Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Тематические экскурсии того или  иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.

3.3. Группа экскурсий, различающихся по составу участников

 

 К данной группе относятся  экскурсии для взрослой аудитории,  для детей, для местного населения,  для приезжих туристов, для городского, для сельского населения, для  организованных групп, для одиночных,  посетителей.

3.4. Группа экскурсий, различающихся  по месту проведения 

 

 К этой группе относятся  городские, загородные, производственные  и музейные экскурсии.

 

Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его  частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.

 

Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного  пункта следования обычно не превышает 100 км. Загородная экскурсия имеет  несколько видов: 1) когда экскурсия  проводится в конечном пункте; 2) когда  экскурсия проводится в пути следования; 3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов, в экскурсии дается характеристика каждого из них.

 

Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские  и речные торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма.

 

Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

 

Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.

 

Основой для разработки и реализации экскурсий в музеи служат их экспозиции. Методика проведения экскурсий в  музеях имеет ряд особенностей и будет раскрыта в отдельной лекции.

3.5. Группа экскурсий, различающихся  по способу передвижения группы 

 

К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии

 

Пешеходные экскурсии – позволяют  создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Вместе с тем пешеходные экскурсии не всегда подходят для возрастных групп, не позволяют комплексно рассматривать ресурсы большого города, ограничивают перечень затрагиваемых объектов.

 

Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

 

В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.

3.6. Группа специализированных экскурсии 

 

К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих  сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.

 

Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации  занятий для экскурсоводов. Целью  данной экскурсии является овладение  необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

 

Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

Контрольные вопросы

1.                        Обоснуйте необходимость классификации  экскурсий в практическом экскурсоведении.

 

2.                         Охарактеризуйте обзорные и тематические  экскурсии.

 

3.                        Охарактеризуйте основные группы  тематических экскурсий.

 

4.                        Определите специфику подготовки отдельных подгрупп экскурсий, различающихся по составу участников.

 

5.                        Охарактеризуйте экскурсии, различающиеся  по месту проведения.

 

6.                        Охарактеризуйте экскурсии, различающиеся  по способу передвижения.

 

7.                        Какие экскурсии относятся к  специализированным?

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

Экскурсия – это результат двух важнейших взаимосвязанных процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение.

 

Важнейшей характеристикой качества предварительной работы экскурсовода является ее соответствие требованиями экскурсионной методики. Эффективность  экскурсии определяется именно методикой  ее проведения, уровнем организации ее как процесса.

 

Экскурсионная методика состоит из следующих частей:

 

1)      методики разработки  новой темы;

 

2)      методики подготовки  экскурсовода к проведению экскурсии;

 

3)      методики послеэкскурсионной  работы с ее участниками.

 

Основные правила задачи методики:

 

1)      помочь экскурсанту  увидеть, услышать и ощутить  все то, что имеет отношение  к теме экскурсии; 

 

2)      содействовать экскурсантам в  усвоении практических навыков  изучения экскурсионных объектов;

 

3)      обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.

 

Успешное  осуществление этих правил требует  от экскурсовода серьезного отношения  к отбору объектов и составлению  маршрута. При подготовке новой экскурсии  нужно исходить из того, что выбор темы, экскурсионных объектов и маршрута теснейшим образом связаны между собой. Методически экскурсия должна быть построена так, чтобы обеспечить устойчивое внимание аудитории в течение длительного времени.

 

Экскурсионная методика имеет свои особенности, которые определяются задачами, поставленными перед конкретной экскурсией, целевой установкой, видом экскурсии, составом группы, способом ее передвижения.

 

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой  методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

 

В методике проведения экскурсии выделяют две  части: методику показа и методику рассказа. Кроме того, непосредственно подготовка новой экскурсии включает два  основных этапа, сходных по времени  их реализации:

 

1)          предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);

 

2)          собственно  разработка экскурсии (составление  экскурсионного маршрута, обработка  фактического материала, работа  над содержанием экскурсии, подготовка  контрольного текста, работа над  методикой проведения экскурсии,  выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).

 

При подготовке экскурсии не следует  допускать заготовки излишнего  фактического материала, который не понадобится при написании контрольного текста. Следует придерживаться традиционной схемы экскурсий (вступление, основная часть, заключение). Продуманная разработка новой экскурсии является основой ее высокого качества.

 

В процессе подготовки новой экскурсии  выделяют шестнадцать основных этапов:

 

1)      определение цели;

 

2)       выбор темы;

 

3)      отбор литературы;

 

4)      определение новых источников, материалов;

 

5)      изучение источников (литературных, архивных, статистических);

 

6)      ознакомление с  экспозициями и фондами музеев  по теме;

 

7)      отбор и изучение  экскурсионных объектов;

 

8)      составление маршрута;

 

9)      объезд или обход  маршрута;

 

10)    подготовка контрольного  текста;

 

11)    комплектование «портфеля  экскурсовода»; 

 

12)    определение методических  приемов проведения экскурсий; 

 

13)    составление методической  разработки;

 

14)    заключение методиста о тексте и методической разработке;

 

15)    прием (сдача) экскурсии; 

 

16)    утверждение экскурсии.

 

Работа по подготовке экскурсии  начинается с четкого определения  ее цели – конечного результата деятельности экскурсовода (информационная функция, эстетическое воспитание...). Определение цели – прежде всего для самого экскурсовода – оказывает определяющее влияние на содержание экскурсии. Цель экскурсии меняется в зависимости от состава экскурсионной группы.

 

Тематика экскурсионных программ постоянно расширяется. Очень важно определить правильный выбор темы экскурсии – четкая формулировка темы определяет ее содержание экскурсии, тема является стержнем, объединяющим все объекты экскурсии.

 

Необходимый этап подготовки экскурсии  – отбор литературы по теме и составление списка книг, брошюр, статей. Задача подобного списка – упрощение подбора фактического и теоретического материала для подготовки индивидуального текста.

 

Важная  часть работы по подготовке экскурсии  – работа над ее содержанием, которая начинается с накапливания материала и продолжается во время изучения литературы. Материал экскурсии строится на тесной связи теории и практики той или иной научной дисциплины. В начале работы над содержанием экскурсии необходимо определить ее хронологические рамки. Важное значение имеет фактическая сторона экскурсии. Необходимо использовать только достоверные и тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

 

При подготовке экскурсии используются следующие  формы отбора фактического материала: беседы, с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных фильмов, изучение материалов государственных музеев и архивов. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.

 

Помимо  публикаций, материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках, играющих вспомогательную роль при подготовке материала. Они могут храниться в музеях, государственных архивах, частных коллекциях.

 

Следующий этап – изучение материалов, раскрывающих тему экскурсии. Изучение любого источника сопровождается конспектированием, копированием материалов для составления контрольного текста, «портфеля экскурсовода».

 

В ходе подготовки экскурсии знакомство экскурсовода с музеем начинается с тематико-экспозиционного  плана, изучение экспонатов, раскрывающих тему, прослушивание экскурсий, проводимых экскурсоводами музея. Существует ряд форм использования экспозиций музеев в экскурсионной работе – непосредственно экскурсии по экспозиции музея, включение музейной экскурсии в обзорную городскую экскурсию в качестве подтемы.

 

Показ экскурсионных  объектов является основной частью экскурсии. В этой связи их правильный отбор  весьма важен. Объекты экскурсии  определяются ее темой. Основными объектами  экскурсий являются памятники истории, археологии и архитектуры; природные объекты: леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок.

 

Кроме того, экскурсионные объекты классифицируются:

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы