Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
1) Первая проблема ЕС
заключается в «механическом»
объединении стран. Причиной «
2) Следующий проблемный
фактор состоит в молодости
и незавершенности проекта.
3) Кризисные явления в
экономике выступают третьим
негативным фактором, который нарушает
модель стабильного
4) Внешнеполитические
5) Пятая группа проблем
Европейского Союза связана с
историческими, культурно-
Зона евро - объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту - совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.
Уровень долга государств Еврозоны характеризуется следующими данными. Именно Греция является в Еврозоне главным должником. Сумма долговых обязательств Греции перед частными инвесторами, другими государствами и международными финансовыми организациями составила в 2009 г. непомерно высокую величину -125% к ВВП, более чем в 2 раза превысив установленный в Зоне предел в 60% к ВВП. В абсолютном выражении ее долги составили почти 300 млрд евро, из которых 53 млрд требовалось выплатить в 2010 г. Проблема усугубляется еще и тем, что долговые проблемы Греции имеют застарелый характер: с 2000 г. страна неизменно имела чрезвычайно высокую задолженность, превышающую 100%-й уровень.
2 июля 2011 министры финансов стран Еврозоны приняли решение о предоставлении 5-го транша финансовой помощи Греции в размере 12 млрд. евро, который поступит в 15 июля 201116.
27 октября 2011 года стало известно, что на саммите глав ведущих стран Европейского союза удалось достичь договорённости о списании половины греческих долгов частным инвесторам - около 100 млрд евро17.
21 февраля 2012 года на встрече министров финансов еврозоны была принята программа18, по которой Греция получит 130 млрд евро до 2014 года, а частные кредиторы спишут 53,5 % (107 млрд евро) долгов государства по облигациям. Для принятия этого соглашения руководство страны пошло на непопулярные меры (снизила минимальную зарплату до 600 евро в месяц), что стало причиной массовых акций протеста, прошедших 12 февраля.
А это свидетельствует
о том, что долговой кризис
Греции мало связан с мировой
рецессией. Он обусловлен
В соответствии с некоторыми прогнозами, с проблемой надвигающегося дефолта могут столкнуться также другие названные ранее страны Еврозоны, и прежде всего Португалия.
По-иному обстоит дело в Ирландии. Ее финансовые проблемы целиком обусловлены мировым кризисом и вовлеченностью государства в финансирование ипотеки. В результате страна имела в 2008 и 2009 гг. второй по величине из стран Еврозоны дефицит государственного бюджета. В то же время в предшествующие годы дефицит не превышал нормативных значений. В результате и государственный долг Ирландии не выходил за рамки, установленные в Евросоюзе, и колебался последние 10 лет в пределах 20-45%. Более прочное финансовое положение Ирландии объясняется высокой конкурентоспособностью ее экономики. В этой области она постепенно приближается к лидерам Еврозоны, а по некоторым критериям уже превосходит их.
В марте 2013 года на Кипре долговой, финансовый, бюджетный и экономический привёл к параличу банковской системы страны и вверг ee экономику в преддефолтное состояние. В ночь 25 марта 2013 года Еврогруппа сняла угрозу нерегулируемого дефолта республики Кипр.
Причинами кризиса стали:
Результатом на данный момент является массовый отток оффшорного капитала, активно обсуждается возможность выхода Кипра из еврозоны, однако, официальное правительство страны опровергает эту информацию. Попытка киприотского правительства ввести налог на депозиты создала опасный прецедент, который, учитывая постепенное ухудшение экономико-финансовых показателей в странах европейской периферии, может привести к распространению подобного сценария развития событий на другие страны Южной Европы. Кроме этого, кризис на Кипре может негативно сказаться на потоке прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. До кризиса капиталы из Кипра составляли 23-25% потока прямых иностранных инвестиций в Россию. Фактически это были реинвестиции российских граждан, имеющих счета на Кипре, а не деньги самих киприотов. Кризис на Кипре уже привел к тому что 28 марта 2013 года курс евро опустился до 5-месячного минимума по отношению к рублю22. Из-за преддефолтного состояния многих стран Еврозоны, доля евро в корзине мировых валютных резервов снизилась с 31% (в 2009 году) до 24%, вернувшись к уровню 2002 года23. Ожидается, что продажа евроденоминированных резервов продолжиться под влиянием кипрского кризиса.
Для выхода из финансового
кризиса правительство Кипра планирует
вести разработку недавно обнаруженных газовых месторожд
В соответствии с проведенным
анализом, а также исследованиями
экономистов ряда стран и международных
организаций в целом
К числу наиболее значимых и распространенных позитивных итогов формирования региональных интеграционных объединений, в т.ч. таможенных союзов относятся следующие:
1. Рост товарооборота темпами, опережающими наблюдавшиеся до введения торговых соглашений. Более быстрыми темпами растет товарооборот внутри таможенных союзов, однако рост наблюдается также и в третьи страны. При этом в большинстве случаев быстрее растут объемы экспорта, а не импорта.
2. Рост ВВП, промышленного
и сельскохозяйственного
3. Повышение
4. Проведение единой
5. Появление источников
доходов (таможенные пошлины и
сборы) для функционирования
6. Рост уровня конкуренции
и качества товаров и услуг
на всех национальных рынках
стран-участников за счет
В целом создание таможенных союзов способствует росту экономической активности, повышению уровня конкуренции и наполнению национальных рынков более качественной продукцией, а также увеличению доходной базы государственных бюджетов стран-участников, что в свою очередь ведет к повышению уровня социального развития на всей территории союза.
В данной главе нами будут рассмотрены основные отличия ТС России, Беларуси и Казахстана от других интеграционных проектов, которые были реализованы на территории бывшего Советского Союза, начиная с формирования данного объединения, поэтапного его развития и до сегодняшних дней. Также будет проведен анализ основных внешнеторговых эффектов ТС на основе показателей темпов роста товарооборота, темпов роста экспорта, импорта, и др. Важным пунктом данной главы является рассмотрение основных проблем функционирования ТС, начиная с 2010, когда с 1 июля вступил в силу Таможенный Кодекс Таможенного союза и заканчивая настоящим временем, когда идет активное обсуждение расширение ТС и переход к формированию Единого экономического пространства.
Предложение по созданию нового единого экономического пространства на территории СНГ первым высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Оно заключалось в разноскоростной интеграции, т.е. объединяться предлагалось тем, кто этого хочет и к этому готов. В качестве модели, к которой следовало идти, Н.Назарбаев назвал ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество - организацию, которая определяла бы совместную экономическую политику, а в случае нужды послужила бы надежной защитой от принесенных с Запада проблем. Эту концепцию согласились в 2000 г. поддержать шесть государств, но перейти к реальным шагам - созданию Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства были готовы только три - Белоруссия, Казахстан и Россия. В 2007-м был оформлен ТС24, а в декабре 2009-го Александр Лукашенко, Н.Назарбаев и Дмитрий Медведев поставили подписи под декларацией о формировании ЕЭП, которое включало 165 миллионов человек, мощности тысяч предприятий и колоссальные природные ресурсы.
Фактически начало процессу формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было положено принятием Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 346 от 6 октября 2007 г. «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества», а также подписанием президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Комиссии таможенного союза, Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, Перечня международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза и Плана действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС25.