Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49

Файлы: 1 файл

Курсова 4 курс Позолотина.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Согласно данным из учебника И. Дюмулена7, удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте увеличился с 29% в 1980 г. до почти 40%  в 2009 г., в импорте – с 24 до 37%. Значимость развивающихся стран как производителей и экспортеров целого ряда товаров, включая высокотехнологичные, существенно выросла. В настоящее время эти страны поставляют на мировые рынки половину и более компьютеров, телевизионного оборудования, радиоприемных и передающих устройств, электрических машин, телекоммуникационного оборудования и т.д. Доля развитых стран в мировом экспорте снизилась за этот же период с 66 до 57%, в импорте – с 72 до 60%.

Подавляющая масса действующих  интеграционных группировок создана  развивающимися  странами. Производители  этих  стран  имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности  и их правительства не считают  необходимым усиленно защищать свои рынки высокими тарифными и нетарифными  барьерами от наплыва товаров  из стран с сопоставимой степенью технико-экономического развития. В  то же время в отношении более  конкурентоспособных товаров из развитых стран в полном объеме применяются  режимы, зафиксированные в обязательствах данных стран перед ВТО.

Две наиболее влиятельных  интеграционных группировки с определенной долей условности можно отнести  к экономическим объединениям развитых стран - ЕС и НАФТА. По данных United Nations Conference On Trade and Development на них приходится более четырех пятых (83%) всей торговли ведущих интеграционных сообществ. Позиции этих двух объединений на глобальных рынках в первом десятилетии нового века заметно ослабли. Их совокупная доля в мировом экспорте упала с 59% до 47%. Ведущие интеграционные объединения развивающихся стран удельный вес в мировом экспорте увеличили, но совсем незначительно (табл. 1.4).

 

Таблица 1.4

Доля ведущих  интеграционных группировок в мировом  экспорте, %

 

Годы

2001

2005

2008

2009

2010

Европейский союз - всего

40,1

39

37,7

37,7

33,7

 в т.ч. на рынки  группировки

27,2

26,4

25,4

25,2

22,1

НАФТА - всего

18,6

14,1

12,9

13,2

12,9

 в т.ч. на рынки  группировки

10,3

7,9

6,4

6,3

6,3

АСЕАН - всего

6,3

6,3

6,3

6,7

6,9

 в т.ч. на рынки  группировки

1,4

1,6

1,6

1,7

1,7

МЕРКОСУР - всего

1,4

1,6

1,8

1,8

1,8

 в т.ч. на рынки  группировки

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

Андское сообщество - всего

0,4

0,5

0,6

0,6

0,7

 в т.ч. на рынки  группировки

0,04

0,04

0,04

0,05

0,05

5 группировок - итого

66,8

61,5

59,3

60

56

 в т.ч. на рынки  группировки

39,14

36,14

33,74

33,55

30,45


Источник: United Nations Conference On Trade and Development. – http://www.unctad.org.

 

Из таблицы видно, что  ведущие интеграционные группировки  продолжают занимать доминирующие позиции  в международной торговле, однако их общий удельный вес в ней  неуклонно сокращается. В мировом  экспорте товаров их доля снизилась  с 67 до 56%, в том числе регионального  экспорта – с 39 до 30,5%.

Данные таблицы, кроме того, показывают, что в настоящее время  в рамках интеграционных объединений  на преференциальных условиях, т.е. без  каких-либо ограничений или при  минимальных ограничениях, реализуется  около трети мирового экспорта. Если же принять во внимание, что экспорт  из развивающихся стран в развитые страны осуществляется также на преференциальных условиях в соответствии с Общей  системой преференций ЮНКТАД, то следует  признать: наличие преференций во многом девальвирует ценность тарифных обязательств, принятых на себя членами  ВТО.

Схожая картина наблюдается  и с импортом: доля интеграционных группировок в нем сократилась  с 71 до 61%, доля регионального импорта – с 37 до 29,5%.

Практика последних десятилетий  показывает, что усиление регионализма - устойчивая и крепнущая тенденция. В связи с этим вполне можно  предполагать, что мировое экономическое  пространство в ближайшие десятилетия  будет являть собой сложную многоярусную структуру, формируемую традиционными  двусторонними торговыми соглашениями, малыми и средними региональными  группировками развивающихся стран  и торговыми суперблоками, ядрами которых будут выступать развитые державы Европы, Северной Америки и Азии.

В настоящее время большинство  экономистов не рассматривают расширение регионализма и движение к многосторонности, воплощаемой ВТО, как антагонистические  направления. Практической задачей  они считают поиск ответов  на вопросы, как улучшить РТС, как  усилить их позитивные эффекты для  торговли, как наладить эффективное  взаимодействие между ними и ВТО. Современный регионализм, указывают  некоторые эксперты, – «это открытая, постоянно развивающаяся система, охватывающая растущее число стран  и достаточно уверенно дрейфующая в  направлении новой многосторонней системы регулирования международных  экономических отношений»8. Остается пожелать, чтобы эта новая система стала неотъемлемым элементом глобального регулирования, потребность в котором резко возросла в ходе нынешней мировой рецессии. 

Образование зон свободной  торговли не вносит принципиальных изменений  в мировое хозяйство. Объединение  стран в экономические блоки  не означает безусловного прогресса  в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестает  существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, где формируется решение о  выборе экономической политики группы государств в отношении третьих  стран.

Своевременное создание наднациональных  институтов с делегированием им широкого круга полномочий регулирования  внешнеэкономической деятельности от национальных органов власти является важнейшим и необходимым условием успешного функционирования экономического союза. Это особенно проявилось в  ЕС, практика которого показала, что  появление таких институтов становится необходимым уже на стадии таможенного  союза. При переходе к последующим  стадиям экономической интеграции (общий рынок, экономический союз, экономический и валютный союз) наднациональные  органы постепенно распространяют свою компетенцию на все новые сферы  экономической жизни стран-участниц.                 Минимально необходимый для эффективного функционирования союза набор делегируемых на наднациональный уровень функций включает: принятие единого таможенного и торгового законодательства, ведение единого таможенного тарифа,  принятие защитных мер, техническое регулирование, введение и  согласование количественных ограничений,  фитосанитарный контроль, ведение таможенно-торговой статистики, унификации торгового режима и ведение торговых переговоров с внешними партнерами.

Как показывает практика ЕС, государства-участники еще не готовы уступить наднациональным институтам свои суверенные права в большинстве  сфер политической и экономической  жизни. Такие вопросы, как охрана границ с соседями ЕС, национальная оборона, внешние энергетические связи, юстиция и внутренние дела , социальная политика, регулирование трудовых отношений находятся в исключительной компетенции национальных властей. Даже в сфере регулирования внешнеторговых отношений, формально переданных на наднациональный уровень, национальные правительства имеют возможность блокировать невыгодные для них решения наднациональных структур.

В других региональных группировках, созданных в последние несколько  десятилетий в различных частях мира, наднациональные институты не получили какого-нибудь значительного развития. Главная причина – недостаточный для появления наднациональных институтов уровень зрелости интеграции в рамках этих группировок.

 

 

    1. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников

 

1. ЕС — Турция

Турция и ЕС учредили Таможенный союз в 1996 г. Шеремятников В.Г. отмечает9, что в результате произошедшей торговой либерализации величина турецких импортных пошлин, ранее составлявшая в среднем 22,14 % для третьих стран и 10,22 % для ЕС, снизилась, а по некоторым категориям товаров, импортируемых из ЕС (в частности, на промышленные и сельскохозяйственные товары), была отменена. Также были введены существенные послабления в области нетарифного регулирования импорта из ЕС (контроль качества и пр.). Кроме того, в рамках единого с ЕС таможенного тарифа для третьих стран величина импортных пошлин для остального мира была понижена в Турции со среднего уровня в 16 % до 4,5 % в 2002 г. В результате смягчения торговых режимов произошли существенные перемены в турецкой внешней торговле. Существенно вырос импорт — соотношение импорта и ВВП увеличилось с 11,3 % в 1980 г. до 17,7 % в 1994 г. и до 27,2 % в 2003 г. Доля стран ЕС в общем объеме импорта возросла с 44 % в 1993 до 51, 2 % в 1997 и до 48 % в 2003 г10.

В соответствии с исследованиями турецких экономистов, введение Таможенного  союза с ЕС оказало позитивное влияние на экономику страны не только по линии увеличения внешнеторгового  оборота, но и в части повышения  производства в реальном секторе. Ряд  исследований выявил четкую взаимосвязь  между ростом внешней торговли после  заключения Таможенного союза и  ростом экономики.

Основными итогами Таможенного  союза для турецкой экономики  стали:

  • повышение производительности труда в отраслях реального сектора, в том числе за счет роста импорта оборудования из ЕС;
  • рост производства на душу населения;
  • повышение объемов турецкого экспорта в страны ЕС и рост на этой основе промышленного производства.

 

    1. Таможенный союз стран Персидского залива (Gulf custom union)

В мае 1981 г. был учрежден Совет  по сотрудничеству стран Персидского  залива (Gulf cooperation council) который в 1983 г. обрел статус зоны свободной торговли, а впоследствии (в конце 2002 г.) был преобразован в Таможенный союз стран Персидского залива (Gulf custom union). Результаты либерализации внешнеторгового режима в данном случае были также весьма впечатляющи. Согласно данным, приведенным Харламовой В.Н11, в период 1983—2002 гг. объем взаимной торговли стран - участников Совета возрос с 3 до 20 млрд долл. США.

В декабре 2001 г. на саммите в Мускате было подписано соглашение, утверждающее основные принципы Таможенного союза, которые предусматривают:

— единый таможенный тариф  для третьих стран;

— единое таможенное регулирование;

— единый центр для сбора  таможенных платежей;

— беспошлинное перемещение товаров внутри союза с обязательствами соблюдения ветеринарного и сельскохозяйственного контроля;

— трактовка продукта любой  страны — участника союза как  национального продукта.

Таможенный союз стран  Залива предусматривает единый импортный  тариф для товаров из третьих  стран в размере 5 % при 417 исключениях, имеющих важное значение для стран-участников (медикаменты, книги, некоторые виды сырья, требующиеся для развития национальной промышленности).

После введения Таможенного  союза в 2003 г. взаимная торговля между  странами-участниками еще более активизировалась12, увеличившись до 23,6 млрд долл. уже в течение следующего, 2004 г., т. е. более чем на 10 %.

Также статистика показывает13, что с 2003 г. по 2008 г. средние темпы роста товарообмена держались на уровне 28%. Интересно и то, что в период между 2002 г., предшествовавшем таможенному союзу, и 2011 г. объем торговли увеличился более чем в пять раз, или с $15 млрд до $85 млрд.

 

3. Таможенный союз ЕС

Формирование Таможенного  союза в Европе началось в 1951  г. с принятием Договора о Европейском  объединении угля и стали (ЕОУС), который предусматривал освобождение обращения угля и стали на рынке  стран-участников без таможенных пошлин.

В результате введения ЕОУС уже  в 1954 г. началась интенсификация взаимной торговли освобожденными от пошлин товарами. Следующим шагом в процессе европейской  торговой интеграции стал договор 1957 г. о Евратоме, который отменял с 1 января 1959 г. все таможенные пошлины  и количественные ограничения на импорт и экспорт товаров и продуктов, охватывавшихся положениями статьи об общем атомном рынке.

Как отмечает Шемятенков В.Г.14, ключевым этапом в создании Европейского таможенного союза стал договор 1957 г. о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), в котором объявлялось создание Таможенного союза и закреплялись меры по его созданию, в том числе обязательства стран-участников по отмене таможенных пошлин и сборов в течение переходного периода — с 1 января 1958 г. по 31 декабря 1969  г. Более 20 лет после 1968 г. занял процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами - членами ЕС, который завершился 1 января 1993 г.

В рамках Таможенного союза  ЕС применяется общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, который стал инструментом общеевропейской  таможенной и торговой политики.

С 1975 г. доходы от общего таможенного  тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую сообществу, являясь одним  из важных источников бюджета ЕС. Общий таможенный тариф был введен в 1958 г. и стал целиком применяться с завершением переходного периода с 1968 г. Изначально общий таможенный тариф был закреплен на уровне среднего арифметического пошлин, которые были в силе на 1 января 1957 г.

Прямые количественные оценки итогов формирования Таможенного союза ЕС затруднительны, так как союз постоянно расширялся вместе с ЕС, включая все новых членов, что усложняет корректное статистическое сопоставление темпов роста индикаторов взаимной торговли. В то же время неоспорим сам факт резкого роста данных показателей, а также общеэкономических индикаторов в странах — членах ЕС в результате все более тесной и широкой их интеграции. Об эффективности торговой интеграции в рамках Европейского таможенного союза могут свидетельствовать следующие данные:

  • ЕС в настоящее время является наиболее самодостаточным экономическим блоком в мире. На внутреннюю торговлю приходится 68% всего товарооборота союза;
  • ЕС занимает самую большую долю в совокупном мировом экспорте товаров - согласно данным World Trade Organization15 по итогам 2011 г. это 2133 млрд. долл., или 14,9%. Для сравнения: аналогичные показатели США составляют 1480 млрд. (10,3 %), Китая - 1898 млрд. долл. (13,2 %), Японии - 823 млрд. долл. (5,7%);
  • в ЕС на максимальном в мире уровне находится соотношение экспорта и ВВП, что также является следствием либерального внешнеторгового режима и свободного перемещения товаров в рамках Таможенного союза. В ЕС соотношение товарного экспорта и ВВП составляет 30 %, в США — 8,1 %, в КНР — 27,7 %.

Информация о работе Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике