Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
Для отдельных стран, прежде всего малых и развивающихся, РТС являются необходимостью с точки зрения защиты и безопасности, особенно в условиях глобализации. Членство в РТС может рассматриваться как средство привлечения ПЗИ, особенно для стран, обладающих дешевой рабочей силой. Примером может служить рост притока ПЗИ в Мексику на волне присоединения к НАФТА.
Политические мотивы также
важны в процессе принятия решений
об активизации регионального
Эффект от участия в
РТС для участвующих в
Одна из них заключается в том, что интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В данном случае критики регионализма4, утверждают следующее.
Во-первых, в процессе формирования
интеграционных связей преобладает
создание торговли, что препятствует
эффективной диверсификации и не
позволяет достигать
Во-вторых, в интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).
В-третьих, в рамках некоторых интеграционных объединений вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.
В-четвертых, большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, то есть происходит так называемая диверсификация интересов.
Сторонники РТС подчеркивают преимущества, вытекающие из расширения масштабов, конкуренции и привлечения инвестиций в более крупные экономики. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий.
РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Создание региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли. В работах многих экономистов выдвигаются шесть аргументов в защиту регионального объединения
стран. К ним относятся:
1. Либерализация и главным
образом унификация и снятие
нетарифных ограничений в
2. Кроме того, очень многие
меры по либерализации,
3. Инициативы по региональной
интеграции являются хорошим
стимулом для дальнейшей
4. В региональных и
основы для создания торговли, региональная либерализация лишь
ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.
5. Региональные механизмы
зачастую позволяют подтянуть
уровень экономического
6. Многие интеграционные
объединения способствуют
Наиболее известными из региональных торговых соглашений являются ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), но помимо данных организаций в списке присутствуют практически все регионы мира, что говорит о высокой востребованности многосторонних торговых объединений в условиях современной экономики (приложение 1).
В настоящее время подавляющее большинство стран и территорий мира входят в различные интеграционные торгово-экономические объединения, а многие государства участвуют одновременно в нескольких соглашениях.
Если же рассматривать только такую форму торговых соглашений, как таможенный союз, то в настоящее время функционирует 14 таких объединений (табл. 1.1).
Таблица 1. 1
Таможенные союзы, функционирующие в настоящее время
Наименование Таможенного союза |
Дата вступления соглашения в силу |
Европейский союз (ЕС-27) |
01.01.2007 |
Андское сообщество |
25.05.1988 |
Карибское сообщество и общий рынок |
01.08.1973 |
Центральноамериканский общий рынок |
12.10.1961 |
Восточноафриканское сообщество |
07.07.2000 |
ЕС - Андорра |
01.07.1991 |
ЕС - Турция |
01.01.1996 |
Экономическое и монетарное сообщество Центральной Африки |
24.06.1996 |
Экономическое сообщество западноафриканских государств |
24.07.1993 |
ЕврАзЭС |
07.10.1997 |
Совет по сотрудничеству стран Персидского залива |
01.01.2003 |
Южный общий рынок (MERCOSUR) |
29.11.1991 |
Южноафриканский таможенный союз |
15.07.2004 |
Западноафриканский |
01.01.2000 |
Источник: Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы: монография / Под общ. ред. Б.К. Султанова. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. — C.15-16.
Зрелость интеграционных
объединений традиционно
Таблица 1.2
Доля региональной торговли в общем объеме внешней торговли ведущих интеграционных группировок, %
Годы |
2001 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
Экспорт |
|||||
ЕС |
67,9 |
67,8 |
67,5 |
66,7 |
65,3 |
НАФТА |
55,1 |
55,9 |
49,7 |
47,9 |
48,6 |
АСЕАН |
22,3 |
25,2 |
25,5 |
24,7 |
25,1 |
МЕРКОСУР |
17,3 |
12,9 |
14,9 |
15,1 |
15,6 |
Андское сообщество |
9,1 |
8,8 |
7,4 |
7,5 |
8 |
Импорт |
|||||
ЕС |
65,6 |
65,2 |
63,4 |
64,5 |
62,8 |
НАФТА |
39,7 |
34,6 |
33,2 |
33 |
33,5 |
АСЕАН |
22,2 |
25,1 |
24,3 |
24,3 |
24,6 |
МЕРКОСУР |
18,9 |
19,8 |
16,9 |
17,6 |
16,6 |
Андское сообщество |
9,6 |
11,2 |
9,2 |
9,4 |
9,7 |
Источник: согласно расчетам, произведенным по данным International Trade Statistics 2011 // World Trade Organization. – 2011.
Из таблицы видно, что для стран ЕС региональная торговля имеет большее значение, чем торговля с остальным миром. Для стран НАФТА рынок группировки весьма важен как сфера сбыта, но менее важен как источник приобретения необходимой продукции. Для стран, входящих в три других интеграционных образования, торговля с партнерами за пределами группировок намного важнее региональной торговли, что объясняется во многом схожестью структур их национальных экономик.
Можно также отметить, что
в период глобального кризиса
для европейского и североамериканского
объединений значение региональной
торговли несколько снизилось, тогда
как для азиатской и
Небезынтересно, что вплоть до мирового финансово-экономического кризиса ведущие интеграционные объединения в совокупности отставали по динамике внешней торговли от мира в целом. В разгар кризиса (2009 г.) стоимостной объем мировой торговли сократился на 23%, что стало самым глубоким ее падением за последние 70 лет5. В 2010 г. объем мировой торговли увеличился на 25%, но на предкризисный уровень не вышел.
Мировой экспорт товаров в начале нынешнего века увеличивался в среднем ежегодно на 14,3%, а экспорт пяти рассматриваемых экономических группировок – на 12,4%6. Наименьшими темпами возрастал экспорт стран НАФТА, экспорт ЕС увеличивался чуть медленнее мирового. Интеграционные альянсы развивающихся стран имели более высокие темпы прироста и регионального, и внерегионального экспорта, за исключением АСЕАН, у которой внерегиональный экспорт рос медленнее мирового (табл. 1.3)
Таблица 1.3
Среднегодовые темпы прироста экспорта интеграционных объединений в 2002-2008 гг., %
Экспорт - всего |
Региональный |
Внерегиональный | |
ЕС |
13,3 |
13,2 |
13,5 |
НАФТА |
8,5 |
7 |
10,3 |
АСЕАН |
14,3 |
16,5 |
13,7 |
МЕРКОСУР |
17,9 |
15,5 |
18,4 |
Андское сообщество |
20,8 |
17,3 |
21,2 |
5 объединений - итого |
12,4 |
11,9 |
13 |
Источник: согласно расчетам, произведенным по данным International Trade Statistics 2011 // World Trade Organization. – 2011.
Менее высокие темпы прироста внешней торговли интеграционных группировок имели своим следствием ослабление их позиций в международной торговле.
В данном параграфе нами были рассмотрены основные экономические и политические факторы, влияющие на интенсификацию РТС и две основные, противоположные друг другу точки зрения на регионализм, с описанием преимуществ и недостатков интеграционных объединений.
На основе рассмотренных фактов можно сделать следующие выводы:
Позиции, которые сейчас занимают
интеграционные группировки в международной
торговле, целиком и полностью
определяются современными сдвигами в
расстановке сил на глобальных рынках.
Главная тенденция этих сдвигов,
проявляющаяся в последние