Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья
Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:
ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ
ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.
3.3. Группа экскурсий, различающихся по составу участников
К данной группе относятся
экскурсии для взрослой
3.4. Группа экскурсий,
К этой группе относятся городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.
Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.
Загородная экскурсия –
Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма.
Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.
Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.
Основой для разработки и реализации экскурсий в музеи служат их экспозиции. Методика проведения экскурсий в музеях имеет ряд особенностей и будет раскрыта в отдельной лекции.
3.5. Группа экскурсий,
К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии
Пешеходные экскурсии –
Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.
В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.
3.6. Группа специализированных
К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.
Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.
Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.
Контрольные вопросы
1.
Обоснуйте необходимость
2.
Охарактеризуйте обзорные и
3.
Охарактеризуйте основные
4.
Определите специфику
5.
Охарактеризуйте экскурсии,
6.
Охарактеризуйте экскурсии,
7. Какие экскурсии относятся к специализированным?
ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
Экскурсия – это результат двух важнейших взаимосвязанных процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение.
Важнейшей характеристикой качества предварительной работы экскурсовода является ее соответствие требованиями экскурсионной методики. Эффективность экскурсии определяется именно методикой ее проведения, уровнем организации ее как процесса.
Экскурсионная методика состоит из следующих частей:
1) методики разработки новой темы;
2) методики подготовки
экскурсовода к проведению
3) методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.
Основные правила задачи методики:
1) помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии;
2)
содействовать экскурсантам в
усвоении практических навыков
изучения экскурсионных
3) обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.
Успешное осуществление этих правил требует от экскурсовода серьезного отношения к отбору объектов и составлению маршрута. При подготовке новой экскурсии нужно исходить из того, что выбор темы, экскурсионных объектов и маршрута теснейшим образом связаны между собой. Методически экскурсия должна быть построена так, чтобы обеспечить устойчивое внимание аудитории в течение длительного времени.
Экскурсионная методика имеет свои особенности, которые определяются задачами, поставленными перед конкретной экскурсией, целевой установкой, видом экскурсии, составом группы, способом ее передвижения.
Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.
В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа. Кроме того, непосредственно подготовка новой экскурсии включает два основных этапа, сходных по времени их реализации:
1) предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);
2) собственно
разработка экскурсии (
При подготовке экскурсии не следует
допускать заготовки излишнего
фактического материала, который не
понадобится при написании
В процессе подготовки новой экскурсии выделяют шестнадцать основных этапов:
1) определение цели;
2) выбор темы;
3) отбор литературы;
4) определение новых источников, материалов;
5) изучение источников (литературных, архивных, статистических);
6) ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме;
7) отбор и изучение экскурсионных объектов;
8) составление маршрута;
9) объезд или обход маршрута;
10) подготовка контрольного текста;
11) комплектование «портфеля экскурсовода»;
12) определение методических приемов проведения экскурсий;
13) составление методической разработки;
14) заключение методиста о тексте и методической разработке;
15) прием (сдача) экскурсии;
16) утверждение экскурсии.
Работа по подготовке экскурсии начинается с четкого определения ее цели – конечного результата деятельности экскурсовода (информационная функция, эстетическое воспитание...). Определение цели – прежде всего для самого экскурсовода – оказывает определяющее влияние на содержание экскурсии. Цель экскурсии меняется в зависимости от состава экскурсионной группы.
Тематика экскурсионных програм
Необходимый этап подготовки экскурсии – отбор литературы по теме и составление списка книг, брошюр, статей. Задача подобного списка – упрощение подбора фактического и теоретического материала для подготовки индивидуального текста.
Важная часть работы по подготовке экскурсии – работа над ее содержанием, которая начинается с накапливания материала и продолжается во время изучения литературы. Материал экскурсии строится на тесной связи теории и практики той или иной научной дисциплины. В начале работы над содержанием экскурсии необходимо определить ее хронологические рамки. Важное значение имеет фактическая сторона экскурсии. Необходимо использовать только достоверные и тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.
При подготовке экскурсии используются следующие формы отбора фактического материала: беседы, с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных фильмов, изучение материалов государственных музеев и архивов. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.
Помимо публикаций, материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках, играющих вспомогательную роль при подготовке материала. Они могут храниться в музеях, государственных архивах, частных коллекциях.
Следующий этап – изучение материалов, раскрывающих тему экскурсии. Изучение любого источника сопровождается конспектированием, копированием материалов для составления контрольного текста, «портфеля экскурсовода».
В ходе подготовки экскурсии знакомство экскурсовода с музеем начинается с тематико-экспозиционного плана, изучение экспонатов, раскрывающих тему, прослушивание экскурсий, проводимых экскурсоводами музея. Существует ряд форм использования экспозиций музеев в экскурсионной работе – непосредственно экскурсии по экспозиции музея, включение музейной экскурсии в обзорную городскую экскурсию в качестве подтемы.
Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. В этой связи их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой. Основными объектами экскурсий являются памятники истории, археологии и архитектуры; природные объекты: леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок.
Кроме того,
экскурсионные объекты
Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы