Организация и технология экскурсионно-познавательного выездного туризма в Чехию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить организацию и технологию экскурсионно-познавательного выездного туризма в Чехию на примере конкретного туристического предприятия, а именно, ЧУП «Горизонт-Тур».
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- изучение и анализ туристических ресурсов и инфраструктуры Чехии;
- разработка маршрута и формирование программного обслуживания;
- экономический расчет тура.

Файлы: 1 файл

всё сразу.docx

— 97.43 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 
         Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно – в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Эффективным средством массовой потребности и широкой доступности культурных и рекреационных ценностей стал культурный туризм. Повышение уровня жизни населения и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствовали появлению миллионов новых путешественников.

Туризм стал играть такую  роль в жизни общества, что превратился  в уникальную крупномасштабную мировую  индустрию, а туристические ресурсы  становятся важнейшей частью национального  богатства многих стран. 
         Экскурсионно-познавательный туризм в Европе считается наиболее распространенным и достаточно интересным. Тема курсовой работы «Организация и технология экскурсионно-познавательного выездного туризма в Чехию на примере ЧУП «Горизонт-Тур» довольно актуальна, потому что Чехия – одно из наиболее популярных направлений белорусского выездного туризма [2, с.17].

Чешская республика – это  небольшое государство в самом  сердце Европы. Использование словосочетания «Сердце Европы» неслучайно, ведь Чехия действительно географически  находится в центре Европы. Более  того, Чехию с ее замечательным  симбиозом западноевропейской и  славянской культур, можно назвать  золотой серединой. Здесь присутствуют как проявления упорядоченности, законопослушности, более присущие западным странам, так  и доля эмоциональности, открытости, которые часто встречаются у  славянских народов.

Одним из главных факторов привлекательности Чехии для  туристов, является ее архитектура. Благодаря  тому, что на территории Чехословацкой  республики во время второй мировой  войны не велись широкомасштабные боевые действия, большая часть красивейших  памятников архитектуры сохранились  до наших дней. Причем это касается не только Праги, которая бесспорно  является одним из красивейших городов  планеты, но и огромного количества замков (более 1200), костелов и церквей, парков и просто маленьких городков с многовековой историей.

Кроме того, Чехия привлекательна своими курортно-оздоровительными возможностями. Карловы Вары и лечение в его  отелях-санаториях очень популярны  среди наших соотечественников. Но это не единственный курортный  город, второй по популярности Марианские Лазни.

Чешское пиво – это не просто название, но для ценителей  этого напитка это серьезный  повод для организации пивных туров в Чехию. Многовековые традиции пивоварения, качественная вода и доступность  сырья позволяют быть Чехии одним  из крупнейших производителей пива.

Также, в последнее время  Чехия все более и более  популярна своими горнолыжными курортами, которые достаточно многочисленны  и славятся постоянными погодными  условиями.

В связи с вышеперечисленными особенностями Чехии как туристской дестинации направления экскурсионно-познавательного выездного туризма, тема курсовой работы своевременна и актуальна.

Объектом исследования является Чешская Республика как один из центров  экскурсионно-познавательного туризма  в Европе.

Предметом исследования является разработка программы экскурсионно-познавательного  тура в Чехию.

Цель работы – изучить  организацию и технологию экскурсионно-познавательного  выездного туризма в Чехию  на примере конкретного туристического предприятия, а именно, ЧУП «Горизонт-Тур».

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 
- изучение и анализ туристических ресурсов и инфраструктуры Чехии; 
- разработка маршрута и формирование программного обслуживания; 
-  экономический расчет тура.

При написании работы информационной базой исследования послужили учебно-методические пособия по туроперейтингу, энциклопедические справочники, статьи и публикации, посвященные Чехии и выездному туризму. Кроме того, в данной работе были широко использованы материалы, опубликованные в Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА

 

1.1 Основные понятия  и особенности экскурсионно-познавательного  туризма

 

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в  первую очередь, привлекательным туристским продуктом. Туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и др.) исторические, культурные, архитектурные достопримечательности,  которые могут привлечь туриста  и побудить его совершить путешествие;

- оборудование (средства размещения  туристов, рестораны, оборудование  для отдыха, занятий спортом и  т.д.), которое само по себе не  является фактором, влияющим на  мотивацию путешествия, но при  его отсутствии возникают многочисленные  препятствия возможному путешествию;

-  возможности передвижения, которые  в определенной мере зависят  от моды на различные виды  транспорта, используемые туристами.  Такие возможности оцениваются,  скорее всего, с точки зрения  их экономической доступности,  чем с точки зрения быстроты  передвижения.

При создании и продвижении на рынок  экскурсионно-познавательных туров  все эти три элемента играют весьма важную роль, тогда как при реализации некоторых других видов туров  некоторые из вышеперечисленных элементов будут играть незначительную роль [1, с.328].

В большинстве случаев  туристский продукт - это результат  усилий многих предприятий. Как известно, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует  понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.

Таким образом, разница между  основными и дополнительными  услугами состоит в их отношении  к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристских услуг.

Основным туристским продуктом  в практической деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном туре (пэкидж-туры).

По аналогии с товарами, имеющими материально-вещественную форму, в туристском продукте также выделяют три уровня:

- продукт по замыслу;

- продукт в реальном  исполнении;

- продукт с подкреплением.

В основе любого туристского  продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону  представляет так называемый замысел, то есть его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. В действительности, как уже отмечалось, турист приобретает не продукт, как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую свою потребность. Следовательно, для туристского предприятия огромное значение имеет представление и распространение не свойств своего продукта, а реальной пользы и выгоды от него для своего клиента.

Если замысел туристского  продукта выступает как его содержательная сторона, то по форме туристский продукт  в реальном исполнении представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, то есть удовлетворить некую потребность клиента. Поэтому на втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление и т.д.

Третий уровень — это туристский продукт с подкреплением. Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества и скорости обслуживания, консультациями и информацией, неформальным общением и т.д.

Экскурсионно-познавательный тур  в первую очередь – турпродукт, предоставляющий потребителю возможность  ознакомления с конкретным местом, его историей путем проведения экскурсий  определенной тематики. Таким образом, в основе такого тура, так или  иначе, лежит экскурсионная деятельность туроператора [6, с.95].

Экскурсия — посещение физическими  лицами в познавательных целях туристических  ресурсов, других объектов, имеющих  художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного  правом проведения экскурсий.

Экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в  помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Тур – путешествие в соответствии с программой тура с одновременным  предоставлением комплекса туристических  услуг (не менее двух), сформированного  туроператором».

Основная цель экскурсионно-познавательного  тура – посмотреть интересные или  просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с  чувством глубокого удовлетворения думать и говорить: «А я там был».

Объектами, посещаемыми с познавательной целью, являются: памятники природы, истории, архитектуры, места, связанные  с жизнью замечательных людей, музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.

Отличительными признаками экскурсионно-познавательного тура являются:

-   непродолжительный период, на который рассчитан тур;

-  наличие в программе тура одной или нескольких экскурсий, чаще всего тематических;

- организация всего тура соотносительно выбранной тематике экскурсий (с подбором времени года, мест посещения, продолжительности, средств размещения и т.д.).

В настоящее время экскурсионно-познавательный туризм занимает одно из ведущих мест на рынке туристских услуг. Ежегодно наблюдается увеличение количеств  туристских дестинаций, а также, как следствие, возрастает поток туристов, воспользовавшихся именно таким видом активного отдыха. Этот факт подталкивает туристские компании к расширению предлагаемого ассортимента экскурсионно-познавательных туров. При этом стоит отметить, что таких туров становится не только больше, но, в то же время, их программа становится наиболее разнообразной и интересной.

Экскурсионно-познавательный туризм давно выделился и стал самостоятельным видом туризма. Его основой является историко-культурный потенциал страны или региона, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Поездка может включать в себя и познавательные и рекреационные цели одновременно.

Познавательный туризм ориентирован на ознакомление туристов с памятниками  архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны.

Основа познавательного туризма  – богатая экскурсионная программа, включающая осмотр достопримечательностей, памятников, музеев, уникальных природных  объектов и явлений.

Таким образом, экскурсионно-познавательный тур – это путешествие, организованное на основе пакета экскурсионных услуг, сформированное туроператором с  возможностью максимально эффективного использования времени в познавательных целях путем посещения в рамках экскурсии туристических ресурсов.

 

1.2 Классификация  и краткая характеристика экскурсионно-познавательных  туров

 

По продолжительности путешествия  предлагается выделять следующие классы экскурсионно-познавательных туров.

Однодневные экскурсии. Это самый  простой вид экскурсионно-познавательных туров. Во-первых, от туроператора не требуется  заботы о ночлеге, стоимость которого исключается из стоимости оказываемых  услуг, что добавляет привлекательности  к такому виду экскурсионно-познавательных туров. Однако, организация таких  туров практически возможно лишь для строго определенного круга  лиц (школьники, студенты и т.д.), а  для иностранных туристов, и даже для иногородних, - совершенно не подходит, поскольку делает такой тур крайне неудобным. По этой причине, однодневные экскурсионно-познавательные туры не получили широкого распространения, поскольку не способны обеспечить достаточно высокий постоянный спрос на них и соответствующий доход тур – оператору. Гораздо привлекательней в этом плане – кратковременный экскурсионно-познавательный тур (тур выходного дня).

Кратковременный тур («конца недели», «weekend»). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Как правило, это выходные дни в конце рабочей недели, под которые организаторы и приурочивают проведение туров, что накладывает свою специфику на загруженность гидов.

Данный вид экскурсионно-познавательных туров набирает популярность и вытесняет  с рынка туристических услуг  более продолжительные экскурсионно-познавательные туры. Это связано в первую очередь  с тем, что для такого тура, со стороны потребителя не требуется  сколь-нибудь серьезного планирования своего времени. Воспользоваться такой  услугой турист может в любое  время, не дожидаясь отпуска, каникул  для ребенка и т.д. Кроме того, непродолжительный характер таких  туров обуславливает в свою очередь  крайне низкую цену. В то же время, указанного времени в 2-3 дня вполне достаточно для ознакомления с отдельным  регионом, бытом его населения, основными  достопримечательностями края, его  историей и обычаями. А именно это  и является главной целью экскурсионно-познавательного  тура.

Информация о работе Организация и технология экскурсионно-познавательного выездного туризма в Чехию