Лекции по организации экскурсионной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, статья

Описание работы

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7.
СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает... явление в его естественной обстановке» - В. А. Герд (1925).

 

«Экскурсия – коллективное посещение  какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» – Малая советская энциклопедия (1931 г.).

 

«Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - Большая советская энциклопедия (1933 г.).

 

«Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.)

 

«Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с  образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.).

 

«Экскурсия – коллективная поездка  или поход в достопримечательные  места с научной, образовательной  или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.).

 

«Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.).

 

Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.

2.2. Характерные признаки и   сущность экскурсии

 

Экскурсия – целенаправленный наглядный  процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

 

Сущность экскурсии – экскурсия  имеет свои особенности (признаки) в  организации, методике подготовки и  проведения. Выделяют шесть признаков  экскурсии:

 

1)    протяженность по времени  проведения (от одного академического  часа до суток);

 

2)    наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);

 

3)    наличие квалифицированного  руководителя – специалиста в  определенной отрасли знаний (экскурсовод);

 

4)    показ экскурсионных  объектов (первичность зрительных  впечатлений);

 

5)     передвижение экскурсионной  группы по заранее составленному маршруту;

 

6)    целенаправленность показа  объектов (наличие определенной  темы).

 

Тематика экскурсий – совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии  является ее построение в соответствии с определенной темой.

 

Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное  изложение основного содержания экскурсии. Тема – понятие, относящееся  к содержанию чего-либо. Тема связана  с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.

 

Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной  работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии – тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий – важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.

 

Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем  экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.

 

Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение  подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.

 

Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.

 

Ведущая подтема экскурсии –  способствует более глубокому раскрытию  ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем

 

Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса – тесная связь с объектами  и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.

 

Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей  экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.

 

В ходе подготовки и реализации экскурсии  должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.

 

Принцип научности – один из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с нимсодержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.

 

Принцип

связи теории с жизнью –материал  экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.

 

Принцип объективности – информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

 

Принцип доступности – экскурсионная  информация должна быть доступной для  восприятия потребителем.

 

Экскурсионный процесс выполняет  ряд функций. Функции экскурсии  – те цели и задачи, которые реализуются  в ходе экскурсионного процесса.

 

Функция информации – экскурсия  в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно  выверенную информацию по теме.

 

Функция организации отдыха – отдельные  виды экскурсии способствуют эмоциональной  и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.

 

Функция расширения кругозора – одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.

 

Функция подготовки и переподготовки кадров – ряд специализированных экскурсий способствуют подготовке будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий.

Контрольные вопросы

1.                  Охарактеризуйте эволюцию термина  «экскурсия» в российском экскурсоведении.

 

2.                  Дайте определение экскурсии.

 

3.                  Назовите признаки экскурсии  и охарактеризуйте ее сущность.

 

4.                  Назовите основные принципы экскурсии

 

5.                  Назовите основные функции экскурсии.

 

 

ЛЕКЦИЯ  № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

3.1. Классификация  экскурсий в практическом экскурсоведении

 

Классификация экскурсий в теории и практике экскурсоведения необходима для выделения отдельных видов  экскурсий с разработкой специфического теоретического подхода для их подготовки и реализации.

 

Классификация – распределение  предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости  от их общих признаков.

 

Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:

 

1)      по содержанию;

 

2)      по составу участников;

 

3)      по месту проведения  экскурсии; 

 

4)      по способу передвижения  группы;

 

5)      специализированные  экскурсии.

 

Каждая из выше названных групп  имеет свои характерные признаки.

 

 

3.2. Группа экскурсий, различающихся по содержанию

 

К данной группе относятся обзорные (многоплановые) и тематические.

 

Обзорные  экскурсии – многотемные, в такой  экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты (памятники истории и культуры, здания, природные объекты, промышленные предприятия и т.п.). Хронологические рамки обзорной экскурсии – историческое время существования объекта.

 

Тематические  экскурсии – посвящены раскрытию  одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы. В этой связи именно четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала, играют важную роль в его усвоении экскурсантами.

 

В 80-е гг. XX в. из 24 тыс. тем, разработанных в  экскурсионных учреждениях, большинство  составляли именно тематические экскурсии.

 

Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на восемь групп:

 

1) исторические;

 

2) военно-исторические;

 

3) производственные;

 

4) природоведческие;

 

5) искусствоведческие;

 

6)      архитектурно-градостроительные.

 

Каждая из тематических групп в  свою очередь подразделяется на определенные подгруппы.

 

Исторические экскурсии делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию исторические экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.

 

 

Военно-исторические экскурсии –  подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

 

Производственные экскурсии –  делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики, транспортного узла, или определенный период развития предприятия.

 

Производственно-экономические экскурсии  – посвящены функционированию, специфике работы предприятия.

 

Производственно-технические экскурсии  – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов  и участков предприятия.

 

Природоведческие экскурсии –  посвящены анализу характерных  особенностей биосферы города, района, области. В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими

 

 

Искусствоведческие экскурсии  – включают такие группы экскурсий  как: театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.

 

Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.

 

Архитектурно-градостроительные –  экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом.

Информация о работе Лекции по организации экскурсионной работы