Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
Особенно тяжело переход к ЕЭП может сказаться на экономике Республики Беларусь, где государственный сектор составляет более 75%, весь крупный бизнес работает под контролем президентских структур, экономика регулируется постсоветскими административными методами. Переход на четыре свободы перемещения товаров, труда, услуг и капитала в рамках ЕЭП грозит белорусской экономике реформаторским шоком, следствием которого может оказаться смена политической власти в республике.
Ситуация осложняется тем, что только в рамках полноценного ЕЭП возможна энергетическая интеграция, к примеру, между Россией и Казахстаном.
Остается открытым вопрос о готовности правящих кругов, политических классов и гражданских обществ, бизнеса и банковских кругов Казахстана и Республики Беларусь вступить в столь широкий интеграционный проект, как Единое экономическое пространство.
Снятие таможенной границы внутри союза привело к увеличению наркотрафика из Казахстана (каннабис) и Афганистана (опий и героин) на территорию России. Наиболее распространена проблема в Сибирском федеральном округе, где после снятия таможенного контроля возросло количество изъятия наркотиков. Отмечаются проблему и на Кавказе.
Несмотря на то, что правоохранители Казахстана усиливают контроль южных границ республики, это, по оценке экспертов, существенно не влияет на объема перевозимых наркотиков, которые перемещаются под видом легальных товаров с использованием товаров прикрытия. По всему периметру таможенной границ отсутствуют какие-либо заградительные препятствия, что позволяет свободно её пересекать. С учетом низкого уровня социальной обеспеченности жителей сельской местности, которые активно участвуют в схемах, это делает контрабанду наркотиков легким и прибыльным занятием.
По оценкам экспертов43, в случае присоединения к Таможенному союзу Кыргызстана, а также, в перспективе, других среднеазиатских республик наркотрафик может возрасти. Это в свою очередь может привести к активным действиям со стороны РФ по установлеию военных или специальных полицейских баз на территории стран – участниц ТС. В случае вхождения в ТС среднеазиатских республик в европейской его части может увеличиться популярность новых наркотиков, в частности насвай, завозимых с территории Средней Азии.
Еще одной проблемой является усиление миграции внутри Таможенного Союза, которое предполагает свободное движение рабочей силы внутри стран ТС. В случае присоединения к организации среднеазиатских республик это может привести к наплыву их жителей в европейскую часть ТС. На сегодняшней день в Беларуси фиксируется рост криминальной активности выходцев из республик Кавказа. При этом растет уровень межнациональной напряженности между коренным населением и приезжими. Конфликты происходят как на экономической, так и на социальной основе. Можно предположить, что в случае усиления интеграции подобная тенденция может привести к усилению националистических настроений в Беларуси и европейской части России.
По уровню торговой интегрированности ТС существенно уступает другим экономическим и торговым союзам (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Доля внутриблоковой торговли во нешнеторговом обороте стран участниц таможенных союзов, 2012,в %.
Непрозрачная система регулирования. На сегодняшний день в ТС продолжают действовать различные системы регулирования на отраслевых рынках. В рамках ТС активно применяются меры нетарифного регулирования. Так, например, поставки нефти в Беларусь ограничивались под предлогом нехватки у РЖД подвижного состава.
Представители бизнес-среды Казахстана указывают на существование серьезных проблем в сфере налогообложения, которые приводят к повышению транспортных расходов и, как следствие, увеличению стоимости, как казахстанских товаров, так и товаров, производимых для внутреннего потребления на территории Казахстана из импортного сырья и комплектующих. Эти проблемы связаны с налогообложением перевозок или с транзитом через территорию России. Если до создания ТС такие перевозки считались международными и не облагались НДС, то транзит, а также перевозки между странами – членами ТС теперь облагаются НДС. В результате стоимость поставки 1 контейнера с территории ЦВЕ возросла на 15%, из России – на 12%. При этом остро стоит вопрос с возвращением НДС при поставках между странами – членами.
Существует также проблема
документального подтверждения
факта вывоза товара на территорию
страны – члена ТС. Так, например,
для ввоза товара на территорию РФ
казахстанский экспортер должен
предоставить в налоговые органы
заявление импортера в
Как и в случае формирования единой сельскозохяйственной политики ЕС, вопрос согласования уровней господдержки сельского хозяйства в рамках ТС является крайне проблемным вопросом. Договором установлен график снижения до единых согласованных уровней субсидий в аграрном секторе, которые рассчитываются в процентах к уровню ВВП сельскохозяйственной отрасли каждого государства. Однако в реальности этот механизм не работает. В результате в Северном Казахстане белорусское сухое молоко продается по 750 тенге за тонну, тогда как его себестоимость в самом Северном Казахстане – 1000 тенге. Однако, подобная диспропорция может быть использована для переформатирования рынка, экспансии на нем с устранением некоторых игроков.
Снижение уровня контроля за товарооборотом. Снятие границ между тремя странами в рамках ТС привело к тому, что снизились возможности для контрля товарооборота. В связи с этим представители правительственных структур и бизнеса указывают на невозможность контроля качества перемещаемой внутри ТС продукции. Отсутствует единая электронная система ветеринарной, фитосанитарной и санитарной сертификаций, что повышает риски безопасности использования товаров.
Отсутствие единой системы правоприменения. На сегодняшний день в ТС отсутствует унифицированная система налогообложения, единого технического регулирования качества и безопасности товаров, единой системы государственной поддержки и госдотаций. В результате существуют прецеденты невыполнения обязательных требований наднационального органа управления, что приводит к снижению доверия к институтам ТС. При этом существуют значительные расхождения по множеству юридических вопросов между участниками ТС. Наблюдаются разные подходы к реализации тех или иных проектов, программ, инициатив, разные подходы к собственности, к налоговому законодательству.
Национальные правительства предпринимают попытки введения преференций для отечественных производителей, в том числе через сферу госзакупок. Так, в России предпринимались попытки введения ограничения на закупки тканей для производства форменной одежды, а в Беларуси аналогичная ситуация наблюдалась в сфере строительства по государственному заказу.
Таким образом, условия для
развития бизнеса трех стран не равны
для всех. В частности, одной из
проблем, с которой в настоящее
время сталкиваются представители
бизнеса России, является отсутствие
единообразия в области интеллектуальной
собственности. Несмотря на фактическое
отсутствие границ, интеллектуально-правовые
ограничения продолжают функционировать.
Соглашение о единых принципах регулирования
в сфере защиты прав интеллектуальной
собственности в настоящее
Тенизация товарооборота. По имеющимся оценкам представителей властей РФ, половина товарооборота внутри страны ТС находится в тени. Облегчение процедуры таможенного контроля привело к росту контрабанды. При этом по оценкам представителей российской стороны, статистика может сознательно искажаться на государственном уровне таможнями Беларуси и Казахстана.
На сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации не располагают возможностью оценить реальные объемы товаропотоков из Беларуси в Россию, а также из России – в Беларусь и Казахстан. Так, в конце октября 2011 года Россия потребовала от Белоруссии компенсацию $1,5 млрд. В такую сумму оценивались потери российского бюджета от экспорта из Беларуси бензина под видом растворителей и смазок, которые не облагаются пошлиной. Летом 2012 года стало известно, что Беларусь реэкспортирует нефтепродукты под видом растворителей, что позволяет ей избегать выплат в российский бюджет пошлин за поставки топлива за пределы ТС.
Отсутствие достоверного учета импорта – это осознанная государственная политика стран-членов ТС. Таким образом, экспортеры пополняют бюджет валютой, поэтому государства-партнеры не хотят создавать для них бюрократических проблем.
Одна из схем безучетных поставок товаров в Россию из Беларуси предполагает регистрацию фирм в Смоленске или Брянске, которые в действительности они работают в Беларуси. Схема предусматривает дальнейшую поставку произведенной продукции в Россию со стороны формально российских компаний.
Иной формой схемы является организация производства сельхоз продукции в Казахстане российским бизнесом, который впоследствии продает полученную продукцию на территории Казахстана, как российский импорт.
В настоящее время акцизы на табак и аклкоголь в России и у партнеров по Таможенному союзу отличаются в 6-7 раз, что способствует организации контрабандных потоков. Москва видит решение проблемы в гармонизации акцизов в рамках ТС. Однако к 2015 году в РФ ожидается кратное повышение акцизов, в связи с чем в Москве опасаются дальнейшего роста котрабанды из Казахстана и Беларуси. Изменение акцизных ставок традиционно является одной из мер антикризисного наполнения бюджета. В связи с этим намерение РФ выровнять акцизные ставки по верхней планке существенно снижает антикризисный потенциал в старанах ТС. Тем не менее, по оценкам казахстанской стороны, окончательная унификация ставок акцизных сборов не сможет быть завершена ранее 2020 года. Это означает, что риски высокой активности контрабандных потоков сохраняется на весь этот период.
В прогнозе социально-
При этом, по оценкам представителей российского Минпромторга, снятие внутренней таможенной границы облегчило работу бизнеса только в Беларуси и Казахстане, в то время как в России производители столкнулись с проблемой роста объемов контрафактной продукции.
Серьезной проблемой для доминирования России в экономической интеграции на просторах СНГ является отсутствие широкого спектра товаров инвестиционного назначения, что заставляет партнеров по ТС, а также и других стран СНГ, ориентироваться на импорт инвестиционных товаров из стран ЕС, Китая, Японии, Южной Кореи, США.
Трудно также согласиться, что сохранившаяся со времен СССР общая транспортная инфраструктура может считаться одним из ведущих факторов, способствующих интеграции стран ТС и ЕЭП. Основные транспортные коридоры в рамках ТС ориентированы на экспорт сырья и энергоносителей и только частично могут выполнять функции внутрирегиональной транспортной инфраструктуры.
Сохраняются проблемы с попытками
внешних экспортеров
Китай активно использует участие Казахстана в ТС, превращая его в перевалочную базу для китайского продукции ненадлежащего качества.
Поток в основном китайской продукции в ближайшие месяцы крайне негативно скажется, в первую очередь, на российском малом бизнесе в сфере мелкооптовой торговли - между прочим, составной части электоральной базы правящего в России режима. Следом окончательно могут быть ликвидированы остатки легкой промышленности, включая обувную, а также пострадает сельское хозяйство.
Таким образом, в среднесрочной перспективе Москва может выступить с инициативной создания единых внешних границ, в том числе для борьбы с контрабандой. Для этого РФ может инициировать создание до десяти основных таможенных постов, на которых будут присутствовать российские таможенники. Данная инициатива вызовет негативную реакцию в Минске и Астане.
Защитные барьеры на рынке ТС. Снижение торговых показателей Казахстана в 2012 году источники в дипломатических кругах Казахстана связывают с защитными барьерами, которые устанавливают остальные участники ТС. В наибольшей степени это касается категории пищевых товаров, в ряде случаев они носят технический характер. Дискриминация в отношении Астаны происходит на рынке алкогольной продукции, кондитерских изделий (законодательство РФ не позволяет ввозить всю номенклатуру), в вопросах НДС на импорт. В частности, сок, относящийся к детскому питанию, российского производства попадал под ставку на уровне 10% вместо установленных 18, в то время как сок казахстанского производства облагался ставкой в 18%.
На фоне большинства интеграционных объединений в современном мире
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – явление, безусловно, молодое. С одной стороны, это обусловливает повышенный интерес к нему как к объекту научных изысканий и предоставляет гигантское пространство для исследований. С другой стороны, «период наблюдений» представляется явно недостаточным для того, чтобы сделанные в ходе анализа выводы могли претендовать на неопровержимость.