Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью работы является исследование развития информационного взаимодействия стран-членов Таможенного союза.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
‒ раскрыть современный принцип «единого окна»;
‒ рассмотреть Концепцию создания ИИСВВТ;
‒ изучить взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза;
‒ дать характеристику недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе;
‒ привести решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС;
‒ проанализировать потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России;
стр.
ВВЕДЕНИЕ
6
1. ИДЕОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН, ЧЛЕНОВ ТС
8
1.1. Современный принцип «единого окна»
8
1.2. Концепция создания ИИСВВТ
10
1.3. Техническое задание на создание ИИСВВТ
23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТС
28
2.1. Взаимодействие национальных систем в рамках Таможенного союза
28
2.2. Характеристика недостатков при совершении таможенных операций и проведении таможенного и иных видов контроля в Таможенном союзе
34
2.3. Решение задач надежной интеграции информационных систем в рамках ТС
39
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
57
3.1. Потенциальные проблемы создания и функционирования «единого окна» в России
57
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
75
в международных почтовых отправлениях; при перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом; при перемещении через таможенную границу электроэнергии; при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки.
Даже в случае применения в России декларирования товаров в электронной форме у лица, декларирующего товары, должны быть в наличии на бумажных носителях все документы, необходимые для таможенного оформления декларируемых товаров.
В целях скорейшего перехода на электронный документооборот представляется необходимым, чтобы соответствующие государственные органы внимательно следили за проводимой различными международными организациями работой по разработке электронных версий используемых в международной торговле документов, участвовали в этой работе и в кратчайшие сроки внедряли разработанные такие электронные версии и те международные стандарты обмена электронных данных в международной торговле, на которых основаны указанные документы.
В качестве примера можно сослаться на создание специальной группы по электронным сертификатам происхождения, созданной в рамках Рабочей группы по сертификатам происхождения Всемирной федерации палат Международной торговой палаты. Эта специальная группа призвана установить минимальные стандартные требования, которые торговые палаты должны будут выполнять при выпуске электронных сертификатов происхождения. В состав специальной группы вошли представители торговых палат, которые уже оказывают услуги по выдаче электронных сертификатов происхождения, в том числе Австралии, Бельгии, Канады, Чили, Китая, Франции, ФРГ, Японии, Кореи, Швейцарии, Великобритании, США. Некоторые формы документов, представление которых необходимо при ввозе, вывозе или транзите товаров, установлены международными договорами.
В России, как и в других странах таможенного союза, сертификат о происхождении товара должен представляться на бумажном носителе по форме «А», принятой в рамках Общей системы преференций.
Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, заключенное государствами-участниками таможенного союза, устанавливает, что для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган среди прочего представляется заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией, прилагаемой к Соглашению. Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Такой же подход предусмотрен Соглашением и в отношении разрешений, выдаваемых участникам ВЭД на основании внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, в отношении которых установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом.
Во многих Положениях о применении ограничений, предусмотрена необходимость представления для получения лицензий документов, основанных на международных договоренностях.
Например, Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита опасных отходов указывает, что для получения лицензии, среди прочего, надо представить согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; в число документов, необходимых для ввоза в таможенный союз природных алмазов, входит сертификат вывоза природных алмазов государства-экспортера (сертификат Кимберлийского процесса), оформленный в соответствии с требованиями международной схемы сертификации необработанных природных алмазов.
В России действует особый порядок вывоза, ввоза и реэкспорта товаров, подпадающих под сферу действия Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, которая устанавливает разрешительный порядок вывоза, ввоза и реэкспорта ряда перечисленных в ней товаров. Выдаваемые в целях выполнения этого порядка разрешения и сертификаты должны соответствовать требованиям, содержащимся в Конвенции. К Конвенции приложен бланк-образец разрешения.
Многие вопросы, касающиеся документов, требующихся для ввоза, вывоза или транзита товаров, регулируются решениями Комиссии таможенного союза. Кроме того, можно отметить, что применение бумажных форм документов предусматривается решениями КТС в отношении документов, подтверждающих безопасность продукции.23
Всемирная таможенная организация подготовила основу для гармонизации данных, требуемых в сертификате Кимберлийского процесса, с Моделью данных ВТО и международными классификаторами применительно к санитарному контролю, и разрешительных надписей (штампов) на фитосанитарных сертификатах.
Наконец, следует отметить особые требования, которые предъявляются в России к оформлению международной торговли товарами, подпадающими под экспортный контроль, которые предусматривают, среди прочего, необходимость предоставления письменного обязательства иностранного лица о том, что контролируемые товары и технологии, включенные в соответствующие списки, не будут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки. Закон «Об экспортном контроле» устанавливает, что одним из методов экспортного контроля является разрешительный порядок осуществления внешнеторговых операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования. Определяемые Законом общие правила лицензирования внешнеторговых операций с указанными товарами предусматривают, что лицензии оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией.
Оформление лицензий на бланках на специальной, защищенной от подделки бумаге по установленной форме предусматривается и утвержденными Президентом РФ документами в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения. При этом для получения лицензий на вывоз заявители должны представлять в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству наряду с другими документами сертификат конечного пользователя - легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.
Учитывая, что международная торговля товарами, подпадающими под экспортный контроль, и продукцией военного назначения регулируется специальными правилами, сопряженными с вопросами национальной безопасности, в отношении такого рода товаров в ВТО допускаются отступления от общих правил, представляется, что на первом этапе создания «единого окна» эти товары должны быть исключены из сферы его охвата.
Проведенный анализ российского законодательства, относящегося к электронным документам, позволяет сделать вывод о том, что оно находится на стадии, когда созданы определенные основы, которые требуют дальнейшего развития. В частности, можно обратить внимание на следующее.
Закон «Об электронной цифровой подписи» устанавливает, что при одновременном соблюдении перечисленных в нем условий ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В то же время Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что электронное сообщение, подписанное ЭЦП, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Как представляется, между данными положениями этих двух законов имеется определенное противоречие, и применение второго из них может существенно затруднить переход на электронный документооборот в рамках «единого окна», в то время как первое положение не будет этому препятствовать.
Но и Закон «Об электронной цифровой подписи» не лишен недостатков. Указанное положение о признании равнозначности ЭЦП с собственноручной подписью физического лица в документе на бумажном носителе, по существу продекларировано как цель. В то же время в данном Законе нет норм о биометрической привязке подписи к владельцу сертификата ключа подписи, а с другой стороны - закрытый ключ и, соответственно, ЭЦП может передаваться доверенному третьему лицу или допускается возможность ее несанкционированного использования третьей стороной, что означает компрометацию закрытого ключа. В составе данных электронной цифровой подписи отсутствуют отметки даты и времени установления подписи на документ, что в настоящее время очень важно и существенно для правоприменительной практики.
Отсутствие в Законе об ЭЦП норм, уникально увязывающих электронную цифровую подпись с физическим лицом, может породить определенные проблемы на практике. Так, если третьему лицу по каким-либо причинам станет известен закрытый ключ, то отличить подлог подписи до аннулирования ключей будет невозможно. Нельзя исключить возникновения ситуаций, когда применение аналога собственноручной подписи позволит заинтересованным и недобропорядочным должностным и другим лицам отказываться от своей подписи на электронном документе. В таких случаях доказать обратное будет практически невозможно.
Указанные недостатки Закона об ЭЦП могут быть в значительной мере уменьшены в случае принятия нового закона об электронных подписях. Если основные положения законопроекта не претерпят изменений, его положения будут являться более приемлемой правовой базой для создания «единого окна».
3.2. Правовые аспекты создания «единого окна» в рамках Таможенного союза
Одним из возможных препятствий правового характера для создания в России «единого окна» является то, что после создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России многие вопросы, связанные с документооборотом при оформлении ввоза, вывоза и транзита товаров, регулируются международными договорами между этими странами, а также решениями Комиссии таможенного союза, и Россия не может самостоятельно вносить изменения в действующее на ее территории на основе актов Таможенного союза регулирование. Кроме того, после отмены остающихся ограничений в движении товаров между участниками Таможенного союза, создания единой таможенной территории, заключения и реализации соглашений о создании единого экономического пространства оформление ввоза, вывоза и транзита товаров будет происходить на внешней границе Таможенного союза. Более целесообразным и перспективным представляется проработка вопроса о создании «единого окна» в рамках Таможенного союза. В качестве определенной основы для этого может рассматриваться создаваемая Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ).
По результатам исследования можно отметить ряд положений, которые имеют важное правовое значение в контексте возможного создания «единого
окна» в рамках Таможенного союза.
Так, Соглашение о создании,
функционировании и развитии ИИСВВТ
относит к целям этой Системы создание благоприятных
условий субъектам хозяйствования государств
Сторон, обеспечение эффективного регулирования
внешней и взаимной торговли на единой
таможенной территории Таможенного союза,
осуществление таможенного, налогового,
транспортного и других видов государственного
контроля с использованием информационно-
Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза декларирует стремление Сторон разработать общий подход к решению задачи по устранению правовых барьеров на пути использования электронных документов во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Соглашение устанавливает, что электронный документ о внешней и взаимной торговле, оформленный по правилам и требованиям документирования, определяемым Комиссией Таможенного союза, признается равным по юридической силе аналогичному документу на бумажном носителе, заверенному подписью составителя электронного документа либо подписью и печатью. Документ не может быть лишен юридической силы на том лишь основании, что он составлен в форме электронного документа. Использование государствами Сторон электронного документа в качестве доказательства правомерности не может быть запрещено по причине его электронной формы.
Соглашение предусматривает, что вопросы, относящиеся к предмету его регулирования и не отраженные в нем, регулируются законодательством государства каждой из Сторон. В то же время одной из задач Координационного совета по информационным технологиям является подготовка рекомендаций для гармонизации законодательства государства каждой из Сторон при использовании электронных документов во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.
Из приводимого в Соглашении определения понятия «электронный документ о внешней и взаимной торговле» следует, что под такими документами понимаются только документы, заверенные электронной цифровой подписью. Проверку ЭЦП в таких документах будут осуществлять доверенные третьи стороны, функции которых будут выполнять государственные органы государств Сторон или аккредитованные ими организации. Доверенные третьи стороны должны будут взаимодействовать для установления доверия при организации трансграничного электронного документооборота между субъектами электронного взаимодействия государств Сторон, использующих разные механизмы защиты электронных документов.
Согласно Концепции создания ИИСВВТ в число задач этой Системы входят, в том числе, формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза; организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов; информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита; обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования; организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза; обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений.
Информация о работе Предпосылки для создания "Единого Окна" в рамках таможенного союза