Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь на этапе становления в 2010-2012 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
Рассмотреть ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях.
Проанализировать основные итоги формирования региональных интеграционных группировок.
Оценить результаты влияния ТС на экономику стран-участниц.
Выявить значение и роль ТС в сравнении с другими интеграционными объединениями на территории бывшего СССР.
Проанализировать эффекты во внешней торговле стран-участниц между собой и внешним миром.
Подробно рассмотреть препятствия и проблемы, возникающие в ТС с периода 2010 года.
Введение 3
1. Сущность таможенных союзов и их влияние на экономику стран-участниц 6
1.1. Ключевые факты о мировых региональных торговых объединениях 6
1.2. Основные итоги формирования региональных интеграционных группировок 11
1.3. Результаты влияния таможенных союзов на экономику стран-участников 14
2. Общая характеристика и проблемы функционирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) 20
2.1. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве 20
2.2. Внешнеторговые эффекты и успехи ТС 28
2.3. Проблемы функционирования ТС в период 2010-2012 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1. 49
Причины пробуксовки процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве хорошо изучены. В условиях автономного реформирования экономик бывших союзных республик уровень согласования между странами СНГ государственной политики в различных областях оказался минимальным. Стремительно нарастало расхождение в используемых государствами инструментах экономической политики. В результате не удалось сохранить даже рублевую зону, фактический распад которой явился толчком к осознанию проблематичности формирования на постсоветском пространстве полноценной интеграционной группировки с участием широкого числа бывших союзных республик. Центростремительные тенденции во взаимодействии новообразованных государств в тот момент оказались существенно слабее центробежных, а стремление к сохранению преимуществ, обусловленных былой взаимосвязанностью, по силе намного уступало импульсу начального этапа становления государственности. Практика показывает, что и сегодня интеграционную мотивацию существенно снижает «боязнь ряда стран-участниц (СНГ) имперских устремлений России и фактической утраты в связи с этим приобретенного суверенитета»36 и «субъективное представление о целесообразности автономизации экономик, ослабления взаимных экономических связей и значительной переориентации на страны дальнего зарубежья»37, трактуемое как выражение национальных интересов стран.
В резонанс с особенностями «молодой государственности» вступил процесс системной трансформации, осуществлявшейся в бывших союзных республиках по различным моделям, с разной скоростью и интенсивностью. Не менее существенными объективными факторами, препятствующими интеграции на постсоветском пространстве, стали гигантские различия между республиками в уровне экономического развития, производственной структуре, ресурсном потенциале. Распространенным является и объяснение неудач постсоветской интеграции изначальным выбором неадекватной реалиям СНГ модели интеграции, основанной на опыте Европейского Союза38.
В этих условиях уже к началу 1993 г. начинает проявляться тенденция регионализации постсоветского пространства и появления на нем групп стран, выстраивающих между собой более тесные отношения, нежели с остальными членами Содружества. Фактически первым ее проявлением стало заключение 8 сентября 1993 г. между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном соглашения «О практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа», однако эта первая попытка создания интеграционной группировки с более узким числом участников, нежели Содружество в целом, потерпела крах.
На этом фоне вновь была
предпринята попытка
Предпринятая попытка «склеить» осколки бывшего Советского Союза вскоре вылилась в подписание ряда новых соглашений, важнейшими среди которых являются Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 г.), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете и платежном союзе (21 октября1994 г.) и др. Большинство из этих договоренностей на практике также оказались нереализованными. Даже создание полноценной зоны свободной торговли (первая ступень интеграции) оказалось затруднено: до последнего времени свободное перемещение товаров на пространстве СНГ осуществляется с изъятиями, договор о свободной торговле не ратифицирован более чем половиной государств-подписантов, а многостороннее Соглашение о свободной торговле, подписанное в 2012 г. Восемью членами СНГ, ратифицировано только шестью.
Видимая безрезультатность усилий по созданию эффективной интеграционной группировки в составе всех государств СНГ, появившееся понимание критической для интеграционного строительства разнородности постсоветского пространства и наличия глубоких межгосударственных противоречий, а также чисто прагматические соображения (компромисс по нерешенным вопросам тем сложнее, чем больше участников переговоров) уже в 1994 г. окончательно определили необходимость перехода к формированию интеграционных группировок с ограниченным числом участников.
Локомотивом этого процесса с самого начала выступила попытка интеграции России и Белоруссии – ближайших стратегических союзников, как в политической, так и экономической сфере. 6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о таможенном союзе, 21 февраля 1995 г. президенты России и Белоруссии подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами сроком на десять лет, 2 апреля 1996 г. лидерами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. – Договор о Союзе Беларуси и России, 25 декабря 1998 г. – Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, а 8 декабря1999 г. – Договор о создании Союзного государства.
Российско-белорусское интеграционное сотрудничество и, в частности, Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в дальнейшем стало тем ядром, объединение вокруг которого привело к созданию крупнейшей субрегиональной интеграционной группировки – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Так, уже 20 января 1995 г. к данному соглашению присоединилась Республика Казахстан, 29 марта 1996 г. – Киргизская Республика, 26 февраля1999 г. – Республика Таджикистан. 10 октября 2000 г. Указанными государствами на основе предыдущих договоренностей о формировании таможенного союза был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Практика показала, что все упомянутые субрегиональные интеграционные проекты реализовывались в вялотекущем режиме: любое несовпадение интересов приводило к выхолащиванию повестки дня, подмене сущностных задач экономического взаимодействия малозначительными и неконфликтными совместными мероприятиями.
До настоящего времени среди исследователей нет единства в объяснении причин относительной успешности такого интеграционного проекта, как Таможенный союз: реальное, а не вербальное проявление политической воли, обеспечившее мобилизацию интеллектуального и властного ресурса, или объективное усиление стимулов к интеграции, вызванное кризисными явлениями в мировой экономике и странах-переговорщиках.
Правомерна, видимо, комбинация перечисленных факторов. Очевидно, что успеху в формировании Таможенного союза способствовали некоторые важнейшие характеристики данного интеграционного процесса, определяющие его отличия от других интеграционных проектов в регионе.
1. Процесс формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана осуществляется на фоне кардинальных изменений в мировой экономике и политико-экономической конфигурации постсоветского пространства. Несмотря на тенденцию снижения роли взаимного экономического сотрудничества России со странами СНГ, наблюдавшуюся в последнее десятилетие, итоги кризиса показали, что в действительности экономики России, Белоруссии и Казахстана продолжают оставаться существенно взаимосвязанными. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сокращение в ходе кризиса экспортных поставок стран-участниц Таможенного союза во внутрирегиональной торговле внесло заметный вклад в общие масштабы падения экспорта и оказало весьма значимое воздействие на их экономики.
Иными словами, внутрирегиональный аспект мирового кризиса для России, Белоруссии и Казахстана был в целом сопоставим с глобальным аспектом. Так, вклад снижения объемов экспорта в страны СНГ в сокращение общих объемов экспорта составил для России 22,1%, для Казахстана 23,7%, а для Белоруссии 44,5%. При этом отношение абсолютных объемов снижения экспорта в страны СНГ в 2009 г. по сравнению с2008 г. К номинальному объему ВВП в 2009 г. Составило 10,3% для Белоруссии, 3,5 и 3,1% для Казахстана и России соответственно39.
2. Среди проектов региональной интеграции в СНГ формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана отличается, с одной стороны, наиболее последовательным и точным следованием европейской модели интеграции, а с другой стороны, - наиболее адекватной адаптацией этой модели к условиям постсоветского пространства.
Точка зрения о неприменимости модели интеграции, основанной на опыте Европейского Союза, к реалиям пространства СНГ является весьма распространенной в российском научном и экспертном сообществе. Следует, однако, отметить, что в действительности «европейская модель интеграции» никогда не применялась на постсоветском пространстве: еще в 1990-е гг. за основу была взята весьма упрощенная модель европейской интеграции, причем многие важнейшие атрибуты настоящей европейской модели по объективным и субъективным причинам были просто вычеркнуты.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов представляется, что имплементация европейской модели интеграции на постсоветском пространстве могла происходить успешно только при следующих условиях:
1) наличие принципиального консенсуса сторон относительно безальтернативности реализации интеграционного сценария;
2) формирование эффективного
механизма согласования
3) четкое и последовательное следование «дорожной карте» переговорного процесса. При этом выполнение данных условий является взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом.
Данные условия не были выполнены в рамках всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве, предшествующих Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Разумеется, при наличии комплекса факторов, препятствующих экономической интеграции на постсоветском пространстве, указанные позитивные изменения представляются достаточно шатким фундаментом для успешного глубокого экономического интегрирования, однако на данный момент они оказались достаточными для того, чтобы Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал свершившимся фактом. Дальнейшие же перспективы трехсторонней интеграции будут определяться не только соблюдением рассмотренных выше условий, но и в значительной мере накопленным позитивным эффектом от создания Таможенного союза.
Почти три года прошло с момента, когда Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана стал свершившимся фактом, и в настоящее время вполне обоснован анализ последствий его создания для социально-экономического развития трех стран и, прежде всего, для сферы их взаимной и внешней торговли.
Следует отметить, что формирование Таможенного союза происходило в условиях неустойчивого посткризисного восстановления мировой экономики и экономики России, Белоруссии и Казахстана, что создало определенный синергетический эффект. Тем не менее, проведенный анализ позволил выявить целый ряд эффектов создания Таможенного союза, связанных с развитием внешней и взаимной торговли трех стран.
Начиная с 2010 г. наблюдается восстановительный рост как торговли стран Таможенного союза с дальнем зарубежьем, так и их взаимной торговли.
В России в первый год функционирования ТС (2010 г.) темпы роста товарооборота со странами Таможенного союза уступали темпам роста ее торговли со странами дальнего зарубежья, однако уже с начала 2011 г. торговля с партнерами по Таможенному союзу, наоборот, начала показывать лучшую динамику, чем торговля с третьими странами, что позволяет предположить появление т.н. «эффекта создания торговли» Так, темпы роста товарооборота России в торговле с Беларусью в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составили 138,8%, с Казахстаном - 146,6%, в рамках ТС - 141,6%, с третьими странами - 115,9% на фоне увеличения общего объема товарооборота на 17,6%
Экспорт России в Беларусь возрос на 38,2%, в Казахстан – на 40,2%, в целом в страны ТС – на 38,9%, в третьи страны - всего на 18%. При этом темпы прироста импорта России из Беларуси достигли 39,9%, из Казахстана - 62%, из стран ТС - 46,9%, из третьих стран - 12,5% (рост общих объемов ввоза составил 114,5%) (рис.2.2).
Рис.2.2. Темпы роста экспорта России в страны ТС и третьи страны в 2008-2011 гг., %
Источник: расчеты на основе данных United Nations Commodity Trade Statistics
Database UN Comtrade.
Таким образом, темпы прироста товарооборота России со странами ТС в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом превышали аналогичный показатель для третьих стран в 2,6 раза, темпы прироста экспорта - 2,1 раза, импорта – в 3,8 раза соответственно, что позволяет констатировать, что создание Таможенного союза способствовало активизации внешнеторгового взаимодействия России с Беларусью и Казахстаном. При этом важной характеристикой этого взаимодействия явилось превышение темпов роста российского импорта из стран ТС над аналогичным показателем для экспорта и в 2010 г., и в 2011 г. (несмотря на высокую положительную динамику цен на основные статьи российского экспорта - углеводороды). Данное обстоятельство указывает на то, что партнеры России по Таможенному союзу в 2010-2011 гг. смогли в большей мере, по сравнению с Россией, реализовать преимущества, полученные при формировании интеграционного объединения.
По итогам первого квартала 2012 г., однако, ситуация в корне изменилась. По данным Евразийской экономической комиссии40, темпы роста российского экспорта в страны ТС по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 127,7%, в том числе в Беларусь - 134,7%, в Казахстан - 115%.
Импорт России из стран ТС в первом квартале 2012 г. характеризовали разнонаправленные тенденции: импорт из Беларуси возрос на 19,8%, из Казахстана -сократился на 27%. Темпы роста экспорта России в страны ТС продолжали превышать аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья (общий объем экспорта России в январе-марте 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возрос на 17,7%), однако импорт из стран ТС показал фактически нулевую динамику на фоне роста импорта из стран дальнего зарубежья (общий объем импорта России возрос на 14,2%) (рис.2.3).