Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья
Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:
ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ
ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прием панорамного показа – применяетсяв процессе осмотра экскурсионного объекта или города в целом с возвышенности. Экскурсовод, организуя панорамный показ, активизируя восприятие экскурсантов, выделяет в комплексе объектов композиционный центр, раскрывающий тему экскурсии.
Прием восполнения - позволяет объединить части, стороны, детали, свойства экскурсионного объекта в единое целое. Прием связан с методом синтеза, используемым при показе архитектурных ансамблей.
Прием переноса внимания – предполагает
перенос точки осмотра с
ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Экскурсия – процесс, сочетающий средства наглядности (показ) и комментарии к ним (рассказ). Экскурсионный рассказ – составная часть экскурсии, комментарии анализ и пояснения экскурсовода к процессу наглядного ознакомления экскурсантов с ее материалом.
Соотношение показа и рассказа, его продолжительность, форма и объем зависят от темы экскурсии, количества и специфики экскурсионных объектов, от способа передвижения экскурсионной группы, состава ее участников. Рассказ вторичен по отношению к показу и должен быть подчинен ему, вне показа на экскурсии не используется. Специфика рассказа на экскурсии состоит в том, что он способствует формированию зрительных образов. Рассказ – часть экскурсионной программы когда он связан с показом зрительного ряда экскурсии. Рассказ доминирует, когда экскурсионные объекты плохо сохранились или совсем утрачены.
Важнейшие задачи экскурсионного рассказа:
1) воссоздание картины
определенного исторического
2) характеристика экскурсионного объекта;
3) создание у экскурсантов необходимого впечатления об объекте;
4) систематизация наблюдений экскурсантов;
5) привлечение их интереса к экскурсии;
6) контроль над вниманием экскурсантов;
7) формирование обобщающих выводов.
Можно выделить несколько особенностей экскурсионного рассказа:
1) зависимость рассказа от скорости движения экскурсионной группы;
2) зависимость рассказа от возрастной характеристики группы;
2) зависимость рассказа от
3) наличие в рассказе приема «зрительных доказательств» (зрительная реконструкция, «портфель экскурсовода»).
Задача методических приемов рассказа – представить экскурсионную информацию так, чтобы экскурсанты получили адекватное представление об историческом событии, архитектурном стиле, части биосферы, исторической личности и т.д.
В ходе проведения экскурсии используются нескольких приемов рассказа:
1) экскурсионная справка;
2) характеристика;
3) объяснение;
4) репортаж;
5) комментирование;
6) цитирование;
7) описание;
8) дискуссия;
9) персонификация.
Экскурсионная справка – дается в процессе наблюдения объекта, используется при осмотре дополнительных экскурсионных объектов, в качестве путевой информации. Экскурсионная справка, как правило, содержит данные об объекте: размеры, назначение, дата возведения, авторы проекта и т.д.
Характеристика – определение характерных качеств и свойств объекта, изложение материала об объекте, его анализ. Характеристика используется при показе объекта в процессе транспортной экскурсии и во время остановок.
Объяснение – подробный
Репортаж – описание и объяснение событий, происходящих в данный момент. Прием используется в производственных, природоведческих, событийных экскурсиях.
Комментирование – используется при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора экскурсионного объекта.
Цитирование – использование дословной выдержки из исторических текстов и литературных произведений, для создания у экскурсантов ярких зрительных ассоциаций.
Описание - отображает характерные черты объекта – форму, объем, материал, местоположение. Характерные черты описания – точность, конкретность. Прием относится и к объектам, и к историческим событиям. Зачастую прием описания подчиненный характер, объединяясь с приемом зрительной реконструкции.
Дискуссия – прием предполагает использование в рассказе спорного положения, вызывающего дискуссию. Это дает возможность привлечь в экскурсию диалог экскурсантов между собой, с экскурсоводом. В итоге дискуссии экскурсовод делает выводы.
Персонификация – предполагает привлечение биографической информации для создания образа исторической личности. Обращение к персональной проблематике в значительной степени обогатит экскурсию.
Кроме того, на экскурсиях зачастую используют и другие приемы рассказа, такие как:
1) прием нарастания
событий (накопления материала)
2) прием аналогии;
3) прием контраста;
4) отступления от темы.
Методика экскурсионного дела предъявляет существенные требования к речи экскурсовода. Успех экскурсии зависит от языка, которым изложен текст, от вербальных способностей экскурсовода. Экскурсовод должен говорить кратко и локально. Речь экскурсовода, формы рассказа должны быть направлены на то, чтобы сформировать у экскурсанта яркие представления об объекте. Экскурсовод в процессе рассказа обращает внимание на детали, не доступные для экскурсантов. Важнейшее условие достижения успеха экскурсии – хороший литературный язык экскурсовода. Работа над языком – важный этап подготовки экскурсовода к ведению экскурсии. Речь экскурсовода должна быть содержательной, выразительной и понятной. Правильное построение речи экскурсовода оказывает большое влияние на эмоциональный уровень экскурсии.
Методика организации
ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности. В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. В настоящее время квалификационные требования определяются каждым экскурсионным предприятием самостоятельно на основе собственного опыта работы. Вместе с тем отдельные положения о навыках, умениях и качествах экскурсовода 70-х гг. XX вв. не устарели и используются и в настоящее время
«Должностная инструкция экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения» определяла основные обязанности экскурсовода:
1) хорошее знание содержания проводимых им экскурсий и путевой экскурсионной информации;
2) владение методикой их проведения;
3) знание маршрутов и
тематики экскурсий своего
В «Должностной инструкции» была выработана концепция о профессиональных умениях, навыках, способностях экскурсовода
В частности, каждый экскурсовод должен уметь:
1) подобрать необходимый
фактический материал и
2) составить методическую разработку экскурсии;
3) прослушивать экскурсоводов на маршруте на экскурсиях своей тематики;
4) применять методические
приемы в ходе проведения
5) использовать наглядные
материалы, включенные в «
6) составить текст путевой
экскурсионной информации и
7) соблюдать маршрут экскурсии, информирует экскурсантов о правилах поведения во время экскурсии, принимает меры к обеспечению безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий;
8) оформлять в установленном
порядке документы на
Кроме того, экскурсовод во время проведения экскурсий или пребывания с туристской группой на транспортном маршруте имеет право давать необходимые указания водителю автобуса, если эти указания не ведут к нарушениям правил дорожного движения и не влекут за собой изменения утвержденного маршрута экскурсии (путешествия). Экскурсовод имеет право удалить с экскурсии или снять с маршрута тех экскурсантов или туристов, которые нарушают общественный порядок и правила поведения на маршруте.
Существует ряд общих
1) склонность к участию в социально-культурной работе;
2) понимание
значения экскурсии и своей
роли в процессе
3) наличие хорошей дикции;
4) определенных
знаний по одной или
5) пополнение и совершенствование знаний;
6) инициатива и творческий поиск в работе;
7) изучение
интересов и запросов
8) дифференцированный
подход к обслуживанию
9) воспитанность, культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами;
10) владение методикой проведения экскурсий.
При следовании по маршруту экскурсовод обязан:
1) вести экскурсию применительно к особенностям контингента участников;
своевременно реагировать на запросы и пожелания экскурсантов, удовлетворять их, если они не выходят за рамки экскурсионной программы, предусмотренной на маршруте;
2) оказывать помощь водителю в случае его недостаточного знакомства с маршрутом, своевременно указывать места остановок, стоянок, поворотов, участки замедленного движения.
Экскурсовод принимает меры, которые обеспечивают безопасность экскурсантов на маршруте, в пути следования на автобусе, во время осмотра экскурсионных объектов, при пешеходных переходах от объекта к объекту. При этом продумываются выход из автобуса, порядок перехода улицы, выбор места для санитарных остановок.
В пути следования по маршруту экскурсовод
выполняет следующие
1) ведет экскурсию в четком соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей экскурсионной группы;
2) обеспечивает соблюдение
экскурсантами правил
не допускает отвлечения водителя во время движения автобуса посторонними разговорами и вопросами;
3) назначает дополнительные
остановки, когда в составе
группы имеются инвалиды и
экскурсанты преклонного
Экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Важно чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.
Для экскурсовода так же, как и
для педагога, характерны четыре вида
способностей: конструктивные, организаторские,
коммуникативные и
Конструктивные способности – умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, внятно и убедительно преподнести его, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.
Организаторские способности – умение осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.
Коммуникативные способности – умение установить конструктивные отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем экскурсионной секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами экскурсий.
Аналитические способности – основание
для анализа своей работы, объективной
оценки качества проведенной экскурсии,
эффективности использования
Неотъемлемым качеством
Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы