Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа
Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………
Особое положение в
данной группе занимают Албания и
Македония. Это страны, бедные собственными
сырьевыми и топливными ресурсами,
в которых слабо развиты
Благодаря развитию активного туризма в странах данной группы доходы от обслуживания иностранных посетителей покрывают 30—50 % отрицательного торгового баланса, а доля доходов в ВВП стран составляет в среднем около 6% с максимумом в Хорватии (14,5%) и Эстонии (10,3%), что выше среднерегионального уровня почти в 1,5 раза. О значительной роли международного туризма в национальных экономиках этих государств свидетельствует также показатель доли туристских поступлений в объеме экспорта, который в 2007 г. составил в среднем 24%. Это значит, что каждый четвертый доллар, полученный от экспорта, — туристский.
В шестой группе, которая
не получила распространения в ЦВЕ,
наблюдается редко
Проведенный нами анализ позволяет
сделать вывод, что в результате
рыночных реформ в странах ЦВЕ
изменилась роль туризма в государстве
и его влияние на национальную
экономику в целом. Страны, добившиеся
наибольших успехов в реструктуризации
своих экономик (Словения, Чехия, Словакия,
Польша), смогли к концу 2005 г. наладить
производства экспортной ориентации,
усложнить структуру
Государства, испытывающие
значительный дефицит собственных
сырьевых и топливных ресурсов и
отличающиеся большой степенью импортозависимости
(Эстония, Албания, Хорватия, Литва, Болгария),
вынуждены уделять развитию активного
туризма особое внимание. Возведение
туризма в ранг государственной
политики при поддержке иностранных
инвесторов позволило странам извлечь
дополнительные прибыли и повысить
роль туристского сектора в
Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.
В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Большая работа по
координации правового в
В государствах СНГ день
ото дня усиливается понимание
важности развития туристских связей
с соседними странами. Восстановление
и развитие туристских связей между
странами СНГ открывает гражданам
этих стран широкие возможности
для ознакомления с историей и
культурой народов ближнего зарубежья,
обогащения опытом, накопленном в
социально-экономическом
В последние годы спрос
на санаторно-культурные и туристские
экскурсионные услуги, из-за проблем
переходного периода снизился, существующая
сеть туристских, санаторно-курортных
пансионатов, домов отдыха в значительной
степени нуждается в
В настоящее время в
рассматривается концепция
Основная цель программы
– создание в рамках СНГ высокоэффективного
и конкурентноспособного
1 ноября 1996 г. Бюро Межпарламентского
комитета Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Республики
Туризм является важным средством
углубления интеграционных процессов
между странами-участниками
С этой целью создан Объединённый
университет туризма
Цель его создания –
через скоординированную
Идея создания международного
высшего учебного заведения такого
профиля была одобрена участниками
Международной конференции «
Туризм без границ» в г. Москве
и поддержана федеральными министерствами
и ведомствами и
В настоящее время в
состав объединённого университета
туризма СНГ вошли
1.3 Основные методы оценки
потенциала развития
По мере развития туризм претерпел определенные изменения, появились новые определения: туристский продукт, туристская услуга, туристский рынок. Туристский рынок стал рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена между производителями и потребителями туристских услуг.
Рис. 1. Классификация видов туризма.
История туризма и путешествий является частью истории культуры. Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий. Исходя из этого, основные цели истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:
– восстановить цепь событий прошлого;
– проследить последовательность географических открытий и путешествий;
– исследовать и познать логику поступков и действий предшественников;
– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.
Методы исследования в истории туризма:
1) описательный метод
– наиболее простой и
часто употребляющийся. Это
сбор и систематизация
2) метод картографирования,
т.е. определение маршрутов
3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;
4) историко-логический метод,
т.е. набор приемов,
История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь.
Одной из важнейших задач истории туризма является составление, восстановление и воспроизводство единой цепи путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи. Для решения этой задачи следует опираться на знания истории, прикладной культурологии, географии, этнографии, социологии и права.
История туризма ориентируется на создание модели человека путешествующего, который на протяжении многих тысячелетий до наших дней не утратил интерес к дальним странствиям и интерес к открытиям неизвестных земель (terra incognito), по крайней мере, неизвестных для него самого.
Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.
В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков выделяются следующие виды туризма:
1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.
2. По способу передвижения – активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм)
3. По целевому назначению
– познавательный (ознакомление
с историческими, природными
и другими
4. В зависимости от возраста – взрослый и детский туризм.
5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.
6. По способу проведения
– самодеятельный и
7. По характеру проведения
– любительский и
Всемирная туристская организация (ВТО) предлагает оценивать потенциальные возможности развития туризма на основе анализа следующих компонентов:
— наличие в регионе достопримечательностей и формы организации досуга;
—развитость инфраструктуры приема и услуг;
— развитость транспортной инфраструктуры, то есть возможность добраться в дестинации и каким-либо образом по ней передвигаться;
— местная базовая инфраструктура - водоснабжение и канализация, электроснабжение, система переработки отходов, телекоммуникации;
— организация поездок, то
есть наличие в регионе
— продвижение туристских продуктов и наличие службы туристской информации, которая может оперативно сообщить туристу, что ему следует посмотреть и чем можно заняться в месте пребывания.