Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

1)      по содержанию  – одноплановые (растение, животное, произведение живописи, река, дом)  и многоплановые (произведения  архитектуры, лес, поле, улицы,  площади  связанные с историческими  событиями);

 

2)      по функциональному  значению – основные (служат основой для раскрытия подтем), дополнительные (демонстрируются во время переездов между объектами, в качестве логических переходов);

 

3)      по степени сохранности. 

 

Правильный отбор памятников в  качестве экскурсионных объектов обеспечит  зрительную основу восприятия экскурсионного материала и наиболее глубокое раскрытие темы экскурсии. При отборе памятников для показа необходимо учитывать их художественную ценность, сохранность и т, п. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

 

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных  объектов.

 

Для оценки объектов, включенных в  экскурсию, используют ряд показателей:

 

1)      познавательная  ценность – связь объекта с  тем или иным историческим  событием, художественные достоинства  памятника, которые возможно использовать  в экскурсии; 

 

2)      известность объекта; 

 

3)      специфичность объекта  (внешние характеристики, историческая канва);

 

4)      выразительность  объекта – взаимодействие экскурсионного  объекта с фоном, с окружающей  средой;

 

5)      сохранность объекта  – состояние памятника в настоящее  время; 

 

6)      месторасположение  объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, качество дороги для автотранспорта.

 

Для каждой группы объектов существует своя классификация. Так, в архитектурно-градостроительных  экскурсиях используются три группы объектов:

 

1)      историко-архитектурные  памятники и ансамбли;

 

2)      произведения современной  архитектуры, современное градостроительство;

 

3)      стройки, процесс  возведения зданий и сооружений.

 

Памятники архитектуры делятся  на следующие группы:

 

1)      старые города  или сохранившиеся части старых городов, жилые дома в городе и на селе;

 

2)      общественные здания (административные, учебные, театральные,  музейные, библиотечные, торговые, лечебные);

 

3)      памятники культового  назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни);

 

4)      военные памятники  (кремли, крепости, башни);

 

5)      промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты,  мельницы);

 

6)      инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.);

 

7)      монументы (арки, колонны, обелиски, стелы).

 

Правильный отбор объектов, их количество оказывают влияние на качество экскурсий. Необходимо помнить, что чем больше, объектов будет отобрано для показа на экскурсии, тем более поверхностно будет освещена ее тема. Для городской тематической экскурсии, рассчитанной на три-четыре академических часа, рекомендуется отобрать не более 15-20 объектов.

 

В экскурсию могут входить как  объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты. Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.

 

Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них. Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу. Вместе с тем по этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.

 

Примерные направления данной характеристики:

 

1)    наименование памятника  (современное и первоначальное название);

 

2)    историческое событие,  с которым связан памятник, дата  этого события;

 

3)    местонахождение объекта;

 

4)    данные о памятнике  (автор, дата сооружения, из каких  материалов изготовлен, тексты надписей);

 

5)    источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания);

 

6)    сохранность памятника  (состояние памятника и территории, на которой он находится, время  реставрации);

 

7)    охрана памятника (ведомственная  принадлежность).

    После завершения отбора объектов, экскурсовод приступает к составлению маршрута. Маршрут экскурсии – наиболее удобный путь следования экскурсионной группы (автобусной или пешеходной). Маршрут строится в зависимости от последовательности осмотра объектов, темы экскурсии, места расположения объектов, наличия площадок для расположения группы, безопасности экскурсантов. Функциональная задача маршрута – наиболее полное раскрытие темы.

 

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута – организация показа объектов в логической последовательности, обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Путь следования экскурсионной группы намечается с учетом определенных требований к маршруту: объекты экскурсии не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой или контрастировать.

 

Существуют три варианта построения маршрутов:

 

1) хронологический, 

 

2) тематический,

 

3) тематико-хронологический.

 

Обзорные городские экскурсии  строятся по тематико-хронологическому принципу. Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии делятся на основные и дополнительные. Основные – подвергаются более глубокому анализу, на каждом из них обычно раскрывается одна из, подтем экскурсии. Разрабатывается несколько вариантов движения группы для экономии времени и избежания накладок.

 

Важнейший этап разработки новой экскурсионной  темы – объезд (обход)  маршрута.

 

Задачи организации объезда (обхода) маршрута: ознакомление с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнение  места расположения объекта, место остановки автобуса или группы; проведение хронометража времени экскурсии, проверка целесообразности использования методических приемов показа; выбор точек для расположения экскурсионной группы и показа объектов.

 

Объезд дает возможность правильно  определить время, необходимое для проведения данной экскурсии. После объезда (обхода) схема экскурсионного  маршрута согласовывается с местной службой ГИБДД.

 

Определив маршрут следования, составляется контрольный текст экскурсии, куда включаются основные положения и фактический материал.

 

Существуют два вида экскурсионных  текстов:

 

1)      контрольный;

 

2)      индивидуальный.

 

Контрольный и индивидуальный текст  несколько совпадают по содержанию. Вместе с тем контрольный текст  является образцом для подражания.

 

Контрольный текст – составляется экскурсоводом при разработке новой  темы экскурсии. При составлении  контрольного текста автор должен добиться соответствия материала цели и теме экскурсии. Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии, не строясь в маршрутной последовательности. В контрольном тексте содержатся материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов между подтемами, содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему.

 

Существуют определенные требования к контрольному тексту: научность, логичность, удобство для использования, наличие  ссылок на источники.

 

Контрольный текст является основополагающим документом для экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты.

 

Второй вид экскурсионного текста – индивидуальный. Данный текст  экскурсовод составляет самостоятельно, готовя экскурсию на определенную тему.

 

Индивидуальный текст – отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом, материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, он имеет четкое деление на тематические части. Части текста строятся по определенной схеме: характеристика объекта; материал, посвященный определенному периоду истории; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом и местом; выводы по подтеме, логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – готовый для исполнения рассказ, содержащий полное и четкое изложение материала экскурсии, прикрепленное к зрительным объектам. Каждая подтема – отдельный, содержательный рассказ.

 

Индивидуальный текст состоит  из трех частей: вступления (вводное слово), основной части и заключения. Вступление подразделяется на две части – организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов. Во второй части вступления излагается содержание предстоящего мероприятия. Во вступлении могут быть названы отдельные подтемы экскурсии. Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к, самой теме. Основные требования к вводному слову – краткость и динамичность. Общее время вступления – 5 – 7 мин.

 

Основная часть экскурсии –  показ и рассказ, раскрывающие тему. В основную часть входит несколько  подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

 

Одна из задач создателя новой  экскурсии - связка между собой в  содержании всех подтем, чему способствует последовательность показа экскурсионных  объектов, в котором важную роль играют логические переходы.

 

Логические переходы - важная часть  экскурсии. Существуют формальные и неформальные логические переходы. Длительность логического перехода обычно равна по времени перемещению группы от объекта к объекту. Содержание логического перехода определяется содержанием самой экскурсии, подтемы, после которой используется переход. Цель логического перехода – связать между собой отдельные составные части экскурсии. Вместе с тем, осуществление требования лаконичности словесного материала не должно вести к отрывочности сообщаемых экскурсоводом сведений каждая мысль, содержащаяся в материале экскурсовода, должна быть доведена до логического конца, каждый выдвинутый тезис должен быть убедительно раскрыт.

 

Одним из характерных признаков  экскурсии является постоянное передвижение экскурсионной группы.

 

Движение в экскурсии происходит в трех видах:

 

1)      передвижение от  одного объекта к другому, по  заранее составленному маршруту;

 

2)      движение вблизи  объекта для лучшего его наблюдения;

 

3)      движение, дающее  представление о размерах осматриваемой  площади, о крутизне склона, глубине рва и др.

 

Движение в экскурсии — это  не передвижение группы вообще, а передвижение, позволяющее выявить наиболее характерные  стороны и детали изучаемых объектов (обход вокруг здания, передвижение по городской площади). Рассказ в это время незначителен по своим размерам, преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта (или группы объектов) экскурсантами.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИИ

После завершения предварительной  работой над экскурсией ее авторы приступают к составлению методической разработки – документа, определяющего способ проведения данной экскурсии, специфики организации показа памятников, отбора методических приемов для наиболее успешного и эффективного проведения экскурсии.

 

Экскурсовод, готовясь к экскурсии на определенную тему, оставляет в методической разработке конкретные советы по структуре мероприятия – в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и в какой момент лучше всего продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии – расположении экскурсионной группы около объектов, скорости движения экскурсантов на маршруте, пути следования группы от объекта к объекту.

 

Методическая разработка в краткой форме излагает требования экскурсионной методики к построению экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Рекомендации этого документа по методике проведения экскурсии на определенную тему обязательны для исполнителей (экскурсоводов). Высокое качество методической разработки – одно из важных условий повышения эффективности экскурсионной работы. Без наличия такого документа, как методическая разработка, экскурсия не может проводиться.

 

Правильно составленная методическая разработка организует работу экскурсовода, направляет его внимание на раскрытие темы, использование определенной методики показа объектов. Текст и методическая разработка различны по своему содержанию и стоящим перед ними задачам.

 

Если в контрольный текст экскурсии включается все, что должен сказать экскурсовод, то методическая разработка содержит советы, когда и как организовать показ включенных в маршрут экскурсионных объектов, как вести рассказ об этих- объектах и о событиях, с ними связанных, как демонстрировать наглядные пособия.

 

В методической разработке указываются  цель и тема экскурсии, перечисляются  объекты показа, формулируются подтемы  и включенные в них основные вопросы, называется общая продолжительность  экскурсии и время, отводимое на каждую из ее частей, перечисляются методические приемы показа и рассказа, даются советы по их использованию.

 

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: содержать  указания на пути полного и правильного  раскрытия темы; формулировать наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; объединять методику показа и рассказа.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы