Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Туризм бывает внутренний и международный. Участник международного туризма называется иностранным туристом.
Термин «иностранный турист» (в международных договорах - просто «турист») прошел длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.
Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги наций 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет»*. Данное определение иностранного туриста является очень расплывчатым, которое можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 часов (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец) и поэтому оно неправильно.
Были установлены следующие основные группы туристов:
Туристами не считаются:
Такое определение международного туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).
Однако многие государства на международном уровне не выработали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений об их сотрудничестве в области международного туризма.
Туризм как товар реализуется в форме услуг.
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредствуются вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по производству продуктов питания для туриста.
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводительными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости.
В качестве потребительской стоимости труд удовлетворяет конкретную потребность людей. Потребление такой услуги означает особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару. Данная потребительская стоимость этого труда называется услугой, так как труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности.
Нематериальные услуги имеют и стоимость, эквивалентную затратам общественного труда, необходимым для их производства.
При обмене услуг на услуги,
как и при всяком обмене товара
на товар, эквивалент дается за эквивалент.
Обладая стоимостью, нематериальные
услуги, естественно, должны иметь и
меновую стоимость. Для производителей
этих услуг они являются товарами.
Поэтому они имеют
В процессе производства нематериальных
услуг затрачивается как
Вся деятельность туристского
хозяйствующего субъекта связана с
предоставлением туристам различных
услуг. Туристы выступают
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
1) производство услуг туризма;
2) реализация этих услуг;
3) организация потребления данных услуг.
В процессе реализации и организации потребления услуг происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль - туризм.
До настоящего времени
в действующей классификации
отраслей народного хозяйства отрасль
туризм не имеет четкого
Развертывание научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасли» как таковой постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей. Поэтому в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги вместе взятые), и выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысл единый функциональный критерий.
Место туристического бизнеса в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туристический бизнес - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Особенность туризма определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско -рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
С целью реформирования и
развития туристской отрасли Казахстана
правительством разработана и утверждена
Программа развития туризма на 2007-2011
годы. Основной целью данной программы
стало создание конкурентоспособной
туристской индустрии для обеспечения
занятости населения, стабильного
роста доходов государства и
населения за счет увеличения объемов
въездного и внутреннего
Поставленная цель определила
первоочередные задачи, требующие решения
в ближайшее время. К этим задачам
относится развитие инфраструктуры
казахстанского туризма, создание эффективного
механизма государственного регулирования
и поддержки туризма, формирование
привлекательного туристского имиджа
страны, повышение туристского
В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. В Программе указаны следующие меры, подлежащие реализации:
- разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
- совершенствование национального законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
- принятие необходимых нормативно-правовые актов по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
- совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрение Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
- совершенствование методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
- активизация сотрудничества в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
- повышение качества туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
- обеспечение максимального уровня координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
- обеспечение соответствующего уровня туристского менеджмента;
- обеспечение государственной поддержки развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
- содействие развитию частных инициатив в туристской отрасли.
Для решения вопросов развития
инфраструктуры туризма и улучшения
инвестиционного климата в
- подведение линий электропередачи;
- строительство систем водоснабжения и водоотведения;
- прокладка либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
- строительство и реконструкцию транспортных путей.
В первую очередь развитие
коммуникационных систем планируется
обеспечить в районах развития пляжного
туризма и индустрии
Планируется формирование на
базе крупных концентраций рекреационных
ресурсов территориальные зоны с
рекреационной хозяйственной
Особое значение, в соответствии с Программой, имеет развитие санаторно-курортного дела в Республике Казахстан, что требует реализации следующих мер:
- проведения сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
- разработки нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность санаторно-курортных объектов;
- обеспечения координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.
Учитывая недостаточное развитие инфраструктуры туризма, а также ограниченность финансовых средств, были определены приоритеты первоочередного строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов в рамках реализации проекта «Еврокемпинг» на региональном уровне, направленного на строительство сети гостиниц категории трех-, двухзвездочные и туркласса в следующих регионах:
- Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р–на и г. Щучинск;
- Алматинская область – г. Текели, г. Жаркент;
- Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса «Тектурмас»), Байзакский р-н (на территории древнего городища «Акыртас»), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.
Далее намечено создание сети гостиниц категории туркласса, гостевых домов и кемпингов:
- в Восточно-Казахстанской области – у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
- в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
- в Атырауской области - на городище Сарайчик;
- в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
- в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП.
Учитывая прогноз, к концу 2011 года в стране планируется построить гостиницы на 368300 койко-мест.
При этом в целях повышения
инвестиционной привлекательности
сферы туризма планируется
- повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочую группу по вопросам повышения инвестиционного имиджа республики Совета иностранных инвесторов при Президенте РК;
- содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, созданию сети индустрии досуга и развлечений;