Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

3)       Искусствоведческие  экскурсии: художественные;  музыковедческие,  театроведческие и др.

 

4)       Архитектурные  экскурсии: историко-архитектурные;  по истории городов; по архитектурному  музею-памятнику; по архитектурному  ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др;

 

5)        Литературные  экскурсии:  историко-литературные;  литературно-монографические;

 

6)       Технические  экскурсии: по истории техники;  научно-технические; производственные и др.

 

По широте охвата тематики:

 

1)       Тематические (однотемные);

 

2)       Обзорные (многотемные);

 

3)       Циклы экскурсий.

 

По целевой направленности:

 

1)       Научно-просветительные  экскурсии;

 

2)       Учебные экскурсии:  для учащихся; учебно-методические; специальные.

 

По составу экскурсантов:

 

1)       По возрасту: 

 

·          Экскурсии  для взрослых;

 

·        Экскурсии  для молодежи;

 

·        Экскурсии  для детей и подростков: дошкольники, дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

 

2) По социальному составу: 

 

·   Экскурсии для рабочих;

 

·   Экскурсии для служащих;

 

·   Экскурсии для учащихся;

 

·   Экскурсии для пенсионеров.

 

         3) По  месту  жительства: 

 

·          Экскурсии для местного  населения:  для жителей города, для жителей села;

 

·           Экскурсии  для советских туристов и отдыхающих, для иностранных туристов.

 

4) По характеру экскурсионной   группы:

 

·        Группа однородного  состава;

 

·        Группа неоднородного (смешанного) состава (по возрасту, социальному признаку и т. д.).

 

Исторические экскурсии основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого  общества. Они проводятся по коллекциям, экспозициям и памятникам музеев исторического профиля: в общеисторических музеях республик, городов, в исторических отделах краеведческих музеев, военно-исторических; в музеях, связанных с отдельными историческими дисциплинами.

 

При этом общеисторические экскурсии освещающие весь процесс исторического развития страны или края с самых древнейших времен до сегодняшнего дня, либо какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом процессе или местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях.

 

Археологические экскурсии проводятся в  археологических музеях и археологических  отделах истории краеведческих музеев, по отдельным археологическим памятникам, находящимся в естественных условиях, а также по местам археологических раскопок. Основой этих экскурсий являются памятники материальной культуры, характеризующие древнюю историю человечества. Экскурсии могут освещать весь археологический период исторического развития или отдельные археологические культуры, а также могут быть посвящены вопросам хозяйства, быта, религии, искусства первобытных народов.

 

Этнографические экскурсии проводятся по этнографическим музеям и этнографическим отделам и коллекциям исторических и краеведческих музеев. Они характеризуют хозяйство, быт, социальные отношения, общественный строй, культуру различных народов нашей стра­ны, отдельных национальных районов.

 

Естественнонаучные экскурсии проводятся в природоведческих музеях общего типа, а также в музеях, посвященных отдельным отраслям естественных наук - антропологических, биологических, ботанических, геологических, минералогических, зоологических, палеонтоло­гических, почвенно-агрономических и др. Естественнонаучные экскурсии проводятся также по отделам природы краеведческих музеев. В музеях-заповедниках естественнонаучного профиля (типичные или редкие ландшафтные образования, места обитания редких животных или произрастания редких растений, уникальные месторождения горных пород, минералов, палеонтологические объекты и т. д.) проводятся комплексные экскурсии по экспозиции и по объектам природы.

 

Из природоведческих экскурсий  можно выделить:

 

1)       естественноисторические  экскурсии, в которых освещается развитие отраслей естественных наук в историческом плане;

 

2)       антропологические  экскурсии характеризуют происхождение  и эволюцию человека;

 

3)       геологические  экскурсии на основе геологических  и минералогических коллекций  раскрывают процессы, происходящие в земной коре;

 

4)       ботанические  экскурсии характеризуют жизнь  и развитие растений в различных  условиях окружающей среды, их  распространение, систематику и  хозяйственное использование;

 

5)       зоологические  экскурсии характеризуют строение, жизнь, развитие, распространение и систематику животных;

 

6)       монографические  экскурсии о жизни, деятельности  и научных достижениях выдающихся  ученых в основном проводятся  в мемориальных музеях (музеи  И. В. Мичурина, Н. И. Пирогова, К. А. Тимирязева и др.).

 

Искусствоведческие экскурсии  проводятся по экспозициям художественных, театральных, музыкальных музеев, а  также художественных отделов краеведческих  музеев.

 

В зависимости от профиля музея  искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам искусства.

 

Художественные экскурсии –  это экскурсии по музейным экспозициям, в которых представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного  искусства. Они могут подразделяться на экскурсии, характеризующие школы, направления или отдельные жанры искусства; экскурсии, посвященные отдельным художественным произведениям, а также экскурсии по творчеству отдельных художников.

 

Театроведческие экскурсии включают музейные материалы, характеризующие  театральное искусство, историю  отдельных театров, спектаклей, а также творческие биографии актеров и режиссеров.

 

Музыковедческие экскурсии охватывают музейные материалы, характеризующие  музыкальную культуру и освещающие историю ее развития, историю музыкальных  театров, филармоний, отдельных спектаклей, отдельных деятелей музыкальной культуры — композиторов, исполнителей, показывают историю музыкальных инструментов и т.

 

В классификационной группе искусствоведческих экскурсий можно выделить экскурсии, которые освещают историю различных  видов искусств по эпохам, периодам, школам, направлениям, стилям.

 

Архитектурные экскурсии проводятся по специальным музеям архитектуры, а также по историческим, краеведческим  музеям, архитектурно-историческим музеям-заповедникам, музеям под открытым небом, музеям-памятникам и ансамблям, а также архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе и за его пределами.

 

Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, градостроительства (исторические и современные), а также  музейные материалы о них (документы, фотоизобразительный материал, эскизы, проекты, макеты и т. д.). Экскурсии построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях. Таким образом, значительная часть архитектурных экскурсий имеет комплексный характер.

 

Архитектурные экскурсии могут  иметь как исторический характер, так и показывать современный  уровень развития архитектуры и  городского строительства.

 

Из архитектурных экскурсий можно выделить:

 

1)       экскурсии по  истории городов, в которых  освещается история и современное  состояние города, его планировка, застройка. Экскурсантам показывают  жилые и общественные здания, промышленные и транспортные  сооружения, улицы, площади, жилые массивы, парни, сады, зоны отдыха, а также музейные материалы, раскрывающие перспективы реконструкции и застройки города;

 

2)       экскурсии по  истории архитектуры, в которых  освещается история развития  архитектуры за определенный  период, развитие и смена стилей в архитектуре, архитектура определенного города, района. Это экскурсии по архитектурному музею-памятнику (собору, дворцу, особняку, театру и т. д.) и экскурсии по архитектурному ансамблю-музею (кремлю, крепости, монастырю, усадьбе, дворцовому комплексу и т. д.), по музеям-заповедникам.

 

Все более широкую популярность приобретают экскурсии по музеям под открытым небом, т. е. комплексам архитектурных сооружений, вывезенных из места их обетования на специально отведенную территорию (жилые, производственные, культовые сооружения). В некоторых памятниках сохраняются или восстанавливаются интерьеры, в других – создаются экспозиции.

 

Монографические экскурсии о жизни  и творчестве знаменитых архитекторов проводятся в музеях, а также по памятникам архитектуры и экспонируемым в них.

 

Литературные экскурсии характерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также дл исторических и краеведческих музеев. Среди  них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные  этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни и творчестве писателей, поэтов.

 

Технические экскурсии проводятся в политехнических  музеях, на постоянных и временных  технических выставках в музеях. В историко-технических экскурсиях освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, электростанции, в порты и т. д.

 

При освоении методики музейной экскурсии очень  существенно понять, что такое  целевое назначение, целевая направленность экскурсии.

 

Научно-просветительные экскурсии  являются не только формой получения  общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного  отдыха. Большую роль в этих экскурсиях играет занимательность, живость изложения материала, однако это не снимает вопрос о научности такой экскурсии.

 

Особенность учебных экскурсий  в их учебно-образовательной направленности, в их тесной связи с учебными программами  школ, средних и высших учебных  заведений, различных кружков, курсов и т. п. Цель учебных экскурсий – расширение, дополнение, повторение, конкретизация тех знаний, которые учащиеся получают в учебных заведениях. Экскурсии, построенные на музейных материалах, на подлинных памятниках истории, культуры, природы, способствуют усилению наглядности, убедительности, раскрывают общие теоретические положения по истории, литературе, естествознанию, искусствоведению на конкретном музейном материале. Такие возможности имеются в музеях всех профилей и типов.

 

В учебных экскурсиях особенно важен дифференцированный подход к группе в зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовки, знаний. Необходима определенная подготовка в области основ педагогики - школьной, вузовской, педагогики взрослых, основ психологии.

 

В учебных экскурсиях чаще, чем в других классификационных группах, используется вопросно-ответный метод. Именно путем вопросов повторяется пройденный материал, мобилизуются знания, полученные учащимися на занятиях, лекциях, проверяется понимание, усвоение учащимися содержания экскурсий.

 

В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать  музейный материал, обобщать, делать выводы на основе наблюдений.

 

По своей форме учебные экскурсии  могут быть типичными тематическими  экскурсиями со всеми присущими  им особенностями. Получили распространение и такие виды учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем часто их проводит учитель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового материала слушателям с использованием музейной экспозиции) и особенности урока (опрос, повторение).

 

Одной из форм работы в некоторых  музеях являются экскурсии-лекции. При  недостатке музейного материала  по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лекции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее картинами.

 

Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей.  Их  особенность  заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как   правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специалистов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.

 

Содержание и методика проведения экскурсии зависят от уровня образования, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы