Становление и развитие системы таможенных органов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:59, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.
Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России;
- проанализировать особенности правового статуса таможенных органов на современном этапе;
- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;

Содержание работы

Введение

3
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России
1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России
1.2. Правовой статус таможенных органов на современном этапе


6

6

22
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе
2.1. Виды юридической деятельности таможенных органов
2.2. Прокурорский надзор в механизме обеспечения законности деятельности таможенных органов



44
44

60
Заключение

76
Библиография

Файлы: 1 файл

Диплом Парфенов.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

 


 


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МПГУ)

 

 

Специальность 030501 –  Юриспруденция

 

 

 

                                                                             


           

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Становление и развитие системы

таможенных органов в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.ю.н. Скобелева Е.А.


 

                                                                                                          

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:

Зав. кафедрой  права 

_________________________________

Протокол заседания кафедры  № _____

«_____» «__________________» 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

Содержание

Введение

 

3

Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России

1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России

1.2. Правовой статус таможенных  органов на современном этапе

 

 

6

 

6

 

22

Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе

2.1. Виды юридической деятельности  таможенных органов

2.2. Прокурорский надзор  в механизме обеспечения законности  деятельности таможенных органов

 

 

 

44

44

 

60

Заключение

 

76

Библиография

 

81


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. В современных условиях таможенные органы выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.

Цели таможенной политики России - обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировать развитие национальной экономики, содействовать проведению структурной перестройки и др.

В настоящее время формирование таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы.

Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В свою очередь, процессы модернизации таможенной системы вызывают обвальный рост количества таможенных споров, которое в последнее время постоянно прогрессирует. Так, например, в 2009 году количество жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов по сравнению с 2008 годом увеличилось на 23%; количество жалоб на постановления по делам о нарушении таможенных правил - на 21%, рост судебных исков, отменяющих таможенные решения, к 2009 году составил 69,9%.1

Однако дальнейшее развитие таможенной системы не может быть простым наращиванием количества сотрудников подразделений, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых жалоб и обращений. В этой связи необходимы меры для интенсификации данной деятельности, необходим переход таможенных органов на новый качественный уровень администрирования.

Как показывает практика правоприменения, принимаемые в настоящее время таможенными органами меры, направленные на соблюдение законности и обоснованности решений должностных лиц таможенных органов, на усиление контроля законности в таможенном деле, нивелируют эффективность применяемых технологий по совершенствованию таможенного администрирования.

Большую роль в планировании развития таможенной службы играет понимание исторических аспектов этого развития: учесть и не допустить ошибки, использовать имеющийся опыт, сохранить традиции.

Исторические аспекты становления и развития таможенного законодательства Российского государства, да и самой системы таможенных органов давно уже интересуют ученых юристов, т.к. это играет огромную роль в дальнейшем совершенствовании современного законодательства.

На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И. Менделеев, Е. Осокин, К. Лодыженский, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л.Н. Марков, Ю.Г. Кисловский и многих других.

Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси, так как именно появление первых государств, зарождение товарного хозяйства и торгового обмена привело к возникновению таможенного дела и законодательства о нем. Началом становления российской таможни и таможенного дела на Руси получает свое юридическое закрепление с момента издания свода законов "Русская Правда".

Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.

Исходя из поставленной цели,  в работе выделены следующие задачи:

- рассмотреть исторические аспекты  формирования системы таможенных  органов в России;

- проанализировать особенности  правового статуса таможенных органов на современном этапе;

- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;

- исследовать проблемные аспекты деятельности таможенных органов через призму прокурорского надзора в механизме обеспечения законности.

Правовой основой дипломного исследования стали действующие нормативно-правовые акты.

Структура работы состоит их введения двух глав, заключения и библиографического списка, используемой литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России

1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет2. Вся история таможенной службы показывает, что она играла большую роль и занимала важное место в государственном механизме. Это объясняется тем обстоятельством, что таможенные органы были призваны решать, прежде всего, фискальные задачи, стоявшие перед Российским государством.

