Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:59, дипломная работа
Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.
Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России;
- проанализировать особенности правового статуса таможенных органов на современном этапе;
- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;
Введение
3
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России
1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России
1.2. Правовой статус таможенных органов на современном этапе
6
6
22
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе
2.1. Виды юридической деятельности таможенных органов
2.2. Прокурорский надзор в механизме обеспечения законности деятельности таможенных органов
44
44
60
Заключение
76
Библиография
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МПГУ)
Специальность 030501 – Юриспруденция
Становление и развитие системы
таможенных органов в РФ
Научный руководитель: к.ю.н. Скобелева Е.А. |
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
Зав. кафедрой права
______________________________
Протокол заседания кафедры № _____
«_____» «__________________» 2012 г.
Москва
2012
Содержание
Введение |
3 | |
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России 1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России 1.2. Правовой статус таможенных органов на современном этапе |
6
6
22 | |
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе 2.1. Виды юридической деятельности таможенных органов 2.2. Прокурорский надзор
в механизме обеспечения |
44 44
60 | |
Заключение |
76 | |
Библиография |
81 |
Введение
На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. В современных условиях таможенные органы выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.
Цели таможенной политики России - обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировать развитие национальной экономики, содействовать проведению структурной перестройки и др.
В настоящее время формирование таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы.
Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В свою очередь, процессы модернизации таможенной системы вызывают обвальный рост количества таможенных споров, которое в последнее время постоянно прогрессирует. Так, например, в 2009 году количество жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов по сравнению с 2008 годом увеличилось на 23%; количество жалоб на постановления по делам о нарушении таможенных правил - на 21%, рост судебных исков, отменяющих таможенные решения, к 2009 году составил 69,9%.1
Однако дальнейшее развитие таможенной системы не может быть простым наращиванием количества сотрудников подразделений, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых жалоб и обращений. В этой связи необходимы меры для интенсификации данной деятельности, необходим переход таможенных органов на новый качественный уровень администрирования.
Как показывает практика правоприменения, принимаемые в настоящее время таможенными органами меры, направленные на соблюдение законности и обоснованности решений должностных лиц таможенных органов, на усиление контроля законности в таможенном деле, нивелируют эффективность применяемых технологий по совершенствованию таможенного администрирования.
Большую роль в планировании развития таможенной службы играет понимание исторических аспектов этого развития: учесть и не допустить ошибки, использовать имеющийся опыт, сохранить традиции.
Исторические аспекты становления и развития таможенного законодательства Российского государства, да и самой системы таможенных органов давно уже интересуют ученых юристов, т.к. это играет огромную роль в дальнейшем совершенствовании современного законодательства.
На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И. Менделеев, Е. Осокин, К. Лодыженский, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л.Н. Марков, Ю.Г. Кисловский и многих других.
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси, так как именно появление первых государств, зарождение товарного хозяйства и торгового обмена привело к возникновению таможенного дела и законодательства о нем. Началом становления российской таможни и таможенного дела на Руси получает свое юридическое закрепление с момента издания свода законов "Русская Правда".
Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.
Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:
- рассмотреть исторические
- проанализировать особенности правового статуса таможенных органов на современном этапе;
- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;
- исследовать проблемные аспекты деятельности таможенных органов через призму прокурорского надзора в механизме обеспечения законности.
Правовой основой дипломного исследования стали действующие нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит их введения двух глав, заключения и библиографического списка, используемой литературы.
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России
1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет2. Вся история таможенной службы показывает, что она играла большую роль и занимала важное место в государственном механизме. Это объясняется тем обстоятельством, что таможенные органы были призваны решать, прежде всего, фискальные задачи, стоявшие перед Российским государством.
Одним из основных этапов становления и развития системы таможенных органов принято считать XII - XIII вв., когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества. Появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров3.
Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы.
Следующий немаловажный исторический этап возникновения новых элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела совпадает с периодом Золотой Орды (XIII - XV вв.).
В это время начали формироваться такие элементы обеспечения таможенного дела, как регламентация определенных видов деятельности в сфере таможенного дела, система разрешений, получавшие свое выражение в различного рода таможенных грамотах. Такого рода правила устанавливались в сфере таможенного дела как с целью ведения учета лиц, занимавшихся торговлей, так и с целью контроля за порядком взимания таможенных пошлин.
Следует отметить, что в это время таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Данное обстоятельство свидетельствует о существовании определенных правил, которые обеспечивали упорядоченность возникающих отношений в сфере развивавшегося таможенного дела. Вместе с тем особенностью торговой и таможенной деятельности в рассматриваемый период являлось то, что она существовала на основе жалованных грамот (ярлыков), выдававшихся князьям монголо-татарскими ханами4.
В конце XV в. в фискальных целях предпринимались неоднократные попытки упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев5. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить многочисленные таможенные правила, существовавшие в сфере внешней торговли, что в итоге привело к разработке единой торговой и таможенной политики на всей территории Московского государства. Очередным этапом в становлении и развитии элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела можно назвать период XVI - XVIII вв. Причем поворотным пунктом в развитии таможенного дела и законодательства о нем можно считать середину XVI в., когда наметилась тенденция к централизации в развитии Московского государства. Это привело к упорядочению сбора пошлин и соответствующей правовой регламентации таможенного обложения в местах пропуска через таможенную границу и в местах осуществления торговли ввезенными товарами6.
В этот период принимались меры по созданию отвечавшей происходившим изменениям нормативной правовой базы таможенного дела. Так, в целях упорядочения таможенного обложения в России в XVI в. царями, так же как и великими московскими князьями, издавались таможенные уставные грамоты. Данные нормативные акты наряду с указанием перечня пошлин, подлежавших взысканию, размеров пошлин и порядка их взимания устанавливали штрафы и иные меры ответственности за конкретные нарушения в сфере таможенного дела.
В связи с этим можно наблюдать проявление такого элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как применение мер ответственности за нарушение действовавших в то время правил в сфере таможенного дела.
В этот же период активно шел процесс формирования самих таможенных правил, получавших закрепление не только в форме таможенных уставных грамот, но и в форме обычаев, правил и процедур, устанавливавшихся в сфере таможенного дела.
В конце XVI - начале XVII века в России сложились два способа деятельности таможен и взимания таможенных платежей:
1) откупной, введенный еще монголо-
2) так называемый верный, когда
к выполнению обязанностей на
таможне привлекались
К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на "веру", в связи, с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, "приводились к вере". Поэтому данный способ получил название "верного".
По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других - областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты).
Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.
Заметные изменения в таможенном деле, получившие свое закрепление в Судебнике 1550 г. и указных книгах того времени, произошли при Иване IV. Он, в частности, заменил систему кормлений (откупной способ взимания таможенных платежей) земским самоуправлением. Суть замены состояла в том, что организация таможенных сборов и решение связанных с этим вопросов перекладывались на купеческие корпорации и посадские общества, что, в свою очередь, избавляло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документации. В 1649 г. происходит изменение таможенных правил, регулирующих ввоз товаров в Россию и вывоз товаров из России. В частности, был запрещен ввоз в Россию табака, хлебных вин, что свидетельствует об усилении государственного вмешательства в сферу внешнеэкономических отношений путем установления государственной монополии на эти виды товаров в стране и усиления таможенного контроля на границе.
Информация о работе Становление и развитие системы таможенных органов в РФ