Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

Проблемы интеграции информационных ресурсов в Таможенном союзе носят системный характер, основаны на противоречиях, содержащихся в нормах национального законодательства государств - членов Таможенного союза и отсутствии правовой определенности по данным вопросам на наднациональном уровне. Содержащиеся в ряде Решений КТС поручения таможенным службам и другим контролирующим органам самостоятельно разрабатывать технологии и технические условия информационного обмена ограничивают вопросы информационного взаимодействия решением ведомственных задач и не направлены на реализацию в перспективе единого информационного пространства в Таможенном союзе.

Отсутствуют единые технические решения для предоставления участниками внешнеторговой деятельности информации по принципу "Единого окна" - в Таможенном союзе должны создаваться условия для упрощения торговли при осуществлении таможенных операций, применении таможенных процедур и осуществлении таможенного и иных видов контроля. Одним из путей решения этой задачи является создание механизма "Единого окна". В настоящее время предпринимаются попытки совершения отдельных таможенных операций по принципу "Единого окна" в государствах - членах Таможенного союза. Для реализации механизма "Единого окна" на таможенной территории Таможенного союза, основываясь на положениях Рекомендации № 33, необходимо создание автоматизированных средств приема, распределения и обработки унифицированных документов, используемых при совершении таможенных операций, при применении к товарам, таможенным процедурам, проведении таможенного и иных видов контроля.

На момент подготовки настоящего документа параллельно  действуют системы информационного обмена между таможенными, налоговыми, санитарными, ветеринарными, карантинными и другими контролирующими органами, реализованные различными технологическими способами и несовместимые друг с другом, что не позволяет обеспечить полный эффективный контроль за движением товаров через таможенную границу и реализовать современные удобные для хозяйствующих субъектов информационные технологии, включая принцип "единого окна".

В рамках совершения таможенных операций, применения таможенных процедур и проведения таможенного и иных видов контроля по принципу "Единого окна" необходимо также предусматривать предоставление участниками внешнеторговой деятельности документов в электронном виде с помощью юридически значимого электронного документооборота.

Существующие в настоящее время решения по интеграции ведомственных информационных систем государств - членов Таможенного союза направлены на решение отдельных локальных задач. Они реализуются в рамках доработки существующих информационных систем с использованием различных технологий и решений. Не существует единых требований к интеграции информационных систем на уровне государств - членов Таможенного союза, а также на межгосударственном уровне.

Не согласовано развитие национальных информационных систем - развитие национальных информационных систем осуществляется уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза, в ведении которых находятся данные информационные системы, и учитывают, в основном, задачи данных ведомств.

Разработка и развитие национальных информационных систем государств - членов Таможенного союза должны быть согласованы по наиболее актуальным направлениям формирования Единого экономического пространства государств - членов Таможенного союза с целью обеспечения взаимодействия и интеграции информационных систем таможенных, государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза и иных заинтересованных лиц. Реализация функциональности информационных систем уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза, должна учитывать общие процессы, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Не согласованы системы  информационной безопасности - в настоящее  время при разработке автоматизированных систем, ведомствами применяются  совершенно разные подходы и решения к обеспечению информационной безопасности. С учетом текущей потребности во взаимодействиях как на межгосударственном уровне, в рамках Таможенного союза, так и межведомственном на внутригосударственном уровне, требования к средствам обеспечения информационной безопасности усиливаются.

При разработке средств  межведомственного и межгосударственного  взаимодействия должны быть разработаны  единые требования к обеспечению  информационной безопасности. Создание ИИСВВТ должно учитывать обеспечение  информационной безопасности как на уровне национальных требований к обеспечению безопасности, так и с учетом межгосударственного взаимодействия информационных систем государств - участников Таможенного союза.

 

2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

Регулирование деятельности Таможенного союза осуществляет Комиссия Таможенного союза. В рамках работы Комиссии Таможенного союза проводился комплекс мероприятий по формированию правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс Таможенного союза, Статус Суда Таможенного союза.

На сегодняшний день Комиссией Таможенного союза  применяется единая система нормативно-справочной информации при реализации общих процессов в Таможенном союзе, определен перечень классификаторов и справочников, разработана их структура утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, и Решением КТС от 14.10.2010 № 421 утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары).

Для организации эффективного взаимодействия информационных систем государств - членов Таможенного союза  необходимо:

- использование единой  нормативно-справочной информации;

- выработка решений  для обеспечения информационной  безопасности при межгосударственном  информационном обмене;

- использование унифицированных  документов, в том числе электронных;

- использование единых  форматов, общих регламентов и  технологий передачи информационных сообщений при межгосударственном обмене информацией между автоматизированными системами.

Эффективное решение  задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза, возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов государств - членов Таможенного союза при совершении таможенных операций, применении таможенных процедур, проведении таможенного и иных видов контроля, использующих единую систему справочников и классификаторов, а также обеспечивающих, признаваемую всеми участниками, юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.16

Организация взаимодействия должна быть выполнена на базе использования специализированных государственных (национальных) интеграционных шлюзов.

При проектировании ИИСВВТ должны учитываться следующие общие  требования:

- ИИСВВТ не должна  подменять национальные информационные  системы государств - членов Таможенного союза;

- архитектура ИИСВВТ  должна обеспечивать реализацию  существующих процессов, так и  общих процессов Таможенного  союза, которые могут возникнуть  в будущем в результате расширения  или изменения нормативных документов  Таможенного союза, а также  как следствие присоединения к Таможенному союзу новых членов;

- ИИСВВТ не должна  требовать от государств - членов  Таможенного союза внесения изменений  в средства обеспечения информационной  безопасности информационных систем  государственных органов государств - членов Таможенного союза, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

- архитектура ИИСВВТ  должна предусматривать возможность  информационного взаимодействия  с внешними информационными системами;

- ИИСВВТ должна обеспечивать  сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

- ИИСВВТ должна обеспечивать  пользователей и эксплуатационный  персонал системы информационными  ресурсами для:

- предоставления руководству  Таможенного союза достоверной  информации, необходимой для оперативной оценки текущего состояния, а также выработки стратегических и тактических решений на основе прогнозирования развития ситуаций;

- надежного и своевременного  предоставления должностным лицам  полной и достоверной информации  для выполнения ИИСВВТ возложенных на нее функций;

- защиты и сохранения  конфиденциальности информации, включая  персональные данные, в соответствии  с утвержденными моделями угроз  информационной безопасности и  действий нарушителя;

- обеспечения целостности передаваемой  информации;

- эффективного управления эксплуатацией.

- ИИСВВТ должна предоставлять  возможность обмена данными и  электронными документами, имеющими  юридическую силу (или взаимно  признаваемыми как таковые) на  основе доверенных сервисов в  соответствии с международными  рекомендациями (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).17

Перечень стандартов, в соответствии с которыми должны осуществляться создание, модернизация и эксплуатация ИИСВВТ, формируется на этапе эскизного проектирования и уточняется на этапе технического проектирования. Последующее уточнение перечня стандартов, применяемых при разработке, модернизации и эксплуатации ИИСВВТ производится решением Комиссии Таможенного союза.

ИИСВВТ должна обеспечивать автоматизацию деятельности Комиссии Таможенного союза в части ее функций, относящихся к регулированию и мониторингу процессов внешней и взаимной торговли, а также информационное взаимодействие уполномоченных государственных органов государств - членов Таможенного союза.

В мероприятиях по созданию ИИСВВТ необходимо учитывать следующие факторы, влияющие в большой степени не на состав функций системы, а на ее адаптивность к изменениям:

- постоянное совершенствование  и быстрое расширение нормативно-правовой базы Таможенного союза;

- продолжительность внутригосударственных  и межгосударственных согласований;

- необходимость слаженной работы  государств - членов Таможенного  союза при реализации общих  процессов, в том числе обеспечение  обмена информацией с учетом существующих различий в уровне развития информационных технологий и степени автоматизации государственных служб, министерств и ведомств государств - членов Таможенного союза;

- наличие двухсторонних и многосторонних  договоренностей в рамках СНГ и ЕврАзЭС;

- возможность присоединения к  Таможенному союзу других государств  и возможность выхода из Таможенного  союза государств;

- постоянный и, возможно, неравномерный  рост нагрузки на информационную  инфраструктуру ИИСВВТ;

- возможное существенное расширение перечня функций, которые государства - члены Таможенного союза делегируют Комиссии Таможенного союза. Передача функций может осуществляться в сжатые сроки.

Информационно-аналитическая  подсистема представляет собой аналитическую  систему предназначенную для:

- обеспечения сотрудников  Секретариата и руководства Комиссии  актуальной, полной и представленной  в наглядном виде фактической  информацией о динамике процессов  внешней и взаимной торговли  государств - членов Таможенного  союза и проходящих в них  экономических процессах;

- многокритериального  анализа информации, накапливаемой  в базах данных Интеграционного  сегмента Комиссии (информационных  ресурсах Комиссии);

- подготовки вариантов  решений в области деятельности  Комиссии и секретариата Таможенного  союза;

- оценки тенденций и возможных изменений в динамике процессов с целью поддержки принятия решений в области тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли государств - членов Таможенного союза.

Информационно-аналитическая  подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- Формирование аналитических  запросов и отчетов по консолидированным  данным таможенной статистики  внешней и статистики взаимной  торговли государств - членов ТС, в том числе:

- анализ структуры  внешней и взаимной торговли  государств - членов ТС (ТН ВЭД, страны, направления перемещения и т.п.);

- анализ динамики показателей  внешней и взаимной торговли  государств - членов ТС;

- анализ расчетных  показателей (индексов, соотношений)  внешней и взаимной торговли  государств-членов ТС;

- сравнительный анализ показателей внешней и взаимной торговли у государств-членов ТС;

- оценка расхождений  в статистике внешней торговли  государств - членов ТС, в том числе  на основе сопоставления статистики  с данными стран-партнеров;

- отображение и анализ показателей внешней и взаимной торговли государств-членов ТС на электронной карте мира;

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза