Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья
Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:
ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ
ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3) Искусствоведческие экскурсии: художественные; музыковедческие, театроведческие и др.
4) Архитектурные
экскурсии: историко-
5) Литературные экскурсии: историко-литературные; литературно-монографические;
6) Технические
экскурсии: по истории техники;
По широте охвата тематики:
1) Тематические (однотемные);
2) Обзорные (многотемные);
3) Циклы экскурсий.
По целевой направленности:
1) Научно-просветительные экскурсии;
2) Учебные экскурсии: для учащихся; учебно-методические; специальные.
По составу экскурсантов:
1) По возрасту:
· Экскурсии для взрослых;
· Экскурсии для молодежи;
· Экскурсии для детей и подростков: дошкольники, дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.
2) По социальному составу:
· Экскурсии для рабочих;
· Экскурсии для служащих;
· Экскурсии для учащихся;
· Экскурсии для пенсионеров.
3) По месту жительства:
· Экскурсии для местного населения: для жителей города, для жителей села;
· Экскурсии для советских туристов и отдыхающих, для иностранных туристов.
4) По характеру экскурсионной группы:
· Группа однородного состава;
· Группа неоднородного (смешанного) состава (по возрасту, социальному признаку и т. д.).
Исторические экскурсии
При этом общеисторические экскурсии освещающие весь процесс исторического развития страны или края с самых древнейших времен до сегодняшнего дня, либо какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом процессе или местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях.
Археологические экскурсии проводятся в археологических музеях и археологических отделах истории краеведческих музеев, по отдельным археологическим памятникам, находящимся в естественных условиях, а также по местам археологических раскопок. Основой этих экскурсий являются памятники материальной культуры, характеризующие древнюю историю человечества. Экскурсии могут освещать весь археологический период исторического развития или отдельные археологические культуры, а также могут быть посвящены вопросам хозяйства, быта, религии, искусства первобытных народов.
Этнографические экскурсии проводятся по этнографическим музеям и этнографическим отделам и коллекциям исторических и краеведческих музеев. Они характеризуют хозяйство, быт, социальные отношения, общественный строй, культуру различных народов нашей страны, отдельных национальных районов.
Естественнонаучные экскурсии проводятся в природоведческих музеях общего типа, а также в музеях, посвященных отдельным отраслям естественных наук - антропологических, биологических, ботанических, геологических, минералогических, зоологических, палеонтологических, почвенно-агрономических и др. Естественнонаучные экскурсии проводятся также по отделам природы краеведческих музеев. В музеях-заповедниках естественнонаучного профиля (типичные или редкие ландшафтные образования, места обитания редких животных или произрастания редких растений, уникальные месторождения горных пород, минералов, палеонтологические объекты и т. д.) проводятся комплексные экскурсии по экспозиции и по объектам природы.
Из природоведческих экскурсий можно выделить:
1) естественноисторические экскурсии, в которых освещается развитие отраслей естественных наук в историческом плане;
2) антропологические
экскурсии характеризуют
3) геологические
экскурсии на основе
4) ботанические
экскурсии характеризуют жизнь
и развитие растений в
5) зоологические экскурсии характеризуют строение, жизнь, развитие, распространение и систематику животных;
6) монографические
экскурсии о жизни,
Искусствоведческие экскурсии проводятся по экспозициям художественных, театральных, музыкальных музеев, а также художественных отделов краеведческих музеев.
В зависимости от профиля музея искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам искусства.
Художественные экскурсии – это экскурсии по музейным экспозициям, в которых представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Они могут подразделяться на экскурсии, характеризующие школы, направления или отдельные жанры искусства; экскурсии, посвященные отдельным художественным произведениям, а также экскурсии по творчеству отдельных художников.
Театроведческие экскурсии включают музейные материалы, характеризующие театральное искусство, историю отдельных театров, спектаклей, а также творческие биографии актеров и режиссеров.
Музыковедческие экскурсии охватывают музейные материалы, характеризующие музыкальную культуру и освещающие историю ее развития, историю музыкальных театров, филармоний, отдельных спектаклей, отдельных деятелей музыкальной культуры — композиторов, исполнителей, показывают историю музыкальных инструментов и т.
В классификационной группе искусствоведческих экскурсий можно выделить экскурсии, которые освещают историю различных видов искусств по эпохам, периодам, школам, направлениям, стилям.
Архитектурные экскурсии проводятся по специальным музеям архитектуры, а также по историческим, краеведческим музеям, архитектурно-историческим музеям-заповедникам, музеям под открытым небом, музеям-памятникам и ансамблям, а также архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе и за его пределами.
Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, градостроительства (исторические и современные), а также музейные материалы о них (документы, фотоизобразительный материал, эскизы, проекты, макеты и т. д.). Экскурсии построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях. Таким образом, значительная часть архитектурных экскурсий имеет комплексный характер.
Архитектурные экскурсии могут иметь как исторический характер, так и показывать современный уровень развития архитектуры и городского строительства.
Из архитектурных экскурсий можно выделить:
1) экскурсии по
истории городов, в которых
освещается история и
2) экскурсии по
истории архитектуры, в
Все более широкую популярность приобретают экскурсии по музеям под открытым небом, т. е. комплексам архитектурных сооружений, вывезенных из места их обетования на специально отведенную территорию (жилые, производственные, культовые сооружения). В некоторых памятниках сохраняются или восстанавливаются интерьеры, в других – создаются экспозиции.
Монографические экскурсии о жизни и творчестве знаменитых архитекторов проводятся в музеях, а также по памятникам архитектуры и экспонируемым в них.
Литературные экскурсии
Технические
экскурсии проводятся в политехнических
музеях, на постоянных и временных
технических выставках в
При освоении методики музейной экскурсии очень существенно понять, что такое целевое назначение, целевая направленность экскурсии.
Научно-просветительные
Особенность учебных экскурсий
в их учебно-образовательной
В учебных экскурсиях особенно важен дифференцированный подход к группе в зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовки, знаний. Необходима определенная подготовка в области основ педагогики - школьной, вузовской, педагогики взрослых, основ психологии.
В учебных экскурсиях чаще, чем в других классификационных группах, используется вопросно-ответный метод. Именно путем вопросов повторяется пройденный материал, мобилизуются знания, полученные учащимися на занятиях, лекциях, проверяется понимание, усвоение учащимися содержания экскурсий.
В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать музейный материал, обобщать, делать выводы на основе наблюдений.
По своей форме учебные
Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. При недостатке музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лекции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее картинами.
Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей. Их особенность заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специалистов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.
Содержание и методика проведения экскурсии зависят от уровня образования, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.
Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы