Становление и развитие системы таможенных органов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:59, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, с учетом вышеизложенного целью настоящей дипломной работы является исследование вопросом становления и развития системы таможенных органов в России.
Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России;
- проанализировать особенности правового статуса таможенных органов на современном этапе;
- дать характеристику специфике некоторых видов юридической деятельности таможенных органов;

Содержание работы

Введение

3
Глава 1. Общие вопросы развития системы таможенных органов в России
1.1. Исторические аспекты формирования системы таможенных органов в России
1.2. Правовой статус таможенных органов на современном этапе


6

6

22
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности и совершенствования таможенных органов на современном этапе
2.1. Виды юридической деятельности таможенных органов
2.2. Прокурорский надзор в механизме обеспечения законности деятельности таможенных органов



44
44

60
Заключение

76
Библиография

Файлы: 1 файл

Диплом Парфенов.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные виды юридической деятельности таможенных органов подробнее.

Нормотворческая деятельность ФТС проявляется в возможности принятия ведомственных нормативных актов по различным направлениям:

1) установление порядка:

- ведения реестров лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного  дела; банков и страховых организаций; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- контроля таможенной стоимости  товаров; принятия предварительных  решений о классификации товаров; производства таможенного оформления  в зависимости от конкретных  видов товаров или вида транспорта; выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций; заполнения документов для таможенных целей; создания и обозначения зон таможенного контроля; взятия проб или образцов товаров в процессе таможенного контроля;

- использования для таможенных  целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, информационных ресурсов таможенных органов;

2) установление формы:

- свидетельства о включении  в реестр лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного  дела;

- таможенной расписки;

- предварительного решения о  классификации товаров;

- разрешения таможенного органа  на совершение таможенных операций;

- транзитной декларации;

- актов о проведении различных  форм таможенного контроля;

3) установление требований:

- к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, зон таможенного контроля, особых экономических зон;

- к квалификации специалистов  по таможенному оформлению;

- к документированию информации, находящейся в распоряжении таможенных органов.

ФТС вправе принимать нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности только в случаях, если такие полномочия предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства России, а также на основании нормативных правовых актов Банка России.

Весьма важным для обеспечения реализации функций государства в целом представляется эффективное осуществление таможенными органами финансовой деятельности. Она имеет место быть "в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли"75. Данная деятельность может быть разграничена на два направления:

- фискальное - заключающееся в наделении  таможенных органов функцией  взимания таможенных платежей;

- бюджетное - выражающееся в участии  таможенных органов в отношениях  по распределению и использованию финансовых средств государства.

Осуществляя фискальную деятельность, таможенные органы взимают таможенные пошлины и сборы, а также налоги, уплачиваемые при ввозе товара на таможенную территорию страны (НДС, акцизы). В последние годы доля доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе страны превышает 40%.

Вместе с тем таможенные органы выступают и в качестве субъектов бюджетного права, поскольку выполнение ими собственных функций возможно исключительно при достаточном бюджетном финансировании. Федеральная таможенная служба РФ выступает как главный распорядитель финансовых ресурсов государства, а территориальные таможенные органы - как их получатели.

В последние годы важное значение для таможенных органов стала приобретать информационная деятельность. В таможенных органах сосредоточен значительный объем информации, которая должна быть недоступной для всех субъектов. Она касается оперативно-розыскных мероприятий, отдельных сторон внешнеторговых сделок, персональных данных и т.п. Наибольший удельный вес имеет информация, доступ к которой ограничивается по соображениям безопасности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности таможенных органов выступают:

- совершенствование нормативно-правовой  базы в данном направлении;

- оптимизация организационно-штатной  структуры подразделений, отвечающих  за информационную безопасность, подготовка соответствующих специалистов;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной служебной  информации;

- обеспечение защиты объектов  и средств информатизации таможенных  органов.

Главная особенность информационной деятельности таможенных органов заключается в том, что она пронизывает все стороны работы таможенных органов, поскольку действия их должностных лиц опосредованы наличием определенных сведений и данных.

Правоохранительный характер деятельности был присущ таможенным органам издавна. Ими накоплен значительный, уникальный опыт при проведении оперативно-розыскных мероприятий в деле вскрытия, пресечения и расследования преступлений во внешнеэкономической сфере, привлечении лиц к ответственности за совершение административных правонарушений - нарушений таможенных правил. Наряду с традиционными полномочиями таможенных органов в рамках данного направления работы планируется развитие новых сторон деятельности:

- обеспечение сбора и получения  предварительной оперативной информации  с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью  предупреждения нанесения ущерба  интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции и т.д.);

- международное сотрудничество, способствующее  обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций  с представителями таможенных  органов иностранных государств;

- проведение предварительных оперативных  проверок всей цепи поставки  товаров с использованием оперативно-розыскных  методов и аналитического поиска;

- борьба с проявлениями коррупции  и должностными преступлениями  в таможенных органах.

В настоящее время некоторые авторы обсуждают вопрос о лишении таможенных органов права заниматься правоохранительной деятельностью и возможной передаче данной функции органам внутренних дел. На наш взгляд, при положительном решении этого вопроса может произойти резкое снижение показателя выявляемости неправомерных деяний.

Естественно, что другому органу потребуется определенное время на решение организационных и правовых проблем для того, чтобы добиться такой же эффективности работы, как и таможенным органам. Как следствие - уменьшится сдерживающее воздействие на недобросовестных участников внешней торговли фактора угрозы разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, а на втянутых в коррупцию должностных лиц таможенных органов - за содействие в совершении указанных правонарушений. Полагаем, что в силу специфики правоотношений, складывающихся в области таможенного дела, и значительного опыта должностных лиц таможенных органов лишение их правоохранительного статуса будет нецелесообразным.

Особое внимание следует уделить юрисдикционной деятельности таможенных органов. С ее помощью создается основа для возникновения особого вида правоотношений по разрешению споров в области таможенного дела. И.В. Панова определяет юрисдикционную деятельность как разновидность исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления подзаконного, правоприменительного, правоохранительного характера, представляемую в рамках таких законодательно закрепленных административно-юрисдикционных производств, как:

а) разбирательство споров;

б) применение мер административного принуждения;

в) деятельность по исполнению государственного принуждения; и выполняющую функции: охранительную, воспитательную, регулятивную76.

Глава 7 ТК РФ регулирует отношения по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Право гражданина обжаловать акты органов власти вытекает из особенностей административно-правовых отношений77. Оно служит важной гарантией защиты прав и интересов лиц, вступающих с таможенными органами в асимметричные, властные отношения.

Конституционными нормами (ст. 33, 45, 46) обеспечивается возможность обращения гражданина в суд по вопросу обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также право на государственную защиту нарушенных прав и свобод.

Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений. При этом заинтересованное лицо может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно (либо позднее) обратиться в судебный орган с аналогичными требованиями.

Вопросы обжалования незаконных действий и решений таможенных органов и их должностных лиц тесно соприкасаются с проблемой возмещения вреда, причиненного в результате таких действий и решений. Общий порядок возмещения вреда, причиненного в результате незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, урегулирован в развитие ст. 53 Конституции РФ положениями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с действующим законодательством в структуру понятия вреда, причиненного незаконными действиями или решениями, таким образом, включаются следующие элементы:

- моральный вред, причиненный в  результате принятия таможенными  органами и их должностными  лицами незаконных решений и  совершения противоречащих законодательству  действий (бездействия);

- реальный ущерб (утрата или  повреждение имущества, а также  расходы, которые понесены либо  будут понесены лицом, право которого  нарушено, для его восстановления);

- упущенная выгода (недополученные  доходы, которые это лицо получило  бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Следует отметить, что вред, причиненный физическому или юридическому лицу, подлежит возмещению главным распорядителем средств федерального бюджета (т.е. Федеральной таможенной службой) за счет казны Российской Федерации.

В литературе указывается, что для возмещения вреда необходимо установление следующих юридических фактов:

- незаконность действий или решений; наличие самого вреда и доказанность его размеров;

- причинно-следственная связь между ними; установление вины должностного лица в причинении вреда;

- принятие истцом мер к предотвращению вреда78.

Представляется, что одним из оснований для предъявления к таможенным органам исков указанной категории является незаконное привлечение лиц к административной ответственности.

К сожалению, в правоприменительной деятельности отсутствуют дела о требованиях возмещения вреда, адресованных таможенным органам. На наш взгляд, физическим и юридическим лицам необходимо в полной мере реализовывать свое конституционное право.

Следует отметить, что названные виды деятельности таможенных органов не существуют автономно, изолированно друг от друга. В отдельных случаях часть полномочий, отражающих ту или иную сторону их работы, тесно соприкасается, пересекается, сближается. Так, меры государственного принуждения, применяемые в процессе правоохранительной деятельности таможенных органов, могут быть и финансово-правовыми.

Таможенные органы, применяя меры финансово-правового принуждения (например, пеню), реализуют свои полномочия в рамках как финансовой, так и правоохранительной деятельности.

Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии для их классификации:

1) по содержанию:

- финансовая;

- административная;

- правоохранительная;

- информационная;

2) по форме осуществления:

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- юрисдикционная;

- договорная;

3) по территориальной подведомственности:

- деятельность ФТС на всей территории страны;

- деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах;

- деятельность таможен на подведомственных им территориях;

4) по отраслевой принадлежности:

- уголовно-процессуальная;

- финансово-правовая;

- административная;

- международная;

- гражданско-правовая.

Таким образом, спектр разнообразных сторон деятельности таможенных органов позволяет позиционировать их как вполне самостоятельное звено в системе федеральных органов исполнительной власти. Вся работа таможенных органов нуждается в качественном правовом обеспечении.

Информация о работе Становление и развитие системы таможенных органов в РФ