Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

В Концепции отмечается, что работы по развитию национальных систем проводятся государствами – членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами. В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

ТЭО предусматривает, что  в процессе разработки и развития ИИСВВТ большинство таможенных операций будет автоматизировано. Часть второстепенных действий, выполняемых при реализации таможенных операций, может не автоматизироваться или выполняться только в части национальных информационных систем государств-членов Таможенного союза.25

Таким образом, можно  сделать вывод, что в рамках Таможенного  союза начинают вырабатываться определенные предпосылки для создания «единого окна». Однако на данном этапе это всего лишь несколько положений общего характера, содержащихся в ТЭО ИИСВВТ. ТЭО не является нормативно-правовым документом, оно подготовлено частной организацией на основе договора с Комиссией Таможенного союза. Для того,

чтобы идея «единого окна»  получила правовую поддержку, необходимо внесение соответствующих изменений в указанные Соглашения и Концепцию в целях «подключения» к ИИСВВТ участников ВЭД. Одновременно будет необходимо дополнить данные документы либо принять отдельный документ относительно проведения работы по стандартизации данных и информации, которые представляются участниками ВЭД при оформлении ввоза, вывоза и транзита товаров, в том числе обратить внимание на использование международных стандартов при проведении этой работы.26

Ряд важных положений указанного Соглашения о применении информационных технологий, в том числе понятие «электронный документ о внешней и взаимной торговле», зависят от правил и требований документирования, которые должны быть определены Комиссией таможенного союза. Но это еще не сделано.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности использования участниками ВЭД в рамках механизма «единого окна», в случае его создания, простых электронных подписей, не требующих процедур удостоверения подлинности и получения сертификатов ключей подписей. При этом в данном вопросе, как и в ряде других вопросов электронного документооборота, в частности, относительно обеспечения доверенной третьей стороной правомерности применения ЭЦП в электронных документах, Соглашение о применении информационных технологий пока не устанавливает общих норм, а отсылает к национальному законодательству.

Однако в Соглашении не урегулирован вопрос, как следует  разрешать ситуацию в случае «нестыковки» применимых норм законодательства двух государств. Например, в соответствии со статьей 10 Соглашения доверенная третья сторона государства, из которого отправляется электронный документ, обеспечила в соответствии с правилам и требованиями этого государства правомерность применения ЭЦП в таком электронном документе, а доверенная третья сторона государства, в которое отправляется электронный документ, считает, что с точки зрения законодательства данного государства ЭЦП в этом документе применена неправомерно.

Хотя в Соглашении говорится о необходимости гармонизации национального законодательства в охватываемых им сферах, но этот процесс может продолжаться довольно долго. Поэтому более рациональным, с точки зрения создания «единого окна», было бы дополнительное урегулирование подобного рода вопросов международным договором между участниками Таможенного союза.

Что касается гармонизации законодательства участников Таможенного  союза в сфере регулирования электронного документооборота, то представлялось бы целесообразным проводить эту работу на основе типовых законов и соответствующих руководств.

Из Концепции следует, что при ее реализации будут заключаться межгосударственные и межведомственные соглашения об информационном взаимодействии между органами государств, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли. Возможно, в этих соглашениях будут урегулированы вопросы указанной ответственности применительно к взаимоотношениям между государственными органами. Но, если говорить о «едином окне», то требуется проработать вопросы ответственности государственных органов перед участниками ВЭД и участников ВЭД перед государственными органами за ущерб в указанных случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С середины 2012 года между  странами—участницами союза должна заработать интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза, включающая национальный и межнациональный обмен данными. Отсутствие электронной системы у российских таможенных органов в итоге ведет к сложностям на уровне не только межведомственном, но и межнациональном.

ИИСВВТ является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

ФТС России считает, что она завершает переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". С 1 октября 2011 года участники ВЭД и иные заинтересованные лица могут получать ряд государственных услуг, предоставляемых ФТС России, в соответствии с новым порядком. Это значительно упрощает формирование пакета документов и сведений, необходимых для предоставления государственных услуг.

  Новшество касается принятия предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; ведения реестра таможенных перевозчиков; реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов; реестра владельцев складов временного хранения; реестра владельцев таможенных складов; реестра таможенных представителей; реестра уполномоченных экономических операторов; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли; осуществления в пределах компетенции службы контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенном деле уже дает свои положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота неизбежно оказывают влияние на формирование системы электронной таможни. В свою очередь, в современных условиях развития информационного общества электронная таможня должна развиваться в рамках системы электронной торговли, которая открывает новые возможности повышения эффективности коммерческих операций за счет использования информационных технологий в управлении бизнес-процессами.

