Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС


8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе


34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС

39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России

57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза

64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

75

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической  инфраструктуры являются:

- обеспечение комплексного  подхода к решению задач информационной  безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;

- разработка общей  модели угроз информационной  безопасности;

- определение технических  требований и критериев определения  критических объектов интегрированной  информационно-технологической инфраструктуры;

- создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;

- обеспечение эффективного  мониторинга состояния информационной  безопасности;

- совершенствование нормативной  правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;

- развитие средств  защиты информации, систем обеспечения  безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных  служащих по работе с информацией;

- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.6

Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают  национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:

- устойчивый и постоянный  обмен информацией между таможенными  и другими контролирующими органами;

- оптимизацию применения  форм государственного контроля  без снижения его качества  при осуществлении внешней и взаимной торговли;

- повышение оперативности  предоставления и уровня непротиворечивости  информации о процессах внешней  и взаимной торговли;

- сокращение времени  на выполнение контрольных операций;

- повышение уровня  информационной безопасности;

- прозрачность условий  транзита товаров из третьих  стран в третьи страны через  таможенную территорию, создающую  высокие конкурентные условия  для государств-членов в этой  сфере;

- единообразие методологии  организации и осуществления  таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;

- функционирование единой  системы статистической отчетности  внешней и взаимной торговли;

- повышение эффективности  борьбы с контрабандой на таможенной  территории Таможенного союза.

Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результатов:

- восстановление нарушенных  экономических связей и развитие  экономической интеграции на  таможенной территории Таможенного  союза;

- сокращение экономических  и административных барьеров во взаимной торговле;

- ускорение и рост  товарооборота между государствами-членами  и транзита по их территории;

- улучшение экономических  показателей внешней и взаимной  торговли в результате использования  интегрированных информационных  ресурсов.

Основной ожидаемый эффект от создания Системы:

- единообразное применение  мер тарифного и нетарифного  регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер на таможенной территории  Таможенного союза;

- обеспечение единого  торгового режима в отношении третьих стран;

- своевременное и обоснованное  взыскание и уплата налогов  и таможенных пошлин;

- централизованный учет  и контроль применения льгот,  лицензий, квот, санитарных и ветеринарных  сертификатов и т.п.;

- обеспечение Комиссии  и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Создание Системы будет  содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза, позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.

Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами  государств-членов и обеспечит устойчивый и постоянный обмен информацией  между таможенными и другими контролирующими органами.7

Таким образом, Интегрированная  информационная система внешней  и взаимной торговли Таможенного  союза является одним из важнейших  шагов к становлению единой таможенной территории и единого экономического пространства. Она позволит обеспечить частичную интеграцию таможенных и других государственных структур, что скажется на качестве, а главное - скорости оказания услуг участникам ВЭД.

 

1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ

Основанием для разработки ИИСВВТ являются следующие документы: Решение Комиссии Таможенного союза № 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли" от 25 июня 2009 года; Решение Комиссии Таможенного союза № 104 "О создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли" от 21 октября 2009 года. Начало работ по созданию ИИСВВТ: 2011 год. Окончание работ по созданию ИИСВВТ: 2013 год.

К концу 2013 года должны быть созданы и запущены в эксплуатационный режим все предусмотренные техническим заданием компоненты ИИСВВТ, в то же время необходимо учитывать, что процесс углубления экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, совершенствование нормативно-правовой базы Таможенного союза, расширение состава Таможенного союза будут неизбежно требовать внесения изменений в информационные потоки, поддерживаемые ИИСВВТ, состав и структуру централизованных информационных ресурсов и сервисов, в перечень функций и процессов, проведение которых делегировано Комиссии Таможенного союза. Поддержка технологии адаптации ИИСВВТ к вышеупомянутым процессам является одним из базовых требований к системе.8

ИИСВВТ предназначена  для организации совместной работы совокупности территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю государств - членов Таможенного союза, информационных систем и информационных ресурсов Комиссии Таможенного союза, объединенных с национальными интеграционными сегментами государств - членов Таможенного союза и интеграционным сегментом Комиссии Таможенного союза.

Параллельно в ходе разработки и внедрения ИИСВВТ должны быть активизированы и скоординированы процессы совершенствования  национальных информационных систем органов, осуществляющих государственный контроль на границах.

Основными целями создания ИИСВВТ являются:

- обеспечение качественной  информационно-аналитической поддержки  выполнения функций Таможенного  союза за счет внедрения единых  стандартов электронного обслуживания, снижения временных, организационных и финансовых издержек при получении требуемой информации и оказании услуг;

- обеспечение эффективного  регулирования внешней и взаимной  торговли на таможенной территории  Таможенного союза;

- оптимизация таможенного, налогового, транспортного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля на таможенной границе Таможенного союза;

- снижение административных  барьеров и бремени избыточного  регулирования для хозяйствующих  субъектов;

- обеспечение информационного взаимодействия и повышение качества информационных и административно-управленческих процессов;

- обеспечение оперативности  и полноты контроля результативности  деятельности органов Таможенного  союза;

- повышение эффективности  бюджетных расходов на деятельность органов Таможенного союза;

- создание информационно-технологических  возможностей для ускорения процессов  экономической интеграции государств - членов Таможенного союза;

- создание благоприятных  условий для деятельности субъектов  хозяйствования государств - членов Таможенного союза.9

Указанные цели должны достигаться  за счет решения следующих задач:

- развития нормативной  базы Таможенного союза и приведение  в соответствии с ней национальных  законодательств государств - членов  Таможенного союза;

- активизации и поддержки  процессов гармонизации и упрощения  процессов и процедур внешней  и взаимной торговли в интересах  участников внешнеэкономической  деятельности;

- формирования интегрированной  и масштабируемой информационной  структуры обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

- создания централизованных  информационных ресурсов Таможенного  союза;

- создания и ведения  единой системы нормативно-справочной  информации внешней и взаимной  торговли Таможенного союза;

- информационного обеспечения  общих процессов Таможенного  союза, в том числе: организации  информационного взаимодействия  органов государств-членов для  обеспечения полноты собираемости  таможенных платежей, налогов и  сборов; информационного обеспечения контроля международного таможенного транзита; обеспечения возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

- обеспечения органов,  осуществляющих государственный  контроль, информацией, необходимой  и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- обеспечения идентификации  пользователей и разграничения  доступа к информации.

Регулирование Комиссией  Таможенного союза внешней и взаимной торговли Таможенного союза и осуществление, с применением компонентов ИИСВВТ, контролирующими органами государств - членов Таможенного союза соответствующих видов государственного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза должно быть обеспечено посредством автоматизации процессов:10

- ведения единой системы  нормативно-справочной информации  внешней и взаимной торговли  Таможенного союза;

- функционирования интегрированной  информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

- функционирования общих  для государств - членов Таможенного  союза интегрирующих элементов  и пополняемых централизованных  информационных ресурсов;

- общих процессов Таможенного  союза;

- информационного взаимодействия  органов, осуществляющих государственный  контроль (пограничный, фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный,  таможенный, транспортный, экспортный  и другие) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза;

- информационного взаимодействия  контролирующих органов в соответствии  с положениями межгосударственных  и межведомственных соглашений  государств - членов Таможенного  союза;

- обеспечения контролирующих  органов информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;

- персональной идентификации  и разграничения доступа к  информации, в соответствии с нормами законодательства Таможенного союза;

- обеспечения свободного  доступа к нормативным правовым  актам государств - членов Таможенного  союза в области внешней и  взаимной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС

2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза

Децентрализованные и  не интегрированные национальные таможенные информационные системы, разработанные на различных технологиях, принципах и приоритетах, весьма сложно сочетать и интегрировать. Эти системы и соответствующая инфраструктура создавались без учета перспектив ускоренной торгово-экономической интеграции в рамках ТС. Многие операции при регулировании процессов внешней и взаимной торговли осуществляются вручную, процедуры непрозрачны.

Например, для создания системы управления областями рисков на уровне Комиссии Таможенного союза, необходимо, чтобы на национальном уровне аналогичные системы существовали. Только в этом случае встает вопрос о сопоставимости описаний инцидентов, единообразии описания областей рисков, использовании механизмов обучения системы распознаванию рисковых ситуаций и т.д. Поэтому вопрос об интеграции применительно к каждой группе процессов контроля внешней и взаимной торговле требует самостоятельного исследования в рамках проекта ИИСВВТ.

Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза