Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49

Файлы: 1 файл

Курсова 4 курс Позолотина.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

1) Первая проблема ЕС  заключается в «механическом»  объединении стран. Причиной «механизации»  стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год – 15 стран, 2007 год – 27 государств. Столь быстрое увеличение  количества участников ЕС нарушило  изначальную стабильность архитектуры  стран так называемой «старой  Европы», которые сумели к тому  времени наладить тесные экономические  и политические взаимоотношения.     

2) Следующий проблемный  фактор состоит в молодости  и незавершенности проекта. Многие  фундаментальные направления не  были изначально обговорены, документально  закреплены и опробованы. В связи  с этим нормативная база ЕС  требует большой доработки и  оптимизации, исходя из существующих  реалий.    

3) Кризисные явления в  экономике выступают третьим  негативным фактором, который нарушает  модель стабильного функционирования  Европейского Союза. Кризис выступил  причиной поднятия градуса противоречий  среди участников Евросоюза. Участники  ЕС так и не выработали конкретную  стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать  друг друга в период кризиса.  Иными словами, в ЕС был дан  сигнал, что «спасение утопающих  – дело рук самих утопающих».     

4) Внешнеполитические противоречия  между членами Европейского Союза.  Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают  острые конфликты, сторонами которых  выступают «Старая Европа», стремящаяся  создать новый международный  центр власти, и «Новая Европа»,  занимающая порой проамериканскую,  антироссийскую позицию. К «Новой  Европе» зачастую примыкает Великобритания.     

5) Пятая группа проблем  Европейского Союза связана с  историческими, культурно-ментальными  расхождениями между участниками  ЕС. ЕС находится на начальной  стадии (стадии зарождения) создания  модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства  за весь период истории неоднократно  противостояли друг другу в  различных войнах, была принята  негласная договоренность – исключить  исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

Зона евро - объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту - совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Уровень долга государств Еврозоны характеризуется следующими данными. Именно Греция является в Еврозоне главным должником. Сумма долговых обязательств Греции перед частными инвесторами, другими государствами и международными финансовыми организациями составила в 2009 г. непомерно высокую величину -125% к ВВП, более чем в 2 раза превысив установленный в Зоне предел в 60% к ВВП. В абсолютном выражении ее долги составили почти 300 млрд евро, из которых 53 млрд требовалось выплатить в 2010 г. Проблема усугубляется еще и тем, что долговые проблемы Греции имеют застарелый характер: с 2000 г. страна неизменно имела чрезвычайно высокую задолженность, превышающую 100%-й уровень.

2 июля 2011 министры финансов стран Еврозоны приняли решение о предоставлении 5-го транша финансовой помощи Греции в размере 12 млрд. евро, который поступит в 15 июля 201116.

27 октября 2011 года стало известно, что на саммите глав ведущих стран Европейского союза удалось достичь договорённости о списании половины греческих долгов частным инвесторам - около 100 млрд евро17.

21 февраля 2012 года на встрече министров финансов еврозоны была принята программа18, по которой Греция получит 130 млрд евро до 2014 года, а частные кредиторы спишут 53,5 % (107 млрд евро) долгов государства по облигациям. Для принятия этого соглашения руководство страны пошло на непопулярные меры (снизила минимальную зарплату до 600 евро в месяц), что стало причиной массовых акций протеста, прошедших 12 февраля.

 А это свидетельствует  о том, что долговой кризис  Греции мало связан с мировой  рецессией. Он обусловлен фундаментальными  постоянно действующими причинами. И эти причины коренятся в относительно низкой эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

В соответствии с некоторыми прогнозами, с проблемой надвигающегося дефолта могут столкнуться также другие названные ранее страны Еврозоны, и прежде всего Португалия.

По-иному обстоит дело в  Ирландии. Ее финансовые проблемы целиком  обусловлены мировым кризисом и вовлеченностью государства в финансирование ипотеки. В результате страна имела в 2008 и 2009 гг. второй по величине из стран Еврозоны дефицит государственного бюджета. В то же время в предшествующие годы дефицит не превышал нормативных значений. В результате и государственный долг Ирландии не выходил за рамки, установленные в Евросоюзе, и колебался последние 10 лет в пределах 20-45%. Более прочное финансовое положение Ирландии объясняется высокой конкурентоспособностью ее экономики. В этой области она постепенно приближается к лидерам Еврозоны, а по некоторым критериям уже превосходит их.

 

В марте 2013 года на Кипре долговой, финансовый, бюджетный и экономический привёл к параличу банковской системы страны и вверг ee экономику в преддефолтное состояние. В ночь 25 марта 2013 года Еврогруппа сняла угрозу нерегулируемого дефолта республики Кипр.

Причинами кризиса стали:

  • Сильный крен экономики в сторону оффшорного сектора19 (упор на банковскую деятельность — сумма вкладов в банках страны составляет приблизительно 835 % ВВП(среднеевропейский уровень — 354 %), активы проблемного банковского сектора составляют 458 % ВВП).
  • Неудачные вложения кипрских банков в греческие долговые обязательства20 — с начала 2012 г. многие кипрские банки понесли убытки в связи с проведением крупных списаний по греческим облигациям (списание которых привело к потере банковским сектором Кипра 81 % от общего объема инвестиций, что превышает 4 млрд евро или 24 % ВВП); также увеличения доли невозврата кредитов со стороны частных лиц.
  • Разрыв финансового пузыря на спекулятивном рынке недвижимости внутри страны, в который киприотские банки инвестировали излишки капиталов.
  • Постепенная утрата ценовой конкурентоспособности страны в результате массового притока капиталов. Ещё до вступления Кипра в Еврозону, дефицит счёта текущих операций достигал 15 % годового ВВП21.
  • Неспособность правительства возместить расходы государства.
  • Общее ослабление экономик стран ЕС, Еврозоны, в особенности так называемых стран европейской периферии после мирового финансового кризиса 2008 года, от которого многие из них так и не смогли оправиться и с которыми Кипр продолжает быть связанным в рамках единой валютой, единых рынков труда и торговли.
  • Снижение рейтингов по долговым обязательствам страны.

Результатом на данный момент является массовый отток оффшорного капитала, активно обсуждается возможность выхода Кипра из еврозоны, однако, официальное правительство страны опровергает эту информацию. Попытка киприотского правительства ввести налог на депозиты создала опасный прецедент, который, учитывая постепенное ухудшение экономико-финансовых показателей в странах европейской периферии, может привести к распространению подобного сценария развития событий на другие страны Южной Европы. Кроме этого, кризис на Кипре может негативно сказаться на потоке прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. До кризиса капиталы из Кипра составляли 23-25% потока прямых иностранных инвестиций в Россию. Фактически это были реинвестиции российских граждан, имеющих счета на Кипре, а не деньги самих киприотов. Кризис на Кипре уже привел к тому что 28 марта 2013 года курс евро опустился до 5-месячного минимума по отношению к рублю22. Из-за преддефолтного состояния многих стран Еврозоны, доля евро в корзине мировых валютных резервов снизилась с 31% (в 2009 году) до 24%, вернувшись к уровню 2002 года23. Ожидается, что продажа евроденоминированных резервов продолжиться под влиянием кипрского кризиса.

 Для выхода из финансового кризиса правительство Кипра планирует вести разработку недавно обнаруженных газовых месторождений на шельфе острова, доли в которых предлагались российским компаниям в ходе переговоров в Москве. Однако, ТРСК и Турция планируют оспорить любые единоличные инициативы греко-киприотской стороны в этом направлении.

В соответствии с проведенным  анализом, а также исследованиями экономистов ряда стран и международных  организаций в целом формирование многосторонних торговых объединений  оказывает позитивное влияние на товарооборот, процессы интеграции и  интенсивность экономического развития стран-участников.

К числу наиболее значимых и распространенных позитивных итогов формирования региональных интеграционных объединений, в т.ч. таможенных союзов относятся следующие:

1. Рост товарооборота темпами, опережающими наблюдавшиеся до введения торговых соглашений. Более быстрыми темпами растет товарооборот внутри таможенных союзов, однако рост наблюдается также и в третьи страны. При этом в большинстве случаев быстрее растут объемы экспорта, а не импорта.

2. Рост ВВП, промышленного  и сельскохозяйственного производства  вследствие активизации внешнеторговых  операций, упрощения доступа национальных  компаний на внешние рынки  и сокращения трансакционных издержек.

3. Повышение конкурентоспособности  национальных товаропроизводителей  на рынках стран-партнеров по таможенному союзу за счет применения к произведенным товарам статуса отечественных на всей территории таможенного союза.

4. Проведение единой внешнеэкономической  политики во взаимоотношениях  с третьими странами и торговыми  блоками, что позволяет эффективнее  отстаивать национальные экономические  интересы в условиях глобализации  и доминирования нескольких мировых  центров силы.

5. Появление источников  доходов (таможенные пошлины и  сборы) для функционирования наднациональных  органов экономической интеграции  стран-участников.

6. Рост уровня конкуренции  и качества товаров и услуг  на всех национальных рынках  стран-участников за счет отмены  пошлин и протекционистских мер  таможенно-тарифного регулирования.

В целом создание таможенных союзов способствует росту экономической  активности, повышению уровня конкуренции  и наполнению национальных рынков более  качественной продукцией, а также  увеличению доходной базы государственных  бюджетов стран-участников, что в  свою очередь ведет к повышению  уровня социального развития на всей территории союза.

 

  1. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан)

 

В данной главе нами будут рассмотрены основные отличия ТС России, Беларуси и Казахстана от других интеграционных проектов, которые были реализованы на территории бывшего Советского Союза, начиная с формирования данного объединения, поэтапного его развития и до сегодняшних дней. Также будет проведен анализ основных внешнеторговых эффектов ТС на основе показателей темпов роста товарооборота, темпов роста экспорта, импорта, и др. Важным пунктом данной главы является рассмотрение основных проблем функционирования ТС, начиная с 2010, когда с 1 июля вступил в силу Таможенный Кодекс Таможенного союза и заканчивая  настоящим временем, когда идет активное обсуждение расширение ТС и переход к формированию Единого экономического пространства.

 

    1. . Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве

 

Предложение по созданию нового единого экономического пространства на территории СНГ первым высказал президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев. Оно заключалось в  разноскоростной интеграции, т.е. объединяться предлагалось тем, кто этого хочет и к этому готов. В качестве модели, к которой следовало идти, Н.Назарбаев назвал ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество - организацию, которая определяла бы совместную экономическую политику, а в случае нужды послужила бы надежной защитой от принесенных с Запада проблем. Эту концепцию согласились в 2000 г. поддержать шесть государств, но перейти к реальным шагам - созданию Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства были готовы только три - Белоруссия, Казахстан и Россия. В 2007-м был оформлен ТС24, а в декабре 2009-го Александр Лукашенко, Н.Назарбаев и Дмитрий Медведев поставили подписи под декларацией о формировании ЕЭП, которое включало 165 миллионов человек, мощности тысяч предприятий и колоссальные природные ресурсы.

Фактически  начало  процессу  формирования  Таможенного  союза  России, Белоруссии  и  Казахстана  было  положено  принятием  Решения  Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 346 от 6 октября 2007 г. «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества», а также подписанием президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Комиссии таможенного  союза,  Договора  о  создании  единой  таможенной  территории  и формировании  таможенного  союза,  Протокола о порядке вступления  в силу международных  договоров,  направленных  на  формирование  договорно-правовой  базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, Перечня международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза и Плана действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС25.

Информация о работе Предпосылки создания и проблемы функционирования Таможенного Союза в международной экономике