Одним из основных этапов становления и развития системы таможенных органов принято считать XII - XIII вв., когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества. Появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров3.

Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы.

Следующий немаловажный исторический этап возникновения новых элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела совпадает с периодом Золотой Орды (XIII - XV вв.).

В это время начали формироваться такие элементы обеспечения таможенного дела, как регламентация определенных видов деятельности в сфере таможенного дела, система разрешений, получавшие свое выражение в различного рода таможенных грамотах. Такого рода правила устанавливались в сфере таможенного дела как с целью ведения учета лиц, занимавшихся торговлей, так и с целью контроля за порядком взимания таможенных пошлин.

Следует отметить, что в это время таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Данное обстоятельство свидетельствует о существовании определенных правил, которые обеспечивали упорядоченность возникающих отношений в сфере развивавшегося таможенного дела. Вместе с тем особенностью торговой и таможенной деятельности в рассматриваемый период являлось то, что она существовала на основе жалованных грамот (ярлыков), выдававшихся князьям монголо-татарскими ханами4.

В конце XV в. в фискальных целях предпринимались неоднократные попытки упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев5. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить многочисленные таможенные правила, существовавшие в сфере внешней торговли, что в итоге привело к разработке единой торговой и таможенной политики на всей территории Московского государства. Очередным этапом в становлении и развитии элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела можно назвать период XVI - XVIII вв. Причем поворотным пунктом в развитии таможенного дела и законодательства о нем можно считать середину XVI в., когда наметилась тенденция к централизации в развитии Московского государства. Это привело к упорядочению сбора пошлин и соответствующей правовой регламентации таможенного обложения в местах пропуска через таможенную границу и в местах осуществления торговли ввезенными товарами6.

В этот период принимались меры по созданию отвечавшей происходившим изменениям нормативной правовой базы таможенного дела. Так, в целях упорядочения таможенного обложения в России в XVI в. царями, так же как и великими московскими князьями, издавались таможенные уставные грамоты. Данные нормативные акты наряду с указанием перечня пошлин, подлежавших взысканию, размеров пошлин и порядка их взимания устанавливали штрафы и иные меры ответственности за конкретные нарушения в сфере таможенного дела.

В связи с этим можно наблюдать проявление такого элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как применение мер ответственности за нарушение действовавших в то время правил в сфере таможенного дела.

В этот же период активно шел процесс формирования самих таможенных правил, получавших закрепление не только в форме таможенных уставных грамот, но и в форме обычаев, правил и процедур, устанавливавшихся в сфере таможенного дела.

В конце XVI - начале XVII века в России сложились два способа деятельности таможен и взимания таможенных платежей:

1) откупной, введенный еще монголо-татарскими  ханами;

2) так называемый верный, когда  к выполнению обязанностей на  таможне привлекались представители  купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые безвозмездно "на веру" отбывали таможенную повинность7.

К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на "веру", в связи, с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, "приводились к вере". Поэтому данный способ получил название "верного".

По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других - областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты).

Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.

Заметные изменения в таможенном деле, получившие свое закрепление в Судебнике 1550 г. и указных книгах того времени, произошли при Иване IV. Он, в частности, заменил систему кормлений (откупной способ взимания таможенных платежей) земским самоуправлением. Суть замены состояла в том, что организация таможенных сборов и решение связанных с этим вопросов перекладывались на купеческие корпорации и посадские общества, что, в свою очередь, избавляло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документации. В 1649 г. происходит изменение таможенных правил, регулирующих ввоз товаров в Россию и вывоз товаров из России. В частности, был запрещен ввоз в Россию табака, хлебных вин, что свидетельствует об усилении государственного вмешательства в сферу внешнеэкономических отношений путем установления государственной монополии на эти виды товаров в стране и усиления таможенного контроля на границе.

Информация о работе Становление и развитие системы таможенных органов в РФ