Использование электронных платежей в банковской практике: анализ российского и зарубежного опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 23:32, дипломная работа

Описание работы

Сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на перемещении средств уже можно зарабатывать, но, все же, основной бизнес банка - это, конечно, предоставление кредитов. К сожалению, в Беларуси кредитование, как предприятий, так и населения - в современных условиях занятие очень ненадежное, и пока не позволяет ориентироваться на него, как на основную сферу получения доходов банком. Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центрального банка и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.

Файлы: 1 файл

ВКР_Минск_группа 10э11133_Витук Елена Александровна .doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Вернувшись в конце данного раздела к банковским, и конкретно розничным услугам, и подведя результат всем вышеизложенным теоретическим нюансам внедрения электронных систем расчетов в банковском деле, мы попробовали каким-то образом найти границы возможного внедрения электронных систем расчетов в рамках современных розничных банковских услуг . Явно большая часть всех розничных банковских операций оказалось за пределами границ возможного внедрения систем электронных расчетов, кроме работы в кассах банка с наличными валютными средствами. Все другие операции, связанные с розничными услугами, на физическом уровне сводятся к записям по банковским счетам и иной "бумажной" работе. С обработкой огромных размеров данных, ее хранением и обменом удачно справляется современная вычислительная техника. Ее потенциальные способности на нынешний день существенно превосходят объемы банковского документооборота. Остаются лишь вопросцы ее рационального использования и внедрения новейших технологий.

 Благодаря  внедрению новейших "безбумажных" технологий все операции с течением времени автоматизируются. Банкам остается лишь приобрести соответственное техническое оборудование, программное обеспечение, арендовать современные каналы связи, вступить в действующие платежные системы, сделать инфраструктуру своей платежной системы, нанять квалифицированный персонал тогда и бы электронные системы расчетов фактически бы были внедрены в абсолютном большинстве розничных банковских услуг. Реально разработанные на нынешний день технологически различные классы банковских услуг, реализующие разные нюансы электронного обслуживания клиентов, можно оценить плюсы и недочеты каждого класса систем электронных расчетов, оценить порядок расходов на реализацию и сопровождение и ожидаемой доходности.

Каждый банк может в удобной ему последовательности внедрять новейшие технологии расчетов с выбранного направления рынка розничных банковских услуг. Каждое новое технологическое решение предъявляет банкам определенные новейшие требования к технологии банковской работы. Появляются разные трудности технического, психического, правового, денежного порядка, трудности сохранности расчетов. Для того, что бы удачно решать их, нужно проанализировать системы электронных банковских не только лишь с теоретической, но так же и с практической стороны, с позиции поиска вероятных решений возникающих вопросов. Анализу работы систем электронных расчетов в банках посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ РАСЧЁТОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ДЕЛЬТА-БАНК»

2.1 Организация электронного документооборота в ЗАО «Дельта-Банк» и в коммерческих банках в целом

В Беларуси и Российской Федерации электронные расчеты стали внедряться параллельно в обоих направлениях системы безналичных платежей: во взаимоотношении коммерческих банков с собственной клиентурой (банк-клиент) и в межбанковских расчетах (банк-банк). Это относится и к коммерческому банку ЗАО «Дельта банк», на примере которого ведется исследование. Межбанковские электронные в ЗАО «Дельта -банк» осуществляться как на базе корреспондентских счетов, так и через разные сопутствующие организации (ими могут быть клиринговые учреждения, фондовые и денежные биржи).

Контракт на расчетно-кассовый сервис с внедрением документов в электронной форме представляет собой разновидность контракта банковского счета и подразумевает выполнение безналичных расчетов с внедрением разных документов (в том числе и расчетных) не только лишь в бумажной, но и в электронной форме. Потому кроме прав и обязательств, обычных для контракта банковского счета, этот контракт содержит ряд особенных критериев, отражающих специфику электронных платежей. Предметом его является деятельность банка по оказанию собственному клиенту услуг по осуществлению безналичных платежей с внедрением в ряде всевозможных случаев расчетно-кассовых документов в электронной форме.

ЗАО «Дельта -банк» пока не согласны полностью перевестись на электронный документооборот. Потому в таком договоре специально оговариваются те виды документов, которые будут передаваться в электронной форме. Ими являются платежные поручения и выписки из счета клиента и пр.

ЗАО «Дельта -банк»  владеет правом на эксплуатацию и распространения соответственного программного обеспечения, имеет необходимое оборудование, модемы, другую технику, отвечающую определенным требованиям, в достаточном количестве; предоставляет  клиенту программное обеспечение и учит его применять, передает ему ключи для шифрования, передает и регистрирует у него открытые ключи подписей операционистов банка, которые будут работать со счетом клиента; регистрирует открытые ключи подписей должностных лиц клиента, уполномоченных распоряжаться счетом; согласовывает с клиентом систему паролей  для экстренного приостановления операций по счету, которые будут употребляться в телефонограммах, и т.п.

На клиента также возлагается выполнение ряда требований организационно - технического вида. Он должен располагать необходимыми электронными персональными устройствами, модемами и иными техническими устройствами в достаточном количестве и с определенными техническими параметрами; по завершению установки программного обеспечения сделать ключи электронных подписей директора и бухгалтера, передать банку и зарегистрировать открытые ключи подписей операционистов банка; выполнить ряд остальных обязательств сторон по обеспечению сохранности электронных платежей. Беря во внимание, что электронная передача средств, постоянно связана с завышенным риском хищения средств, договоры  ЗАО «Дельта -банк» предлагает комплекс обязательств сторон по обеспечению сохранности платежей. К примеру, стороны контракта должны строго соблюдать рекомендации по эксплуатации программного обеспечения; содержать технические средства, на которых установлено программное обеспечение, в охраняемых опечатываемых служебных помещениях; не допускать возникновения компьютерных вирусов; хранить в тайне информацию о системе паролей для уведомления банка о ошибках в совершении электронных платежей по телефону, о скрытых ключах подписей должностных лиц банка и клиента, ключей шифрования; периодически изменять ключи подписей должностных лиц. Кроме этого клиент должен своевременно докладывать в ЗАО «Дельта -банк» по телефону обо всех некорректно сделанных операциях (ошибках); о случаях, когда электронно-цифровая подпись банка воспринимается ими как неоригинальная; о потере контроля над носителем секретного ключа, а банк должен моментально приостанавливать операции по счету клиента при получении от него указанной выше информации и т.п., также не создавать определенной расчетной операции по документу клиента, электронно-цифровая подпись по которому воспринимается как неоригинальная.

Для формирования практики электронного денежного документооборота огромное значение имеет система распределения рисков, т.е. определение степени ответственности сторон расчетных отношений.

Следует отметить, что нарушения правил совершения расчетных операций, которые могут быть допущены в ЗАО «Дельта -банк» при совершении электронных платежей, подобны тем, которые допускаются ими при “бумажных” расчетах: несвоевременное либо неверное зачисление (либо списание) средств на счет (со счета) обладателя, неисполнение либо не надлежащее выполнение поручения клиента о совершении платежа в пользу получателя средств ввиду утери расчетных документов либо по другим причинам и т.п. за совершение этих и остальных нарушений ЗАО «Дельта -банк» быть может привлечен к ответственности в форме возмещения убытков либо уплаты неустойки.

Уникальность электронной системы расчетов в том, что она предлагает дополнительные условия, содействующие возникновению нарушений правил совершения расчетных операций и соответственно убытков у сторон расчетных отношений. Не редко на практике эти убытки появляются без вины участников безналичного оборота. Потому в данной сфере платежного оборота на 1-ое место выходят вопросы распределения убытков без учета вины, а не привлечение к ответственности стороны правоотношений. В имеющихся договорах о совершении платежей в электронном виде в ЗАО «Дельта -банк», о осуществлении электронного документооборота, огромное внимание уделяется детальному определению той стороны правоотношения, которая должна возмещать убытки остальных участников контракта при определенных обстоятельствах.

В списке специфичных обстоятельств ненадлежащего выполнения договорных обязанностей и возникновения по данной причине убытков в хозяйственной сфере участников электронных расчетов находятся: сбои в работе техники; недочеты программного обеспечения; нарушение сторонами требований сохранности электронных расчетов, в том числе утрата контроля над носителями секретного ключа электронной подписи; компьютерное мошенничество.

Расширяющееся применение информационных технологий при разработке, обработке, передаче и хранении документов подразумевает под собой в определенных вариантах сохранения конфиденциальности их содержания, обеспечения полноты и достоверности.

Одним из действенных направлений защиты данных является криптография (криптографическая информация), обширно применяемая в разных сферах деятельности в муниципальных и коммерческих структурах, и применяемая в том числе и в ЗАО «Дельта -банк».

В отличие от обычных систем шифрования, в каких один и тот же ключ употребляется и для шифрования, и для дешифрования, в способе несимметричного шифрования (системах с открытым ключом) предусмотрены два ключа, любой из которых не представляется возможным вычислить из другого. Один ключ (открытый) употребляется отправителем для шифрования данных, вторым (закрытым) получатель расшифровывает пришедший шифротекст.

При наличии в системе несимметричного шифрования поменять роли секретного и открытого ключей, то в качестве электронной подписи может выступать само сообщение, подписанное на секретном ключе. Подписать сообщение может лишь обладатель секретного ключа, но каждый, кто имеет его открытый ключ, может проверить подпись, обработав ее на известном ключе.

Электронная цифровая подпись обеспечивает целостность сообщений (документов), передаваемых по незащищенным телекоммуникационным каналам общего использования в системах обработки данных различного назначения, с гарантированной идентификацией ее создателя (лица, подписавшего документ).

 

2.2 Анализ основных показателей электронной системы безналичных расчетов на примере ЗАО «Дельта-Банк» и по банкам в целом

В текущем году внесен ряд дополнений в законодательные документы, регулирующие систему безналичных расчетов с применением банковских платежных карточек.

В январе 2013 году вступили в силу изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь. Термин “пластиковая карточка” заменен термином “платежная карточка”, с клиентом вместо договора карт-счета заключается договор текущего (расчетного) банковского счета, либо договор банковского вклада (депозита), либо кредитный договор. Одно из условий данных договоров – наличие возможности распоряжаться денежными средствами с использованием платежной карты.

Карточки выпускаются многими банками по всему миру.

Они могут принадлежать к различным платежным системам, быть всевозможных видов и категорий, иметь различные дизайнерские и цветовые решения.

У банковских платежных карт есть обязательные элементы, которые находятся на их лицевой и оборотной стороне карты.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь выпуск банковских платежных карточек в обращение осуществляется банками–эмитентами. В Республике Беларусь 23 банка эмитируют банковские платежные карты, крупнейшие из них:

ОАО “АСБ Беларусбанк” - 46,1%,

ОАО “БПС-Сбербанк” - 14,5%,

ОАО “Белагропромбанк” - 11,7%.

Исследуемы нами «Дельта-банк» занимает в этом рейтинге 8-ое место с долей 4,7%.

Эмиссия банковских платежных карточек в республике достигла свыше 11,4 млн. единиц, из них:

46% - карточки  внутренней платежной системы  БЕЛКАРТ;

37,9% - карточки  международной платежной системы VISA;

16,1% - карточки  международной системы MasterCard.

Рисунок 2.1 – Эмиссия банковских карточек в РБ в2012 году.

В приложении 2 представлена динамика эмиссии банковских пластиковых карточек и развития объектов программно-технической инфраструктуры их обслуживания. Как видим, за последние 5 лет значительно выросла эмиссия пластиковых карточек, банкоматов и инфокиосков, что безусловно является сильнейшим толчком в развитии системы безналичных платежей.

В приложении 3 представлены объемы  операций  с  использованием  банковских  пластиковых  карточек  в  отдельных  государствах  Западной  и  Восточной  Европы и странах СНГ.

Абсолютным лидером по количеству совершенных операций с использованием пластиковых карточек является Франция. Далее следуют Германия и Россия. Беларусь в данном списке занимает одни из нижних позиций с количеством операций  чуть более 330 млн.штук.

В приложении 4 отражены показатели развития рынка банковских пластиковых карточек в отдельных государствах Западной и Восточной Европы и странах СНГ (эмиссия, программно-техническая инфраструктура).

Наиболее любопытным показателем является количество пластиковых карточек на одного человека (последний столбец). В Великобритании на каждого жителя приходится 2,7 пластиковые карты. В то время как в Беларуси этот показатель составляет лишь 0,6.

На сегодняшний день электронная коммерция стремительно набирает популярность среди населения Республики Беларусь. Все больше клиентов вовлекаются в сеть Интернет, где можно приобретать товары и оплачивать услуги, не выходя из дома. Для оплаты товаров в сети Интернет лучше использовать отдельную банковскую карточку (ее реквизиты), предназначенную только для данной цели. Банки начинают  предлагать виртуальные карточки, предполагающие информирование о реквизитах счета. Например, ЗАО «Дельта-банк» предлагается карточку Visa Virtuon, которая выпускается на бумажном носителе, в качестве которого используется бланк стандартного ПИН-конверта (вместо ПИНа на вкладыше напечатан код).

При проведении операций безналичной оплаты с использованием банковской карточки в сети Интернет нельзя сообщать свой ПИН-код при заказе товаров по телефону или почте и вводить его в форму заказа на сайте торговой точки.

Активное внедрение новых технологий в банковское обслуживание населения привело к появлению “электронных денег“.

Под электронными деньгами понимаются хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов.

В Республике Беларусь функционирует 9 систем электронных денег (EasyPay, Берлио, WebMoney, iPay, ОСМП и другие), эмитентами которых являются 8 белорусских банков (ОАО “Белгазпромбанк”, ОАО “Технобанк”, ОАО “Паритетбанк”, “Приорбанк” ОАО, ЗАО “Дельта-банк”, ЗАО “Белинвестбанк”, ОАО “АСБ Беларусбанк”, ЗАО “Трастбанк”).

Выпускаемые в обращение электронные деньги используются для оплаты товаров (работ, услуг), в т.ч. в сети Интернет, посредством каналов связи, предоставленных мобильными операторами, и через устройства по приему наличных денег (устройства cash-in) для оплаты топлива и сопутствующих товаров на автозаправочных станциях.

Информация о работе Использование электронных платежей в банковской практике: анализ российского и зарубежного опыта