Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от значимости объекта  и его характера экскурсовод обязан найти оптимальные условия для его показа. В автобусной экскурсии объекты осматриваются как в процессе движения автобуса, так и на остановках. При автопешеходных экскурсиях по городу показ объекта в ряде случаев ведется из окон стоящего автобуса. Поэтому для остановки автобуса очень важно выбрать такое место, откуда объект был бы виден каждому экскурсанту.

 

В связи с тем, что угол обзора из автобуса значительно меньше, чем  на открытом воздухе, особенно для сидящих  на противоположной от объекта стороне автобуса, нельзя подъезжать близко к объекту, имеющему крупные размеры.

 

В этом случае рекомендуется останавливаться  на противоположной от объекта стороне  улицы или площади. Условия для  обзора объектов наиболее благоприятны, когда они видны слева или справа по ходу автобуса. В этом случае обзору не мешают впереди сидящие экскурсанты или высокие спинки кресел. Плохо, если объект находится впереди машины, особенно на близком расстоянии. Совершенно недопустимо показывать объект, находящийся позади автобуса. Если объезд на проезжей части улицы или площади не может создать нужные условия для показа, целесообразно сделать остановку и вывести группу наружу. Этот прием используется и в том случае, когда остановка у объекта или вблизи от него запрещена, либо не все нужные объекты видны из автобуса.

 

Для интенсификации показа на автобусной экскурсии экскурсовод должен находиться в строго определенном месте. Практикой  оно точно установлено – первое сиденье (когда экскурсовод сидит) и у кабины водителя (если он стоит). Но во всех случаях во время рассказа экскурсовод должен быть лицом к слушателям.

 

Работа с объектами во время  движения определяется двумя обстоятельствами: во-первых, группа не может  быть расположена  по отношению к объекту иначе, чем это позволяет дорога, и во-вторых, зритель постоянно перемещается по отношению к объекту. В этих условиях экскурсоводу нужно найти на маршруте движения наиболее удачное место показа объекта, откуда он был бы лучше всего виден всей  группе. Эффективность показа во многом зависит от изучения экскурсоводом данных об особенностях каждого объекта и условиях его показа. Мы имеем в виду особенности расположения объекта,  выбор наиболее благоприятного места его обзора, учет времянахождения его в поле зрения экскурсантов, выразительность, размеры, удаленность объекта от автобуса, приемы ориентирования. Экскурсовод должен хорошо знать, когда появится объект в поле зрения группы и уметь рассчитать начало своего рассказа к моменту появления объекта. Одной из особенностей этой работы является опережающий его осмотр, то есть предварительная подготовка слушателей к восприятию объекта, который может появиться в поле зрения лишь на короткое время.

 

Во время движения автобуса экскурсовод  не всегда может рассчитывать на то, что в пределах видимости находится следующий объект. В подобных условиях экскурсовод, хорошо изучивший маршрут, безошибочно определяет момент, когда объект появляется. Ему помогают такие ориентиры, как знакомые здания, дорожные знаки, повороты, изменения профиля дороги, складки прилегающей местности, и другие. Одним из важных условий подготовки к автобусным  экскурсиям  является  тщательное изучение маршрута, точное знание мест наилучшей видимости объекта.

 

Показ объектов в движении также  требует использования специфических приемов. Очень часто из окна автобуса открывается широкая панорама местности с многочисленными объектами, заслуживающими внимания. Экскурсовод должен, показав панораму, затем сосредоточить внимание группы на каком-то одном хорошо видимом объекте. А затем, используя его как ориентир, можно показывать другие объекты. Показ в подобных условиях требует строгой последовательности. Бессистемное перескакивание с объекта на объект не достигает цели и вызывает досаду у экскурсантов, не успевших сориентироваться. Поэтому очень важно точно сориентировать слушателей, направив их внимание на первый объект.

 

Если же несколько объектов, требующих  показа, расположены один за другим на равном удалении, то показ следует  начинать с ближнего. Обратный порядок показа возможен лишь в том случае, если дальние объекты появляются в поле зрения и исчезают раньше, чем ближние. В тех случаях, когда объект плохо виден из-за тумана, дождя или особенностей освещения, думается, не следует тратить времени на ориентирование и показывать его. Если же он очень важен, следует дать справку о нем, сообщить его местоположение по отношению к какому-либо хорошо видимому объекту и затем, пользуясь приемом словесной реконструкции, воссоздать его облик. Не следует показывать то, чего не может увидеть вся группа. Если же экскурсовод решил показать подобный объект группе, то он должен заранее попросить водителя остановить машину, чтобы люди смогли спокойно рассмотреть достопримечательность. Показ хорошо видимых одиночных объектов особых трудностей не представляет. Тут достаточно одного жеста экскурсовода или краткого ориентирования по отношению к автобусу или направлению его движения.

 

Показ объектов на остановках и рассказ  строится так же, как и на пешеходной экскурсии. При показе же во время движения обычно ограничиваются краткой справкой. Если объекты значительно удалены друг от друга, такая справка может быть более подробной. Нужно тщательнее отбирать материал и предельно кратко излагать его. Следует избегать повторений при показе однохарактерных объектов. Необходимо предварительно продумать, какой материал целесообразнее давать у каждого из них, какой акцент сделать.

 

В дальних экскурсиях не следует  бояться перерывов в объяснении. Важно, чтобы паузы были логически  обоснованны. В подобных случаях трудно отрабатывать логические переходы, учитывая перерывы в рассказе. Они должны быть запоминающимися, с них можно и начать рассказ у следующего объекта.

 

Рассказ в автобусе ведется, как  правило, с помощью микрофона, что  предъявляет повышенные требования к речи – ее дикции, умению владеть голосом. Речевые погрешности экскурсовода становятся, вследствие усиления голоса, более ощутимыми. Экскурсоводу помогает правильный жест, но нельзя забывать, что в руке микрофон. Жест делается рукой, свободной от микрофона, чтобы не ухудшалась слышимость. В автобусных экскурсиях особое значение приобретает умение экскурсовода установить прочный контакт с группой. Экскурсоводу необходимо предварительно ознакомиться с группой, ее интересами и запросами, учитывать ее возрастной, профессиональный, национальный состав, научиться активизировать внимание слушателей в период длительных переездов.

 

При ведении рассказа в движении экскурсовод должен постоянно следить  за реакцией группы. В связи с  увеличением шума двигателя нужно избегать рассказа на крутых и затяжных подъемах.

 

Успех автобусных экскурсий, особенно продолжительных, требует соблюдения и  выполнения определенных организационно-технических  условий. Экскурсия начинается со встречи  с группой. Чаще всего экскурсовод прибывает к ней экскурсионном автобусе. Он успел познакомиться с водителем, уточнил с ним маршрут движения, обговорил все возможные варианты совместной работы в зависимости от дорожных, погодных и других условий. После того, как группа заняла свои места, озвучивается вступление. Необходимо, чтобы экскурсанты прослушали вступительную речь в деловой и спокойной обстановке, узнали маршрут экскурсии и необходимые организационные требования, соблюдение которых необходимо. Поскольку группу приходится часто выводить из машины, экскурсоводу нужно быть очень осторожным в соблюдении правил безопасности. Прежде всего, следует останавливать автобус в таком месте, где выходу не угрожает проходящий транспорт.

 

Методика проведения загородной экскурсии. Загородные экскурсии – форма экскурсионного обслуживания, предполагающая привлечение объектов экскурсионного показа, находящихся за пределами городской черты. Разработка таких маршрутов необходима для развития экскурсионно-туристского дела. Для экскурсантов они удобны, так как проводятся в выходные дни. Еще удобнее, когда поездка продолжается 2,5 или 2 дня. Тематический диапазон этих экскурсий велик, но необходимо выделять главную тему, а потом уже подтемы, помогающие углубить и расширить главную тематическую линию.

 

При составлении маршрута многочасовой экскурсии в основу берется тематический принцип построения, определяются цели и задачи, информационное значение маршрута. Опре­деляются подтемы по объектам показа, подчеркивающие главную тему и направленность экскурсии.

 

Загородные экскурсии классифицируются по общей схеме, принятой в методике экскурсионного дела.

 

Тематические загородные экскурсии  делятся на следующие группы:

 

1)исторические;

 

2)военно-исторические;

 

3)природоведческие;

 

4)производственно-экономические;

 

5)искусствоведческие;

 

6)архитектурные;

 

7)литературные.

 

Особенность загородных экскурсий  состоит в их связи с общей  экскурсионной программой. Если многодневная экскурсионная программа предполагает всестороннее знакомство с городом, то экскурсию по дороге следует сделать также многоплановой с выделением основной темы и подтем. Многоплановая загородная экскурсия носит историко-краеведческий характер, основными ее темами являются: природа, экономика, хозяйство и история края, по которому проходит экскурсионный маршрут. Загородную экскурсию, включающую литературную обзорную экскурсию по городу с посещением литературного музея-усадьбы, определяют как литературную.

 

Определение тематической направленности загородной экскурсии зависит и  от состава экскурсантов. Туристические фирмы крупных городов на загородных экскурсиях обслуживают жителей своего города и района. Туристические фирмы курортных городов и экскурсоводы туристских баз обслуживают приезжих туристов. Если местные жители стремятся углубить свои знания по определенной теме, то туристы, приехавшие из разных мест страны, хотят по­лучить общие представления о достопримечательностях данного района. Поэтому для них организуются многоплановые историко-краеведческие экскурсии.

 

Во время проведения загородной экскурсии перед экскурсоводом стоит сложная задача. Он должен, используя общие методические приемы показа объекта и рассказа о нем, провести по ходу следования автобуса содержательную экскурсию, с тем, чтобы каждая подтема была раскрыта на конкретных объектах.

 

Вступительное слово, с которого начинается любая экскурсия, на загородном экскурсионном  маршруте имеет большое организующее значение. Экскурсанты, часто представляя  конечную цель путешествия, не всегда догадываются, что дорога до города или музея может стать увлекательной экскурсионной поездкой. Определяя тематическую направленность, идею всей экскурсии   в целом, экскурсовод   особо выделяет   значение    и смысл самой поездки. Исходным в этом является то, что внимание экскурсантов следует сосредоточить на окружающей местности и ее достопримечательностях. Намеченное вступление нельзя сокращать и проводить по ходу движения. Грубой ошибкой является конспективность вступления, когда экскурсовод сообщает только экскурсионный план. Подобная информация не раскрывает ни идеи, ни темы экскурсии и мало способствует возникновению интереса к содержанию экскурсии. Вступление, как правило, не должно занимать более 4—5 минут. В загородной экскурсии экскурсовод должен во вступлении информировать обо всей экскурсионной программе, протяженности пути. Вступительное слово следует произносить стоя. Если состав группы не превышает 25 человек и у экскурсовода сильный голос, лучше отказаться от микрофона. Это помогает сразу наладить контакт с группой.

 

Одной из обязанностей экскурсовода является и организация отдыха экскурсантов. Предусмотренный методической разработкой отдых должен быть организован экскурсоводом маршрута. Экскурсовод обязан предупредить экскурсантов, какие следует соблюдать правила поведения в пути. Особо должна прозвучать мысль об охране природы региона. В процессе всей загородной экскурсии экскурсоводу необходимо умело организовать внимание экскурсанта, подчинив его общей экскурсионной задаче. Длительное движение, быстрая смена зрительных впечатлений – все это рассредоточивает внимание человека. Экскурсоводу следует учитывать особый психологический эмоциональный настрой экскурсантов и, умело используя методику рассказа создавать зрительный образ и эмоциональное настроение.

 

Объектом загородной экскурсии  является сама дорога: придорожные пейзажи, застройки разных времен вблизи дороги. Каждая дорога имеет свою историю, важно показать в экскурсии и ее современное значение в экономике области, республики, страны. Раскрывая тему дороги, экскурсовод должен включить такие характерные для каждой загородной экскурсии подтемы, как «История дороги», «Дорога в восприятии знаменитых людей», «Эксплуатация дороги в прошлом, настоящем и будущем». Следует избегать затянутых литературных цитат, не следует злоупотреблять литературным монтажом из стихов, это перегружает экскурсию. Следует обращать внимание и на так называемые общие, или сквозные объекты на загородных тематических экскурсиях. К ним можно отнести объекты, не имеющие, казалось бы, прямой связи с темой экскурсии, но интересные сами по себе, бросающиеся в глаза. В любой загородной экскурсии следует давать небольшой по размеру справочный материал об областях, городах, населенных пунктах, встречающихся на мар­шруте, но изложение справочный: данных не должно прерывать общую тематическую направленность всей экскурсии.

 

В загородной экскурсии рассказ  может предшествовать показу. Увлекательным  рассказом экскурсовод подготавливает внимание экскурсантов к восприятию объекта.

 

В проведении тематической экскурсии, требующей от экскурсовода фундаментальных знаний, высокого эмоционального напряжения, следует синтезировать многие приемы показа.

 

Для каждого загородного маршрута характерно примерно одинаковое построение:

 

1)основная тематическая направленность  маршрута и его построение;

 

2)дополнительный материал;

 

3)экскурсионная программа в  городе, куда проходит маршрут;

 

4)свободное время, предусматривающее  отдых в городе или на природе.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1974.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы