Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………

Файлы: 1 файл

Туризим в Кыргызстане.docx

— 163.11 Кб (Скачать файл)

7.Ослабление ограничений  на вывоз валюты во многих  странах и упрощение пограничных  формальностей.

Значение туризма в  мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма  на экономику отдельной страны. В  экономике отдельной страны международный  туризм выполняет ряд важных функций:

1. Международный туризм - источник валютных поступлений  для страны и средство для  обеспечения занятости.

2.Международный туризм  расширяет вклады в платёжный  баланс и ВНП страны.

3.Международный туризм  способствует диверсификации экономики,  создавая отрасли, обслуживающие  сферы туризма.

4.С ростом занятости  в сфере туризма растут доходы  населения и повышается уровень  благосостояния нации.

При проведении государственной  политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства  стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной  туристской организацией (ЮНВТО) –  крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением  ООН и насчитывающей в своем  составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое (Приложение 1).

   Развитие международного  туризма приводит к развитию  экономической инфраструктуры страны  и мирных процессов. Таким образом  международный туризм следует  рассматривать, сообразуясь с  экономическими отношениями отдельных  стран. 

Туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80% стран  мира, особенно Европы, Среднего Востока  и США.

Международный туризм верно  набирает обороты после невероятно трудного для него 2009 года. По последним  данным «UNWTO World Tourism Barometer» за первые два месяца этого года международный  турпоток в мире вырос на 7%. Сильный  рост въездного турпотока наблюдался в Азии, Африке и на Ближнемм Востоке. По прогнозам  UNWTO (Всемирной туристической организации) в 2010 году поток международных туристов вырастет на 3-4%. 

2010 – Появление стран  с увеличившимся въездным турпотоком:

По данным исследований «UNWTO World Tourism Barometer» за апрель, количество международных туристов за первые два  месяца 2010 года увеличилось на 7%.  Данный факт подтверждает тенденцию к улучшению, наметившуюся в последнем квартале 2009 года, когда количество иностранных прибытий в мире выросло на 2% после 14 неудачных месяцев. Хотя данные за март весьма скромные, число стран с показателями, подтверждающими данную положительную тенденцию, будет расти.   

В течение первых двух месяцев 2010 года положительная динамика наблюдалась  по всему миру, лидерами выступили  Азиатско-Тихоокеанский регион (+10%) и Африка (+7%).  Информация, представленная пока только тремя странами Ближнего Востока, также указывает на сильное восстановление в регионе, однако лишь  при сравнении с очень слабым началом первых месяцев 2009 года. Медленный рост отмечен в Европе (+3%) и Америке (+3%), которые сильнее всех пострадали от мирового экономического кризиса и где выход из него проходит относительно слабо.

Несмотря на явное улучшение  слабых результатов 2009 года, нынешний рост следует рассматривать с  осторожностью, так как сравнение  идет с особенно слабым периодом 2009 года – самыми тяжелыми месяцами всемирного экономического кризиса. В целом  за первые два месяца 2010 года число  международных туристов составило 119 млн., что на 7% больше  относительно 2009 года, но все же на 2% меньше по сравнению с рекордным 2008 годом.

Несмотря на то, что положительная  тенденция, зафиксированная в первые месяцы 2010 года, отражает улучшающуюся экономическую ситуацию, UNWTO предупреждает  о том, что многие проблемы еще  остаются.

2009 – Уровень доходов  международного туризма упал  на 6% до $ 852 млрд.

В 2009 году доходы международного туризма достигли US$ 852 млрд. (611 млрд. Евро), упав с US$ 942 млрд. (641 млрд. Евро) прошлого года.  В реальном выражении  (при изменении курса обмена и инфляции) доходы международного туризма упали на 6% против уменьшения турпотока в 4% , что указывает на тесную взаимосвязь этих двух показателей. Опыт подсказывает, что во времена кризиса уровень доходов страдает больше, чем показатели турпотока, как это и было в 2009 году.

 

1.2 Значение международного  туризма для стран с переходной  экономикой в индустрии туризма

Переходная экономика  представляет собой состояние, когда  одна система хозяйствования замещается другой.

Процесс этот продолжает относительно длительный период. Он характеризуется  тем, что старая экономическая система  еще продолжает жить, а у новой  системы еще не накопилось достаточно сил, чтобы доказать свою более высокую  эффективность и стать повсеместной. В результате в реальной экономике  нарушается целостность и сосуществуют элементы и новой, и старой экономик.

Подобное переходное состояние  наблюдалось при смене формаций, когда один вид цивилизации постепенно заменялся новым (рабовладельческий  – феодальным, феодальный – капиталистическим).

В эту группу стран входят бывшие республики СССР, а также  страны Восточной Европы. По численности  населения эта группа сопоставима  с Западной Европой. При этом на страны СНГ приходится примерно 70% населения  стран с переходной экономикой, а  половина населения СНГ проживает  в России.

Средний уровень доходов  на душу населения в странах с  переходной экономикой примерно в два  раза выше соответствующего показателя развивающихся стран, но в 3, 5 раза ниже - развитых. В странах Восточной  Европы средний доход в 1, 5 раза выше, чем в СНГ, и примерно (по состоянию  на 2009 г.) на 15% выше, чем в России.

Страны с переходной экономикой, как и развивающиеся, будут продвигаться по траектории догоняющего развития. В фазе восходящей волны большого цикла их темп прироста ВВП на душу населения может быть несколько  выше, чем в среднем по развивающимся  странам (порядка 5, 0% в год), а в  условиях нисходящей - ниже, чем у  развивающихся, но выше, чем у развитых стран (порядка 2, 5% в год).

По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной  восточной Европы относятся к  среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.

Изучение вопросов, связанных  с экономическим значением международного туризма, в странах с переходной экономикой приобретает особую актуальность. В настоящее время государства  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) стоят, во-первых, перед выбором  экспортной специализации, во-вторых, перед необходимостью реорганизации  малорентабельных традиционных отраслей производства, ориентации на новые  виды продукции на экспорт, а также на новые виды деятельности в области услуг и международной торговли.

Международный туризм считается  эффективной формой экспорта, которая  реализуется на территории страны во всех местах обслуживания интуристов при реализации основных (размещение, питание, транспорт) и дополнительных (курортное лечение, экскурсии, спортивно-туристские и рекреационные занятия) услуг  и товаров, необходимых для туристского  потребления. Экономическая эффективность  международного туризма связана  прежде всего с поступлениями  валют, что улучшает платежный баланс, а также способствует активизации  экономики как отдельных районов, так и целых стран. При отрицательном  платежном балансе страны доходы от международного туризма могут  служить важным источником его выравнивания. Ориентация на создание экспортного  туристского сектора способствует освоению природных ценностей страны, использование которых в туризме  повышает его экономическую эффективность. Производство туристских товаров и  услуг особенно необходимо для стран, находящихся в стадии развития рыночных отношений. Эти страны обладают более  дешевой рабочей силой, имеют  относительно низкие цены на продукты питания, могут развивать производство товаров и услуг при минимальных  потребностях в импорте. По такому пути развития среди стран ЦВЕ пошли  Словения, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Болгария. Активизация туризма актуальна  для стран с недостаточным  поступлением валютных средств. В результате затрат иностранных туристов туристский сектор по сравнению с другими  отраслями быстрее поставляет валюту.

Экономических показателей  доли туристских поступлений в ВВП  и в объеме экспорта выявляет изменение  функций туризма в хозяйственном  комплексе страны. Данные эти данные позволяют нам установить пороговые  величины для определения различных  функций туризма. Так, если доля доходов  от туризма в ВВП составляет более 5,5 %, а в объеме экспорта — более 11%, то можно утверждать, что туризм в экономике данной страны является отраслью специализации и одной  из ведущих отраслей хозяйства. На протяжении 1990-х гг. такая ситуация отличала Польшу, Хорватию и Чехию. К концу  десятилетнего периода рыночных преобразований международный туризм стал отраслью специализации в большинстве  стран ЦВЕ. Если доля доходов от туризма  в ВВП составляет от 1 до 5,5%, а в  объеме экспорта — от 4 до 11% и эти  показатели увеличиваются, то можно  говорить о динамичном развитии туристского  сектора, а также о том, что  туризм выполняет важные экспортные функции, способствуя снижению дефицита платежного баланса и стимулируя, тем самым, развитие других отраслей экономики (дополнительная функция). С  конца 1990-х гг. такая ситуация характерна для Латвии, Литвы, Украины и России стран, которые отличались более  затяжным периодом социально-экономического кризиса и в которых формирование туристского сектора началось позже, чем в странах Центральной  Европы. Сопутствующая функция (доля доходов от туризма в ВВП менее 1%, в объеме экспорта — менее 4%) означает, что туризм не играет значительной роли в экономике страны, а отрицательный  туристский баланс лишь усугубляет дефицит  общего платежного баланса страны. В таких странах (Беларусь, Македония, Молдова, Румыния) наиболее актуальным является развитие активного туризма, при этом целесообразен учет позитивного  опыта стран ЦВЕ в формировании туристского сектора.

Оценка влияния международного туризма на экономику страны сводится к взаимосвязям сальдо туристского  обмена и общего платежного баланса, которые находят отражение в  статье продаж и покупок международных  услуг. Общий размер этих поступлений  и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений  и расходов на международный туризм отражает величина сальдо туристского  баланса и его влияние на общий  торговый и платежный балансы. Эти  взаимосвязи можно свести к нескольким характерным типам.

Состав первых двух групп  стран ЦВЕ отличается высокой  изменчивостью. В первую группу стран  с положительным сальдо туристского (ВТ>0) и торгового баланса (ВН>0), при которых формируется положительное  сальдо платежного баланса (ВР>0), в 2008 г. вошла только Россия. Проведение активной туристской политики, инвестирование туристского сектора, а также  улучшение общей экономической  и политической ситуации привели  к сбалансированному развитию как  активного, так и пассивного туризма  при незначительном превышении доходов  над расходами. Богатство природно-ресурсного потенциала обеспечивает России широкие  экспортные возможности. Это единственная в ЦВЕ страна, которая отличается меньшей импортной зависимостью, в результате чего на протяжении 2000-х гг. сальдо как торгового, так и общего платежного баланса оставалось положительным. Интенсивное развитие международного туризма в России привело к усилению его экономического значения. В течение 2000-х гг. доля туристских поступлений в ВВП и объеме экспорта постоянно возрастала, составив в 2008 г. соответственно 2,9 % и 10,5 %, что, с учетом огромного экономического потенциала России, довольно существенно (например, доля доходов от международного туризма в объеме экспорта крупнейших мировых    центров — Франции, США, Италии, составляет 10—12%).

На протяжении 2000-х гг. в эту группу входили Литва, Словакия, Польша и Болгария — страны, развивающие  активный туризм и отличающиеся традиционным положительным туристским балансом. В отдельные годы этим странам  за счет расширения экспортных возможностей удавалось ликвидировать дефицит  как торгового, так и общего платежного баланса.

Во вторую группу стран  в ЦВЕ в первой половине 2000-х  гг. входили Россия, Украина и  Латвия, когда отрицательное сальдо туристского баланса (ВТ<0) в абсолютных размерах было меньше положительного сальдо (ВН>0) торгового баланса (IВН>ВТI), что несколько уменьшало положительное  сальдо торгового баланса, оставляя общий платежный баланс активным (ВР>0). Данные страны отличались высокими расходами на международный туризм и значительными валютными доходами от экспорта сырья (Россия, Украина), а  также товаров и услуг (например, Латвия). Изменения в структуре  и объеме экспорта — импорта, реструктуризация туристского сектора обусловили в последующие годы переход этих государств в другие группы.

Третий тип взаимосвязей сальдо туристского и платежного балансов в ЦВЕ не получил распространения  в 2000-х гг., поскольку ситуация, при  которой высокие расходы на международный  туризм превышают валютные доходы торгового  оборота, что определяет формирование пассивного платежного баланса страны, встречается довольно редко.

Четвертую группу в ЦВЕ  образуют страны с отрицательным  сальдо как туристского (ВТ<0), так  и торгового (ВН<0) и общего платежного (ВР<0) балансов. Международный туризм увеличивает при этом отрицательное  сальдо торгового баланса, усугубляя  пассивный платежный баланс. На протяжении 2000-х гг. устойчивые позиции в  этой группе занимали Латвия, Беларусь, Молдова и Румыния, где значительные затраты на импорт и преимущественное развитие пассивного туризма привели  к оттоку значительных валютных средств  и усугубили пассивный платежный  баланс. В этом случае данные государства  выступают инвесторами туристского  хозяйства других стран: Турции, Кипра, Украины, России и т. д. Международный  туризм в странах данной группы не играет существенной роли в экономике  и не является отраслью специализации, несмотря на богатство рекреационного потенциала. Более выгодные перспективы  отличают Латвию, экономика которой  опирается на поддержку иностранных  инвесторов. Реформирование экономики  этой страны осуществляется наиболее конструктивно, в связи с чем  на протяжении всего времени заметно  увеличение туристской активности местного населения, темпы роста которой  опережают темпы роста въездного  потока, что и оставляет туристский баланс отрицательным. Кроме того, в  Латвии усиливается экономическое  значение международного туризма, о  чем свидетельствует увеличение доли туристских поступлений как  в ВВП страны, так и в объеме экспорта. В остальных странах  позитивных изменений во влиянии  международного туризма на национальную экономику отмечено не было. Доля доходов  от международного туризма в ВВП  и объеме экспорта снизилась, при  этом в Беларуси и Румынии отмечено усиление диспропорций в расходах и  доходах при сокращении въездного  потока и увеличении числа выездов  за границу начиная со второй половины 2000-х гг. Для изменения такой  ситуации необходимы разработка программы  активизации туристского сектора  на государственном уровне и стимулирование въездного международного туризма  с целью снижения дефицита платежного баланса страны.

В пятую группу входит большинство  стран ЦВЕ с положительным  туристским балансом (ВТ>0) и отрицательным  торговым балансом (ВН<0), что при  абсолютном превышении сальдо торгового  баланса над туристским (IВН>ВТI) уменьшает пассивный торговый баланс, однако сальдо платежного баланса остается отрицательным (ВР<0) из-за значительного  объема импорта. На протяжении 1990-х  гг. относительно стабильным положением в составе этой группы отличались все ведущие туристские страны ЦВЕ, которые проводят активную политику активизации международного туризма: Венгрия, Польша, Болгария, Эстония, Словения, Хорватия, Чехия, Литва. В последнее  время к ним присоединились Словакия и Украина. В Словакии до 2005 г. торговый и платежный балансы были положительными или испытывали незначительный дефицит. Однако увеличившиеся затраты на импорт нового оборудования, технологий и сырья при одновременном  снижении доходов от международного туризма привели к нарастанию дефицита общего платежного баланса  страны. Активную политику реструктуризации туристского сектора стала проводить  Украина, что позволило ей значительно  увеличить доходы от международного туризма и сделать туристский баланс положительным.

Информация о работе Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»