Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Значение методической разработки в том, что она устанавливает  четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике.

 

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии. Когда экскурсии  на определенную тему проводятся для различных групп, то для проведения экскурсий с каждой из этих категорий составляется отдельная методическая разработка. При этом учитываются запросы и интересы данной группы экскурсантов, форма обучения, место конкретной экскурсионной темы в выполнении учебного плана. В методической разработке находят отражение возрастные, профессиональные интересы данной группы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

 

После формулировки цели, задач и  маршрута экскурсии составляются общие  методические указания для экскурсоводов.

 

Цель методических указаний – привести информацию об особенностях методики проведения экскурсии, привести рекомендации по эффективному использованию методических приемов.

 

Методическая разработка имеет  схожую с индивидуальным текстом  структуру:: вступление, основная часть, заключение. Вступление располагается в начале разработки, сразу же после титульного листа.

 

Раздел «Основная часть» в методической разработке экскурсии располагается  по утвержденной схеме. Объем каждой конкретной методической разработки зависит от вида экскурсии, количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности экскурсии по времени и расстояния в километрах.

 

В разделе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе, по которым следует экскурсионная группа. Определяются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого определяется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии, т. е. где практически предусмотрено ее начало. Вместе с тем вступительная часть экскурсии делается не на месте встречи экскурсовода с группой, а неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема, т. е. показ и рассказ по теме, начинается после прибытия группы на то место, где методической разработкой определено начало экскурсии. Во многих случаях сбор группы и назначается на месте, где начинается экскурсия.

 

В разделе «Остановки» называются точки маршрута, где останавливается  группа, и предполагается показ экскурсионного объекта, называется то место, где располагается экскурсионная группа для наблюдения объекта.

 

В разделе «Объекты показа» перечисляются  основные и дополнительные объекты, которые показываются группе на данной остановке, а также во время переезда на автобусе или передвижения пешеходной группы к следующей остановке, где расположен объект.

 

В разделе «Продолжительность экскурсии» указывается время, которое может  быть затрачено на показ данного  объекта, на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи и между объектами.

 

Раздел «Наименование подтем и  перечень основных вопросов» содержит перечисление основных подтем экскурсий. Записи в этой графе носят схематичный характер. После того как в разделе определена подтема, формулируется перечень основных вопросов, излагаемых в рассказе экскурсовода при ее раскрытии. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не превышает трех – пяти.

 

В разделе «Организационные указания»  сформулированы рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы по маршруту, о ее расположении у объектов, об обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, о правилах поведения участников экскурсии в мемориальных местах, у памятников истории и культуры, на территории культовых сооружений.

 

Раздел «Методические указания»  является наиболее важным. В этом разделе  содержатся конкретные указания по методике проведения экскурсии, называются методические приемы, излагаются содержание логических переходов, даются рекомендации по показу наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», включаются советы об использовании движения экскурсантов в качестве методического приема в ходе осмотра экскурсионных объектов.

 

Методическая разработка, так же как и контрольный текст, составляется членами коллектива экскурсионного или туристического предприятия. Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Необходимо обратить внимание на оформление титульного листа, на который помещаются: название предприятия, название темы экскурсии; вид экскурсии, ее продолжительность экскурсии состав экскурсионной группы, фамилии и должности составителей методической разработки, дата утверждения экскурсии приказом руководителя учреждения.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ  МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции.

 

Музейная экскурсия имеет ряд  преимуществ:

 

1)      подобная экскурсия опирается на подлинник;

 

2)      процесс экскурсионного  обслуживания проходит в залах  музея, являющихся наиболее органичной  средой для восприятия музейного  памятника.

 

Определим типы музейных экскурсий, среди  которых особое место занимает обзорная экскурсия. Задачи ознакомительного характера являются для нее закономерными и ведущими. Обзорные экскурсии предназначены, прежде всего, для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекции. Сведения, получаемые туристами на обзорной экскурсии, носят информационный характер и представляют всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов.

 

Содержание и основные вопросы  музейной обзорной экскурсии:

 

1)      знакомство с  архитектурой и историей музейного здания;

 

2)      знакомство с  историей и содержанием музейной  коллекции;

 

3)      общее знакомство  с основными разделами экспозиции  музея;

 

4)      знакомство с  отдельными выдающимися экспонатами,  наиболее ярко представляющими  музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

 

Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным  или различным в зависимости  от времени, обстоятельств или пожеланий  экскурсионной группы. Большее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено одной из обозначенных задач, в то время как остальные будут затронуты в меньшем объеме. Продолжительность обзорной экскурсии может быть вариативна, в зависимости от обстоятельств и пожеланий группы.

 

Распространенным типом музейной экскурсии является образовательная экскурсия. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия адресована широкой аудитории любого возраста  и любой социальной группы. Наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи.

 

Ведущая цель образовательной экскурсии – расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

 

 

Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходимо соотносить со спецификой группы, — ее уровнем, пожеланиями, количеством времени, отведенным на экскурсию. Образовательный характер экскурсий, в отличие от развивающего, предполагает несколько иное понимание их задач и содержания. Задача образовательной экскурсии имеет более познавательный акцент, чем в обзорной экскурсии на ту же тему.

 

Уровень сложности воспринимаемого  материала и методика его подачи в образовательной экскурсии  также зависят от многих факторов:

 

1)      ориентация на определенную возрастную и социальную категорию зрителей в выборе методики и уровня сложности материала;

 

2)      учет специфики  подачи материала для экскурсионных  групп, смешанных как в социальном, так и в возрастном отношении.

 

Продолжительность образовательной экскурсии в зависимости от ее цели, возраста зрителей и образовательных задач, может быть различна. Однако, в любом случае, установка на расширенное  и глубокое знание требует и большей продолжительности экскурсии. Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь традиционной и весьма распространенной формой музейной экскурсии, решает познавательные задачи углубленного характера и предполагает систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.

 

В основе экскурсии развивающего типа лежит развивающая функция обучения. Развивающая экскурсия не является столь распространенной как экскурсия ознакомительного и образовательного характера. Тем не менее, она имеет прочные исторические традиции, и ее появление практически совпадает с периодом появления и распространения первых идей в сфере эстетического и художественного воспитания.

 

Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие способностей, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников. Успешное решение задач развивающей экскурсии обеспечивает и большую эффективность учебного процесса на экскурсии образовательного типа. Экскурсия развивающего типа призвана развивать и формировать такие качества и способности личности как наблюдательность, эмоциональную и сенсорную восприимчивость, творческое мышление, а также умение выражать словесно свои эмоции, мысли и наблюдения. Она имеет сугубо педагогическую направленность, особенно на первоначальном этапе обучения, и ее конкретные задачи связаны с формированием и развитием определенных психических качеств и способностей личности.

 

Основные задачи развивающей экскурсии:

 

1)      формирование эмоциональной  отзывчивости на содержание части;

 

2)      формирование способности  размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные впечатления, наблюдения, мысли;

 

3)      развитие творческого  воображения;

 

4)      развитие сенсорных  способностей.

 

Успешная реализация перечисленных  задач в экскурсии развивающего типа возможна лишь при условии  принципиально иной методики, в отличие от методики экскурсий ознакомительного и образовательного характера.

 

К методикам музейных экскурсий  развивающего типа относятся:

 

1)      метод диалога,  живой беседы;

 

2)      дидактические игры  и развивающие упражнения

 

Зрительный ряд экскурсии развивающего типа нельзя перегружать, но он должен позволить с наибольшей полнотой и убедительностью решить поставленную перед экскурсией задачу. Например, если таковой задачей является развитие цветового видения учащихся, значит, в зрительный ряд экскурсии должны быть включены живописные произведения с выразительной цветовой характеристикой; если развитие чувства ритма, фактуры, значит, соответственно, — выразительные по ритмической организации, фактуре и т. п.

 

Продолжительность экскурсии развивающего типа составляет не более 45-50 минут. Развивающая направленность экскурсии требует индивидуальной работы с каждым членом группы, а следовательно ее численность не должна превышать 15 человек.

 

Целью воспитательных экскурсий является формирование познавательной активности, а также ценностных ориентации личности.

 

Задачи воспитательной экскурсии:

 

1)      формирование познавательной  активности экскурсантов;

 

2)      формирование их  коммуникативных навыков;

 

3)      воспитание внимания;

 

4)      воспитание общей  культуры.

 

В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и воспитательные задачи являются ведущими.

 

Анализ экскурсионного объекта  в музейной экскурсии значительно  отличается от анализа на традиционной городской экскурсии. Основные формы анализа музейного памятника:

 

1)      общий, или развернутый  анализ (всестороннее рассмотрение  экспоната, с целью раскрытия  его структуры, идеи и содержания);

 

2)      сравнительный анализ (одновременный анализ двух и  более объектов);

 

3)      комплексный анализ (предполагает показ экспозиции  музея крупным планом, детальное  рассмотрение наиболее характерных  экспонатов);

 

4)      «фрагментарный»  анализ (предполагает выделение  из музейной экспозиции или  из отдельного экспоната определенного элемента, который становится объектом анализа).

 

Вариативность анализа музейного  памятника во многом зависит от опыта  работы экскурсовода, его интуиции, творческих способностей, а так же грамотности, ассоциативности и  выразительности речи определяющей уровень контакта между ним и  зрителем и создающей определенное эмоциональное состояние способствующее восприятию памятника.

 

Очень важным качеством экскурсовода в музее является его способность  к импровизации, которая создает  у зрителя чувство сопричастности.

 

Для музейных экскурсий принята  своя классификация, учитывающая специфику музейной работы.

 

По месту проведения и объектам показа:

 

1)Экскурсии по музейным экспозициям; 

 

2)Экскурсии по фондохранилищам  и открытому хранению фондов;

 

3)Комплексные  экскурсии: по музейным экспозициям  и городским и загородным памятникам, по музеям-заповедникам, по музеям под открытым небом.

 

По тематике:

 

1)       Исторические экскурсии: общеисторические (по эпохам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические;  историко-культурные; монографические  (по истории отдельных учреждений или посвященные историческим деятелям) и др;

 

2)       Естественнонаучные  экскурсии: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические  и др.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы