Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется  в его поведении и характеризуется  большей или меньшей силой  чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

 

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение, не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

 

Работу по совершенствованию профессионального  мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

 

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов.

 

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

 

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается  в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

 

Уровень проведения экскурсии, эффективность  восприятия материала экскурсантами  зависят от психического состояния  личности, которое проявляется в  повышении или понижении активности.

 

Восприятие материала на экскурсии  основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

 

В целом, от экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсовод-эрудит обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по одному из вопросов, входящих в подтему.

 

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

 

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов:

 

1)        факторы,  которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение  маршрута, содержание «портфеля  экскурсовода»);

 

2)        факторы,  зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки).

 

Важная черта мастерства экскурсовода - умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами.

 

Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам, по своему отношению к данной теме, настроению, уровню внимания. Это требует от него изменений темпа речи, содержания рассказа в зависимости от конкретного развития ситуации. Здесь на помощь ему приходит интуиция, выражающаяся в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе интересные для них факты, быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экскурсантов; умении найти правильный выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

 

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных  опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить  или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен для данной аудитории. Важным направлением работы любого экскурсионного учреждения является совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели рекомендуют разные пути:

 

1) улучшение организации методической  работы всех отделов тур предприятия;

 

2) подготовка качественной методической  документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

 

3) разработка технологии методических  приемов рассказа и показа  с учетом особенностей экскурсионных  тем;

 

4) отработка техники ведения  экскурсии и организационных вопросов;

 

5) установление и сохранение  контактов между экскурсоводом  и экскурсантами на всем протяжении  экскурсии, что определяется владением  основами психологии, педагогики  и логики.

 

Вся работа по повышению профессионального  мастерства носит плановый и организованный характер.

 

Одно из главных профессиональных требований к экскурсоводу – высокая  культура речи. Отсутствие вербальных навыков у экскурсовода не позволит провести экскурсию на высоком уровне. Культура речи – это использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке в соответствии с поставленной задачей.

 

Для устного выступления более  подходят короткие и несложные предложения, легче воспри­нимаемые на слух. В  процессе подготовки экскурсии индивидуальный текст должен быть переработан по правилам устной речи, с учетом индивидуальных особенностей экскурсовода. В устной речи многое дополняется обстановкой, реакцией слушателей.

 

Важнейшим показателем культуры речи экскурсовода является правильность произношения слов. Ошибки в произношении и ударении отвлекают внимание экскурсантов от озвучиваемой информации и демонстрируемых объектов.

 

Следует избегать речевых штампов  и канцеляризмов – стандартизованных  оборотов официально-деловой речи. Подобные речевые обороты обедняют речь экскурсовода и отвлекают внимание экскурсантов.

 

Необходимо просто и ясно объяснять  смысл профессиональных терминов, используемых в прямой речи. Терминология может  быть ясна не для всех групп слушателей.

 

Одно из важнейших качеств профессионального  экскурсовода – умение кратко, образно, эмоционально выражать свои мысли. При  наличии на экскурсии более 10 объектов у экскурсовода не хватит времени  на подробный рассказ о каждом. В этой связи профессиональных экскурсовод должен уметь в нескольких фразах рассказать о многом.

 

Сила голоса – важный показатель речевой техники экскурсовода. Его  должна хорошо, слышать вся аудитория, при работе экскурсовода на разных объектах. Чтобы речь Экскурсовода была воспринята всеми экскурсантами, необходимо выбирать правильное место для экскурсии, грамотно располагать экскурсантов, определять собственное местоположение.

 

Важный компонент техники речи – ее темп (скорость произнесения слов). Темп речи должен меняться, в зависимости от содержания частей индивидуального текста, времени, отведенного на рассказ у объекта, настроя экскурсовода. Экскурсовод должен уметь изменять темп речи.

 

Экскурсовод должен следить за дикцией, за отчетливым произношением слов и  слогов в речи. Хорошая дикция позволит сохранять активный темп речи, доносить до слушателей смысл высказывания.

 

Важной характеристикой речи экскурсовода является эмоциональность – насыщенность речи эмоциями. Речь экскурсовода должна воздействовать на эмоциональную сторону  сознания, на механизмы мышления, памяти, внимания.

 

ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

Эффективность любой экскурсии  зависит от нескольких факторов: привлекательность  объектов, качества подготовки, интенсификации предварительного этапа, профессионализма экскурсовода и техники ее проведения.

 

Экскурсионная методика предъявляет  ряд требований к технике ведения  экскурсии:

 

1)    требования к организации  контакта с группой;

 

2)    требования к расстановке  группы у объекта;

 

3)    требования к организации  движения группы;

 

4)    требования к соблюдению  экскурсионного времени.

 

Организация контакта с группой  – важнейший фактор успеха экскурсии, поскольку экскурсионный процесс  строится, прежде всего, на межличностном  общении.Экскурсия начинается со знакомства с группой. Экскурсовод называет себя, предприятие, которое представляет, данные водителя автобуса. Задача экскурсовода определить психологический настрой группы, заинтересовать экскурсантов, привлечь их внимание к теме экскурсии.

 

Организация расстановки группы – методика, меняющаяся в зависимости от объекта и группы. Экскурсовод, на предварительном этапе определяет несколько вариантов размещения группы для изучения объекта. Вариативность размещения группы необходимо при наличии незапланированных ситуаций в процессе экскурсии – отсутствии места для размещения, наличие большой по численности группы, ремонт объекта, изменение климатических условий, требования безопасности.

 

 

Организация движения группы – важный процесс как пешеходной, так и  транспортной экскурсии. Любое перемещение экскурсантов в пространстве должно быть обосновано, связано с маршрутом, графиком экскурсии, объяснено и мотивировано туристам экскурсоводом. Кдвижению экскурсантов нужно готовить заранее. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы отстанет, потеряв возможность знакомства с объектом. Количество остановок группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив их значение. Экскурсовод движется перед группой, либо в ее центре, организуя перемещение колонны, определяя направление движения к объекту. При коротких остановках или при посещении отдельных объектов (сувенирных магазинов, храмов) экскурсовод должен сообщить график движения автобуса и время отведенное на осмотр отдельного объекта.

 

Темп движения группы зависит от ее возрастного состава, рельефа местности, качества дорожной инфраструктуры. В пешеходной экскурсии традиционно темп движения экскурсантов медленный, поскольку объекты показа расположены рядом друг с другом. В соответствии с общим темпом движения группы строится и рассказ экскурсовода. Экскурсовод направляет передвижение экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте, определяя наиболее интересный ракурс.

 

Начало движения автобуса от объекта  к объекту начинается только тогда, когда в автобусе собирается вся группа. Организатором и в этом случае выступает экскурсовод, который заходит в автобус последним.

 

Соблюдение экскурсионного времени. Время, отведенное на экскурсию и  на ее отдельные объекты, указывается  вметодической разработке. Способность  укладываться во время экскурсии – одна из важнейших характеристик профессионализма экскурсовода. Для избежания увеличения времени экскурсии из-за организационных не состыковок, экскурсовод должен иметь несколько временных вариантов проведения экскурсии, работы у отдельного объекта.

 

Кроме относительно общих методических рекомендаций, подходящих для большинства  экскурсий, выделяют методические рекомендации для проведения пешеходных и автобусных экскурсий

 

Методика проведения городской  пешеходной экскурсии. Методика подготовки и проведения пешеходных экскурсий основывается на общих методических требованиях, но вместе с тем имеет некоторые особенности в отборе материала, построении маршрута, методах показа экскурсионных объектов. Успех проведения экскурсии зависит не только от ее содержания, но и от уровня методической разработки экскурсии, от мастерства экскурсовода.

 

Проводя экскурсию каждый экскурсовод  руководствуется методической разработкой. Она определяет целевую установку  экскурсии, время ее проведения, маршрут, перечень основных вопросов и объектов показа и дает некоторые методические указания. Вместе с тем, методическая разработка не может предусмотреть всех случаев, которые могут возникнуть на практике.

 

Во время пешеходной экскурсии  экскурсанты имеют возможность видеть по пути большое количество объектов и, естественно, у экскурсантов могут возникнуть вопросы. Экскурсовод должен иметь обо всех объектах, встречающихся по пути движения и не входящих в маршрут, исчерпывающие сведения. Поэтому особенно важно предварительно продумывать план проведения каждой экскурсии в соответствии с запросами данной группы экскурсантов, маршрутом, возможностями показа основных и дополнительных объектов. Таким образом, план проведения каждой экскурсии по одной и той же теме может меняться в зависимости от конкретных условий.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы