Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

Процесс создания ИИСВВТ должен способствовать параллельному  совершенствованию информационных систем государственных органов, осуществляющих контроль на границах стран - членов ТС, созданию интеграционных сегментов на национальном уровне, упрощению документального оформления товарных партий и т.п.

Интегрированная система  поддержки процессов регулирования  внешней и взаимной торговли предполагает, что на национальном уровне обеспечиваются все требования Таможенного союза. Ключевые для функционирования ТС проблемы возникают именно в обеспечении единообразия управления рисками, реализации единых подходов к процедурам таможенного контроля на пунктах пропуска, управлении таможенным транзитом, взаимодействии с внешними по отношению к Таможенному союзу контрагентами, внедрении принципов "Единого окна" при обмене документами и сообщениями и т.п., т.е. именно в той части, где участник ВЭД взаимодействует с контролирующими органами и где эти органы разных стран - членов ТС взаимодействуют между собой.11

Поэтому, важнейшей задачей  проекта создания ИИСВВТ является формулирование требований к выбору варианта решения  проблем интегрируемости на уровне компонентов национальных систем. В  частности, по результатам анализа соответствия национальных систем требованиям ИИСВВТ, возможно несколько вариантов:

- доработка соответствующей  национальной системы (компонента), если таковая существует;

- использование типового  для Таможенного союза решения,  имеющегося в одной из стран - членов ТС или создаваемое в рамках проекта ИИСВВТ;

- использование в рамках  Таможенного союза специально  создаваемой соответствующей централизованной  системы.

В случаях, когда необходимая  функциональность на национальном уровне отсутствует или объем доработок достаточно велик, ИИСВВТ должна предложить собственные типовые решения как для использования на национальном уровне, так и централизованные, позволяющие использовать национальные компоненты, связанные с обеспечением информационной безопасности.

В качестве таких решений  может, например, выступать одна из национальных систем, пригодная для  общего применения в рамках ТС или  специально созданное централизованное решение. Ответы на поставленный вопрос определяющим образом влияют на сроки  развертывания ИИСВВТ и необходимые для этого затраты как на межнациональном, так и на национальном уровне.

В процессе совершения таможенных операций, применения таможенных процедур и проведения таможенного и иных видов контроля, а также отдельных  задач и функций, таможенные органы государств - членов Таможенного союза осуществляют взаимодействие с другими государственными контролирующими органами внутри государства. Подобное межведомственное внутригосударственное взаимодействие носит схожий характер в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан, отличается только уровень реализации информационно-технологической поддержки этого взаимодействия.

В процессе реализации функций, связанных с пропуском физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров  и животных через государственную границу Российской Федерации Федеральная таможенная служба Российской Федерации взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части государственного контроля в пунктах пропуска.

В процессе совершения таможенных операций между контролирующими органами Российской Федерации возникают следующие виды взаимодействия:

- Таможенные органы  передают в Федеральную налоговую  службу информацию, необходимая  для осуществления налогового  контроля;

- Федеральная миграционная служба передает информацию об оформлении и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию заинтересованным федеральным органам исполнительной власти;

- Федеральная миграционная  служба предоставляет информацию из государственной информационной системы миграционного учета Пограничной службе России;

- Федеральная миграционная  служба предоставляет информацию  из центральной базы данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации;

- Федеральная служба  по надзору в сфере транспорта  предоставляет информацию о выдаче, переоформлении, продлении, аннулировании,  приостановлении, возобновлении  действия удостоверения допуска  к международным автомобильным перевозкам;

- Федеральная служба  по надзору в сфере транспорта  предоставляет информацию из  реестра выданных лицензий федеральным  органам исполнительной власти;

- Россельхознадзор предоставляет  информацию о выдаче, приостановлении  и аннулировании разрешительных документов структурному подразделению (должностному лицу), осуществляющему контроль в пункте пропуска;

- Федеральная служба  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека предоставляет информацию  о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений "Информационно-методический центр "Экспертиза" Роспотребнадзора и иным заинтересованным органам власти.

Реализация межгосударственного  взаимодействия таможенных органов  Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан осуществляется в рамках совместных органов: Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, коллегии Таможенного комитета Союзного государства.

На межгосударственном уровне взаимодействие информационных систем государств - членов Таможенного союза базируется, главным образом, на многосторонних, например, в рамках ЕврАзЭС, и двухсторонних договоренностях.

Для эффективного управления процессами при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля государств - членов Таможенного союза, а также для интеграции данных информационных систем на международном уровне должна использоваться ИИСВВТ.

При проектировании национальных интеграционных сегментов может быть использован подход, аналогичный тому, который использует Российская сторона: МИАИС и национальный интеграционный сегмент ИИСВВТ обеспечивают взаимодействие национальных органов между собой и с наднациональным органом - Комиссией таможенного союза через центральный сегмент ИИСВВТ. Аналогично, центральный сегмент ИИСВВТ обеспечивает взаимодействие с другими Таможенными союзами и странами - не членами ТС.12

В настоящее время  автоматизация таможенных операций, таможенного и иных видов контроля, мероприятия по модернизации существующих информационных систем и разработке новых систем автоматизации осуществляются государствами - членами Таможенного союза самостоятельно.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами - членами  Таможенного союза в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями.

Каждая автоматизированная система также использует собственные  средства обеспечения информационной безопасности в соответствии с законодательством конкретного государства - члена Таможенного союза.

Эксплуатируемые автоматизированные системы контролирующих органов  государств - членов Таможенного союза  базируются на различных информационно-коммуникационных технологиях.

На национальном уровне государства - члены Таможенного  союза осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение взаимодействия автоматизированных систем различных министерств, ведомств и других уполномоченных органов.

Постановлением Правительства  Российской Федерации № 1057 введено в действие "Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

По своему содержанию МИАИС является автоматизированной системой управления перемещением через  государственную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств  международной перевозки и физических лиц.13 Она обеспечивает решение следующих задач:

- организация работы  контрольных органов по принципам  "одного окна" (однократное  представление информации о пассажирах  и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный  контроль);

- перевод в электронную  форму межведомственного документооборота;

- обеспечение информационного  взаимодействия контрольных органов  за счет применения информационных  и телекоммуникационных технологий  и использования имеющих юридическую  силу документов, передаваемых в  электронной форме;

- обеспечение защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 № 616 "О предложении российской Стороны по созданию интеграционного сегмента Комиссии Таможенного союза Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза" интеграционный сегмент Комиссии Таможенного союза ИИСВВТ будет создаваться на базе существующей инфраструктуры электронного Правительства Российской Федерации в рамках выделяемых в 2011-2012 годах Правительством Российской Федерации бюджетных ассигнований.

2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе

Отсутствует единый источник нормативно-справочной информации - используемая разными ведомствами государств - членов Таможенного союза и их автоматизированными системами нормативно-справочная информация в значительной степени не согласована между собой, часто используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники и классификаторы. На межгосударственном уровне возникают еще большие различия в нормативно-справочной информации. В существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования. Все это приводит к невозможности использования информации, ведущейся различными ведомствами, и сложности интеграции различных автоматизированных систем как на уровне межведомственного, так и на уровне межгосударственного взаимодействия.

Соответственно, возникает  необходимость создания и ведения  единой системы нормативно-справочной информации (НСИ).

В части использования  единой НСИ, Комиссия Таможенного союза  должна решить концептуальные вопросы  применения единой НСИ при реализации общих процессов в Таможенном союзе, определить перечень классификаторов и справочников, разработать их структуру, определить порядок их создания, ведения и предоставления. НСИ должна вестись и поддерживаться централизованно средствами ИИСВВТ. Автоматизированные системы различных ведомств, предоставляющие информацию в ИИСВВТ, либо являющиеся получателями информации из ИИСВВТ, должны использовать общую нормативно-справочную информацию.

Отсутствует защищенный юридически значимый электронный документооборот - взаимодействие между таможенными и иными государственными контролирующими органами государств - членов Таможенного союза, в том числе межгосударственное взаимодействие, включает достаточно большое количество запросов информации. Официальные запросы отсылаются ведомствами по почте, что значительно увеличивает время обработки запросов и получения необходимой информации и приводит к задержкам при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля.

Поэтому применение электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи между ведомствами, является решением, позволяющим увеличить скорость обработки запросов и обеспечить надежность обмена информацией. Построение юридически значимого документооборота должно обеспечить построение схемы доверительных отношений между участниками документооборота.14

Для обеспечения защищенного  юридически значимого документооборота необходимо:

- однозначное определение  инициатора создания документа  или проведения операции;

- гарантия защиты документа/операции от несанкционированного создания, изменения или уничтожения;

- гарантия защиты реквизитов  документа/операции от несанкционированного  создания, изменения или уничтожения;

- подтверждение факта  передачи и принятия документа  или проведения операции (обеспечивается подсистемой регистрации событий).

Для реализации всех необходимых  характеристик защищенного юридически-значимого  документооборота между государствами - членами Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза должна разработать технологию работы ИИСВВТ с использованием сервисов национальной узлов "Доверенной третьей стороны" и сервиса "Доверенной третьей стороны" центрального узла ИИСВВТ.15

Отсутствует автоматизация  процессов совершения таможенных операций, применения таможенных процедур и проведения таможенного и иных видов контроля - большинство таможенных операций являются сквозными и охватывают ряд таможенных и иных государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза. К тому же, в ходе совершения таможенных операций, применения таможенных процедур и проведения таможенного и иных видов контроля, может быть задействован обмен информацией на межгосударственном уровне. При этом существующая автоматизация информационных систем таможенных и иных государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза, как правило, не учитывает целостность выполняемых процессов на межведомственном уровне. Ряд операций остается не автоматизирован, также часть функций разных ведомств дублируется, ввиду отсутствия автоматизации на уровне совершения таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля.

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза