Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;
стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС
8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС
28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза
28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе
34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС
39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России
57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
75
Проблемы интеграции
информационных ресурсов в Таможенном
союзе носят системный
Отсутствуют единые технические решения для предоставления участниками внешнеторговой деятельности информации по принципу "Единого окна" - в Таможенном союзе должны создаваться условия для упрощения торговли при осуществлении таможенных операций, применении таможенных процедур и осуществлении таможенного и иных видов контроля. Одним из путей решения этой задачи является создание механизма "Единого окна". В настоящее время предпринимаются попытки совершения отдельных таможенных операций по принципу "Единого окна" в государствах - членах Таможенного союза. Для реализации механизма "Единого окна" на таможенной территории Таможенного союза, основываясь на положениях Рекомендации № 33, необходимо создание автоматизированных средств приема, распределения и обработки унифицированных документов, используемых при совершении таможенных операций, при применении к товарам, таможенным процедурам, проведении таможенного и иных видов контроля.
На момент подготовки
настоящего документа параллельно
действуют системы
В рамках совершения таможенных операций, применения таможенных процедур и проведения таможенного и иных видов контроля по принципу "Единого окна" необходимо также предусматривать предоставление участниками внешнеторговой деятельности документов в электронном виде с помощью юридически значимого электронного документооборота.
Существующие в настоящее время решения по интеграции ведомственных информационных систем государств - членов Таможенного союза направлены на решение отдельных локальных задач. Они реализуются в рамках доработки существующих информационных систем с использованием различных технологий и решений. Не существует единых требований к интеграции информационных систем на уровне государств - членов Таможенного союза, а также на межгосударственном уровне.
Не согласовано развитие национальных информационных систем - развитие национальных информационных систем осуществляется уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза, в ведении которых находятся данные информационные системы, и учитывают, в основном, задачи данных ведомств.
Разработка и развитие национальных информационных систем государств - членов Таможенного союза должны быть согласованы по наиболее актуальным направлениям формирования Единого экономического пространства государств - членов Таможенного союза с целью обеспечения взаимодействия и интеграции информационных систем таможенных, государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза и иных заинтересованных лиц. Реализация функциональности информационных систем уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза, должна учитывать общие процессы, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Не согласованы системы информационной безопасности - в настоящее время при разработке автоматизированных систем, ведомствами применяются совершенно разные подходы и решения к обеспечению информационной безопасности. С учетом текущей потребности во взаимодействиях как на межгосударственном уровне, в рамках Таможенного союза, так и межведомственном на внутригосударственном уровне, требования к средствам обеспечения информационной безопасности усиливаются.
При разработке средств
межведомственного и
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС
Регулирование деятельности Таможенного союза осуществляет Комиссия Таможенного союза. В рамках работы Комиссии Таможенного союза проводился комплекс мероприятий по формированию правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс Таможенного союза, Статус Суда Таможенного союза.
На сегодняшний день Комиссией Таможенного союза применяется единая система нормативно-справочной информации при реализации общих процессов в Таможенном союзе, определен перечень классификаторов и справочников, разработана их структура утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, и Решением КТС от 14.10.2010 № 421 утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары).
Для организации эффективного взаимодействия информационных систем государств - членов Таможенного союза необходимо:
- использование единой нормативно-справочной информации;
- выработка решений
для обеспечения
- использование унифицированных документов, в том числе электронных;
- использование единых форматов, общих регламентов и технологий передачи информационных сообщений при межгосударственном обмене информацией между автоматизированными системами.
Эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза, возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза при совершении таможенных операций, применении таможенных процедур, проведении таможенного и иных видов контроля, использующих единую систему справочников и классификаторов, а также обеспечивающих, признаваемую всеми участниками, юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.16
Организация взаимодействия должна быть выполнена на базе использования специализированных государственных (национальных) интеграционных шлюзов.
При проектировании ИИСВВТ должны учитываться следующие общие требования:
- ИИСВВТ не должна
подменять национальные
- архитектура ИИСВВТ
должна обеспечивать
- ИИСВВТ не должна
требовать от государств - членов
Таможенного союза внесения
- архитектура ИИСВВТ
должна предусматривать
- ИИСВВТ должна обеспечивать
сбор, обработку и хранение регламент
- ИИСВВТ должна обеспечивать
пользователей и
- предоставления руководству Таможенного союза достоверной информации, необходимой для оперативной оценки текущего состояния, а также выработки стратегических и тактических решений на основе прогнозирования развития ситуаций;
- надежного и своевременного
предоставления должностным
- защиты и сохранения
конфиденциальности информации, включая
персональные данные, в соответствии
с утвержденными моделями
- обеспечения целостности
- эффективного управления эксплуатацией.
- ИИСВВТ должна предоставлять
возможность обмена данными и
электронными документами,
Перечень стандартов, в соответствии с которыми должны осуществляться создание, модернизация и эксплуатация ИИСВВТ, формируется на этапе эскизного проектирования и уточняется на этапе технического проектирования. Последующее уточнение перечня стандартов, применяемых при разработке, модернизации и эксплуатации ИИСВВТ производится решением Комиссии Таможенного союза.
ИИСВВТ должна обеспечивать автоматизацию деятельности Комиссии Таможенного союза в части ее функций, относящихся к регулированию и мониторингу процессов внешней и взаимной торговли, а также информационное взаимодействие уполномоченных государственных органов государств - членов Таможенного союза.
В мероприятиях по созданию ИИСВВТ необходимо учитывать следующие факторы, влияющие в большой степени не на состав функций системы, а на ее адаптивность к изменениям:
- постоянное совершенствование и быстрое расширение нормативно-правовой базы Таможенного союза;
- продолжительность
- необходимость слаженной
- наличие двухсторонних и
- возможность присоединения к
Таможенному союзу других
- постоянный и, возможно, неравномерный
рост нагрузки на
- возможное существенное расширение перечня функций, которые государства - члены Таможенного союза делегируют Комиссии Таможенного союза. Передача функций может осуществляться в сжатые сроки.
Информационно-аналитическая подсистема представляет собой аналитическую систему предназначенную для:
- обеспечения сотрудников
Секретариата и руководства
- многокритериального
анализа информации, накапливаемой
в базах данных
- подготовки вариантов
решений в области
- оценки тенденций и возможных изменений в динамике процессов с целью поддержки принятия решений в области тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли государств - членов Таможенного союза.
Информационно-аналитическая подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функций:
- Формирование аналитических
запросов и отчетов по
- анализ структуры внешней и взаимной торговли государств - членов ТС (ТН ВЭД, страны, направления перемещения и т.п.);
- анализ динамики показателей внешней и взаимной торговли государств - членов ТС;
- анализ расчетных показателей (индексов, соотношений) внешней и взаимной торговли государств-членов ТС;
- сравнительный анализ показателей внешней и взаимной торговли у государств-членов ТС;
- оценка расхождений
в статистике внешней торговли
государств - членов ТС, в том числе
на основе сопоставления
- отображение и анализ показателей внешней и взаимной торговли государств-членов ТС на электронной карте мира;
Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза