Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

- разработка и публикация  единых форм документов.

Централизованная подсистема информационной безопасности (СИБ) предназначена для обеспечения информационной безопасности и защиты информации, используемой в рамках ИИСВВТ.

СИБ должна обеспечивать решение следующих задач:

- управление доступом  внутренних и внешних пользователей  на уровне Интеграционного сегмента  Комиссии ИИСВВТ;

- управление средствами  аутентификации пользователей;

- управление средствами  криптозащиты информации, включая  средства выдачи, отзыва и контроля  сертификатов, а также служб, выполняющих  процессы шифрования, установки  и обработки ЭЦП;

- антивирусная защита информации;

- защита каналов связи;

- межсетевое экранирование;

- защита конфиденциальной  информации средства защиты от  НСД;

- резервное копирование  и восстановление информации.

В состав подсистемы обеспечения  информационной безопасности должны входить следующие основные программно-аппаратные компоненты:

- компонент управления  информационной безопасностью;

- компонент управления  доступом пользователей;

- компонент антивирусной  защиты;

- компонент электронной  цифровой подписи (криптографическая  система) на основе Инфраструктуры открытых ключей;

- Аппаратно-программный  комплекс "Доверенной третьей  стороны";

- компонент защиты  каналов связи;

- компонент межсетевого  экранирования;

- компонент защиты  конфиденциальной информации от  НСД;

- компонент мониторинга событий информационной безопасности;

- компонент резервного  копирования и восстановления.

СИБ должна охватывать все  функциональные компоненты (информационные системы или комплексы) ИИСВВТ в  связи с чем окончательный  состав подсистем и структура  СИБ должны уточняться на этапе технического проектирования в зависимости от состава и значимости функциональных компонент ИИСВВТ.21

Подсистема информационной безопасности должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- управление пользователями  на уровне Интеграционного сегмента Комиссии ИИСВВТ;

- управление средствами  криптозащиты информации, включая  средства выдачи, отзыва и контроля  сертификатов, а так же служб,  выполняющих процессы шифрования, установки и обработки ЭЦП;

- антивирусная защита  информации;

- защита каналов связи;

- межсетевое экранирование;

- генерация и мониторинг  событий информационной безопасности;

- резервное копирование  и восстановление информации.

Подсистема должна выполнять  функции мониторинга и оперативного управления всей Системой, включая:

- оперативное выявление  сбойных и аварийных ситуаций;

- централизованное управление  настройками компонентов системы,  включая как центральные, так  и распределенные компоненты;

- централизованное управление  обновлением программного обеспечения.

Подсистема должна иметь возможность функционировать в следующих режимах:

- штатный режим, должен  являться основным режимом функционирования, обеспечивающим выполнение задач  Подсистемы. В рамках режима осуществляется  пополнение Подсистемы и Системы  в целом из внешних электронных информационных массивов;

- режим системного  администрирования, должен являться  технологическим режимом и использоваться  для сопровождения Системы в  целом, в том числе - изменения  конфигурации, параметров работы, настроек, выполнения регламентного обслуживания программно-технических средств.

Кроме этого, в режиме системного администрирования должны выполняться функции, связанные  с реконфигурацией, конвертированием и архивированием баз данных Системы  в целом. После возникновения  отказа в одном из компонентов Системы, режим должен обеспечивать перевод отказавших компонентов в штатный режим функционирования после идентификации возникшего отказа и устранения его причин.

В части таможенно-тарифного  регулирования должны быть реализованы  следующие функции подсистемы:

- ведение единой ТН  ВЭД ТС, в том числе внесение  корректировок в электронную  базу данных, ее публикацию и  онлайн доступ к электронной  версии;

- ведение единого классификатора  и своевременное доведение изменений  до всех заинтересованных сторон;

- ведение единого таможенного  тарифа, в том числе внесение  корректировок в электронную  базу данных, ее публикацию и  онлайн доступ к электронной  версии;

- ведение перечней  товаров, при ввозе которых  государства - члены Таможенного  союза применяют более высокие или более низкие тарифы и перечень чувствительных товарных позиций, решение по таможенно-тарифному регулированию импорта которых принимается Комиссией Таможенного союза, в том числе внесение корректировок в электронную базу данных, ее публикацию и онлайн доступ к электронной версии;

- ведение тарифных  квот, в том числе формирование  и предоставление уполномоченным  органам информации о выдаче  лицензий на ввоз товаров, в  отношении которых установлены  тарифные квоты;

- ведение единой системы  таможенных преференций;

- ведение перечня тарифных  льгот и порядка их применения;

- ведение сводного  перечня товаров, поставляемых  в третьи страны, в отношении  которых применяются экспортные  пошлины.

В части нетарифного  регулирования должны быть реализованы  следующие функции подсистемы:

- ведение Единого перечня  товаров, к которым применяются  запреты или ограничения на  ввоз или вывоз государствами  - участниками Таможенного союза  в рамках Евразийского экономического  сообщества в торговле с третьими  странами;

- ведение Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза;

- ведение Перечня отдельных  товаров, в отношении которых  осуществляется наблюдение;

- ведение перечня организаций,  которым предоставляется исключительное  право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- лицензирование в  сфере внешней торговли товарами;

- выдача разрешений  на экспорт и (или) импорт  товаров, в отношении которых  осуществляется наблюдение;

- выдача заключений (разрешительных  документов) на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, предусмотренных Положениями о применении ограничений".

В части технического регулирования должны быть реализованы  следующие функции подсистемы:

- ведение текстов международных  правовых документов в области  технического регулирования, принятых  в рамках Таможенного союза;

- ведение информации  об органах государств - членов  Таможенного союза по техническому  регулированию;

- ведение информации  об органах государств - членов  Таможенного союза по аккредитации;

- ведение информации  об органах государственного  контроля (надзора) в области технического регулирования государств - членов Таможенного союза;

- ведение Единого реестра  органов по сертификации и  испытательных лабораторий (центров)  Таможенного союза;

- ведение Единого перечня  продукции, подлежащей обязательной  оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

- ведение Единого перечня  продукции, в отношении которой  устанавливаются обязательные требования  в рамках Таможенного союза;

- ведение планов (программ) разработки технических регламентов Таможенного союза;

- ведение базы принятых  технических регламентов Таможенного  союза и ЕврАзЭС;

- ведение программ (планов) стандартизации для целей технических  регламентов Таможенного союза;

- ведение перечней  стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Таможенного союза;

- ведение Единого реестра  выданных сертификатов соответствия  и зарегистрированных деклараций  о соответствии, оформленных по  единой форме;

- ведение учета результатов государственного контроля (надзора) в области технического регулирования;

- ведение фактов нарушения  требований технических регламентов  Таможенного союза и ЕврАзЭС,  выявленных на единой таможенной  территории Таможенного союза,  в том числе в результате  осуществления государственного контроля (надзора);

- ведение фактов причинения  вреда и нанесения ущерба жизни  и здоровью человека, имуществу,  окружающей среде, жизни и здоровью  животных и растений (с учетом  тяжести этого вреда) вследствие  нарушения требований технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС;

- ведение информации  о мерах, принятых для устранения  нарушений требований технических  регламентов Таможенного союза  и ЕврАзЭС.

 

3. ПРЕДПОСЫЛКИ  ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА»  В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

После создания таможенного  союза Беларуси, Казахстана и России многие вопросы, связанные с документооборотом при оформлении ввоза, вывоза и транзита товаров, регулируются международными договорами между этими странами, а также решениями Комиссии таможенного союза (КТС), имеющими прямое действие на их территориях. Хотя решения КТС принимаются большинством голосов, в случае возражения, подаваемого в письменном виде, вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (как высшего органа таможенного союза), который принимает свои решения консенсусом. Таким образом, если для создания в России «единого окна» потребуется внесение изменений в действующее на ее территории на основе актов таможенного союза регулирование, такие изменения не смогут быть осуществлены Россией самостоятельно.

Так, например, Таможенный кодекс таможенного союза прямо предусматривает, что таможенная декларация и другие связанные с ней документы при помещении товаров под таможенную процедуру представляются таможенному органу. Если для осуществления функций «единого окна» в России будет выбрана ФТС, то указанное положение ТК ТС, как представляется, не будет препятствовать представлению упомянутых документов в «единое окно». Если же функции «единого окна» будут возложены на другой орган, то представление таможенной декларации этому органу, а не ФТС, будет противоречить ТК ТС. Прохождение санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, технического контроля при ввозе, вывозе или транзите товаров также осуществляется в России на основании международных договоров и актов КТС, которые предусматривают, что за получением соответствующих разрешений, сертификатов и свидетельств обращаются участники ВЭД или производители. Обращение за получением этих документов через посредство «единого окна» можно будет рассматривать как отступление от соответствующих международных договоров и решений КТС.22

Как следует из определения  понятия «единого окна», приводимого  в Рекомендации ООН № 33, его непременным атрибутом должно быть представление участником ВЭД стандартизированной информации и документов с использованием единого пропускного канала, а в случае если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.

Хотя указанная Рекомендация предполагает возможность представления документов в «единое окно» и в бумажном виде, эффективность его функционирования в значительной мере будет выше при использовании электронного документооборота.

Таможенный кодекс таможенного союза устанавливает общее правило, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. Пунктом 5 статьи 183 Кодекса предусматривается, что при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с данным Кодексом, и что порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством таможенного союза.

В то же время во многих положениях ТК ТС предусмотрено представление документов в бумажном виде. Например, пунктом 4 статьи 183 установлено, что при таможенном декларировании товаров должны представляться оригиналы документов либо их копии. Использование бумажных форм предусмотрено в отношении транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, когда они могут приниматься вместо таможенной декларации; при декларировании товаров, пересылаемых

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза