Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49

Файлы: 1 файл

Курсова 4 курс Позолотина.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Для отдельных стран, прежде всего малых и развивающихся, РТС являются необходимостью с точки  зрения защиты и безопасности, особенно в условиях глобализации. Членство в РТС может рассматриваться  как средство привлечения ПЗИ, особенно для стран, обладающих дешевой рабочей  силой. Примером может служить рост притока ПЗИ в Мексику на волне  присоединения к НАФТА.

Политические мотивы также  важны в процессе принятия решений  об активизации регионального взаимодействия. Правительства стремятся к сохранению мира и усилению регионального сотрудничества в целях безопасности с партнерами по РТС, а также к утверждению  своего политического влияния путем  достижения поддержки на региональном уровне. Крупные страны могут использовать РТС с целью формирования геополитических  альянсов и прочных дипломатических  связей.

Эффект от участия в  РТС для участвующих в соглашении стран и для мировой торговой системы в целом неоднозначен. Существуют две основные системы  взглядов на регионализм.

Одна из них заключается  в том, что интеграционные объединения  способствуют закрытости и диверсификации торговли. В данном случае критики  регионализма4, утверждают следующее.

Во-первых, в процессе формирования интеграционных связей преобладает  создание торговли, что препятствует эффективной диверсификации и не позволяет достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе.

Во-вторых, в интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация  вследствие того, что может произойти  диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).

В-третьих, в рамках некоторых  интеграционных объединений вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.

В-четвертых, большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, то есть происходит так называемая диверсификация интересов.

Сторонники РТС подчеркивают преимущества, вытекающие из расширения масштабов, конкуренции и привлечения  инвестиций в более крупные экономики. Несмотря на то, что либерализация  в рамках РТС является вторичной  задачей, она может стать единственной возможностью, если либерализация в  данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий.

РТС могут служить полигоном  для инноваций и основой для  принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Создание региональных блоков способствует усилению степени  внешней открытости и созданию и  расширению торговли. В работах многих экономистов выдвигаются шесть  аргументов в защиту регионального  объединения 

стран. К ним  относятся:

1. Либерализация и главным  образом унификация и снятие  нетарифных ограничений в рамках  интеграционных объединений осуществляются  быстрее, чем в рамках всей  мировой торговой системы. Это  можно рассматривать как основу  для дальнейшей либерализации,  поскольку решения, принятые на  уровне группировки, редко подлежат  пересмотру в сторону ухудшения. 

2. Кроме того, очень многие  меры по либерализации, отработанные  и проверенные в региональных  масштабах, были перенесены в  практику ВТО. 

3. Инициативы по региональной  интеграции являются хорошим  стимулом для дальнейшей активной  работы чиновников и политиков  на международном уровне.

4. В региональных и преференциальных  соглашениях создаются 

основы для создания торговли, региональная либерализация лишь

ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.

5. Региональные механизмы  зачастую позволяют подтянуть  уровень экономического развития  более слабых звеньев региона  за счет более сильных в  экономическом отношении партнеров. 

6. Многие интеграционные  объединения способствуют решению  сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены  до сих пор. В качестве примера  приводятся:

  • сглаживание противоречий между Францией и Германией после создания ЕЭС;
  • смягчение противоречий между Бразилией и Аргентиной в процессе объединения в рамках МЕРКОСУР;
  • устранение военно-политического напряжения в отношениях Японии и Китая в процессе взаимодействия в рамках АТЭС.

Наиболее  известными из региональных торговых соглашений являются ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), но помимо данных организаций в списке присутствуют практически все регионы мира, что говорит о высокой востребованности многосторонних торговых объединений в условиях современной экономики (приложение 1).

В настоящее время подавляющее большинство стран и территорий мира входят в различные интеграционные торгово-экономические объединения, а многие государства участвуют одновременно в нескольких соглашениях.

Если  же рассматривать только такую форму  торговых соглашений, как таможенный союз, то в настоящее время функционирует 14 таких объединений (табл. 1.1).

Таблица 1. 1

Таможенные  союзы, функционирующие в настоящее  время

 

Наименование Таможенного  союза

Дата вступления соглашения в силу

Европейский союз (ЕС-27)

01.01.2007

Андское сообщество

25.05.1988

Карибское сообщество и общий  рынок

01.08.1973

Центральноамериканский  общий рынок

12.10.1961

Восточноафриканское сообщество

07.07.2000

ЕС - Андорра

01.07.1991

ЕС - Турция

01.01.1996

Экономическое и монетарное сообщество Центральной Африки

24.06.1996

Экономическое сообщество западноафриканских государств

24.07.1993

ЕврАзЭС

07.10.1997

Совет по сотрудничеству стран  Персидского залива

01.01.2003

Южный общий рынок (MERCOSUR)

29.11.1991

Южноафриканский таможенный союз

15.07.2004

Западноафриканский экономический  и монетарный союз

01.01.2000


Источник: Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы: монография / Под общ. ред. Б.К. Султанова. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. — C.15-16.

Зрелость интеграционных объединений традиционно принято  определять по показателю ориентированности  их внешнеторговых потоков на рынки  стран объединения – доле региональной торговле в ее общем объеме. У  ведущих интеграционных группировок  мира эта доля заметно различается (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2

Доля региональной торговли в общем объеме внешней  торговли ведущих интеграционных группировок, %

 

Годы

2001

2005

2008

2009

2010

Экспорт

         

ЕС

67,9

67,8

67,5

66,7

65,3

НАФТА

55,1

55,9

49,7

47,9

48,6

АСЕАН

22,3

25,2

25,5

24,7

25,1

МЕРКОСУР

17,3

12,9

14,9

15,1

15,6

Андское сообщество

9,1

8,8

7,4

7,5

8

Импорт

         

ЕС

65,6

65,2

63,4

64,5

62,8

НАФТА

39,7

34,6

33,2

33

33,5

АСЕАН

22,2

25,1

24,3

24,3

24,6

МЕРКОСУР

18,9

19,8

16,9

17,6

16,6

Андское сообщество

9,6

11,2

9,2

9,4

9,7


Источник: согласно расчетам, произведенным по данным International Trade Statistics 2011 // World Trade Organization. – 2011.

 

Из таблицы видно, что  для стран ЕС региональная торговля имеет большее значение, чем торговля с остальным миром. Для стран  НАФТА рынок группировки весьма важен как сфера сбыта, но менее  важен как источник приобретения необходимой продукции. Для стран, входящих в три других интеграционных образования, торговля с партнерами за пределами группировок намного  важнее региональной торговли, что  объясняется во многом схожестью  структур их национальных экономик.

Можно также отметить, что  в период глобального кризиса  для европейского и североамериканского  объединений значение региональной торговли несколько снизилось, тогда  как для азиатской и латиноамериканских группировок осталось тем же самым  либо изменилось незначительно. Это связано, скорее всего, с тем, что экономики развитых стран глобальный кризис задел сильнее, чем экономики развивающегося мира, спрос на рынках которых сократился в меньшей мере, чем в странах Запада. В условиях сокращения внутреннего спроса страны ЕС и НАФТА были вынуждены активизировать сбыт продукции на развивающиеся рынки.

Небезынтересно, что вплоть до мирового финансово-экономического кризиса ведущие интеграционные объединения в совокупности отставали  по динамике внешней торговли от мира в целом. В разгар кризиса (2009 г.) стоимостной объем мировой торговли сократился на 23%, что стало самым глубоким ее падением за последние 70 лет5. В 2010 г. объем мировой торговли увеличился на 25%, но на предкризисный уровень не вышел.

Мировой экспорт товаров  в начале нынешнего века увеличивался в среднем ежегодно на 14,3%, а экспорт  пяти рассматриваемых экономических  группировок – на 12,4%6. Наименьшими темпами возрастал экспорт стран НАФТА, экспорт ЕС увеличивался чуть медленнее мирового. Интеграционные альянсы развивающихся стран имели более высокие темпы прироста и регионального, и внерегионального экспорта, за исключением АСЕАН, у которой внерегиональный экспорт рос медленнее мирового (табл. 1.3)

 

Таблица 1.3

Среднегодовые темпы прироста экспорта интеграционных объединений в 2002-2008 гг., %

 

 

Экспорт - всего

Региональный

Внерегиональный

ЕС

13,3

13,2

13,5

НАФТА

8,5

7

10,3

АСЕАН

14,3

16,5

13,7

МЕРКОСУР

17,9

15,5

18,4

Андское сообщество

20,8

17,3

21,2

5 объединений - итого

12,4

11,9

13


Источник: согласно расчетам, произведенным по данным International Trade Statistics 2011 // World Trade Organization. – 2011.

 

Менее высокие темпы прироста внешней торговли интеграционных группировок имели своим следствием ослабление их позиций в международной торговле.

В данном параграфе нами были рассмотрены основные экономические и политические факторы, влияющие на интенсификацию РТС и две основные, противоположные друг другу точки зрения на регионализм, с описанием преимуществ и недостатков интеграционных объединений.

На основе рассмотренных  фактов можно сделать следующие  выводы:

  • за несколько последних десятилетий в мировом сообществе возникает все больше различных региональных торговых объединений и соглашений. Этому предшествует ряд тенденций геополитического развития, начиная с 1990х годов.
  • Одними из главных факторов, побуждающих страны вступать в региональные союзы  - различные политические и экономические аспекты, такие как: расширение экспортных возможностей, борьба за рынки, привлечение инвестиций, сохранение мира между странами и формирование прочных дипломатических связей, и другие аспекты.
  • Несмотря на ряд положительных моментов, характеризующих региональную интеграцию, выделяются две точки зрения на регионализм. Одна из них придерживается критики регионализма, утверждая, что интеграция препятствует эффективной диверсификации, иногда способствует принятию протекционистских мер и т.д. Противоположная точка зрения строится на том, что происходит либерализация и унификация нетарифных и тарифных ограничений, а также зачастую происходит поднятие уровня экономического развития более слабых звеньев региона и решение сложных политических конфликтов.
  • Для устойчиво функционирующих региональных объединений региональная торговля имеет большее значение, чем торговля с остальным миром, однако после кризиса для европейских и североамериканских объединений значение региональной торговли несколько снизилось, т.к. произошло снижение внутреннего спроса.
  • Рост экспорта основных РТС немного отстает от мирового.

 

 

    1. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок

 

Позиции, которые сейчас занимают интеграционные группировки в международной  торговле, целиком и полностью  определяются современными сдвигами в  расстановке сил на глобальных рынках. Главная тенденция этих сдвигов, проявляющаяся в последние десятилетия, – возрастание роли развивающихся  стран и, соответственно, уменьшение роли стран развитых.

Информация о работе Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике