Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Прием панорамного показа – применяетсяв процессе осмотра экскурсионного объекта или города в целом с возвышенности. Экскурсовод, организуя панорамный показ, активизируя восприятие экскурсантов, выделяет в комплексе объектов композиционный центр, раскрывающий тему экскурсии.

 

Прием восполнения - позволяет объединить части, стороны, детали, свойства экскурсионного объекта в единое целое. Прием связан с методом синтеза, используемым при показе архитектурных ансамблей.

 

Прием переноса внимания – предполагает перенос точки осмотра с объекта  на объект. Контраста обогащает впечатления экскурсантов. Сравнение объектов позволяет интенсифицировать экскурсионный анализ.

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

 

 

 

Экскурсия – процесс, сочетающий средства наглядности (показ) и комментарии  к ним (рассказ). Экскурсионный рассказ – составная часть экскурсии, комментарии анализ и пояснения экскурсовода к процессу наглядного ознакомления экскурсантов с ее материалом.

 

Соотношение показа и рассказа, его  продолжительность, форма и объем  зависят от темы экскурсии, количества и специфики экскурсионных объектов, от способа передвижения экскурсионной группы, состава ее участников. Рассказ вторичен по отношению к показу и должен быть подчинен ему, вне показа на экскурсии не используется. Специфика рассказа на экскурсии состоит в том, что он способствует формированию зрительных образов. Рассказ – часть экскурсионной программы когда он связан с показом зрительного ряда экскурсии. Рассказ доминирует, когда экскурсионные объекты плохо сохранились или совсем утрачены.

 

Важнейшие задачи экскурсионного рассказа:

 

1)      воссоздание картины  определенного исторического события;

 

2)      характеристика  экскурсионного объекта;

 

3)      создание у экскурсантов  необходимого впечатления об  объекте;

 

4)      систематизация  наблюдений экскурсантов;

 

5)      привлечение их  интереса к экскурсии; 

 

6)      контроль над  вниманием экскурсантов;

 

7)      формирование обобщающих  выводов. 

 

Можно выделить несколько особенностей экскурсионного рассказа:

 

1)      зависимость рассказа  от скорости движения экскурсионной группы;

 

2)      зависимость рассказа  от возрастной характеристики  группы;

 

2) зависимость рассказа от экскурсионных  объектов конкретного маршрута;

 

3) наличие в рассказе приема  «зрительных доказательств» (зрительная  реконструкция, «портфель экскурсовода»).

 

Задача методических приемов рассказа – представить экскурсионную  информацию так, чтобы экскурсанты  получили адекватное представление  об историческом событии, архитектурном  стиле, части биосферы, исторической личности и т.д.

 

В ходе проведения экскурсии используются нескольких приемов рассказа:

 

1)      экскурсионная справка; 

 

2)      характеристика;

 

3)      объяснение;

 

4)      репортаж;

 

5)      комментирование;

 

6)      цитирование;

 

7)      описание;

 

8)      дискуссия;

 

9)      персонификация.

 

Экскурсионная справка – дается в процессе наблюдения объекта, используется при осмотре дополнительных экскурсионных  объектов, в качестве путевой информации. Экскурсионная справка, как правило, содержит данные об объекте: размеры, назначение, дата возведения, авторы проекта и т.д.

 

Характеристика – определение  характерных качеств и свойств  объекта, изложение материала об объекте, его анализ. Характеристика используется при показе объекта  в процессе транспортной экскурсии  и во время остановок.

 

Объяснение – подробный рассказ  об объекте, в ходе которого излагается материал, по данному объекту. Данный прием наиболее распространен и  используется во всех экскурсиях.

 

Репортаж – описание и объяснение событий, происходящих в данный момент. Прием используется в производственных, природоведческих, событийных экскурсиях.

 

Комментирование – используется при  изложении материала, разъясняющего  смысл события или замысел  автора экскурсионного объекта.

 

 

Цитирование – использование дословной  выдержки из исторических текстов и литературных произведений, для создания у экскурсантов ярких зрительных ассоциаций.

 

Описание - отображает характерные  черты объекта – форму, объем, материал, местоположение. Характерные  черты описания – точность, конкретность. Прием относится и к объектам, и к историческим событиям. Зачастую прием описания подчиненный характер, объединяясь с приемом зрительной реконструкции.

 

Дискуссия – прием предполагает использование в рассказе спорного положения, вызывающего дискуссию. Это дает возможность привлечь в экскурсию диалог экскурсантов между собой, с экскурсоводом. В итоге дискуссии экскурсовод делает выводы.

 

Персонификация – предполагает привлечение биографической информации для создания образа исторической личности. Обращение к персональной проблематике в значительной степени обогатит экскурсию.

 

Кроме того, на экскурсиях зачастую используют и другие приемы рассказа, такие как:

 

1)      прием нарастания  событий (накопления материала);

 

2)      прием аналогии;

 

3)      прием контраста;

 

4)      отступления от  темы.

 

Методика экскурсионного дела предъявляет  существенные требования к речи экскурсовода. Успех экскурсии зависит от языка, которым изложен текст, от вербальных способностей экскурсовода. Экскурсовод должен говорить кратко и локально. Речь экскурсовода, формы рассказа должны быть направлены на то, чтобы сформировать у экскурсанта яркие представления об объекте. Экскурсовод в процессе рассказа обращает внимание на детали, не доступные для экскурсантов. Важнейшее условие достижения успеха экскурсии – хороший литературный язык экскурсовода. Работа над языком – важный этап подготовки экскурсовода к ведению экскурсии. Речь экскурсовода должна быть содержательной, выразительной и понятной. Правильное построение речи экскурсовода оказывает большое влияние на эмоциональный уровень экскурсии.

 

Методика организации экскурсионного рассказа использует различные средства: построение рассказа, обращение экскурсовода к группе, выявление интересной детали в памятнике истории и культуры, для того чтобы сосредоточить внимание, сконцентрировать его на чем-то важном для раскрытия темы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой, с одного наблюдения на другое. Методика проведения экскурсии, уровень эмоциональности в рассказе, жесты, мимика, расстановка группы у объекта – все это должно быть направлено на нейтрализацию посторонних отвлекающих раздражителей.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ

В 70-х годах в штатах экскурсионных  учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности. В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. В настоящее время квалификационные требования определяются каждым экскурсионным предприятием самостоятельно на основе собственного опыта работы. Вместе с тем отдельные положения о навыках, умениях и качествах экскурсовода 70-х гг. XX вв. не устарели и используются и в настоящее время

 

«Должностная инструкция экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения»  определяла основные обязанности экскурсовода:

 

1)    хорошее знание содержания проводимых им экскурсий и путевой экскурсионной информации;

 

2)    владение методикой  их проведения;

 

3)    знание маршрутов и  тематики экскурсий своего предприятия,  порядка их проведения и обслуживания  экскурсантов и туристов.

 

В «Должностной инструкции» была выработана концепция о профессиональных умениях, навыках, способностях экскурсовода

 

В частности, каждый экскурсовод должен уметь:

 

1)    подобрать необходимый  фактический материал и составить  текст экскурсии на определенную  тему;

 

2)    составить методическую разработку экскурсии;

 

3)    прослушивать экскурсоводов  на маршруте на экскурсиях  своей тематики;

 

4)    применять методические  приемы в ходе проведения экскурсии;

 

5)    использовать наглядные  материалы, включенные в «портфель  экскурсовода»;

 

6)    составить текст путевой  экскурсионной информации и провести  ее;

 

7)    соблюдать маршрут экскурсии,  информирует экскурсантов  о правилах  поведения во время экскурсии,  принимает меры к обеспечению  безопасности экскурсантов и  туристов во время экскурсий;

 

8)    оформлять в установленном  порядке документы на экскурсионное  обслуживание, транспорт, питание  и проживание при проведении  экскурсий и сопровождении туристских  групп.

 

Кроме того, экскурсовод во время  проведения экскурсий или пребывания с туристской группой на транспортном маршруте имеет право давать необходимые указания водителю автобуса, если эти указания не ведут к нарушениям правил дорожного движения и не влекут за собой изменения утвержденного маршрута экскурсии (путешествия). Экскурсовод имеет право удалить с экскурсии или снять с маршрута тех экскурсантов или туристов, которые нарушают общественный порядок и правила поведения на маршруте.

 

Существует ряд общих требований к профессиональным навыкам экскурсовода:

 

1)        склонность к участию в социально-культурной работе;

 

2)        понимание  значения экскурсии и своей  роли в процессе туристического  обслуживания;

 

3)        наличие хорошей  дикции;

 

4)        определенных  знаний по одной или нескольким  экскурсионным темам;

 

5)        пополнение  и совершенствование знаний;

 

6)        инициатива  и творческий поиск в работе;

 

7)        изучение  интересов и запросов экскурсантов;

 

8)        дифференцированный  подход к обслуживанию различных  тур. групп; 

 

9)        воспитанность, культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами;

 

10)     владение методикой  проведения экскурсий.

 

При следовании по маршруту экскурсовод  обязан:

 

1)      вести экскурсию  применительно к особенностям  контингента участников;

 

своевременно реагировать на запросы  и пожелания экскурсантов, удовлетворять  их, если они не выходят за рамки  экскурсионной программы, предусмотренной  на маршруте;

 

2) оказывать помощь водителю  в случае его недостаточного  знакомства с маршрутом, своевременно указывать места остановок, стоянок, поворотов, участки замедленного движения.

 

Экскурсовод принимает меры, которые  обеспечивают безопасность экскурсантов на маршруте, в пути следования на автобусе, во время осмотра экскурсионных  объектов, при пешеходных переходах от объекта к объекту. При этом продумываются выход из автобуса, порядок перехода улицы, выбор места для санитарных остановок.

 

В пути следования по маршруту экскурсовод  выполняет следующие обязанности:

 

1) ведет экскурсию в четком  соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей экскурсионной группы;

 

2)    обеспечивает соблюдение  экскурсантами правил пользования  автобусом, порядка и чистоты  в салоне, сохранности оборудования  автобуса;

 

не допускает отвлечения водителя во время движения автобуса посторонними разговорами и вопросами;

 

3)    назначает дополнительные  остановки, когда в составе  группы имеются инвалиды и  экскурсанты преклонного возраста, а также заболевшие в пути  следования.

 

Экскурсовод должен обладать знанием  не только своей специальности, но и  знанием основ педагогики и психологии. Важно чтобы экскурсовод мог  анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной  экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

 

Для экскурсовода так же, как и  для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

 

Конструктивные способности –  умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, внятно и убедительно преподнести его, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

 

Организаторские способности –  умение осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

 

Коммуникативные способности –  умение установить конструктивные отношения  с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем экскурсионной секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами экскурсий.

 

Аналитические способности – основание  для анализа своей работы, объективной  оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов.

 

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода – это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов, убедить их в ее правильности. Убежденность экскурсовода основана на его знаниях и активной жизненной позиции.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы