Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
Согласно данным из учебника И. Дюмулена7, удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте увеличился с 29% в 1980 г. до почти 40% в 2009 г., в импорте – с 24 до 37%. Значимость развивающихся стран как производителей и экспортеров целого ряда товаров, включая высокотехнологичные, существенно выросла. В настоящее время эти страны поставляют на мировые рынки половину и более компьютеров, телевизионного оборудования, радиоприемных и передающих устройств, электрических машин, телекоммуникационного оборудования и т.д. Доля развитых стран в мировом экспорте снизилась за этот же период с 66 до 57%, в импорте – с 72 до 60%.
Подавляющая масса действующих
интеграционных группировок создана
развивающимися странами. Производители
этих стран имеют примерно одинаковый
уровень конкурентоспособности
и их правительства не считают
необходимым усиленно защищать свои
рынки высокими тарифными и нетарифными
барьерами от наплыва товаров
из стран с сопоставимой степенью
технико-экономического развития. В
то же время в отношении более
конкурентоспособных товаров из
развитых стран в полном объеме применяются
режимы, зафиксированные в
Две наиболее влиятельных интеграционных группировки с определенной долей условности можно отнести к экономическим объединениям развитых стран - ЕС и НАФТА. По данных United Nations Conference On Trade and Development на них приходится более четырех пятых (83%) всей торговли ведущих интеграционных сообществ. Позиции этих двух объединений на глобальных рынках в первом десятилетии нового века заметно ослабли. Их совокупная доля в мировом экспорте упала с 59% до 47%. Ведущие интеграционные объединения развивающихся стран удельный вес в мировом экспорте увеличили, но совсем незначительно (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Доля ведущих интеграционных группировок в мировом экспорте, %
Годы |
2001 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
Европейский союз - всего |
40,1 |
39 |
37,7 |
37,7 |
33,7 |
в т.ч. на рынки группировки |
27,2 |
26,4 |
25,4 |
25,2 |
22,1 |
НАФТА - всего |
18,6 |
14,1 |
12,9 |
13,2 |
12,9 |
в т.ч. на рынки группировки |
10,3 |
7,9 |
6,4 |
6,3 |
6,3 |
АСЕАН - всего |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,7 |
6,9 |
в т.ч. на рынки группировки |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
МЕРКОСУР - всего |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
в т.ч. на рынки группировки |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Андское сообщество - всего |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
в т.ч. на рынки группировки |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
0,05 |
5 группировок - итого |
66,8 |
61,5 |
59,3 |
60 |
56 |
в т.ч. на рынки группировки |
39,14 |
36,14 |
33,74 |
33,55 |
30,45 |
Источник: United Nations Conference On Trade and Development. – http://www.unctad.org.
Из таблицы видно, что ведущие интеграционные группировки продолжают занимать доминирующие позиции в международной торговле, однако их общий удельный вес в ней неуклонно сокращается. В мировом экспорте товаров их доля снизилась с 67 до 56%, в том числе регионального экспорта – с 39 до 30,5%.
Данные таблицы, кроме того, показывают, что в настоящее время в рамках интеграционных объединений на преференциальных условиях, т.е. без каких-либо ограничений или при минимальных ограничениях, реализуется около трети мирового экспорта. Если же принять во внимание, что экспорт из развивающихся стран в развитые страны осуществляется также на преференциальных условиях в соответствии с Общей системой преференций ЮНКТАД, то следует признать: наличие преференций во многом девальвирует ценность тарифных обязательств, принятых на себя членами ВТО.
Схожая картина наблюдается и с импортом: доля интеграционных группировок в нем сократилась с 71 до 61%, доля регионального импорта – с 37 до 29,5%.
Практика последних
В настоящее время большинство
экономистов не рассматривают расширение
регионализма и движение к многосторонности,
воплощаемой ВТО, как антагонистические
направления. Практической задачей
они считают поиск ответов
на вопросы, как улучшить РТС, как
усилить их позитивные эффекты для
торговли, как наладить эффективное
взаимодействие между ними и ВТО.
Современный регионализм, указывают
некоторые эксперты, – «это открытая,
постоянно развивающаяся
Образование зон свободной
торговли не вносит принципиальных изменений
в мировое хозяйство. Объединение
стран в экономические блоки
не означает безусловного прогресса
в реализации идей свободной торговли
или капитуляции перед
Своевременное создание наднациональных
институтов с делегированием им широкого
круга полномочий регулирования
внешнеэкономической
Как показывает практика ЕС, государства-участники еще не готовы уступить наднациональным институтам свои суверенные права в большинстве сфер политической и экономической жизни. Такие вопросы, как охрана границ с соседями ЕС, национальная оборона, внешние энергетические связи, юстиция и внутренние дела , социальная политика, регулирование трудовых отношений находятся в исключительной компетенции национальных властей. Даже в сфере регулирования внешнеторговых отношений, формально переданных на наднациональный уровень, национальные правительства имеют возможность блокировать невыгодные для них решения наднациональных структур.
В других региональных группировках,
созданных в последние
1. ЕС — Турция
Турция и ЕС учредили Таможенный союз в 1996 г. Шеремятников В.Г. отмечает9, что в результате произошедшей торговой либерализации величина турецких импортных пошлин, ранее составлявшая в среднем 22,14 % для третьих стран и 10,22 % для ЕС, снизилась, а по некоторым категориям товаров, импортируемых из ЕС (в частности, на промышленные и сельскохозяйственные товары), была отменена. Также были введены существенные послабления в области нетарифного регулирования импорта из ЕС (контроль качества и пр.). Кроме того, в рамках единого с ЕС таможенного тарифа для третьих стран величина импортных пошлин для остального мира была понижена в Турции со среднего уровня в 16 % до 4,5 % в 2002 г. В результате смягчения торговых режимов произошли существенные перемены в турецкой внешней торговле. Существенно вырос импорт — соотношение импорта и ВВП увеличилось с 11,3 % в 1980 г. до 17,7 % в 1994 г. и до 27,2 % в 2003 г. Доля стран ЕС в общем объеме импорта возросла с 44 % в 1993 до 51, 2 % в 1997 и до 48 % в 2003 г10.
В соответствии с исследованиями турецких экономистов, введение Таможенного союза с ЕС оказало позитивное влияние на экономику страны не только по линии увеличения внешнеторгового оборота, но и в части повышения производства в реальном секторе. Ряд исследований выявил четкую взаимосвязь между ростом внешней торговли после заключения Таможенного союза и ростом экономики.
Основными итогами Таможенного союза для турецкой экономики стали:
В мае 1981 г. был учрежден Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf cooperation council) который в 1983 г. обрел статус зоны свободной торговли, а впоследствии (в конце 2002 г.) был преобразован в Таможенный союз стран Персидского залива (Gulf custom union). Результаты либерализации внешнеторгового режима в данном случае были также весьма впечатляющи. Согласно данным, приведенным Харламовой В.Н11, в период 1983—2002 гг. объем взаимной торговли стран - участников Совета возрос с 3 до 20 млрд долл. США.
В декабре 2001 г. на саммите в Мускате было подписано соглашение, утверждающее основные принципы Таможенного союза, которые предусматривают:
— единый таможенный тариф для третьих стран;
— единое таможенное регулирование;
— единый центр для сбора таможенных платежей;
— беспошлинное перемещение товаров внутри союза с обязательствами соблюдения ветеринарного и сельскохозяйственного контроля;
— трактовка продукта любой страны — участника союза как национального продукта.
Таможенный союз стран Залива предусматривает единый импортный тариф для товаров из третьих стран в размере 5 % при 417 исключениях, имеющих важное значение для стран-участников (медикаменты, книги, некоторые виды сырья, требующиеся для развития национальной промышленности).
После введения Таможенного союза в 2003 г. взаимная торговля между странами-участниками еще более активизировалась12, увеличившись до 23,6 млрд долл. уже в течение следующего, 2004 г., т. е. более чем на 10 %.
Также статистика показывает13, что с 2003 г. по 2008 г. средние темпы роста товарообмена держались на уровне 28%. Интересно и то, что в период между 2002 г., предшествовавшем таможенному союзу, и 2011 г. объем торговли увеличился более чем в пять раз, или с $15 млрд до $85 млрд.
3. Таможенный союз ЕС
Формирование Таможенного союза в Европе началось в 1951 г. с принятием Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), который предусматривал освобождение обращения угля и стали на рынке стран-участников без таможенных пошлин.
В результате введения ЕОУС уже в 1954 г. началась интенсификация взаимной торговли освобожденными от пошлин товарами. Следующим шагом в процессе европейской торговой интеграции стал договор 1957 г. о Евратоме, который отменял с 1 января 1959 г. все таможенные пошлины и количественные ограничения на импорт и экспорт товаров и продуктов, охватывавшихся положениями статьи об общем атомном рынке.
Как отмечает Шемятенков В.Г.14, ключевым этапом в создании Европейского таможенного союза стал договор 1957 г. о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), в котором объявлялось создание Таможенного союза и закреплялись меры по его созданию, в том числе обязательства стран-участников по отмене таможенных пошлин и сборов в течение переходного периода — с 1 января 1958 г. по 31 декабря 1969 г. Более 20 лет после 1968 г. занял процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами - членами ЕС, который завершился 1 января 1993 г.
В рамках Таможенного союза ЕС применяется общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, который стал инструментом общеевропейской таможенной и торговой политики.
С 1975 г. доходы от общего таможенного тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую сообществу, являясь одним из важных источников бюджета ЕС. Общий таможенный тариф был введен в 1958 г. и стал целиком применяться с завершением переходного периода с 1968 г. Изначально общий таможенный тариф был закреплен на уровне среднего арифметического пошлин, которые были в силе на 1 января 1957 г.
Прямые количественные оценки итогов формирования Таможенного союза ЕС затруднительны, так как союз постоянно расширялся вместе с ЕС, включая все новых членов, что усложняет корректное статистическое сопоставление темпов роста индикаторов взаимной торговли. В то же время неоспорим сам факт резкого роста данных показателей, а также общеэкономических индикаторов в странах — членах ЕС в результате все более тесной и широкой их интеграции. Об эффективности торговой интеграции в рамках Европейского таможенного союза могут свидетельствовать следующие данные: