Разработка мероприятия по организации предприятия малого бизнеса в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является разработка мероприятия по организации предприятия малого бизнеса в туристской индустрии на примере туристского агентства " Astel Travel ".
Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
1. исследовать теоретические и организационно-правовые вопросы организации производственно-торговой деятельности туристской фирмы как малого предприятия;
2. изучить тенденции и перспективы развития малых предприятий в туристской индустрии России;
3. разработать мероприятия по организации предприятия малого бизнеса в туристской индустрии на примере туристского агентства " Astel Travel ".

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 305.43 Кб (Скачать файл)

Анализирует и решает организационно - технические, экономические, кадровые и социально - психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.

Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.

Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.

Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.

Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.

Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.)

В зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности.

Должен знать:

законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;

рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;

конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга;

теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;

теорию и практику работы с персоналом;

формы и методы ведения рекламных кампаний;

порядок разработки бизнес - планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;

основы социологии, психологии и мотивации труда;

этику делового общения;

основы технологии производства;

структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;

методы оценки деловых качеств работников;

основы делопроизводства;

методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

основы законодательства о труде;

передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента;

правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Анализ экономических исследований в области туристского бизнеса показал, что когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, то особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, конкурентам, клиентам и т.п., однако главные усилия управления в индустрии туризма должны быть направлены на ее персонал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Тенденции и перспективы  развития малых предприятий в  туристской индустрии России

Развитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека; рациональному использованию свободного времени людей, важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения; кроме того, его можно считать экологически безопасной сферой деятельности людей обогащающей социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов. 
Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать. 
Социальная сущность туризма проявляется в организации досуга населения; сглаживании различий и предупреждении конфликтов в обществе; формировании новых связей между отдельными людьми и группами; повышении культурного уровня населения и распространении культурных ценностей. 
Велико социальное и культурно-воспитательное значение туризма: знакомство с историей, природой и культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей. В настоящее время туризм признан специфическим явлением промышленной цивилизации, потребностью современного человека. 
Однако, несмотря на то что туризм является понятием социальным, как отрасль рыночной экономики он в настоящее время превратился в чисто коммерческий вид деятельности. 
Так, если в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн. туристов и более 300 млн. экскурсантов, а в казну государства поступало 16,6 млрд долл. США, то в настоящее время более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев населения, фактически приостановили свою деятельность. 
Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране. В нашей стране социальному туризму уделяется пока недостаточное внимание государства. 
В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный – путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды». Данная формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма – так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся ему по закону часть бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Кроме того, отсутствует программа развития социального туризма, нет и строки в государственном бюджете о финансировании социального туризма. 
Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 млн. российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня. 
Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом – пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база пришла в негодность. 
Вот лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 млн. отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 млн. (сокращение в 20 раз). В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн. профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма – где-то 3 тыс. мест каждый год. 
В 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировались органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями. В настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования только инвалидам и детям до 16 лет, пользующимся путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России. 
     После распада СССР, отмены государственного регулирования и бюджетных дотаций удельный вес туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России резко снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г. (аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). В целом же в структуре семейного бюджета расходы на туризм составляют лишь 2%. 
В 80-е гг. удельный вес расходов на туризм и отдых в рамках семейного бюджета составлял 7–8%, а доступность туризма позволила ему стать стилем жизни большинства граждан. 
Конечно же стандарты качества туристского продукта не соответствовали международным, но, тем не менее, социальный туризм был мощным инструментом физического и нравственного оздоровления нации. 
Если к концу 1989 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 69,6 года, то в 2000 г. в период преобразований в экономике она снизилась до 65,3 лет. Одним из факторов ухудшения физического и нравственного здоровья населения специалисты считают отсутствие доступа к услугам туризма и отдыха широких социальных слоев населения. 
За последнее десятилетие социальный туризм в России во многом прекратил свое существование. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, зависло, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, относящиеся к сфере туризма.Попытки и действия, предпринимаемые местными властями субъектов Российской Федерации, не могут кардинально улучшить ситуацию с общедоступным социальным туризмом.В новых рыночных условиях и при слабой экономике страны существовавшая ранее модель социального туризма практически не возможна. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций. 
Мировой опыт убеждает, что массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью наличных денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. 
Законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы создать основы для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется в виду, что необходимо законодательно сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать их в формировании и реализации дешевых туров по России. 
Рекомендации ВТО, где Российская Федерация имеет полноправный статус, а также Международного бюро социального туризма таковы: в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, т.е. для дополнительного притока валюты. В России это соотношение сейчас 1:15. На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз. 
Необходимо стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах внутренний туризм. 
В условиях регулируемой государством рыночной экономики в России может быть не только достигнут существующий ранее уровень развития социального туризма, но и значительно превзойден, а для этого необходимо сделать упор на общедоступность туризма внутри страны для ее граждан, а также возродить сущностное значение туризма в социальном государстве. 
С социально-экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Определенное воздействие туризм оказывает и на экономику страны: 
1. Это проявляется при использовании предприятием таких производственных факторов, как труд, земля и капитал. При их комбинировании создается прибавочная стоимость. Данный процесс называют накоплением ценностей. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей, выполняя производственную функцию. 
2. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. При прямом эффекте занятости население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях, при создании мест в других отраслях экономики осуществляется косвенный эффект. Туризм помогает трудоустроить множество людей. В мире каждый десятый трудоспособный работник занят в области туризма, в России, к сожаленью, пока только каждый пятьдесят первый. Процесс создания и потребления услуг в большинстве случаев предполагает личный контакт исполнителя услуги с ее потребителем, всесторонний учет индивидуальных особенностей и запросов потребителя. Вследствие чего, процесс оказания услуг в меньшей степени поддается механизации и автоматизации, чем производство товаров. По подсчетам американских ученых, для обслуживания каждой тысячи туристов, проживающих в гостиницах любого района США, необходимы 279 должностей в учреждениях, непосредственно обслуживающих туристов, и 107 должностей в отраслях, косвенно связанных с туризмом, а на каждую тысячу туристов, останавливающихся в кемпингах, – 57 должностей в сфере, непосредственно связанной с предоставлением услуг туристам, и 32 должности во вспомогательных отраслях. 
3. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится к людям, чье рабочее место напрямую зависит от туризма (прямой эффект создания дохода в туризме), а также при получении дохода третьими лицами (функция косвенного эффекта создания дохода в туризме). Эффект получения национального дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит, когда выручка туристкой отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство. 
4. Как фактор развития национальной экономики туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Чаще всего это районы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Развитие туризма в таких местах особенно благоприятно, поскольку это дает возможность на месте реализовать продукцию сельского хозяйства, местных ремесел и таким образом стимулировать их деловую активность, увеличивать покупательскую способность экономически менее развитых районов страны. 
5. Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства стран, туризм способствует повышению квалификации обслуживающих работников и культуры обслуживания, лучшему использованию природных ресурсов страны. 
Система туризма решает важные задачи социальной сферы – определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени: осуществляет различные виды деятельности, активно влияет на занятость населения и социально-экономический прогресс; является фундаментом рынка услуг. 
По данным В.А. Квартальнова и А.А. Романова, статистика развития туризма в нашей стране показывает, что если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь 0,01 %. Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 г. уровня 5,5 млрд. долл. США, например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд. долл., а ввезено в страну было не более 800 млн. долл. 
Много проблем стоит перед российским туризмом: слабая правовая база, недостаточность инвестиции в туризм, не разработанность государственной стратегии туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. 
Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны, столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. 
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность задач межличностного общения при работе предприятий в условиях рыночных отношений. 
В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 чел.) 
Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса, не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу. Но главное – уделить внимание человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для воплощения всего этого в жизнь следует: 
- усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов; 
- развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов; 
- научиться обслуживать и развлекать все категории туристов; 
- уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень; 
- внедрять новейшие научные разработки и достижения техники; 
- широко использовать рекламу; 
- сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов; 
- широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме. 
Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными. 
Становление и развитие туристского рынка в условиях современной России напрямую связано с изменением понимания в обществе социальной роли, функции и предназначения туризма во всей жизни общества. Процесс переосмысления социального предназначения туризма оказался трудным и долгим по времени, что нанесло серьезный удар не только по самому туризму, но и экономике, и престижу общества в целом. 
Изменение отношения к туризму со стороны государства, общества и его различных институтов позволит туризму занять соответствующее место во всей общественной структуре и решать многообразные задачи по дальнейшему эффективному развитию современной России.

В работе установлено, что в России начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма. Туристские компании вынуждены жестко конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к созданию и функционированию крупных корпоративных структур – туристско-гостиничных комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают все допустимые пределы. Отметим, что на большинстве предприятий туристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют. Изучая особенности функционирования логистики в туристских компаниях можно прейти к выводу о том, что в качестве основных сфер применения логистики в туризме выступают три основных направления деятельности компаний сферы туризма: формирования туристского продукта; продвижения туристского продукта; реализации туристского продукта. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения предоставления услуг туристам можно выделить такие категории потребителей: для первой группы важно качество вспомогательного обслуживания; для второй группы – качество конечного сервиса, и не важно качество вспомогательного сервиса компании. Основные недостатки управления информационными потоками в туризме в настоящее время таковы: географическая разобщенность информационных потоков; перегрузка информационными данными о количестве участников туристского сектора, постоянное и быстрое обновление информации. Улучшение функционирования информационных потоков затрудняет процесс увеличения количества посредников между информацией и пользователями туристских услуг, имеются недостатки в технических средствах и отсутствует аудит и контроллиг информационных потоков в открытых системах передачи информации. В силу постоянного увеличения размера туристического рынка России нормальное информационное сопровождение туристического продукта связано с серьезными проблемами. Никакой, даже самый крупный туроператор не в состоянии отслеживать и поддерживать такую огромную информационную базу. Основная проблема на современном этапе развития российского туристического рынка заключается в сложности своевременного и оперативного информационного сопровождения туристического продукта. Это создает трудности не только туристам при выборе места отдыха, но и агентствам, туроператорам и самим средствам размещения. Компании вынуждены набирать большое количество менеджеров по разным направлениям, туроператоры не имеют возможности разрабатывать адекватный турпродукт, не имея в своем распоряжении полной и объективной информации, базы размещения не могут сообщить о себе, поскольку их информация просто теряется в массиве общих данных.

Иной точки зрения придерживается Я.Е. Парций, который, руководствуясь положениями Закона о туристской деятельности, определяет тур как комплекс услуг, связанных с путешествием. В свою очередь, в РЗА под туром понимается туристская поездка, совершаемая по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристских услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания. Единство относительно понимания тура отсутствует и в экономических работах по туризму. Следуя мнению Ю.Н. Соколова, мы полагаем, что понятие «тур» является исходным для понятия «туризм», а следовательно, и для остальных связанных с ним понятий. Однако это не означает, что тур должен представлять собой комплекс туристских услуг. Следует согласиться с мнением К.С. Свиридова, который предлагает исключить подобное определение тура из Закона о туристской деятельности. На наш взгляд, наиболее правильным выглядит понятие тура, сформулированное в ст. 1 Проекта, согласно которому под туром следует понимать поездку (путешествие), обусловленную определенной целью, в течение установленного срока и по определенному маршруту, осуществляемую физическими лицами самостоятельно или организуемую туристскими фирмами, а также лицами, осуществляющими экскурсионную деятельность. При этом можно говорить о синонимичности слов «тур» и «туристская поездка». Туристская поездка, организованная туристской фирмой, является организованным туром. В случае когда турист самостоятельно организует свою туристскую поездку, речь идет о неорганизованном (самостоятельном) туре. В последнем случае турист также вступает в экономические отношения с субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере туризма, приобретая отдельные консультационные услуги, услуги по размещению и транспорту, получая помощь в приобретении визы и т.п. Соглашаясь с Н.В. Сирик в том, что туристские перемещения обеспечиваются туристскими услугами, тем не менее, полагаем, что последние не обязательно должны составлять комплекс. Поскольку международный туризм как вид перемещения обладает рядом признаков, отличающих его от остальных видов путешествий, можно говорить о нем как об особом виде – международных туристских путешествиях. Экономическая составляющая занимает не последнее место в структуре туризма. Частично она находит отражение в качестве одного из признаков международных туристских путешествий, которые, как уже было сказано, обеспечиваются услугами, приобретаемыми туристами при совершении туристских поездок. В целом совершение турпоездок, уже давно превратившееся в глобальное явление, предполагает существование определенной сферы экономической деятельности, целью которой является удовлетворение потребностей туристов в осуществлении поездок, отдыха, экскурсий и т.п. Определение указанной сферы экономической деятельности и будет ответом на вопрос о содержании экономической составляющей туризма. В экономической науке эта составляющая нередко называется туристской индустрией (или индустрией туризма). Под ней, равно как в других работах – под туризмом, экономисты понимают отрасль экономики, межотраслевой комплекс, вид деятельности и т.д. Ряд экономистов определяет индустрию туризма как совокупность организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, а саму деятельность – как туризм.

Именно поэтому данная отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в основных фондах около 7%. Туризм обогащает и совершенствует социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов. Во-вторых, туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, являясь важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), доходы от туризма в 2004 г. составили (млрд. долл. США): в Испании – 45,2; Франции – 40,8; Италии – 35,7; Турции – 15,9. В России же – всего 5,2. На долю туризма приходится 11% мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами. Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн. долл. США. Для трети стран – участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. В-третьих, туризм в современном мире является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, он обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в сфере туризма создает 3–4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие, а способствует её сохранению и улучшению. Вместе с тем, доля России в аналогичных мировых показателях минимальна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно развивающих туризм и зарабатывающих на нём, она занимает пока незначительное место на мировом туристском рынке. Более того, разрыв между странами – лидерами туристского рынка и Россией увеличивается. Основная часть населения нашей страны по-прежнему не может воспользоваться услугами отечественных курортов и санаториев, а тем более она далека от выездного туризма. Россия испытывает огромную потребность в дальнейшем развитии и совершенствовании своего курортно-туристского комплекса – основной материальной базы внутреннего туризма, который занимает важное место в решении социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения. Человеческий капитал – главное богатство любой общественной системы. Его качество обуславливает конкурентоспособность рабочей силы и развитие экономики в целом. Здоровье нации, в свою очередь, существенным образом определяет характер демографических процессов, в том числе продолжительность жизни и уровень смертности. Важную роль в снижении смертности и восстановлении здоровья населения, наряду с другими мерами социального характера, может сыграть ускоренное развитие курортно-туристского комплекса России. Уровень заболеваемости, а, следовательно, и смертности можно в значительной степени снизить за счёт увеличения масштабов профилактической и лечебной работы учреждений санаторно-курортной сферы.

Информация о работе Разработка мероприятия по организации предприятия малого бизнеса в туристской индустрии