  информационного взаимодействия;

8. создание интеграционных  сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;

9. создание сетевых  сегментов межгосударственного  и межведомственного информационного  взаимодействия в рамках Таможенного  союза.

Второй этап: "Создание второй очереди  ИИСВВТ":

10. разработка проектной  и техно-рабочей документации  по созданию второй очереди  ИИСВВТ;

11. разработка информационных  подсистем для автоматизации  общих процессов Таможенного  союза, определенных на этапе  разработки эскизного проекта  ИИСВВТ;

12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;

13. развитие сетевых  сегментов межгосударственного  и межведомственного информационного  взаимодействия в рамках Таможенного  союза, в том числе с использованием услуг "доверенной третьей стороны". Функции и принципы деятельности "доверенной третьей стороны" должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза.5

Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности  и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.

Контроль использования  и защита Системы от несанкционированных  действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга  и учета операций при работе с  государственными информационными  системами и ресурсами.

Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают  национальные системы, а ответственность  за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов  до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза