Туристская путевка и туристский
ваучер являются основными первичными
документами.
Туристская путевка – документ, подтверждающий
факт передачи туристского продукта. Является
документом строгой отчетности.
Туристский ваучер – документ, устанавливающий
право туриста на услуги, входящие в состав
тура, и подтверждающий факт их оказания.
Могут иметь место два типа
договоров: между туристической фирмой
и туристом и между туристической фирмой
и контактирующими с ней организациями.
Отношения между фирмой и туристом
являются отношениями по оказанию услуг,
где сторонами являются заказчик (потребитель)
и исполнитель.
Как уже отмечалось, в ст.779 ГК
РФ дан открытый перечень услуг, к которым
применяются правила гл.39 ГК “Возмездное
оказание услуг”. В этом перечне, в частности,
указаны услуги по туристическому обслуживанию.
Договоры возмездного оказания услуг
заключаются как между организациями,
так и между организациями и гражданами.
Рисунок 1. Схема турпродукта
Характер туристского
обслуживания не позволяет, как правило,
исполнителю (туроператору) лично выполнять
все условия договора. Поэтому он вынужден
поручать выполнение некоторых своих
обязанностей третьим лицам (турагентам,
соисполнителям), оставаясь ответственным
перед туристом за их выполнение. При этом
исполнитель поручает третьему лицу (турагенту)
выполнение как юридических действий
(заключение с туристом договора на оказание
услуги от своего имени или от имени третьего
лица), так некоторых физических действий.
Поручение выполняется третьим лицом
за свой счет или за счет поручающего.
Законом “Об основах туристической деятельности
в РФ” установлено, что турист в праве
потребовать от турфирмы предоставления
всех услуг, входящих в тур, независимо
от того, кем эти услуги оказываются. Это
признанная во всем мире практика: тот
кто получил от клиента деньги, отвечает
за все.
Отношения
туроператора с турагентом регулируются
договорами поручения, комиссии и агентскими
договорами. Они должны составляться в
соответствии с нормами, определенными
в главах 49, 51 и 52 ч.II ГК РФ.
Турагенты приобретают
продукты у туроператоров и реализуют
их потребителям от своего имени, а также
по договорным поручениям, комиссии или
по агентским договорам.В зависимости
от особенностей деятельности у турагента
возникают различные обязательства перед
потребителями туруслуг и разная степень
ответственности за обеспечение оказания
их потребителю. Если турагент выдает
потребителю путевку и ваучер от своего
имени, он принимает обязательства перед
потребителем на себя и несет перед ним
ответственность. В том случае, когда турпродукт
реализуется турагентом на основании
заключенного с туроператором договора
поручения, ответственность лежит на туроператоре,
от имени которого действует турагент.
Если деятельность осуществляется на
основании договоров комиссии, обязательства
перед потребителями возлагаются на турагента,
ибо в таком случае именно он и от своего
имени заключает сделки с потребителями.
Если же турагент
осуществляет реализацию турпродуктов
на основании агентских договоров с туроператорами,
то возникновение у турагента обязательств
и ответственности перед потребителями
зависит от того, действует ли последний
от своего имени или от имени туроператора.
1.3 Подходы к организации
малых предприятий в туристской
индустрии
Важным условием развития государственно-частного
партнерства в сфере туризма является
наличие четко определенных интересов
у возможных участников партнерства: государства,
бизнеса и населения. При рассмотрении
сущности государственно-частного партнерства
в туризме необходимо также принимать
во внимание принципы устойчивого развития,
в ближайшем будущем соблюдение этих принципов
станет жизненной необходимостью для
дестинаций.
Еще один аспект, который автор
считает необходимым учитывать при рассмотрении
вопросов ГЧП в туризме, - интересы конечных
потребителей - туристов, без которых долгосрочное
выживание партнерства просто невозможно.
Это также должно быть принято во внимание
наряду с интересами заинтересованных
сторон. В конечном счете, государственно-частное
партнерство должно привести к улучшению
общего качества обслуживания в туристской
дестинации, а также качества туристского
продукта и туристского впечатления, потому
что без удовлетворения специфических
потребностей туристов система не будет
устойчивой в долгосрочной перспективе
и благополучие региона будет непродолжительным.
Таким образом, по мнению соискателя, в
указанном процессе, исходя из определения
и основных принципов ГЧП, участвуют не
три, как принято традиционно считать,
а четыре стороны:
государство в лице органов
власти и управления туризмом и иными
смежными отраслями на разных уровнях;
турист как пользователь конечным
туристским продуктом;
общество (местное население),
являющееся одновременно как пользователем
туристского продукта, так и движущей
силой, способной объективно и активно
участвовать в формировании турпродукта
дестинации и способов его получения;
бизнес, желающий активно участвовать
в процессе создания турпродукта на выгодных
для себя условиях.
Следовательно, исходя из конкретизации
сторон, участвующих в партнерских отношениях,
путем включения автором туриста в качестве
четвертой стороны партнерства, представляется
целесообразным уточнить трактовку термина
«государственно-частное партнерство
в туризме» как объединения материальных
и нематериальных ресурсов государства
и частного сектора экономики на взаимовыгодной
основе при непосредственном участии
местного населения региона, принимающего
туристов, с учетом принципов его устойчивого
развития и удовлетворения потребностей
туристов.
Данное определение исходит
из вышеприведенного расширенного рассмотрения
сторон, участвующих в процессе государственно-частного
партнерства в туризме. При этом необходимо
отметить, что в данном случае целесообразно
использовать термин «публично-частное
партнерство» (ПЧП), трактуя данное словосочетание,
как подчеркивающее превалирующую роль
общества (в данном случае под обществом
понимается местное население региона,
принимающего туристов, а также турист
как представитель региона, и конечный
потребитель продукта) над бизнесом.
Таким образом, в общем виде
обоснование введенного авторского термина
«публично-частное партнерство в туризме»
представлено на рисунке 1.
Предложенная автором схема
позволяет связать в единую институциональную
систему всех участников проекта развития
туристской дестинации – от местного
жителя до государства. При этом соискатель
считает необходимым отметить, что местный
житель может выступать как: рабочая сила,
приносящая прибавочную стоимость; источник
финансирования бизнеса; потребитель
услуг, ориентированных на туриста; лицо,
испытывающее неудобства от временного
увеличения численности населения за
счет туристов, которое должно быть компенсировано
другими благами.
Рисунок 2 - Схематичное обоснование
введенного авторского термина «публично-частное
партнерство в туризме»
В дальнейшем будет использоваться
общеупотребительный термин «государственно-частное
партнерство», однако, по умолчанию, будет
подразумеваться смысловое содержание
термина «публично-частное партнерство».
Предложенная на рисунке 2 авторская
организационно-экономическая модель
развития туризма в дестинации приводится,
исходя из сформулированного выше уточненного
термина «государственно-частное партнерство
в туризме».
В модели подчеркивается необходимость
принятия во внимание непосредственного
участия местного населения региона, принимающего
туристов, а также туристов как конечных
целевых потребителей услуг, формируемых
посредством создания туристско-рекреационных
комплексов и иных инфраструктурных проектов,
оказывающих непосредственное стимулирующее
воздействие на активизацию деятельности
в рамках государственно-частного партнерства
в дестинации. Ключевым моментом партнерства
является согласование интересов и целей
каждой из сторон.
Учитывая специфику туристско-рекреационной
деятельности, требуются усилия не только
по координации стратегии ГЧП в туризме,
но и соблюдению принципов устойчивого
экономического, социально-культурного
и экологического развития.
Рисунок 3 – Организационно-экономическая
модель государственно-частного партнерства
развития туризма
в дестинации
Партнерская деятельность государства
и частного сектора преследует социальные
и экономические цели по созданию необходимых
условий для функционирования хозяйственного
комплекса и удовлетворения потребностей
населения и туристов (зачастую противоречащих
друг другу), рационального управления
государственной собственностью, доступности
и качества инфраструктуры, инновационного
развития экономики страны. При этом каждая
из сторон вносит свой вклад в общий проект.
Однако партнерская деятельность
государства и бизнеса не должна исключать
участие туристов и местного населения
в проектах, как минимум, путем вложений
в проект различных материальных и нематериальных
ресурсов: со стороны местного населения
– дополнительного инвестирования (напрямую
в проект или в предприятия-партнеры),
общественной поддержки, интереса к проекту
и т.п., со стороны туристов – оценки проекта,
стимулирования деловой активности в
туристском бизнесе, продвижения дестинации
путем ее публичной оценки, обеспечение
роста объемов сбыта услуги и т.д. Таким
образом, будет достигнута общая цель
партнерства – долговременное существование
высокоэффективной дестинации.
Кроме того, подобный подход
к структуре туристского предложения
региона, предлагаемый соискателем, позволит
дифференцировано подходить к выбору
и реализации проектов ГЧП на территории
региона. Подрядчики и субподрядчики смогут
заблаговременно взвешивать свои возможности
и производственный опыт в рамках соответствующих
вышеназванных видов туризма до включения
в проект. Тем самым будет минимизирован
риск невыполнения частными партнерами
своих обязательств в полном объеме и
максимизировано качество туристского
продукта региона. Кроме того, необходимо
учитывать, что данное направление специализации
туруслуг дестинации, имеющее социальную
направленность и значимость для местного
населения, будет пользоваться общественной
поддержкой, что, соответственно, отразится
и на восприятии ГЧП-проектов в туристской
индустрии региона.
В условиях глобализации экономики
и ужесточения условий ведения бизнеса
конкуренция между предприятиями одной
отрасли всё отчетливее перемещается
из ценовой области в инновационную (это
уже отчетливо можно наблюдать в тенденциях
международной туристской деятельности).
Поэтому представляется целесообразным
рассматривать становление туристской
индустрии региона путем создания новых
объектов и реконструкции уже имеющихся
не только через призму выполнения стандартных
инфраструктурных требований для удовлетворения
потребностей туристов и соблюдения интересов
местного населения, но и с учетом инновационного
стиля ведения бизнеса, основные характеристики
которого, систематизированные автором,
представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Инновационный стиль ведения
бизнеса в туристской индустрии
Интерпретированная соискателем
концепция инновационного стиля жизни
(ИСЖ), предполагающая нарастание в жизни
современного общества роли высоких технологий,
научного мировоззрения, высокоэффективного
социально - и экологически-ответственного
бизнеса, рационального потребительского
поведения, интереса к интеллектуальным
эстетическим и духовным ценностям, развивается
в нашем обществе достаточно заметно в
последние годы.
Все больше внимания уделяется
государством вопросам внедрения инноваций
и модернизации страны. Развитие концепции
ИСЖ предполагает инновационный стиль
ведения бизнеса: поиск и внедрение инноваций,
не только технологических и продуктовых,
но и управленческих, включающие различные
аспекты инновационного менеджмента (управление
качеством, оптимизация бизнес-процессов,
эффективная мотивация персонала, CRM-технологии
и др.). Не последнюю роль на данном этапе
играет процесс создания благоприятного
имиджа предприятия, как инновационного,
социально - и экономически - ответственного.
Привлечение региональных малых
туристских предприятий в проекты
ГЧП в туризме может стать актуальной
альтернативой развития инфраструктуры
дестинации, умеренно привлекательной
с точки зрения крупномасштабных государственных
проектов. На основе данного положения
соискателем сформулированы и систематизированы
отличительные особенности государственно-частного
партнерства с участием региональных
малых туристских предприятий, представленные
на рисунке 4.
Следовательно, существуют
серьезные предпосылки, позволяющие региональным
малым предприятиям обратиться к инвестированию
в туристскую индустрию региона.
В качестве таковых мер по привлечению
региональных предприятий в развитие
туризма на основе государственно-частного
партнерства предлагается рассматривать
следующие:
1. Формирование спортивно-оздоровительного
кластера в туристских дестинациях
региона на основе государственно-частного
партнерства.
2. Создание системы СПА
с использованием местных лечебно-оздоровительных
источников в рамках ГЧП-проектов.
3. Подготовка и формирование
целевых программных мероприятий содействия
развитию предпринимательства в сфере
туризма и гостеприимства, включающих,
в том числе, методические рекомендации
по участию региональных предприятий
в ГЧП-проектах.
4. Формирование соответствующего
инвестиционного портфеля финансирования
ГЧП-проекта, в том числе преимущественная
инвестиционная поддержка субъектов малого
бизнеса, обеспечивающих международные
требования к охране окружающей среды
при создании объектов туристской индустрии.