Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
Источник: рассчитано на основе данных Департамента статистики Евразийской экономической комиссии.
За время функционирования
Таможенного союза под
0,4 до 0,2%, ТС – с 8,9% до 7,2% соответственно. В то же время зависимость от импорта из стран ТС, наоборот, несколько возросла. Доля России в общем объеме импорта Казахстана повысилась (с 38,3% в 2010 г. до 39,1% в 1 квартале 2012 г.), Беларуси, несмотря на рост стоимостных объемов поставок, - незначительно сократилась (с 1,5 до 1,4%), в результате чего удельный вес стран ТС возрос с 39,7% до 40,5% соответственно.
Проведенный анализ динамики внешней и взаимной торговли России, Беларуси и Казахстана в условиях формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран позволяет сделать ряд выводов относительно внешнеторговых эффектов формирования ТС:
• к настоящему времени зафиксировано достаточно значительное положительное воздействие процесса формирования ТС и ЕЭП на внешнюю и взаимную торговлю России, Беларуси и Казахстана, что в целом указывает на эффективность созданной интеграционной группировки, однако масштаб и характер выявленных внешнеторговых эффектов существенно дифференцирован по странам;
• наибольшее воздействие формирование ТС и ЕЭП оказало на внешнеторговое взаимодействие Беларуси. Важнейшим фактором, определившим характер и масштаб внешнеторговых эффектов, для Беларуси стала договоренность об отмене Россией экспортных пошлин на нефть при вывозе в Республику и перечислении экспортных пошлин на экспортируемые ею за пределы единой таможенной территории нефтепродукты в российский бюджет. Следствием воздействия данного фактора стал резкий рост белорусского производства и экспорта нефтепродуктов и продукции нефтехимии (растворителей, разбавителей, смазочных масел, экспортная пошлина на которые не перечисляется в российский бюджет) в страны дальнего зарубежья (ЕС). В результате в 1 квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года Беларусь смогла нарастить стоимостные объемы экспортных поставок в страны вне СНГ в 1,7 раза, в том числе в ЕС - в 2 раза, и выйти на положительное сальдо внешней торговли. Следствием рассмотренных процессов стало изменение географической структуры экспорта Беларуси, а именно снижение удельного веса России в общем объеме экспорта Республики с 39,4% в 2010 г. до 30,9% в 1 квартале2012 г., Казахстана – с 1,8 до 1,1%, ТС – с 41,2 до 32% соответственно. Тем не менее, снижение удельного веса России и стран ТС в общем объеме экспорта Беларуси не следует рассматривать как свидетельство ослабления ее внешнеторгового взаимодействия в рамках ТС. Наоборот, по существу рассмотренные изменения свидетельствуют о положительном воздействии интеграционного взаимодействия Беларуси на структуру ее хозяйства, развитие более технологичных производств и бизнес-процессов с более высоким уровнем переработки сырья;
• чрезвычайно значимым внешнеторговым эффектом для Беларуси стала активизация роста экспорта в страны ТС. Так, темп роста экспорта Республики в Россию в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Составил 144,5%, в Казахстан -147,6%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – 139,9% и 135,3% соответственно, что существенно превышает докризисные значения аналогичных показателей;
• в России внешнеторговые эффекты создания Таможенного союза в полной мере проявились только в 2011 г., когда было зафиксировано превышение темпов роста показателей ее торговли со странами ТС над аналогичными показателями для третьих стран. В целом можно констатировать, что важнейшим эффектом ТС стала активизация внешнеторгового взаимодействия России с партнерами по интеграционной группировке. Так, темпы прироста товарооборота России со странами ТС в2011 г. по сравнению с предыдущим годом превышали аналогичный показатель для третьих стран в 2,6 раза, темпы прироста экспорта - 2,1 раза, импорта – в 3,8 раза соответственно. Следствием данных процессов стало изменение географической структуры торговли России в сторону повышения удельного веса партнеров по ТС. Так, В 2010-2012 гг. в экспорте России возрастал удельный вес Беларуси (с 4,6% в 2010 г. до 5,6% в 1 квартале 2012 г.) и, соответственно, ТС (с 7,2 до 8,3% соответственно) на фоне относительно стабильного вклада Казахстана. В импорте России с момента создания единой таможенной территории наблюдалась аналогичная тенденция: возрастал удельный вес Беларуси (с 4,3% в 2010 г. до 5,2% в 1 квартале 2012 г.) и ТС (6,3 до 7,4%), в то время как доля Казахстана оставалась более или менее стабильной (1,9-2,2%);
• важной характеристикой внешнеторгового взаимодействия России с Казахстаном и Беларусью явилось превышение темпов роста российского импорта из стран ТС над аналогичным показателем для экспорта и в 2010 г., и в 2011 г. (несмотря на высокую положительную динамику цен на основные статьи российского экспорта– углеводороды). Данное обстоятельство указывает на то, что партнеры России по Таможенному союзу в 2010-2011 гг. смогли в большей мере, по сравнению с Россией, реализовать преимущества, полученные при формировании интеграционного объединения. Несмотря на то, что по итогам первого квартала 2012 г. ситуация в корне изменилась за счет сокращения объема поставок из Казахстана, как представляется, для России продолжает сохраняться опасность неполной реализации появившихся в ходе создания единой таможенной территории возможностей по проникновению национальных производителей на рынки Беларуси и Казахстана;
• в Казахстане эффекты создания Таможенного союза во внешней и взаимной торговле оказались неоднозначными и менее выраженными, чем в России и Беларуси. За время существования ТС товарооборот и экспорт Казахстана в страны ТС так и не продемонстрировал устойчивую тенденцию превышения темпов роста над аналогичными показателями для дальнего зарубежья, в 1 квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поставки в Россию даже продемонстрировали отрицательную динамику;
Темпы роста импорта Казахстана из стран ТС в 2010-2011 г. превышали темпы роста ввоза из третьих стран, однако в 1 квартале2012 г. по сравнению с 1 кварталом 2011 г. импорт из ТС показал худшую динамику, чем ввоз из дальнего зарубежья под воздействием снижения поставок из России. Таким образом, важнейшим устойчивым внешнеторговым эффектом создания Таможенного союза для Казахстана стала определенная активизация импортных поставок из стран-партнеров по ТС, особенно из Беларуси. Некоторые эффекты наблюдаются и в части экспорта Казахстана в Россию, однако в силу специфики товарной структуры последнего данные эффекты оказываются неустойчивыми ввиду подверженности воздействию экзогенных факторов, в частности, колебаниям мировых цен;
• несмотря на создание Таможенного союза, удельный вес России, Беларуси и стран Таможенного союза в экспорте Казахстана сократился: России – с 8,5% в 2010 г. до7% в 1 квартале 2012 г., Беларуси– с 0,4 до 0,2%, ТС – с 8,9% до 7,2% соответственно. В то же время зависимость от импорта из стран ТС, наоборот, несколько возросла. Доля России в общем объеме импорта Казахстана повысилась (с 38,3% в 2010 г. до 39,1% в 1 квартале 2012 г.), Беларуси, несмотря на рост стоимостных объемов поставок, - незначительно сократилась (с 1,5 до 1,4%), в результате чего удельный вес стран ТС возрос с 39,7% до 40,5% соответственно.
Подводя итоги, следует отметить, что достигнутая активизация взаимного торгового сотрудничества трех стран в ходе процесса формирования Таможенного союза явилась результатом комплекса мер по реформированию системы регулирования внешней торговли. Помимо тарифного и нетарифного регулирования, важнейшим направлением создания Таможенного союза являлась унификация системы таможенного администрирования. Факт появления общего для трех стран Таможенного Кодекса трудно переоценить. По сравнению с ранее действовавшими в Российской Федерации таможенными механизмами, новые таможенные правила существенно облегчают бизнес-процессы и положительно влияют на либерализацию как взаимного товарооборота, так и торгово-экономического сотрудничества с третьими странами. В связи с этим не следует сводить влияние процесса формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана исключительно к эффектам, возникающим в их взаимной торговле. Как представляется, на практике модификация системы внешнеторгового регулирования оказала воздействие на весь комплекс процессов внешнеэкономической деятельности России.
С июня 2009 г. три страны - члены ЕврАзЭС приняли решение форсировать интеграционные процессы между собой и перейти ко второй стадии экономической интеграции - Таможенному союзу (ТС). Россия, Казахстан и Республика Беларусь не без проблем приступили к формированию единой таможенной зоны. Сразу стоит отметить, что вход в проект ТС в большей степени был подготовлен тяжелыми последствиями экономического кризиса и политической волей руководства таможенной тройки.
С 1 июля 2010 г. Таможенный союз ЕврАзЭС приступил к работе. Буквально с первых дней функционирования единой таможенной зоны обнаружились масса политических, экономических и технических и проблем.
Первые полгода своего существования Таможенный союз работал с так называемыми «изъятиями», что, в принципе, не является чем-то специфичным для таможенных зон. Вне регулирования остались энергоносители и легковые автомобили. Россия, учитывая, что две страны из таможенной «тройки» (Россия и Казахстан) являются экспортерами энергоносителей на мировые рынки, настояла на выведении из сферы функционирования ТС экспорта сырой нефти и нефтепродуктов до момента вступления Республики Беларусь в Единое экономическое пространство. Изъятия поставили под вопрос участие в проекте Республики Беларусь41. В итоге России пришлось допустить с 1 января 2011 г. нашего западного соседа к российской нефти по внутрироссийским ценам, с обязательством оплаты экспортной пошлины на вывозимые республикой нефтепродукты. Прямая нефтяная дотация со стороны России составила 2,3 млрд долл., косвенная – более 4 млрд долл. В то же время Республика Беларусь настояла на сохранении до II полугодия 2011 г. национальных ввозных пошлин на импортируемый легковой автотранспорт. Понятно, что цена уступок весьма ощутима.
Стоит отметить, что уступки или дотации всегда носят позитивный стратегический характер и негативный тактический. Отсрочка ввода унифицированных таможенных пошлин спровоцировала в Республике Беларусь автомобильный бум ввоза из Евросоюза легкового автотранспорта для перепродаж в Россию и Казахстан. Размах автолихорадки оказался столь масштабен, что, по мнению президента А. Лукашенко, он «привел к валютному коллапсу в национальном масштабе»42. Там сейчас просто остановилась экономика. Естественно, заявление белорусского президента о причинах случившегося валютного кризиса весьма наивно, так как было бы странным ожидать, что отвлечение валюты на покупку подержанного автомобиля может подорвать всю национальную экономику, тем более, что сейчас белорусское население вместо автомобилей с пробегом скупает сахар, растительное масло и гречневую крупу долгого срока хранения.
Стоит отметить, что проблемы формирования Единого экономического пространства, создаваемой на базе ТС, ожидаются на порядок масштабнее.
К сожалению, ввиду скоротечности событий, связанных с запуском ТС и ЕЭП, до настоящего времени не накоплен достаточной опыт по изучению проблематики новых этапов экономической интеграции на постсоветском пространстве. В данном случае было бы ошибкой считать интеграционный опыт Европейского союза универсальным для стран - участников ЕВрАзЭС, формирующих интеграционный проект в сложных посткризисных экономических условиях. Стоит заметить, что, безусловно, на формате интеграции и ее содержании сказывается и специфика жестких авторитарных режимов в Казахстане и Республике Беларусь.
Между тем уже сейчас собралась критическая масса проблем, требующая скорейшего осмысления.
В частности, остается открытым вопрос о возможностях формирования полноценного ЕЭП при наличии огромных диспропорций в экономическом и социальном развитии государств - членов ТС. К примеру, экономика Республики Беларусь меньше российской почти в 40 раз.
К важнейшим проблемам формирования проекта ТС можно отнести его международное позиционирование. Не является тайной то, что толчком к реанимации идеи ТС явилось понимание того, что российско-грузинская война 2008 г. на неопределенно далекий срок отдалила вступление России во Всемирную торговую организацию. Однако уже в 2010 г. стало очевидно, что ТС не приспособлен для организации коллективного вступления государств-партнеров по единой таможенной зоне в ВТО.
Появление ТС вызвало озабоченность Евросоюза. В рамках европейской программы «Восточное партнерство», а Республика Беларусь принимает участие в данной программе, продекларировано создание зоны единой торговли с ЕС, что может оказать негативное влияние на функционирование ТС и создание ЕЭП.
Жесткая позиция Минска по допуску к беспошлинной российской нефти подтверждает тезис, что в основе интеграции на постсоветском пространстве остается энергетический фактор. Спецификой ТС ЕврАзЭС остается то, что два государства из трех являются крупными поставщиками энергоносителей на мировой рынок, а одно из государств - импортером энергоносителей и транзитером нефти и газа на европейские рынки. Естественные противоречия между партнерами в данном случае решались путем создания сложных схем дотирования импортера. Фактически лояльность Минска покупалась ресурсной поддержкой.
В рамках созданного ТС ЕВрАзЭС до настоящего времени сохраняют свою актуальность еще масса иных проблем, носящих зачастую принципиальный характер и, при невозможности их урегулировать, способных привести проект к кризису. В частности, остаются сомнения в эффективности контроля, осуществляемого на внешних границах ТС исключительно белорусскими и казахстанскими таможенниками. Фактически Россия отдала свои границы соседям. Сейчас внутренний рынок РФ раскрыт нараспашку. До настоящего момента сохраняется неясность с системой единой таможенной информации (базы данных).
В настоящее время, не завершив полноценное формирование ТС, страны-партнеры переходят к созданию Единого экономического пространства, что представляет серьезную проблему для партнеров по ТС. Для входа в ЕЭП необходимо запустить несколько десятков соглашений, ряд из которых, в частности в области макроэкономического регулирования или в сфере унификации (согласования на высоком уровне) финансовой политики, носит революционный характер для экономических моделей Казахстана и Республики Беларусь.