Приморский край страны АТР: современное состояние, проекты и перспективы в области туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью проблемы целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать туристическое состояние Приморского края и его интеграция в страны АТР
В соответствии с целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
Рассмотреть роль туризма
Выявить региональные особенности развития туристического бизнеса в ПК
Выявить какова роль Государства в развитии туризма ПК
Проанализировать современное состояние развития туризма в Приморском крае и его перспективы развития
Развитие туризма ПК при его интеграции в страны АТР

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1.Туристический бизнес в России, специфика его развития на современном этапе.
1.1 Роль туризма…………………
1.2 Факторы определяющие общие направления развития туризма………
Глава 2Анализ современного состояния Туристической отрасли в Приморском Крае.
2.1 Региональные особенности развития туристического бизнеса в ПК
2.2 Роль Государства в Развитии туристической отрасли ПК
2.3 Перспективы развития туризма в ПК.
Глава 3. Приморский край страны АТР: современное состояние, проекты и перспективы в области туризма.
3.1 Внутренний туризм как база для развития въездного туризма.
3.2 Проблемы и перспективы развития въездного туризма.
3.3 развития туризма ПК при интеграции в страны АТР.
Заключение………………………………………………………………….
Список используемых источников…………………………………

Файлы: 1 файл

диплом печать.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

Коренные изменения произошли  в структуре потоков по странам  дальнего зарубежья. До 1992 г. СССР осуществлял  туристские обмены в основном с бывшими  странами СЭВ. Начиная с 1992 г. основными  и постоянными партнерами России по туризму стали Китай, Финляндия, Польша, Турция, Германия. Независимо от целей поездок они входят в 10 основных стран выезда граждан РФ. Необходимо отметить также, что организованные туристские поездки в основном представляют  “челночные” туры, основу программы  которых составляет посещение магазинов  и оптовых баз.

Развитие “челночного” туризма в России объясняется  тем, что в сложившейся экономической  ситуации в стране в наиболее тяжелые  условия наряду с отраслями инвестиционного  комплекса, производителями промышленной продукции попали и производители  потребительских товаров. В результате произошло дальнейшее нарастание дефицита товаров народного потребления, и их импорт стал приносить большие  прибыли. Кроме того, на территории РФ действует упрощенный порядок  перемещения физическими лицами товаров через границу, не предназначенных  для производственной деятельности. Это способствует формированию значительного  числа шоп-туров (60 % от всех путешествий в страны дальнего зарубежья).

Российские “челноки”  ездят в основном в Китай, Турцию, Польшу и Финляндию, поэтому именно эти страны лидируют в списке основных стран выезда граждан РФ с целью  туризма.

За годы существования  “челночный” бизнес пережил ряд  постановлений, ограничивающих его  возможности. Но до сих пор остается достаточно доходным видом деятельности. Сегодня “шоп-туры” соединяют в себе помимо коммерческих и рекреационные цели, и это является позитивным изменением.  

Туризм стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления  в страну, а каналом утечки валюты. В расчете на одного посетившего  Россию приходится 660 долларов, а на одного выехавшего - 1142, или в 1,7 раза больше.

Таким образом, за годы перемен  туристская отрасль страны существенно  изменилась. Наибольшее развитие получила посредническая и торговая деятельность в туризме, обслуживающая в основном зарубежных операторов. Большинство  созданных за последние годы турфирм  занимаются именно этим видом деятельности, приносящим наибольшие прибыли. Даже те туристские предприятия, которые в  недавнем прошлом осуществляли только операторскую деятельностью (производственную), теперь существуют в большей мере за счет агентской деятельности. Поэтому  в наиболее тяжелом состоянии  оказался въездной и внутренний туризм.

В условиях формирования и  становления рыночных отношений  в России развитие туристского бизнеса  происходит под влиянием позитивных и негативных факторов. Первые способствуют активизации деятельности на рынке  туристских услуг. К ним относятся:

- разрушение государственной  монополии и формирование частной  собственности на средства производства;

-формирование связи производства  и потребления через платежеспособный  спрос; 

-баланс  движение и  совершенствование факторов производства  под воздействием спроса;

-усиление конкуренции  на рынке;

-либерализация внешнеэкономической  деятельности.

Негативные приводят к  неравномерности в развитии и  усугубляют кризисные явления. Основными из них являются следующие:

-стремительное разрушение  экономико-организационной системы,  существовавшей долгие в туризме; -отсутствие продуманной государственной политики развития и регулирования туризма в новых условиях, основанной на комплексном анализе рынка и механизма, координирующего деятельность всех предприятий туристского сектора экономики;-недооценка общих закономерностей развития рынка туристских услуг и специфики предлагаемого на нем продукта;-нехватка кадров высокой квалификации в туристском бизнесе.

Для выравнивания ситуации на рынке туристских услуг России, на наш взгляд, в настоящее время  необходимо:

проведение комплексного исследования рынка туристских услуг  на региональных уровнях и внешняя  оценка финансово-экономического состояния  туристского бизнеса;

широкое внедрение наиболее прогрессивных методов и форм маркетинга на различных хозяйственных  уровнях;

разработка гибких и открытых программ развития туризма в стране в целом и в регионах с учетом их специфики;

активизация деятельности общественных объединений предприятий          туризма  и туристского комплекса  в целом для поддержки малого бизнеса и облегчения его маркетинговых  функций.

 

1.2Факторы определяющие общие направления развития туризма.

Изучение развития мирового туристского сектора связано  с двумя группами факторов:

экзогенные переменные, включающие демографические, социальные, политические и экологические тренды, торговлю, технологии, транспорт;

тренды, непосредственно  связанные с туризмом и характеризующие  спрос, предложение и распределение.

Социодемографические тренды

Социодемографические тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей уже в настоящее время, что, естественно, будет влиять на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка. Все больше людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни.

Политический аспект

Изменение политической карты  мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно  повлияло на развитие туризма и будет влиять до 2000 г. Открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад. В свою очередь, многие страны Восточной Европы стали ведущими по приему гостей, например Венгрия и Чехия. Создание Европейского союза без внутренних границ со свободным передвижением товаров, услуг и людей, с унификацией налоговой политики и дерегулированием транспорта создает условия для все большего развития туризма в этом районе земного шара.

 

Технологический аспект

Глобализация - один из основных трендов в индустрии международного туризма, сопровождается концентрацией  доли рынка и влияния в руках  крупных компаний. Эти компании, помимо экономии в больших масштабах, возможности распределять риск между  различными рынками, применения современных  маркетинговых схем и доступа  на международный рынок труда, также  выигрывают от активного применения новых технологий. Компьютерная система бронирования (КСБ) совершила структурную перестройку в индустрии туризма. В конце 60-х годов она применялась в авиации в США. Потом систему использовали туроператоры, поставляя ее терминалы в турагентства. Из КСБ возникла система глобального распределения (СГР), которая с конца 80-х годов быстро расширилась как по горизонтали, так и по вертикали. В вертикальную интеграцию вовлечен широкий круг туристских продуктов: средства проживания, развлечения, аренда транспортных средств и др.

 Будущее СГР многообещающе,  так как, в свою очередь,  она обеспечивает организационную  основу для распределения интегрированного  туристского продукта. Так, на  макроуровне система информационных технологий позволяет интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. На микроуровне внедрение передовых технологий способствует более эффективному и быстрому управлению фирмой. Например, в гостиничном хозяйстве данная система выполняет различные функции: контролирует системы энергоснабжения; упрощает деятельность офиса, выполняя функции бронирования и расчета с клиентами; оказывает поддержку маркетинговой службе при составлении баз данных; осуществляет управление складированием и учетом заказов и счетов в производстве продуктов питания и напитков и др. Компьютерное обслуживание открывает новые возможности перед теми турагентствами, которые преуспели в консультировании своих клиентов, так как в будущем турагентства новых видов, используя информационные системы для составления индивидуальных пакетов путешествий, будут проводить консультации, а не только заниматься продажей . Практика показала, что туризм и информатизация в транспорте развиваются параллельно. При продолжающемся росте цен на горючее с 6 до 8% в год единственным выходом из положения является повышение эффективности работы авиакомпаний и производительности труда в них. Специалисты считают, что в начале XXI в. будет уделяться больше внимания наземным видам транспорта, особенно увеличению применения железнодорожного и автомобильного транспорта при создании туристского продукта. Здесь немалую роль сыграют дальнейшее технологическое развитие скоростных железнодорожных сетей и их экологическое преимущество. То же самое можно сказать и о будущем автомобильного транспорта, если учесть активное строительство скоростных автомагистралей и дальнейшее превращение их в безвредные для окружающей среды средства передвижения.

Экологический аспект

Экологические вопросы в  будущем будут волновать людей  еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды  со своей стороны стимулирует  значительные усилия по защите и охране природных ресурсов. В последующие 10 лет рынок заполнится новыми, более "мягкими" видами туристских продуктов, а именно экотуризмом, нацеленным на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. Однако развитие этого вида продукта может ограничиться по двум причинам. Во-первых, продукт не сможет завоевать слишком большой сегмент рынка, так как он станет слишком дорогим и элитным. Во-вторых, может возникнуть проблема, когда продукт экотуризма станет преуспевающим и возросшее число туристов сможет разрушить экосистему. Тем не менее этот продукт становится очень значительным, особенно для тех стран, которые хотят изменить свой имидж. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что экотуризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. С другой стороны, в ближайшем будущем произойдут изменения в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды. Так, если раньше акцент делался на строительстве зданий гостиниц и тем самым наносился ущерб окружающей среде, то в будущем предпочтение будет отдаваться программам обновления и реконструкции, например, в Швейцарии предусматривается до 2010 г. обновить 40% действующих отелей. С развитием туризма, как считают специалисты, появится "новый" турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море или в горах постепенно уступит место новым видам, а именно экотуризму, приключенческому и познавательному туризму. Туристский рынок в 90-х годах, следуя тенденциям развития других секторов экономики, из рынка продавцов стал рынком покупателей. Это означает, что при производстве туристской продукции компании еще больше должны уделять внимание разнообразным вкусам потребителей. Если раньше турпродукты в основном были неспециализированны, с одинаковыми характеристиками, предназначенными для массового туризма, то сейчас и в будущем туристский продукт должен быть не только диверсифицирован, но и соответствовать тенденции развития туристского спроса, который нацелен на непродолжительное многократное пребывание путешественников в течение года. В этих целях во многих странах создаются новые концепции для привлечения туристов. Здесь немалую роль играет применение тематических парков отдыха в качестве туристского продукта внутреннего и международного туризма. Например, каждый из существующих в мире парков Диснейленда (в штатах Калифорния и Флорида в США, в Японии и Франции) принимает за короткий промежуток времени 1 млн. гостей в год. Это количество гостей составляет 10% общего американского международного потока туристов. Маркетологи традиционно используют демографические и географические критерии для определения своих рынков. Однако следовало бы учитывать еще и психологические, поведенческие критерии для идентификации мотиваций и нужд туристов. Среди других факторов, которые могут оказать воздействие на будущее развитие туризма, в первую очередь можно назвать распространение во всем мире инфекционных болезней, таких, как СПИД, которые могут приостановить туристские потоки в некоторые регионы Земли, где особенно распространена эта страшная болезнь. Потоки туризма могут сократиться и вследствие такого технологического изобретения, как "виртуальная реальность", с помощью которой потенциальные путешественники, никуда не уезжая, могут побывать одновременно на разных широтах мира и без риска для здоровья. Немаловажными факторами, воздействующими на туризм, могут оказаться глобальное потепление, которое может изменить флору и фауну земного шара, а также повышение уровня морей, которое преобразует морские береговые зоны и тем самым повлияет на прибрежный туризм.

Образование и подготовка кадров

Образование и подготовка кадров в будущем туризма займут более важное место хотя бы потому, что туризм является и становится все более высокотехнологичной, очень контактной сферой, в которой  кадры должны быть хорошо образованны, коммуникабельны, профессионально  подготовлены, должны владеть несколькими  языками и хорошо представлять себе природу туризма. Применяемые ранее  политика и практика по отношению  к трудовым ресурсам базировались на подходах управления кадрами, которые  уже выходят из моды. В туристский сектор проникают идеи, подходы, приоритеты управленческой деятельности, разработанные  в других секторах экономики, например, такие, как регулярная оценка, эффективные  методы коммуникации и др.

Образование в туризме  традиционно основывалось на развитии у обучающихся аналитического мышления для понимания концептуальных проблем. Но, с другой стороны, давались практические знания и повышалось мастерство. Однако, если раньше работники могли выполнять аналогичные операции в разных секторах туристской индустрии, например продавать билеты, то теперь многие операции становятся более профессиональными и требуют высокого уровня подготовки. С уверенностью можно утверждать, что в последнее время в мире происходит становление инфраструктуры туристского образования, основные учебные курсы которого активно создавались в 80-е годы и продолжают развиваться сейчас. Эта инфраструктура охватывает как различные школы в университете, так и центры, и подразделения компаний, которые базируются на прогрессивных педагогических концепциях. Однако, как считают швейцарские специалисты из Института туризма при Университете Св. Галлена, "школы будущего станут институтами, в которых не только будут давать знания, но которые должны превратиться в интегрированные центры образования, культуры, отдыха".

Прогнозы ВТО для международного туризма 

Прогнозы, составленные на начало XXI в. Всемирной туристской организацией, являются хорошим источником для изучения мирового туристского сектора. В частности, на рис. 7.1 показано, что международные туристские прибытия во всем мире увеличатся до 661 млн. человек в 2000 г., до 937 млн. - в 2010 г. За 1990-2010 гг. число туристов в мире увеличится вдвое. Ежегодные темпы роста мирового туризма в 1990-2000 гг. составят 3,8%, а в 2000-2010 гг. - 3,5%.

 

Рис. 1.1. Диаграмма прибытий туристов в мире: тренды и прогнозы, 1950-2010 гг. Источник: ВТО.

Прогнозы ВТО для региональных трендов показывают, что установленные  изменения в распределении туристских потоков между регионами сохранятся и в прогнозируемом периоде. Доли Европейского и Американского регионов сократятся к 2010 г., тогда как доля Восточной Азии и Тихоокеанского региона сильно увеличится. Надо отметить, что прогнозируемая доля ВАТ увеличится настолько, насколько доля Европы сократится - на 17,3%. Прогнозируемый уровень годового роста в 1990-2000 гг. составит 2,7% для Европы и 6,8% для ВАТ (табл. 7.1). В других регионах мира прогнозы на тот же период показывают незначительный рост: в Южной Азии - 6,1%, в Африке - 5, на Ближнем Востоке - 4%.  
                                                                                                                                                  Таблица 5

Информация о работе Приморский край страны АТР: современное состояние, проекты и перспективы в области туризма