Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;
стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС
8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС
28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза
28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе
34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС
39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России
57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
75
- разработка и публикация единых форм документов.
Централизованная подсистема информационной безопасности (СИБ) предназначена для обеспечения информационной безопасности и защиты информации, используемой в рамках ИИСВВТ.
СИБ должна обеспечивать решение следующих задач:
- управление доступом
внутренних и внешних
- управление средствами аутентификации пользователей;
- управление средствами криптозащиты информации, включая средства выдачи, отзыва и контроля сертификатов, а также служб, выполняющих процессы шифрования, установки и обработки ЭЦП;
- антивирусная защита информации;
- защита каналов связи;
- межсетевое экранирование;
- защита конфиденциальной информации средства защиты от НСД;
- резервное копирование и восстановление информации.
В состав подсистемы обеспечения информационной безопасности должны входить следующие основные программно-аппаратные компоненты:
- компонент управления информационной безопасностью;
- компонент управления доступом пользователей;
- компонент антивирусной защиты;
- компонент электронной
цифровой подписи (
- Аппаратно-программный комплекс "Доверенной третьей стороны";
- компонент защиты каналов связи;
- компонент межсетевого экранирования;
- компонент защиты
конфиденциальной информации
- компонент мониторинга событий информационной безопасности;
- компонент резервного копирования и восстановления.
СИБ должна охватывать все функциональные компоненты (информационные системы или комплексы) ИИСВВТ в связи с чем окончательный состав подсистем и структура СИБ должны уточняться на этапе технического проектирования в зависимости от состава и значимости функциональных компонент ИИСВВТ.21
Подсистема информационной безопасности должна обеспечивать выполнение следующих функций:
- управление пользователями на уровне Интеграционного сегмента Комиссии ИИСВВТ;
- управление средствами
криптозащиты информации, включая
средства выдачи, отзыва и контроля
сертификатов, а так же служб,
выполняющих процессы
- антивирусная защита информации;
- защита каналов связи;
- межсетевое экранирование;
- генерация и мониторинг
событий информационной
- резервное копирование и восстановление информации.
Подсистема должна выполнять
функции мониторинга и
- оперативное выявление сбойных и аварийных ситуаций;
- централизованное управление
настройками компонентов
- централизованное управление
обновлением программного
Подсистема должна иметь возможность функционировать в следующих режимах:
- штатный режим, должен
являться основным режимом
- режим системного
администрирования, должен
Кроме этого, в режиме системного администрирования должны выполняться функции, связанные с реконфигурацией, конвертированием и архивированием баз данных Системы в целом. После возникновения отказа в одном из компонентов Системы, режим должен обеспечивать перевод отказавших компонентов в штатный режим функционирования после идентификации возникшего отказа и устранения его причин.
В части таможенно-тарифного регулирования должны быть реализованы следующие функции подсистемы:
- ведение единой ТН ВЭД ТС, в том числе внесение корректировок в электронную базу данных, ее публикацию и онлайн доступ к электронной версии;
- ведение единого
- ведение единого таможенного тарифа, в том числе внесение корректировок в электронную базу данных, ее публикацию и онлайн доступ к электронной версии;
- ведение перечней товаров, при ввозе которых государства - члены Таможенного союза применяют более высокие или более низкие тарифы и перечень чувствительных товарных позиций, решение по таможенно-тарифному регулированию импорта которых принимается Комиссией Таможенного союза, в том числе внесение корректировок в электронную базу данных, ее публикацию и онлайн доступ к электронной версии;
- ведение тарифных
квот, в том числе формирование
и предоставление
- ведение единой системы таможенных преференций;
- ведение перечня тарифных льгот и порядка их применения;
- ведение сводного
перечня товаров, поставляемых
в третьи страны, в отношении
которых применяются
В части нетарифного регулирования должны быть реализованы следующие функции подсистемы:
- ведение Единого перечня
товаров, к которым
- ведение Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза;
- ведение Перечня отдельных товаров, в отношении которых осуществляется наблюдение;
- ведение перечня организаций,
которым предоставляется
- лицензирование в
сфере внешней торговли
- выдача разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых осуществляется наблюдение;
- выдача заключений (разрешительных документов) на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, предусмотренных Положениями о применении ограничений".
В части технического регулирования должны быть реализованы следующие функции подсистемы:
- ведение текстов международных
правовых документов в области
технического регулирования,
- ведение информации
об органах государств - членов
Таможенного союза по
- ведение информации
об органах государств - членов
Таможенного союза по
- ведение информации об органах государственного контроля (надзора) в области технического регулирования государств - членов Таможенного союза;
- ведение Единого реестра
органов по сертификации и
испытательных лабораторий (
- ведение Единого перечня
продукции, подлежащей
- ведение Единого перечня
продукции, в отношении
- ведение планов (программ) разработки технических регламентов Таможенного союза;
- ведение базы принятых
технических регламентов
- ведение программ (планов)
стандартизации для целей
- ведение перечней стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Таможенного союза;
- ведение Единого реестра
выданных сертификатов
- ведение учета результатов государственного контроля (надзора) в области технического регулирования;
- ведение фактов нарушения
требований технических
- ведение фактов причинения
вреда и нанесения ущерба
- ведение информации
о мерах, принятых для
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России
После создания таможенного союза Беларуси, Казахстана и России многие вопросы, связанные с документооборотом при оформлении ввоза, вывоза и транзита товаров, регулируются международными договорами между этими странами, а также решениями Комиссии таможенного союза (КТС), имеющими прямое действие на их территориях. Хотя решения КТС принимаются большинством голосов, в случае возражения, подаваемого в письменном виде, вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (как высшего органа таможенного союза), который принимает свои решения консенсусом. Таким образом, если для создания в России «единого окна» потребуется внесение изменений в действующее на ее территории на основе актов таможенного союза регулирование, такие изменения не смогут быть осуществлены Россией самостоятельно.
Так, например, Таможенный кодекс таможенного союза прямо предусматривает, что таможенная декларация и другие связанные с ней документы при помещении товаров под таможенную процедуру представляются таможенному органу. Если для осуществления функций «единого окна» в России будет выбрана ФТС, то указанное положение ТК ТС, как представляется, не будет препятствовать представлению упомянутых документов в «единое окно». Если же функции «единого окна» будут возложены на другой орган, то представление таможенной декларации этому органу, а не ФТС, будет противоречить ТК ТС. Прохождение санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, технического контроля при ввозе, вывозе или транзите товаров также осуществляется в России на основании международных договоров и актов КТС, которые предусматривают, что за получением соответствующих разрешений, сертификатов и свидетельств обращаются участники ВЭД или производители. Обращение за получением этих документов через посредство «единого окна» можно будет рассматривать как отступление от соответствующих международных договоров и решений КТС.22
Как следует из определения понятия «единого окна», приводимого в Рекомендации ООН № 33, его непременным атрибутом должно быть представление участником ВЭД стандартизированной информации и документов с использованием единого пропускного канала, а в случае если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.
Хотя указанная Рекомендация предполагает возможность представления документов в «единое окно» и в бумажном виде, эффективность его функционирования в значительной мере будет выше при использовании электронного документооборота.
Таможенный кодекс таможенного союза устанавливает общее правило, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. Пунктом 5 статьи 183 Кодекса предусматривается, что при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с данным Кодексом, и что порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством таможенного союза.
В то же время во многих положениях ТК ТС предусмотрено представление документов в бумажном виде. Например, пунктом 4 статьи 183 установлено, что при таможенном декларировании товаров должны представляться оригиналы документов либо их копии. Использование бумажных форм предусмотрено в отношении транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, когда они могут приниматься вместо таможенной декларации; при декларировании товаров, пересылаемых
Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза