Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:59, дипломная работа
Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.
Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России;
- проанализировать особенности правового статуса таможенных органов на современном этапе;
- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;
Введение
3
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России
1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России
1.2. Правовой статус таможенных органов на современном этапе
6
6
22
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе
2.1. Виды юридической деятельности таможенных органов
2.2. Прокурорский надзор в механизме обеспечения законности деятельности таможенных органов
44
44
60
Заключение
76
Библиография
Представляется, что включение в систему таможенных органов данных учреждений вызывает обоснованные сомнения.
Во-первых, при этом размываются и становятся двусмысленными традиционное понятие "система таможенных органов", понятия "принципы построения системы таможенных органов", "структурные элементы системы таможенных органов". Из понятия "система таможенных органов" следует, что в нее входят исключительно таможенные органы. На это указывает и ст. 401 ТК РФ, согласно которой таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Во-вторых, что представляется особо важным, нахождение вышеуказанных учреждений в системе таможенных органов Российской Федерации вообще является временным. Так, Указ Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"20 устанавливает, что федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом. Пункт 25 Указа закрепляет, что медицинские, санаторно-курортные и образовательные федеральные государственные учреждения (предприятия), подведомственные министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, продолжают свою деятельность до принятия Правительством РФ решения об их передаче в ведение соответствующего федерального агентства, но не позднее 1 января 2005 г. Аналогичный вывод можно сделать из Постановления Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы"21, которое устанавливает, что Федеральная таможенная служба вправе иметь в ведении учреждения и предприятия, созданные для обеспечения деятельности таможенных органов, до принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Представляется, что закрепленный законодателем в ТК РФ подход к определению системы таможенных органов обусловливает необходимость рассматривать систему таможенных органов в узком и широком смыслах. В узком смысле система таможенных органов - совокупность таможенных органов России, в широком - совокупность таможенных органов России и учреждений (предприятий), созданных для обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Анализ правового статуса структурных элементов современной системы таможенных органов, понимаемой в узком смысле, позволяет сделать вывод, что кардинальные изменения коснулись лишь высшего ведомства таможенных органов России. Так, на смену Государственному таможенному комитету РФ пришла Федеральная таможенная служба. Однако за сменой названия стоят более серьезные перемены.
Согласно названному Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная таможенная служба потеряла свою самостоятельность и была подчинена Министерству экономического развития и торговли РФ. В соответствии с данным Указом ч. 3 ст. 1 ТК РФ закрепила, что Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.
Вместе с тем таможенные органы находились в подчинении Минэкономразвития России достаточно непродолжительное время, чуть более двух лет. Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы"22 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, руководство деятельностью таможенными органами было возложено на ФТС России до принятия соответствующего федерального закона.
Подобная непоследовательность и незавершенность в вопросе формирования механизма управления системой таможенных органов имеет свои негативные последствия. Во-первых, такое положение не придает стабильности организации деятельности таможенных органов. Во-вторых, формируется противоречивая правовая база, касающаяся административно-правового статуса таможенных органов.
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 45923, ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Подчинение ФТС России Минэкономразвития России отразилось и на порядке формирования структурных элементов системы таможенных органов. В соответствии с прежним ТК РФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществлялась Государственным таможенным комитетом РФ, а таможенных постов - региональными таможенными управлениями. Согласно ст. 402 действующего ТК РФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таким образом, объем полномочий ФТС России по созданию, ликвидации и реорганизации таможенных органов существенно уменьшился.
В отличие от своего предшественника - ТК РФ 1993 г. новый Кодекс прямо не указывает на принадлежность таможенных органов к системе правоохранительных органов. Так, в ст. 8 ТК РФ 1993 г. устанавливалось, что "таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему".
В новом ТК РФ правоохранительный характер деятельности таможенных органов можно логически вывести из содержания статей, раскрывающих полномочия таможенных органов. Так, ст. 408 ТК РФ устанавливает, что таможенные органы имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции, производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности лиц за совершение административных правонарушений.
В случаях, не терпящих отлагательства, таможенные органы имеют право использовать средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении (п. 8 ст. 408 ТК РФ). Таможенные органы имеют право задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (п. 9 ст. 408 ТК РФ).
В целях пресечения правонарушений, задержания лиц, совершивших правонарушения, преодоления противодействия законным требованиям должностного лица таможенных органов или отражения нападения на них ст. 414 ТК РФ наделяет должностных лиц таможенных органов правом применять физическую силу, специальные средства и оружие.
На правоохранительный характер деятельности таможенных органов указывает также п. 4 ст. 402 ТК РФ, согласно которому в систему таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения. Сюда же можно отнести ст. 385 ТК РФ, которая устанавливает, что таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством России специалистов других правоохранительных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
Следует отметить, что указание на статус таможенных органов как правоохранительных отсутствует в Положении о Федеральной таможенной службе и Общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте.24
Вместе с тем вывод о правоохранительном характере системы таможенных органов не должен вытекать из анализа положений ряда нормативных правовых актов, как это происходит сейчас, он должен быть прямо закреплен в базовом законодательном акте, устанавливающем правовой статус таможенных органов, - Таможенном кодексе РФ.
Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Определение таможенного органа предложено и в литературе. "Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле".25
Данные субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления26. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы.
Применительно к таким субъектам, являющимся органами федеральной исполнительной власти, звеньями системы государственного управления в сфере таможенного дела, правосубъектность находит выражение в их особой установленной таможенно-правовыми нормами компетенции, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа по реализации компетенции таможенных органов.
При этом, основываясь на положениях общей теории права, позволяющих рассматривать компетенцию как разновидность правосубъектности27, в литературе высказывается мысль о том, что "содержание компетенции можно определить как положенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел"28.
Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность.
Выделяются следующие основные признаки таможенных органов:
- они осуществляют
- общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;
- они являются федеральными
органами специальной
- их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности;
- их определенная
Таким образом, суммируя все вышесказанное, следует признать недостаточно полным определение таможенного органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным30.
Безусловно, "правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных функций таможенных органов, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере"31.
Однако, поскольку "комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов"32, было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики.
Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40%33, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США34.
В связи с изложенным следует признать таможенным органом орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
2) региональные таможенные
3) таможни;
4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ).
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями35.
Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении).36
Информация о работе Становление и развитие системы таможенных органов в РФ