Разработана Концепция  создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Цель - обеспечивать эффективное  регулирование торговли на территории ТС, осуществлять госконтроль с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Задачи - создать единую систему нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли, обеспечить возможность реализовать механизм электронного декларирования, предоставить доступ к нормативным правовым актам государств-членов ТС и др.

Создание системы восстановит  нарушенные экономические связи  на таможенной территории ТС, сократит барьеры во взаимной торговле, ускорит товарооборот между государствами-членами и транзит, улучшит показатели торговли и др.

Целью создания Системы  являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного  союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Для достижения этих целей определяющим является широкое применение информационных технологий при функционировании Таможенного союза.

В настоящее время  таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут  работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами - членами  в рамках собственных планов в  соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи эффективное  решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного  союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

Утверждено техническое  задание на создание Интегрированной  информационной системы внешней и взаимной торговли ТС.

Цели - обеспечить эффективное  регулирование внешней и взаимной торговли в ТС, снизить административные барьеры и бремя избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов. Также это создание благоприятных условий для деятельности последних. Речь идет и об обеспечении оперативного и полного контроля результативности деятельности органов ТС и др. ИИСВВТ не подменяет национальные информационные системы государств-членов ТС. Кроме того, следует предусмотреть возможность взаимодействия с внешними информационными системами.

Она должна поддерживать реализацию общих процессов Таможенного союза по следующим направлениям. Это таможенный, налоговый, карантинный фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный и другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.

В процессе развития Таможенного союза будут вноситься изменения в таможенные операции, и происходить постоянное увеличение роли Комиссии Таможенного союза, как регулятора деятельности Таможенного союза. Комиссия Таможенного союза должна обеспечить таможенное регулирование и установить общие процессы, технологии, единый порядок и форматы информационного обмена между государствами - членами Таможенного союза.

В процессе развития Таможенного  союза, требования к создаваемой  ИИСВВТ, состав и структура информации, которая собирается, хранится и передается в рамках Системы, а также способы взаимодействия между компонентами, входящими в состав ИИСВВТ, либо входящих в состав национальных сегментов ИИСВВТ, могут значительно расширяться и изменяться. Поэтому, создаваемая ИИСВВТ, по мере развития Таможенного союза и расширения перечня функций Комиссии Таможенного союза, должна позволять Системе адаптироваться к неизбежным изменениям в части определения новых процессов и внесения изменений в существующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
  2. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ 
    «О таможенном регулировании в РФ».
  3. Федеральный Закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  4. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 года № 38 «О техническом регулировании в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества».
  5. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. № 60 “О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации“.
  6. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств, от 19 ноября 2010 года № 61 "О срочных мерах информационного взаимодействия между таможенными органами Таможенного союза".
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года № 470 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации".
  8. Решение Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 года № 573 "Об организационных вопросах деятельности Координационного совета по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза.
  9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе".
  10. Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года № 495 "О Положении о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза".
  11. Решение Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 771 "О Техническом задании на создание Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза".
  12. Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 616 "О предложении российской Стороны по созданию интеграционного сегмента Комиссии Таможенного союза Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза".
  13. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О приведении нормативной правовой базы Таможенного союза в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единым таможенным тарифом ТС».
  14. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 837 
    "Об Инструкции о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза".
  15. Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года.
  16. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.
  17. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года.
  18. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 449 "О внесении на ратификацию Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза".
  20. Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".
  21. Бакаева О. Ю., Мотвиенко Г. В. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. – 2-е изд. М.: Юристъ, 2010. – 504 с.
  22. Берлин Э.А., Котомин Л.Я. Таможенный тариф и гармонизированная система описания и кодирования товаров. М., 2011.
  23. Блинов Н. М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2007.
  24. Жуковец В. Ю. Таможенное право. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство “Элит”», 2010. – 208 с.
  25. Козырин А. Н. Таможенное право. Общая часть. М.: «Спарк». 2010
  26. Михеев Ю.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. – Ростов н/Д: РИО Ростовский филиал РТА, 2010. – 102 с.
  27. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело: Учебник / О.В. Молчанова, М. В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314 с.
  28. Межгосударственные стандарты (ГОСТ), включая ГОСТ 34 (ГОСТ 34.602-89, ГОСТ 32.601-90).
  29. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. I. Развитие таможенного дела в России. М., 2009.
  30. Рассолов М. М. Таможенное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. – 391 с.
  31. Романова Е. В. Таможенное право. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза